Город засыпает

Антон Евгеньевич Березовский

ГОРОД ЗАСЫПАЕТ…
Философско-психологическая драма

Действующие лица
Андрей
Полина
Вася Философ
Любава
Тётя Зина

Явление первое. Утро.

Андрей и Полина спят в постели. Звонит будильник. Андрей открывает глаза. Делает глубокий вдох. Тут же с волнением поворачивается, привстаёт над постелью и тревожно смотрит на Полину. Услышав её дыхание, успокаивается и с любовью целует её. Полина пробуждается. Внимательно смотрит на Андрея и с радостью обнимает и целует его в ответ.
Андрей: Мы живы. Слава Богу.
Полина: У нас есть ещё один день.
Андрей: Что быть вместе.
Полина: Что быть вместе.
Полина и Андрей быстро поднимаются с кровати, берут телефоны и набирают номера.
Андрей (в телефон): Всё в порядке? У нас тоже. Пока не смотрел. Сейчас гляну. Я перезвоню.
Полина (в телефон): Пап, как ты? Ну и хорошо! Мы - тоже. Да, увидимся. Ты звонил маме? Не берёт? Я сейчас наберу. Пока.
Андрей: Что?
Полина: Папа – жив. Мама что-то трубку не берёт. Я начинаю нервничать.
У Полины появляются слёзы.
Андрей: Погоди. Надо позвонить на домашний. Мало ли что. Сейчас возьму записную. Вот. Я наберу. (Пауза) Здравствуйте Антонина Дмитриевна!
Полина выхватывает у Андрея трубку.
Полина: Мама! Всё нормально? Ты почему трубку не брала? А… Позвони папе, а то он места не находит.
Полина: Фу, ты. Напугала.
Андрей ткнулся в ноутбук.
Полина: Ну что там?
Андрей: Вроде бы, все живы. Хотя, постой. Что-то Вася Философ не отписался.
Полина: Может спит. Позвони ему.
Андрей: И вот, у Ксюши - дядя не проснулся.
Полина: У Ксюши...? Боже мой!
Андрей: Надо ей позвонить. Может помочь чем?
Полина: Когда же это кончится? Дозвонись Васе!
Полина включает телевизор.
Из телевизора доносятся новости.
Диктор: Несмотря на катастрофическую ситуацию, власти города просят не паниковать и продолжать выполнять свой гражданский долг. Мэр города обратился к горожанам: «Я сам потерял дочь, но, не смотря на это, продолжаю выполнять обязанности мэра и выходить на работу, к чему я настоятельно призываю и всех Вас. Выходите на работу, не бросайте город на произвол судьбы! В этот нелёгкий час, мы должны сплотиться и быть солидарны как никогда. Мы обязаны забыть о себе, и думать, прежде всего, о нашей общей судьбе. Наш долг – во что бы то ни стало сохранить функциональность города до того момента, когда правительство найдёт решение». Президент заявил, что наши учёные уже близки к разгадке данного феномена и вскоре разработают средство для спасения наших сограждан.
Андрей: Вася Философ трубку не берёт и не выходит на связь в сети...
Полина: Может загулял? Он же знает, что с утра, в первую очередь, надо всех оповестить, даже если загулял. Ну что за человек?
Андрей: Он знает, и всегда с утра писал, даже когда гулял. Не ругай его. Не хочется думать, что он ушёл, но возможно, что и так...
Полина заплакала.
Полина: Я никогда к этому не привыкну. Так жить невозможно! Я от этого схожу с ума! Понимаешь?! Когда это прекратится?!
Андрей обнимает её.
Андрей: Но надо же как-то жить…
Полина: Сколько? Сколько надо так жить?
Андрей: Ну, по крайней мере, этот день. Ещё один день.
Полина: А завтра? Завтра я могу не проснуться. Или не проснёшься ты (плачет).
Андрей: Ничего не поделаешь… Это день, в любом случаи настанет. Раньше или позже. Завтра или через 50 лет. Но он придёт.
Полина: Через 50 лет – это другое дело.
Андрей: Когда-то останется 40, потом 30, потом 20, 10, а потом и наступит тот самый день. И то, что сегодня у нас в запасе остаются эти 50 лет - не меняет сути. Они всё равно пройдут… и мы уйдём…
Полина (прижимаясь к Андрею): Через 50 лет – не страшно.
Андрей: Страшно что мы расстанемся.
Полина: Не расстанемся…
Андрей и Полина завтракают
Андрей: Мама просила подъехать проведать тётю Зину. Она и так была повёрнута на религии, а теперь так вообще проблема с ней.
Полина: А как же Вася? Надо всё-таки заехать. Нельзя так просто сделать вид что ничего не случилось. Съездишь?
Андрей: Конечно.
Полина: Мне надо на работу заскочить. У нас груз приходит – нужно что бы хоть кто-то был и всё оформил. Если что выяснишь про Васю, обязательно позвони. Я хоть с родными свяжусь…
Андрей уезжает к тёте Зине, а Полина – на работу.

