А. п. чехов ванька

Давно меня преследовал соблазн "увидеть" Чехова, прониктуть в его писательский дух, попробовать прозреть  тайну его таланта.

Почему рассказ ВАНЬКА? -возможно потому, что он очень мне близок...

 Это один из самых лучших рассказов, одинаково интересен и для детского возраста, и для взрослого.

 Перед читателем одна трогательная сцена: мальчишки девяти лет Ваньки Жукова, находясь в чужой семье, в Рождественскую ночь пишет Поздравительное  письмо своему

дудушке, чье содержание вводит  Читателя в странную, жестокую атмосферу : город, - его нравы / село, - его нравы. И вот между этими двумя реальными идеями существования "быть" оказывается сельский мальчишка.

 "Милый, дедушка, Константин Макарыч! -писал он, - И пишу тебе письмо.Поздравляю вас с Рождеством и желаю тебе всего от господа бога. Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался"......

 "А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то,  что я качал ихнего ребятенка в люльке и по нечаянности заснул. А на неделе хозяйка велела мне почистить селедку, а я начал с хвоста, а она взяла селедку и ейной мордой начала меня в харю тыкать. Подмастерья надо мной насмехаются, посылают в кабак за водкой и велят красть у хозяев огурцы, а хозяин бьет чем попадя. А еды нет никакой. Утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже хлеба, а чтоб чаю или щей, то хозяева сами трескают. А спать мне велят в сенях, а когдо ребятенок ихней плачет, я вовсю не сплю, а качаю люльку. Милый дедушка, сделай божецкую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню, нету никакой моей возможности... Кланяюсь тебе в ножки и буду вечно  бога молить, увези меня отсюда, а то помру..."

 Ванька покривил рот, потер своим черным кулаком глаза и всхлипнул.

 "Я буду тебе табак тереть, - продолжил он, - богу молиться, а если что, то секи меня как Сидорову козу. А ежели думаешь, должности мне нету, то я Христа ради попрошусь к приказчику сапоги чистить, али заместо Федьки в подпаски пойду. Дедушка милый, нету никакой возможности, просто смерть одна. Хотел было пешком на деревню бежать, да сапогов нету, морозу боюсь. А когда вырасту большой, то за это самое буду тебя кормить и в обиду никому не дам, а помрешь, стану за упокой души молить, все равно как за мамку Пелагею.

 А Москва город большой. Дома все господские и лошадей много, а овец нету и собаки злые. Со звездой тут не ходят и на клирос петь никого  не пущают, а раз я видел в одной лавке на окне крючки продаются прямо с леской и на всякую рыбу, очень стоющие, даже такой есть один крючок, что пудового сома удержит. И видал, которые  лавки, где ружья всякие на манер бариновых, так что небось  рублей сто каждое...А в мясных лавках  и тетерева, и рябцы, и зайцы, а в котором месте их стреляют , про то сидельцы не сказывают.

 "Приезжай, милый дедушка, - продолжал Ванька, - Христом богом тябя молю, возьми меня отседа.  Пажалей ты меня сироту несчастную, а то меня все колотят и кушать страсть хочется, а скука такая, что и сказать нельзя, все плачу. А намедни хозяин  колодкой по голове ударил, так что упал и насилу очухался. Пропащая моя жизнь, хуже собаки всякой... А еще кланяюсь Алене, кривому Егорке и кучеру, а гармонию никому не отдавай. Остаюсь твой внук Иван Жуков, милый дедушка приезжай."

Ванька сложил вчетверо исписанный лист и вложил его в конверт, купленный накануне за копейку... Подумав немного, он умокнул перо и написал адрес:

На деревню дедушке.

Потом почесался, подумал и прибавил:"Константину Макарычу"

 Ванька добежал до первого почтового ящика и сунул драгоценное письмо в щель...

Убаюканный сладкими надеждами, он час спустя крепко спал...  Ему снилась печка. На печи сидит дед, свесив босые ноги, и читает письмо кухаркам...Около печи ходит Вьюн и вертит хвостом..."

