1939 год. Где мы были с восьми до 11?

       28 февраля 2016
                Very little,very late.(поговорка)

  Есть люди,которые очень любят читать толстенные книги.Чтобы было занятие на целый отпуск,а не только на выходные ,и уж тем более-на вечер.Сел -и погрузился,вчитался-и поплыл. В такой-то книженции на 900 страниц все ,что можно понаизлагать положено автору.Самое главное-сексуальные фантазмы,сны,параксизмы мыслительного процесса.

  "Пароксизм (от др.-греч. «раздражение, озлобление; поощрение») — усиление какого-либо болезненного припадка (лихорадка, боли, одышка) до наивысшей степени; иногда этим словом обозначают также периодически возвращающиеся приступы болезни, например болотной лихорадки, подагры."(Вики)
 -Вот такая вдруг вылезла загогулина,-воскликнула Авторесса.-Есть,есть предположение,что все великие авторы страдали именно подагрой,что и становилось основным движителем их творчества.
 Мышонок при этом встревоженно посмотрел на автора,валяющегося в означенный период времени на полу в виде истрепанного тома медицинского словаря.
  "Пароксизмы отражают наличие дисфункции вегетативной нервной системы и могут быть проявлением ряда заболеваний. Наиболее частая причина их — неврозы. На втором месте стоят органические (обычно не грубые) поражения мозга: гипоталамические расстройства, стволовые (особенно дисфункция вестибулярных систем). Нередко кризы сопровождают приступы височной эпилепсии, мигрень. Могут возникать они и на фоне выраженной аллергии. Церебральные вегетативные пароксизмы следует дифференцировать от первичного поражения эндокринных желез."
   -Означает ли это,что диагноз доктора Тряпки,после узаконенный "наилучшим эндокринологом Англии", являлся надуманным изначально,-задумчиво вдруг огласил автор,снова превратившийся в раба на галерах.
  -На самом деле,-сказал Мышонок,рассматривались совсем другие книги,и другие мысли хотел я озвучить.
  -Опять про "верри черри,верри блерри",-скривилась Авторесса,а автор крякнул уничижительно.
  -Всем их история давно известна,и не интересна,-высказался автор.-Разговор по-душам с самой собой,если никто не ценит?
  -Россказни про контрацепцию и "горячее тело мужа в Шотландском замке Ее Величества",и не просто мужа,а Мужа,равного Черчилю,и как результат- рождение Льва?!
  -Кому это интересно,-закричали и автор, и Авторесса.
  -Но не только,а к тому же в новой книге раскрывается немаловажная деталь,про 2,5 миллиона эмигрантов,которых Тонни старался скрыть под широким либеральным кустом...
  -Тех самых,которых он использовать хотел на манер Бросс-Тито ,ухайдохавшим Косово своими экспериментами с правом на голосование?Так неистовый Дэвид в полной мере использовал данный ресурс во время Шотландского референдума.
  -Второй раз это ружье может выстрелить в другом направлении,как и в Югославии,теперь бывшей.
  -Кстати,неистовый Дэвид сегодня выступает не менее рьяно в печати,доказывая ,что никогда не хотел выхода из ЕС,потому ,что это будет означать катастрофу века.
 -Для кого,-полюбопытствовал Мышонок.-Для Югославии?!

                1.
  "Так распорядился рок. По Литтеллу, те, кто — вот просто так, волей судьбы, оказавшись в другом месте, родившись в другое время,— не был в сентябре 1941-го в Бабьем Яру, не должны, не могут судить тех, кто — по воле рока — там находился. И в каком-то смысле даже не важно — во рве или у рва."
   -Словом,аж на 900 страницах автор "вери литтле ,вери лейт" нам расписал ,как бог черепаху всю мировую  войну гитлеризма за третий рейх с холокостом в придачу с точки зрения палача.
  -Но не палача,а жертвы,судя по цитате?
  -Стоило расписывать-"растекаться по древу" на 900 страниц,-хмыкнула Авторесса.

