Глава 29

Та ночь изменила меня, успокоив метания в душе и прояснив разум. В Рагде я по-прежнему видел близкого и родного человека, но пожар страсти угас, оставив лишь мягкое и согревающее тепло в наших с ней отношениях. И я хотел бы, чтобы так оно и было впредь, но случилось то, что едва не разрушило всё, что было так тщательно выстроено.

Аджарес пришёл в дом кахи спустя месяц после той памятной ночи. Убедившись, что я один, он зашёл в комнату, поплотнее закрыв за собой дверь. Я взглянул на сына и невольно ахнул - на нём буквально не было лица. Не решаясь встретиться со мной глазами, Аджарес мерил шагами комнату, потухшим взглядом блуждал по стенам. Затем взял себя в руки, уселся на стул напротив меня, глянув, наконец, в мою сторону.

- Рагда беременна.

Новость вроде бы и радостная, но услышав её, я оцепенел, судорожно выдохнув:
- От кого?

Аджарес вперил в меня немигающий взгляд и невесело хмыкнул, довольный, что до меня так быстро дошла суть его визита.

- Говорит, что от меня. Но… ты ведь не хуже меня знаешь, насколько спорный это вопрос.
- Но вы ведь с ней… были вместе после той ночи? – поинтересовался я, тщательно подбирая слова.
- Да, - кивнул Аджарес. – Поэтому и говорю, что вопрос спорный. Хотя, очень хочется верить, что Рагда меня не обманула.
- Сомнения вредят, как и слепая вера, - покачал я в ответ головой. – Хоть и спрошу банальщину, но что сердце-то говорит?

Сын тяжело и как-то устало вздохнул, проведя рукой по лицу.
- Что я идиот, захотевший поиграть в семью. Будто первого раза мне не хватило…
- Ты поэтому решил прийти сюда снова?

Аджарес снисходительно взглянув на меня, улыбнувшись краешком губ.
- Совсем ничего не помнишь, да? До прихода в этот мир.

Я мотнул головой.
- Очень смутно… Это скорее похоже на сны, чем на воспоминания… Но кого помню ясно, так это Асури. Вернее то создание, кем она до неё была.
- Ты счастливчик, - усмехнулся сын. – Мало кто может похвастаться тем, что с ним от самого начала воплощения был тот, кто ему дороже всего во Вселенной. Впрочем, тут есть и обратная сторона.
- Всегда есть обратная сторона, - отозвался я. – И нет горче жизни, проходящей в неустанном поиске кого-то столь дорогого…

Странно было это – вести подобные разговоры, находясь во временном теле одного из множества миров на просторах Мироздания. Я даже на мгновение забыл, зачем, собственно, Аджарес явился сейчас ко мне. Но, вспомнив, уже не поддавался панике или отчаянью. Лишь твёрдая решимость овладела мной: узнать правду и действовать исходя из неё.

И, ведомый этой решимостью, я отыскал Рагду, едва Аджарес покинул дом кахи. Она не удивилась, увидев меня, ведь наверняка знала, о чём я сейчас её спрошу.

- Чей это ребёнок?

Да, вот так - без приветствий и лишних фраз. Впрочем, Драконессу это ничуть не смутило. Подняв на меня твёрдый и ясный взгляд, она с непреклонной убеждённостью ответила:

- Аджареса.
- Это точно? – решил перепроверить я.
- Абсолютно, - кивнула Рагда. И тут же добавила. – Но силы в нём будет от вас обоих.
- Откуда же ты это знаешь?
- Просто знаю.

Да уж, заявление, на которое трудно что-либо возразить.
          
                ***
В кои-то веки нам с сестрой удалось выкроить день, чтобы провести его вдвоём, как мы это делали когда-то. То время, вроде и бывшее совсем недавно, казалось теперь словно иной жизнью. Впрочем, отчасти так оно было; мир изменился за эти годы, а вместе с ним и мы. Хотя сейчас мы сидели на поляне перед домом кахи, жуя травинки и щурясь от яркого солнца, будто снова были подростками, а дом этот ещё принадлежал кави Шантал. Как хотелось мне, чтобы это время растянулось подольше, но Асури одним вопросом разрушила момент очарования.

- Рагда уже скоро родит, да?