 Так идеей абсурда заканчивается этот рассказ, один анекдот, один fait divers, один текст с имманентным( глубоким) содержанием  - ПИСЬМО ДЕВЯТИЛЕТНЕГО ВАНЬКИ ЖУКОВА...

 Специально мною выделен ТЕКСТ письма.

Дело в том, что перед нами четыри типа стиля:

 1. Авторский;
2.детский стиль собственный и перерасказвательный, созданный на основе :а) стиль Вани; б) стиль  городских хозаев; в) стиль подмастерьев;г) стиль сельский.

 Такое переплетение стиля говора, служащий для создания ОБРАЗОВ персонажей, фигурирущих в письме ребенка 9-ти лет, под силу только Великому Знатоку  русского СЛОВА! - Антону Павловичу Чехову.

 Вот начало рассказа:

  "Ванька Жуков, девятилетний мальчик, отданный три месяца тому назад в ученье к сапожнику  Аляхину, в ночь  под Рождество не ложился спать. Дождавшись, когда хозяева и подмастерья ушли к заутрене, он достал из хозяйского шкапа пузырек с чернилами, ручку с заржавленным пером и, разложив перед собой измятый лист бумаги, стал писать. Прежде чем вывести первую букву, он несколько раз пугливо оглянулся на двери и окна, покосился на темный образ, по обе стороны которого тянулись полки с колодками, и прерывисто вздохнул. Бумага лежала на скамье, а сам он стоял перед скамьей на коленях."

 Итак, - перед нами начало рассказа. Это начало статично, т.к. использованные тут глаголы действия редуцируются к идее существования :"быть" и к архифразе  типа "это так":

вот эти глаголы: " не ложился спать" - "ушли" - "достал" - "стал писать" - "оглянулся" - " покосился" - " тянулись" - "вздохнул" - "лежала" - " стоял" - именно эти глаголы объясняют ситуацию и создают описательный кадр ( термин Е.Г. Эткинда), составленный из мельчайших деталей!

 Детали! Для чего они тут? и еще один вопрос: заглавие рассказа содержит только ИМЯ мальчика - ВАНЬКА....А начало рассказа дополняет ИМЯ ФАМИЛИЕЙ! Почему?!
Ответить на этот вопрос , - значит постараться понять идею детерминированного (Ванька Жуков) и недетерминированного (ВАНЬКА).

 Заглавие по определению Христо Тодорова есть конденсированный текст всего содержания произведения. Чехов, поставив заглавие в недетерминированной форме , вводит в  него идею ВСЕОБЩЕГО = много мальчиков с именем Ваня...Однако Автор не использует литературную форму имени, а распространенную в народе и такая недетерминированная форма может содержать и идею  лаского обращения, и презрительного отношения, и простонароднего, подсказывающего, что много их таких в учениках по Руси имелось.

 С введением детерминированности= Фамилии с самого начала рассказа, Чехов подсказывает о партикулярности его Персонажа - НЕ ПРОСТО "ВАНЬКА", а Ванька Жуков - об особенности истории девятилетнего мальчика, об особенности характера маленького ученика пойдет речь...

  Выше был поставлен вопрос о глаголах, вводящих идею о действии, но это перечисление действий сводится к статичному "быть" и нет ни одного глагола, вводящего или содержащего модальность... т.к. здесь речь идет скорее об ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТИ, которая заложена в желании Ваньки Жукова ПИСАТЬ. И именно это действие оказывается для маленького Персонажа  связанным с самой слабой модальной позицией, подсказывающей состояние СТРАХА: вот эти два важных глагола с самой слабой модальностью: "пугливо оглянулся" -"покосился на темный образ" ="мочь / не мочь". Этот момент очень важный т.к. предложенные Автором ДЕТАЛИ не являются случайными, они абсолютно все (даже глаголы) вводят идею локализации типа "быть 3",т.е., как отмечает Хр. Тодоров, они служат ХАРАКТЕРИСТИКОЙ персонажа (персонажей) и обстоятельств, в которых он (они) находится.