 "Начав войну с Советским Союзом как гаупштурмфюрер СД (спецподразделения СС, предназначенного в первую очередь для решения еврейского вопроса), Ауэ оказывается сперва на Кавказе (решая все тот же вопрос), потом в окруженном Сталинграде (где, правда, оказывается уже не до вопросов). Получив ранение и повышение до оберштурмфюрера, он попадает на работу в министерство внутренних дел, руководимое Гиммлером. Там ему поручают заняться оптимизацией работы фабрик и мастерских при концлагерях."
  -Между прочим,в Сталинграде он мог бы получить крест над холмиком,тогда бы не надо было в ведомстве Гимлера перекладывать бумажки с 8 утра до 11 вечера,решая вопрос "убийства" по воле рока.
  -То есть,мистер "верри литтле вери лейт" нам пытается впарить протухшую истину,что жертва и палач не сами делают осознанный выбор,а ими руководит злой рок?
 -Тебе не повезло:ты родился евреем?Тебе не повезло:ты родился палачом?!
  -Например,в стране "Как-надо" разгорелся исторически- дипломатический скандал."Как только появилась информация, что в новой книге Ратны Омидвар и Даны Вагнер "Flight and Freedom. Stories of Escape to Canada" ("Полет и свобода. Истории бегства в Канаду") изданной канадским издательством "Between The Lines" ("Между строк") имеется высказывание о том, что один из героев книги служил в "польском SS", это вызвало незамедлительную реакцию посольства Польши в Канаде. Протест по этому делу направил в издательство лично посол Польской Республики в Канаде Марцин Босацкий (Marcin Bosacki) и потребовал изъять эту позицию из продажи, принести опровержения и извинения, в том числе и посредством социальных сетей."
  -Но,как оказалось,сами же поляки ,в том числе и небезызвестный пан Сикорский наступали долгое время на грабли ,разоблачая так называемых "смальцовников" и подельников нацистов.
  -"Простые редакторы из "Between the Lines" не являются педантами. Они не обязаны знать исторический контекст,касающийся Польши во времена холокоста, организованного немцами, на оккупированных ими наших землях. Подают этот выразительный контекст именно польские учреждения, включая и дипломатические. Однако они предложили иностранцам тексты, которые говорят о польской истории только плохое."-сказано на "регнум".
  -Да,наступили времена таинственные,-мудро провозгласил Мышонок.-Все смешалось в доме "сикорских".
  -"Немцы во время войны тоже развязали настоящий террор по отношению к евреям: слышал, кто такие "смальцовники"? Страшнее их для польских евреев ничего не было. Это те поляки, которые ходили по улицам и вылавливали на улицах евреев со словами "Поделись смальцем!" Тех, которые не могли откупиться деньгами или драгоценностями, безжалостно выдавали фашистам. На совести смальцовников сброшенные в Варшавскии канализации газовые бобмы (там укрывались евреи), уже не помню, при каких обстоятельствах это было. Так эти самые смальцовники - они как, жертвы режима, который построил и укрепил Гитлер, или поддонки-бандиты? Я склоняюсь ко второму. И в нашем случае, когда мы все с такой готовностью стали помогать НКВД ловить "врагов народа", тоже склоняюсь к этому же.(дискуссия в интернете ,2003 год)
  -К той дискуссии стоит вернуться,а вот пока что мы пойдем дальше,-миролюбиво заметил автор .-Так в чем главный вывод книги  на 900 страниц,написанной в 2006 году и изданный в России в 2009?
   -"Написанный по-французски роман американца Джонатана Литтелла "Благоволительницы" (2006), главный герой которого — эсэсовец, принимающий участие в уничтожении евреев,во Франции назвали "великой книгой", в Германии — "порнографией насилия", а в англоязычном мире — "французским извращением" и "блистательным шедевром".-прочёл Мышонок из Вороха старых газет.
  -"Центральному герою книги (от лица которого и ведется это циклопическое повествование) оберштурмфюреру СС Максимилиану Ауэ удается выехать из окруженного русскими Берлина и добраться до пустующего дома своей сестры Уны в Померании. Затворившись там, он опустошает винный погреб и ведет длинные воображаемые беседы с отсутствующей сестрой. Эта сестра-близнец к тому же — любовь всей его жизни. Идеал, к которому Максимилиан вечно стремится, так что даже свой гомосексуализм он объясняет тем, что хотел испытывать те же ощущения, что и она."

