Усадьба Саарела под Выборгом
Вечером Лемпи с подругой добрались на автобусе, который следовал в Юустила (современное Брусничное), на место. На дороге Лемпи заметила указатель с изображением свиной головы. В имении Саарела находилась животноводческая ферма по производству свинины. Гостей встретила женщина небольшого роста, Хилья Сарен. Она жила в небольшом деревянном доме старинной постройки во дворе усадьбы. Дом встретил горящим камином, зажженными свечами и головокружительным запахом свежеиспеченного пшеничного хлеба. Простой народ выпекал ржаной хлеб, который пахнет совсем иначе. Лемпи улыбнулась, как разнятся запахи пшеничного хлеба и, например, карельского рыбного пирога «калакукко».
Лемпи смотрела на эту маленькую женщину, еще не старую, но с редкими серебряными прядками на буклях, и думала, что делает эта прекрасная аристократка здесь, в глуши. Мадам Сарен носила ожерелье из настоящего жемчуга. Лемпи слышала, что Хилья занималась верховой ездой в Стокгольме, в немецком пансионе изучала европейские языки, владела усадьбой в Хиетала, которая досталась по наследству ей и дочери после смерти первого мужа.
В углу просторной комнаты находился ткацкий станок, за ним длинными темными вечерами хозяйка работала. Хилье нравились не домотканые половики в карельском стиле, а настоящие толстые восточные ковры. Писательница Лемпи Яяскеляйнен не понимала, как можно тратить время так бездарно. Ей самой хотелось одного: чтобы оставили в покое и дали заниматься сочинительством, писать, писать и писать в тишине, в одиночестве. Комнаты Хильи показались ей слишком застывшими, как будто время и жизнь в них остановились. Из окна видно было главное здание усадьбы. Оно пустовало. Ужин запомнился. Подавали вместо привычных фарфоровых тарелок глиняные плоские блюда в азиатском стиле, и в то же время серебряные приборы. Меню удивило. Запеченный в золе картофель, который хозяйка ела прямо с кожурой. Жаркое из телятины. Карельские пирожки, их простой народ называет ”калитками”. Студень из телятины. Запеканка, что-то вроде карельского рыбника, но в горшочке. В качестве питья предложили самодельное нефильтрованное пиво, ”сахти”. Лемпи понравился терпкий вкус ячменного солода. А вот к кофе предложили выборгские крендели. И они были приготовлены необычно: пшеничное тесто слегка обжаривалось не в кипящей воде, а в растительном масле. Лемпи подсмотрела в кухне, как перед жаркой кухарка выкладывала сдобные полоски на противень, покрытый соломой, чтобы тесто отстоялось. Золотистые пышные крендели нужно было есть руками, разламывая толстые куски тающего во рту выборгского лакомства. Каждый из гостей получил только один крендель – хотя выпечка была так вкусна, что несмотря на сытный обед хотелось еще!
После ужина Лемпи Яяскеляйнен узнала, что когда-то имением Саарела управляла Наталия фон Энгельгардт. В парке, за которым продолжала ухаживать ее дочь, сохранилось здание из красного кирпича с надписью на фасаде ”1812”. Это здание называлось Комендантский дом. Лемпи Яяскеляйнен исследовала род Штейнгелей и долгое время не могла найти следов Наталии Штейнгель, в девичестве Энгельгардт. Каково же было ее удивление, что здесь, почти по соседству, живет дочь коммерции советника Халленберга, Хилья Сарен, готовая познакомить ее с усадьбой Саарела поближе.
Фундамент от какого-то здания из усадьбы Саарела, которая была полностью разрушена во время войны.
Фото с форума о погранзоне
http://beloostrov.ru/forum/viewtopic.php?p=29388
Свидетельство о публикации №216022801473
У меня дача около Выборга, в садоводстве Механизатор, поэтому очень интересует история этих мест. В Выборгском районе с 1976 года провожу до сих пор лето.
Всего самого лучшего, Кирилл
Кирилл Кособрюхин 16.10.2016 18:52 Заявить о нарушении
Милла Синиярви 17.10.2016 20:05 Заявить о нарушении