Я вздохнул, возвращаясь к настоящей действительности.
- Да, на днях, если верить саэтре[17].
- Помнится, кави Шантал и роды принимала, - Асу скосила хитрый взгляд в мою сторону. – Не хочешь освоить и эту часть знахарства?
- Не-не-не! – протестующе замахал я руками. – Мне вполне хватило  когда-то быть свидетелем появления на свет Амиры. И это я ещё всего не видел!
- Жаль-жаль, - покачала головой сестра. – А то бы принял роды у Рагды. Как знать, возможно, помог бы появиться на свет своей дочери или сыну.
- Говорит, что будет девочка. Но, в любом случае, она дочь Аджареса, а не моя.
- Надо же, такая уверенность, - скептически вздёрнула бровь Асури. – Только потому, что так Рагда сказала?
- Разве этого не достаточно?
- А разве достаточно?
- Асу-дже, - простонал я. – Не начинай.

- Просто не хочу, чтобы моих близких водила за нос хитрая Драконесса, - вздёрнула подбородок сестра. – А она весьма хитра… прямо как её отец. Готова поспорить, Эгерад её когда-то сам в Карно-Фахет и отправил, чтобы с Аджаресом свести. Правда не учёл, что и тебя она зацепит. Что ж, возможно, это его ещё больше порадовало.
- Сделанного не воротишь, - произнёс я. – А ты слишком предвзято к Рагде относишься, Асу. Она этого не заслужила.
- Да что ты? – воскликнула Асури. – Она всего-то расстроила моего племянника и соблазнила моего брата! Прямо святая невинность, ага!
- Никого она не соблазняла, - процедил я сквозь зубы. – Всё было по общему согласию и с обещанием, что к этой теме мы больше не вернёмся.
- Будто твоим родным от этого менее больно.
- У меня такое чувство, что наибольшую боль испытываешь именно ты, - сказал я, испытывающе глядя на сестру. Та ответила мне таким же прямым взглядом.
- Ты ведь знаешь, что так оно и есть, - тихо произнесла она. – Мне больно всяких раз, когда ты страдаешь из-за других женщин.
 
Я притянул Асури к себе и обнял за плечи, устремив взгляд к горизонту. Как спокойно… Вечность так и сидел бы, сжимая в объятиях самое дорогое для меня существо.
 
- Я не страдаю, Асури, - ответил я. – Пока ты со мной, я не страдаю.

Хоть я и не видел лица сестры, но наверняка знал, что она сейчас улыбается.

- А всё-таки интересно, в итоге у меня будет внучатая племянница или просто племянница? – задумчиво проговорила Асу.
- Внучатая племянница, - произнёс я с нажимом.
- Ладно-ладно, - вздохнула Асури. – Правда-то всё равно откроется рано или поздно. Так что, надеюсь, Рагда достаточно умна, чтобы не врать.
- Да… Я тоже… надеюсь.

                ***
Через три дня после этой моей беседы с Асури, Рагда произвела на свет девочку, которую назвали Харагунди. Без сомнения, она была дочерью Аджареса, хотя я и не мог сказать наверняка, как понял это. Наверное, просто прочёл в её золотисто-лиловых глазах, которыми Харагунди с неподдельным любопытством взирала на новый для неё мир.

Девочка, не смотря на обстоятельства своего рождения, мгновенно стала всеобщей любимицей. Игривая, улыбчивая и неизменно дружелюбная – она располагала к себе всех без исключения, даже обычных горожан, что уж тут говорить о близких родственниках. Я тоже привязался к Харагунди, и мне было отрадно, что и она меня выделяла среди прочей родни. Было ли дело в том, что, как сказала Рагда, сила в девочке проистекала и от меня, и от Аджареса или ещё в чём, я не знаю. Но моя любовь к ней была безгранична.

Аджарес же, хоть и был строгим, но, в то же время, ещё и заботливым отцом и души в дочке не чаял. И, не смотря на то, что характером Харагунди пошла в него лишь отчасти, у них было немало общего: твёрдость, решимость и непоколебимая уверенность в своей правоте. А ещё магия, которой девочка, как и Аджарес, владела едва ли не с младенчества. Вот только вместо звёзд над колыбелью у неё в основном расцветали огненные цветы.