  И вот эта воображаемая и потому даже еще более желанная и еще более светлая (в противоположность даже не темному, а скорее мутному Максимилиану) Уна заявляет, что она знает настоящую причину, из-за которой убивали евреев. Убивая евреев, утверждает она, мы, немцы, хотели убить самих себя, убить еврея в себе, убить в себе то, что соответствует нашей идее еврея. Убить в себе толстопузого буржуа, пересчитывающего свои гроши, мечтающего о признании и власти, которую он понимает как власть Наполеона III или власть банкира. Убить буржуазную мораль, убить практичность, убить покорность, уживающуюся с жаждой доминирования,— убить все эти замечательные немецкие достоинства. Потому что все эти качества — они наши, подлинно немецкие, перенятые евреями потому, что они мечтали быть на нас похожими. А мы, продолжает Уна, мы в свою очередь мечтали быть похожими на евреев с их ничем не замутненной верностью Закону. Но мы все ошибались — и евреи, и немцы. Потому что сегодня быть евреем — это значит быть Другим. Быть "Не таким" — наперекор всему.
   Далеко не всякое произведение может вынести подобный набор клише — пусть даже изложенных с украшающей их страстью,— предлагаемый в качестве апогея, в качестве точки, где сходятся многие идеологические линии, где объясняется необъяснимое.(К примеру, странная галлюцинация, посещающая Максимилиана, присутствующего на публичном выступлении Гитлера,— фюрер вдруг предстает ему покрытым бело-голубым раввинским талесом.) Но роман Литтелла с этим справляется, как он справляется еще много с чем, утрамбовывая чрезмерности, высокопарности и сентиментальности в чернозем текста.
  -Проще говоря, Литтелл так хорошо умеет составлять слова и превращать их в прозу, что вот так просто отмахнуться от его книги и от его соображений не получается. Как вообще-то всегда хочется отмахнуться от любых предложений как-то по-новому, иначе, нетривиально взглянуть на события Второй мировой войны, на фашизм и, главное, на холокост.

  В этом смысле самой непосредственной, самой человеческой реакцией на "Благоволительниц" можно счесть статью рецензента The New York Times, где присужденная роману Гонкуровская премия объявлялась свидетельством "не только извращенности французского вкуса, но и того, как изменилось отношение литературы к холокосту за последние пару десятков лет", а сам Литтелл обвинялся в том, что он заставил нас слушать "монстра, который монструозно долго повествует о своих монструозных поступках".

 И правда, вопрос "Почему мы должны слушать этого человека?" возникает уже на первых страницах романа, когда главный герой и рассказчик — бывший эсэсовец, а ныне благополучный директор кружевной фабрики на севере Франции,— пустившись в свой длиннейший рассказ о годах войны, делится следующим, например, соображением: "Разница между брошенным в газовую камеру или расстрелянным еврейским ребенком и немецким ребенком, погибшим под зажигательными бомбами, только в средствах, которыми они уничтожены; две эти смерти одинаково напрасны, ни одна из двух не сократила войну даже на секунду, но в обоих случаях человек или люди, убившие этих детей, верили, что это справедливо и нужно; если они ошиблись, кого винить?"* (Примечание: цитаты, помеченные звездочкой, даны в переводе А. Лешневской и И. Мельниковой, остальные — в моем.)

