Позывной Токарь. Лемец Алексей
24.01.1983 - 19.06.2014
г. Макеевка
Алексей Лемец родился 24 января 1983 года в поселке Нижняя Крынка города Макеевки. Там и получил девятилетнее образование в школе № 99, после чего пошел учиться в училище № 78. То ли кулинарное мастерство матери повлияло, то ли с друзьями «за компанию» ушел, но три года обучения могли быть настоящей путевкой в жизнь.
Многие считают Нижнюю Крынку посёлком, селом, колхозом. Цивилизация сюда пришла, но кроме шахты здесь искать работу всегда было сложно. Разве что – в колхозе.
Отец Лёши, Валерий Васильевич, работал трактористом. Всегда в промасленной робе, с мозолистыми руками, всегда - уставший. Мать, Любовь Владимировна, поначалу была домохозяйкой, родив Валерию четверых детей. Лёша в семье был старшим. Затем родилась Маша, после нее Никита, за Никитой – Яна. Дома работы хватало. Но когда пришли трудные моменты выживания середины и конца девяностых, - мать ушла в частную фирму простой рабочей – фрезеровщицей.
Мальчишки и девчонки часто оставались дома одни, но это им не мешало вырасти настоящими людьми, умеющими и огород вскопать, и свёклу прополоть, и помидоры полить, и посуду вымыть. Лёша от рождения был спокойным, ответственным и обязательным ребенком. Таким учил быть и братишку Никиту. А к девочкам всегда относился трепетно и дружелюбно.
Наверное, всё вместе послужило тому, что после училища парень не пошел работать в столовую, а отправился на призывной пункт в военкомат. В службе в армии ему отказали по состоянию здоровья. Он никак не мог понять, для чего военная комиссия так придирается к нему. Разозлившись на такие обстоятельства, он ушел работать в шахту, пытаясь таким образом доказать, что он здоров и крепок, как кремень.
Переходя из шахты в шахту и пытаясь заработать хоть что-то для семьи, он всё же ушел в частную фирму фрезеровщиком. Туда, где работала мать. Шахты в то время перестали выплачивать шахтерам зарплаты, а семью кормить надо было ежедневно. Причем, семья у него была настоящая.
Лёша с Леной рано сыграли свадьбу. Он вырос в семье, где было много детей, поэтому и для себя решил, что его семья тоже будет большой и дружной. Леночка родила ему троих детей: двух мальчиков и девочку.
Первенец был назван в честь папы – Лёшей, затем дочь Лада, а в 2013 году родилась малышка Милана. Лёша не разрешал жене выходить на работу, считая, что сам обязан обеспечивать семью. А Лене и некогда было работать. Она была дома настоящей хозяйкой.
Война ворвалась на Нижнюю Крынку нагло и почти мгновенно. Все знали, что в детских летних лагерях живут беженцы с детьми из Славянска, знали, что Крынка – глубокий тыл Донецка. Верили, что война сюда не шагнет.
Но что-то тревожное витало в воздухе. Пошли разговоры о диверсантах, которые ухитряются проникнуть на территорию Донбасса, об их злодеяниях, о разгульном поведении и безнаказанности.
Вот тогда Лёша с ребятами договорились круглосуточно охранять мост на окраине Крынки. Оружия ни у кого не было. Кто-то раздобыл одну «воздушку», и поэтому считалось в группе, что вооружены. Проверяли все машины, выявляя оружие, диверсантов, «маячки», пьяных водителей. «Надо быть полезным здесь и сейчас», - говорил дома Лёша. Лена не возражала. Только бы не было войны.
Как-то, при задержании подозрительного автомобиля, один из ребят неосторожно поднял вверх «воздушку» и выстрелил. Пуля случайно задела плечо Алексея. Два дня о нем дома никто не знал. Он не хотел волновать домашних. Пулю никак не получилось изъять. Она так и осталась в плече. Оказывается, у нее есть такое паршивое свойство: попав в тело, превращается в этакий "цветочек". Так, с пулей в плече, Лёша и продолжал свою деятельность.
Родные отговаривали Алексея уходить в ополчение. Говорили, что троих детей нельзя оставлять одних без отца. Но разве можно отговорить мужчину от того, что он жизнь готов отдать только за то, чтобы укронацисты не вошли в его дом. Не все ушли воевать. Многие остались дома. Алексей не мог так поступить. Он ушел в ополчение «Смерч». Это было 25 мая 2014 года. Попав в Донецк, тут же был направлен на недельную стрелковую подготовку.
Первую команду – набрать добровольцев – Алексей принял как приказ к действию - ушел добровольцем в горячие точки. Это был Славянск, Красный Лиман, Краматорск, Ямполь. В то время все знали, что любой звонок на мобильный телефон воспринимался, как цель и команда к обстрелу, поэтому звонили редко, разговаривали кратко, только сказав, что жив и всех помнит и любит.
Так вышло, что «Токарь», так назвали Алексея, был в боях, а его брат Никита подвозил снаряды.
19 июня 2014 года под Ямполем шел минометный обстрел со всех позиций. Ребята долго держались, ожидая, что вот-вот подвезут боекомплекты. Лёжа в поле, они не могли поднять головы от бреющих атак. В минуты затишья «Токарь» скомандовал всем отползать в укрытие, а сам остался прикрывать своих.
Снаряд разорвался рядом.
Похоронили ребят, погибших в том бою, в одной могиле. Уже нет тех, с кем плечом к плечу воевал «Токарь». Нет свидетелей захоронения, нет документов, подтверждающих награждение ополченцев.
Мать, Любовь Владимировна и вдова Елена более чем уверены, что трое деток Алексея будут с гордостью носить его фамилию. И, тем более, уверены, что награда найдет своего героя. Но для этого надо только найти ополченцев, документы, могилу…
После войны…
Ирина Горбань
Проект Министертва информации ДНР "Белые журавли"
Свидетельство о публикации №216022802081
Роман Рассветов 16.12.2016 01:04 Заявить о нарушении