Но если вы думаете, что молодая чета Гроу – Рагуди ограничилась пополнением семьи одной лишь Харагунди, то ошибаетесь: спустя пару лет родилась Иова. И ещё через три года, чтобы уж совсем закрепить успех, на свет появился Самал. Каждый из них был для меня по-своему дорог, но Харагунди неизменно оставалась моей любимицей. Когда она подросла, то вместе с Рагдой стала приходить в дом кахи, где с интересом наблюдала за моей работой и обучением её матери травничеству.

Ах, да. Забыл упомянуть, что после очередной попытки идти на нас войной наших недругов (а было это перед рождением Самала), после которой они были на голову разбиты, с позором бежали и на долгие годы затаились за пределами границ Южных земель, я с лёгким сердцем оставил пост фараджа, чтобы передать его Аджаресу. Совет и народ поддержали его, как следующего правителя и моего преемника, а я же, наконец, всецело посвятил себя деятельности кахи, как и мечтал когда-то.

Но не всё было так гладко. Мой сын, хоть и был признан фараджем урзов, но признание верховным правителем Южных земель ему ещё нужно было заслужить. А для этого необходимо было созвать Большой Совет Объединённого Южного государства, где каждый из правителей голосовал за или против представленной кандидатуры. Разумеется, на начальном этапе разгорелись жаркие споры, которые развязал (кто бы мог подумать!) правитель народа итэки. Мол, и его старший сын вполне может быть верховным правителем, ведь он ничем не хуже урзского отпрыска. Ну да, туповат слегка, но с кем не бывает? В конце концов, советники вполне способны подсказать ему, что да как. Зря, что ли он их кормит?  Ему поддакивал, хоть и вяло, правитель хусунов и ещё с тройку предводителей малочисленных народов. Все же остальные единогласно признали Аджареса верховным правителем и даже просили его обращаться, если понадобится помощь в подавлении бунтовщиков. Хаймелькер намёк понял и затих, одарив Эгерада, который первым и предложил эту помощь, таким взглядом, что будь он убийственным в буквальном смысле, Дракон бы тут же пал замертво. Так что, хоть всё и началось для Аджареса, как правителя не слишком гладко, но вполне успешно разрешилось, и он с успехом приступил к государственным делам на своей новой должности.

К слову, о Драконах. У тех тоже произошли немаленькие изменения. Узнал я об этом от Рагды, которая примчалась ко мне с самым счастливым видом, известив о том, что её родители наконец-то вступают в союз. Что ж, лучше поздно, чем никогда. Вслед за этим пришли новости, что вскоре после вступления в союз Эгерад отошёл от государственных дел, передав пост дракария… сыну Эрабета. Бедный советник… Зная его, могу только представить в каком шоке он пребывал от такого поворота дел, ведь Эгерад наверняка огорошил Эрабета и его сына своим решением совершенно спонтанно, как он обычно делает. Не смотря на это, я не сомневался, что из молодого Дракона выйдёт достойный дракарий. Не сомневался в этом и Аджарес, который тут же отбыл в Сафеграт для знакомства со своим новым коллегой.
 
В общем, в нашем государстве настали золотые годы мира и процветания. В кои-то веки никто не враждовал, не спорил, кто могущественней и круче, а просто жил, приумножая своё и всеобщее благополучие. Касалось это и двух соседних государств: Арьесты и Васэнты, с которыми нам со временем удалось наладить плодотворное для всех трёх сторон сотрудничество, и оно в будущем обещало стать ещё более тесным.

Отходя на время от дел государственных, вернёмся к делам семейным. Все трое детей Рагды и Аджареса росли на моих глазах и всё трое были по-своему замечательными. Но Харагунди всё равно выделялась на фоне своих брата и сестры. Она не только была сильнее их в магии, но и сообразительней. Казалось бы, ничего удивительного, ведь Харагунди являлась первенцем и самой старшей из них, но даже сам ход её мыслей и способ мышления отличал девочку от Иовы и Самала. Харагунди думала и мечтала о глобальном. Ум её был пытлив, и любые новые знания она буквально схватывала на лету, тут же находя им практическое применение.

Вот и сейчас она сидела рядышком на стуле и, нахмурив личико, пристально следила за моими манипуляциями по приготовлению мази, попутно выспрашивая назначения и свойства тех или иных ингредиентов.