 Максимилиан Ауэ, извращенец и позер, действительно не соответствует никаким представлениям об обаятельном рассказчике, но его многословность и барочное внимание к деталям оказывают какой-то гипнотический эффект, а невозможность ему сочувствовать хотя бы отчасти искупается тем фактом, что он сочувствия и не ищет. Если он и ищет чего-то, так это справедливости. Вернее, равноправия — даже если это равноправие палача и жертвы. Он хочет, чтобы мы признали: "Человек, стоящий с ружьем у расстрельного рва, в большинстве случаев оказался там столь же случайно, как и тот, что умер — или умирает — на дне этого самого рва".
   -Оправдание зла?

 "Зло предстает рационально устроенной, аккуратно и технично работающей машиной, сотрудники которой должны заниматься лишь обеспечением ее бесперебойного функционирования и не пачкают пальцы ничем, кроме чернил. При прочих равных они оказались бы абсолютно нормальными людьми — не хуже и не лучше нас с вами.
  Нет,Литтелл не предлагает этих людей обелить или даже "пересмотреть" оценку фашизма, фашистов и холокоста. Он говорит о возможности пересмотра нашей оценки нас самих, а вернее — нашей самодовольной уверенности в том, что мы бы уж точно никогда, ни при каких обстоятельствах не стояли бы "с ружьем у расстрельного рва". Несколько раз на протяжении этой страшно длинной книги читатель с болезненным чувством осознает, что эта уверенность, да, колеблется."
   -Непоколебимость уверенности в чем?!
   -Не в соответствии ли с данной "рефлексией", в Испании ежегодно чествуются "герои " "Голубой дивизии",стоявшие у стен блокадного Ленинграда,как "истинные" патриоты,такие же ,как и  легендарные защитники города,но немного "жертвы злого Рока"?Кстати,и посольство России принимает в тех мероприятиях участие.Так что польские послы,заплутавшие в тенетах исторического момента, не одиноки в своих "рефлексиях на тему истории".

                2.
  Евреи жили в Польше в течение 800 лет. Накануне немецкой оккупации еврейская община Польши насчитывала 3 300 000 человек. Она была самой крупной в Европе и составляла 10 процентов от общего населения страны.
 Когда в сентябре 1939 года Германия и СССР оккупировали Польшу, большинство евреев, оказавшихся в зоне немецкой оккупации - 1 800 000 человек, были собраны в гетто. После германского вторжения в Советский Союз в июне 1941 года та же участь постигла евреев всей территории оккупированной Польши; тысячи были отправлены в концлагеря и на принудительные работы.
  В декабре 1941 года началось уничтожение евреев Лодзи и окрестностей. Их убивали в  душегубках Хелмно. С марта 1942 года начали действовать газовые камеры в Аушвице. После решений Ванзейской конференции с марта по июль 1942 года на территории Польши было создано три лагеря уничтожения, расположенных в непосредственной близости от основных железнодорожных магистралей: Белжец, Собибор и Треблинка, - лагеря "операции Рейнхард". В этих лагерях селекции, как правило, не проводились: сразу же по прибытию жертвы – мужчины, женщины и дети отправлялись прямо на смерть.