  "Покосился на темный образ" - как просто ввел Антон Павлович идею многозначности действий мальчика : итак действие происходит "в ночь под Рождество" - христианский праздник, который требует от каждого христианина исповедоваться, соблюдать долгий пост и исполнять Божии Заповеди и одна из них гласит:"НЕ КРАДИ!" А что делает Ванька Жуков -" достал из ХОЗЯЙСКОГО шкапа пузырек с чернилами, ручку с заржавленным пером...." т.е. он нарушил Заповедь.., - вот почему он "покосился на образ",  мальчик был ограничен во времени= "заутренний молебен" т.е пока он был ОДИН. Именно глагол "покосился" подсказывает, что Ванька Жуков ЗНАЕТ, что нарушена Заповедь, но он ограничен во времени.

 Чехов так подобрал детали, что они оказываются "эмбриональными" и требуют объяснения в продолжении рассказа: нак например -

 "Дождавшись, когда хозяева и подмастерья ушли к заутрене..." -

 в этих нескольких словах скрыт глубокий смысл и , естественно, что Читатель ожидает объяснения: такие хорошие отношения , что в ночь под Рождество и ХОЗЯЕВА и ПОМАСТЕРЬЯ вместе "ушли к заутрене..?" Почему Ванька остался в такую священную НОЧЬ ОДИН? Далее, поражает мастерство Писателя как образно он успевает передать психологическое состояние девятилетнего мальчишки - НЕТЕРПЕНИЕ остаться ОДНОМУ- глагол "УШЛИ" - в прошедшем законченном времени. Повторяю пример из текста еще раз:

 " Дождавшись,........ушли к заутрене, он ДОСТАЛ, т.е. с одной стороны введена идея продолжительности времени и НЕТЕРПЕНИЕ = "ДОЖДАВШИСЬ"(идея законченности  процесса ожидания) он ДОСТАЛ= ВЗЯЛ без разрешения, без ЗНАНИЯ со стороны ХОЗЯЕВ, " ИЗ ХОЗЯЙСКОГО ШКАПА пузырек с чернилами, ручку с ЗАРЖАВЛЕННЬІМ ПЕРОМ"...= УКРАЛ?....естественно, что нет. Но во всем этом построении фразы , да еще и "темный образ" ....= НЕОДОБРЕНИЕ со стороны ОБРАЗА -"Не кради"= НЕ ИМЕЙ...

  А вот "ручка с ЗАРЖАВЛЕННЬІМ ПЕРОМ"...такая интересная деталь..., взятая из "хозяйского шкапа"...На этом этапе прочтения эта деталь не подлежит объяснению.

  Дествия мальчика очень логичны (нет много времени) и тут появляется новая деталь:

 " ...и, разложив перед собой ИЗМЯТЬІЙ лист бумаги, стал ПИСАТЬ." -

 так чем же располагает Ванька Жуков? - пузырьком чернил, ручкой с заржавленным пером, измятым листом бумаги и ВРЕМЕНЕМ....и еще висящими над ним:

" по обе стороны тянулись полки с колодками" - идея локализации "быть 3" - характеризующая будущую профессию мальчика, о которой собщается еще в первом предложении:

"...отданный ТРИ месяца  тому назад в ученье к сапожнику Аляхину..." -
какая развернутая деталь! Так появляются в первом предложении два Субъекта: Ванька Жуков и сапожник Аляхин, но уже детальные уточнения  подсказывают, что отношения между двумя Субъектами субъектно-объектные : Субъект -сапожник Аляхин  - Объект (учения) Ванька Жуков. Такая подробность инсинуирует очень важный момент - вводится идея подченения и предложенный выше подробный анализ деталей заставляет задуматься об отношениях между этими двумя Субъектами. Например, - почему Ванька Жуков "дожидался" ухода хозяев и подмастерьев? Почему ему было необходимо "доставать из хозяйского шкапа" -нельзя ли было попросить....

 И последняя очень многозначительная деталь: поза, в которой Ванька Жуков собрался ПИСАТЬ:

 "Бумага лежела на скамье, а сам он стоял перед скамьей на коленях."
- на коленях перед скамьей, перед бумагой и "темным образом".

 


Рецензии