- А для чего этот порошок?

Я промолчал, сосредоточенно подмешивая сероватую пудру из цветков каритиса в общую массу, чтобы не сбиться и не отсыпать лишнего.

- Ну, ка-а-ахи! – протянула Харагунди, дёргая меня за штанину, из-за чего, так интересовавший её порошок, едва безвозвратно не утонул в мази.
- Харагунди! – раздражённо рыкнул я. – Сиди смирно и не мешай мне работать!

Та насупилась и обиженно пробурчала:
- Мне же интересно…
- Интересно – сиди и наблюдай, - отрезал я, выискивая глазами следующий нужный ингредиент, но его почему-то не оказалось на столе. – Или лучше помоги кахи. Принеси-ка с нижней полки в шкафу миску вон с теми жёлтыми цветочками.

Харагунди тут же вскочила со стула и деловито протопала к шкафу, с донельзя довольным видом ухватив двумя руками вышеупомянутую миску. Увы, донести её до пункта назначения, то бишь – моего рабочего стола, девочке помешала коварная половица (всё время забываю её починить), которая проломилась под ней в тот самый момент, когда Харагунди на всех парах летела ко мне. Девочка споткнулась и выпустила миску из рук. Та кувыркнулась в воздухе, брызнув жёлтым каскадом, который исчез в прожорливой пасти горящего очага.
 
- Харагунди! – снова выкрикнул, а точнее, в этот раз горестно взвыл я. – Я ж эти цветы полтора месяца из Лэдиары дожидался!
- Извини, - печально пробормотала девочка, потирая ушибленную коленку – Я ненарочно.

Я вздохнул, печальным взглядом провожая в последний путь милые моему сердцу цветочки. Что ж, придётся ещё полтора месяца подождать, куда мне торопиться? Затем подошёл к Харагунди и поднял её на руки, поинтересовавшись:
- Сильно ударилась?

Враз просветлев от осознания, что я больше не сержусь на неё, девочка помотала головой.

- Нет, ерунда.
- Точно? – «грозно» спросил я. Харагунди кивнула. – Ну ладно. Давай лучше ты мне что-нибудь расскажешь, пока я мазь готовлю, хорошо?
- Хорошо… А что рассказать?
- Ну, не знаю… Про мечты свои, например. Ты ведь о чём-нибудь мечтаешь, верно?

Девочка на минуту задумалась, а затем решительно произнесла:
- Да. Хочу быть правительницей, как папа.

Я замер над ступкой, где растирал растения на замену цветам из Лэдиары. Нет, ну а чего ещё следовало ожидать от дочери Аджареса?

- Быть правителем совсем непросто, Харагунди, - сказал я, покачав головой. – Поверь на слово тому, кто сам им был.
- Я знаю, что непросто, - кивнула та. – Но я бы очень старалась. Только вот… разве девочки могут стать правительницами?

Я задумался. Среди урзов за всю историю нашего народа не было ни одной женщины-фараджа. И не потому, что их не приняли бы как правителей, просто наши женщины предпочитали иные, более интересные для них занятия. И если бы Харагунди захотела… кто знает, возможно, она бы вошла в историю, как первая правительница урзов.

- Могут, почему нет, - произнёс я. – Каждый волен делать то, к чему стремится его душа.
- Моя душа стремится править, - Харагунди гордо вздёрнула носик, от чего ещё больше стала похожа на Аджареса, когда того одолевали приступы всевластия.
- Значит, будешь править, - улыбнулся я и потрепал девочку по волосам.
- Спасибо, кахи, - произнесла та, ласково прижавшись щекой к моей руке, а затем встрепенулась. – Ой, я совсем забыла про занятия! Папа опять ругаться будет! Пока, кахи! Я ещё приду попозже!
- Буду ждать, - кивнул я, всё ещё улыбаясь.

Как только девочка скрылась за дверью, я устало опустился на стул, позволяя подступающим видениям захлестнуть меня. Да, Харагунди, ты верно распознала веления своей души. Ты обязательно будешь править.

[17]Саэтра – помощница повитухи.

http://www.proza.ru/2016/02/28/1640 - Глава 30


Рецензии