                3.
 Евреи жили в Литве с XIV в. С XVII в. слава литовских йешив (высших школ изучения Торы) разнеслась по миру, и в течение XIX в. эта страна была центром еврейской культуры, религии и сионистского движения. После Первой мировой войны Литва стала независимым государством.
  В рамках Пакта о ненападении между нацистской Германией и Советским Союзом, заключенного лишь на несколько дней раньше начала Второй мировой войны в сентябре 1939 г.,Литва отходила к советской сфере влияния. 30 октября того же года Литве был возвращен контроль над Вильнюсом, ранее принадлежавшим Польше. После этого еврейское население Литвы возросло со 100 000 до 250 000 человек. Это число включало в себя около 15 000 еврейских беженцев из оккупированной нацистами Польши. Большая часть литовского населения страны была озлоблена пактом с СССР, отнимавшим независимость у Литвы. Раздражение срывали на евреях, что выражалось в их травле и покушениях на собственность.
  15 июня 1940 г. части Красной Армии вошли в Литву; спустя семь недель Литва была официально аннексирована Советским Союзом. Присоединение страны к СССР сильно повлияло на жизнь литовского еврейства. С одной стороны, представители евреев вошли в правительство республики, и евреи могли отныне без ограничений учиться в высших учебных заведениях. С другой стороны, их предприятия были национализированы, а многие политические, культурные и благотворительные организации – закрыты. 14 июня 1941 г. советские власти выслали десятки тысяч литовцев, объявленных «врагами народа»; среди них было и 7000 евреев. Хотя евреи и сами страдали от советской власти, литовцы считали их сторонниками Советов. В результате, многие литовцы, в том числе члены националистической организации Литовский фронт, терроризировали евреев.
  22 июня 1941 г. Германия напала на СССР, и Литва была оккупирована немцами. Большинство литовского населения приветствовало немцев, считая, что Германия предоставит стране независимость. Многие охотно сотрудничали с оккупантами. Еще до завершения оккупации Литвы сами литовцы устроили еврейские погромы по крайней мере в 40 населенных пунктах. Евреев убивали, избивали, насиловали; над раввинами издевались. Однако Германия вовсе не собиралась предоставлять независимость Литве: страна стала частью Рейхскомиссариата Остланд (Reichskommissariat Ostland), одним из его «генеральных округов» (Generalbezirk Litauen).
   Спустя лишь несколько недель после оккупации Литвы, нацисты провели систематическую кампанию по уничтожению литовского еврейства, возглавленную 3-й эйнзатцкомандой Einsatgruppe A. Многие стадии истребления, включая сбор евреев в одном месте, их охрана и перемещение на место убийства, выполнялись литовскими солдатами и полицейскими.
  Летом 1941 г. было убито множество евреев из провинции. С сентября по ноябрь проводилось уничтожение евреев больших городов, согнанных после оккупации в гетто. К концу 1941 г. в Литве осталось лишь 40 000 евреев; они были сконцентрированы в четырех гетто (в Вильнюсе, Каунасе, Шауляе и Швенчионисе) и в нескольких трудовых лагерях. За лето и осень 1943 г. были ликвидированы гетто в Вильнюсе и Швенчионисе, а гетто в Каунасе и Шауляе стали концлагерями. Примерно 15 000 евреев перевезли в трудовые лагеря в Латвии и Эстонии, где они и погибли, а 5000 евреев были депортированы в лагеря уничтожения.
  Перед тем, как оставить Литву летом 1944 г., немцы эвакуировали около 10 000 евреев из лагерей в Каунасе и Шауляе в германские концлагеря. Те, что пытались сопротивляться, были убиты. Из евреев Литвы выжило лишь несколько тысяч человек.
               
                4.
  -В последнем тексте наибольший интерес представляет именно признание того,что литовские евреи были наилучшими в мире знатоками Торы и то,что они были из рода ашкенази.
  -Здесь не говорится,что они были из рода ашкенази,-заметил Мышонок.
  -Зато в другом месте данный факт подчеркивается,-уверенно гнула свое Авторесса.
-Говорится,что они были сионистами,-добавил Мышонок.-А польские евреи были самыми зажиточными...
  -Вот так мы аккуратно подходим к главному выводу,который пока что озвучивать рано,-сказала Авторесса.Но что она имела в виду,было скрыто под завесой Тайны.

  Мышонок и автор еще какое-то время пытались ее расшевелить доводами по поводу книг про "вери черри вери блерри" на фоне упавшего внезапно фунта,и проблем с "вхождением-выходом " из ЕС,не говоря про внушительную демонстрацию против "трайдентов" ,но все зря.
  -Кажется, она читает Тору,-шопотом сказал Мышонок.
  -А разве женщинам разрешено читать Священные Книги?-ужаснулся он.
  -Мертвым можно:мертвые сраму не имут,-жестко возразил автор.-Их вообще можно как хочешь...оболгать.

               



 


Рецензии