Явление второе. Любава.

Полина в офисе встречает сослуживицу Любаву.
Полина: Привет! Рада что ты жива!
Любава: А я как рада!
Полина: Слышала? У Ксюши в эту ночь дядя не проснулся.
Любава: Рано или поздно это нас всех ждёт. Что поделаешь? Мы играем в русскую рулетку… Знаешь, я поначалу места себе не находила, в депрессию ушла, а потом расслабилась. Какой смысл напрягаться, если не можешь ничего изменить, правда? Ни за что не стану проводить остаток дней в депрессняке. Тем более, это всё равно не поможет. Лучше уж кайф ловить... Кстати, у меня сегодня последний день на работе. Я уволилась. Не хочу тратить остаток жизни на ерунду.
Полина: А жить на что?
Любава: Кубышку распечатаю. Когда каждый день может оказаться последним, уже не до работы.
Полина: А что Игорь?
Любава: Игорь? Мы расстались.
Полина: Ты что? После стольких лет?
Любава: После стольких лет. Полина, у меня близкая подруга две ночи назад не проснулась, у сестры – муж – неделю назад. Мы все – ходим по лезвию бритвы. Мы все –уже почти призраки... А зачем призраку привязанности, Полина, зачем? Да, я ушла от него потому что больше не хочу быть связанной. Мне больше не нужны привязанности. Сейчас я хочу только полной свободы. Только свободы и удовольствия. Больше - ничего. Что бы призраку Любавы хоть было что вспомнить…
Полина: Но ведь вы же любили друг друга!
Любава: Любили. Я его и сейчас люблю, но мне не нужна просто скучная любовь, Полина. Не нужна. Ну как ты не понимаешь - мы завтра можем не проснуться! Возможно, это наш последний день! Так о чём разговор? О какой любви? Зачем мне его скучная любовь? Что мне с ней делать? Я кайфа хочу. Страсти хочу. Безумия. Хочу любить не одного, а всех мужчин. Хочу забыться в экстазе и уснуть в нём навсегда. Что может быть прекраснее? Представляешь, достичь пика экстаза и уйти в него! Какого это, а? А ты мне всё про любовь…У нас тут клуб образовался - «Гедонист последнего дня» называется, так мы там каждый день что-то новое вытворяем. Ты, кстати, не пробовала сразу с тремя, нет? (смеётся) Ну да, я тебя знаю, это – не твоё... Ты если что, приходи к нам. Расслабишься… Каждый день – как последний. Представляешь?!
Полина: Да, нет. Спасибо.
Любава: Ты думаешь, я развратная? А я не развратная, просто теперь нет смысла строить из себя школьницу хорошистку. Если это - последняя ночь в жизни, то какой в этом смысл, Полина? Нужно давить на газ, вот и всё. Просто давить на газ! Хоть напоследок оторваться! Разве, нет? Что может быть лучше?
Полина: Я не знаю. Я думаю в жизни есть что-то ещё, поважнее…
Любава: Что ещё? Что поважнее? Ничего больше нет. Кроме удовольствия, Полина, вообще, ничего стоящего в жизни нет!

Явление третье. Тётя Зина

Андрей в гостях тёти Зины.
Андрей: Тётя Зина, рад Вас видеть в добром здравии.
Тётя Зина: Спасибо что приехал. А то думала уже и не увижу тебя.
Андрей: Ну что Вы? Нельзя унывать!
Тётя Зина: А я и не унываю. Уныние – грех.
Андрей: А чего родным не звоните? В гости не заходите?
Тётя Зина: Да как-то всё некогда… Не то время, Андрюша. Сейчас о спасении думать надо. Последние времена приходят. Я сейчас все дни в молитве провожу. Писание читаю, молюсь за всех вас.
Андрей: Спасибо, тётя Зина. Но всё-таки, звоните-то по утрам, мы волнуемся за Вас.
Тётя Зина: Я по утрам молюсь подолгу. Что звонить? Если Бог приберёт, значит так и надо. Так что нечего волноваться. Волноваться нужно о том, чтобы встать в одесную Господа.
Андрей: Так ведь живы мы пока и надо и о ближнем не забывать.
Тётя Зина: Ближние, если они ближние, о спасении молится должны, а не названивать каждое утро.
Андрей: Ну что Вы так? Пока мы живы надо как-то заботится друг о друге.
Тётя Зина: О спасении надо заботится, Андрей.
Андрей: Что ж это за спасение, если ближнего забываем?
Тётя Зина: Многим уже не помочь. Последние времена приходят. Надо о своём спасении думать.
Андрей: Вы считаете, что Бог нуждается именно в Вашем спасении? 
Тётя Зина: Я в нём нуждаюсь, Андрей. Что бы войти в жизнь Вечную.
Андрей: Что ж это за спасение без любви и заботы об окружающих?
Тётя Зина: Любить - Господа надо. И молится чаще. 
Андрей: Не знаю. Люди всю человеческую историю молятся, кто о земном благе, кто о небесном, только мир от этого особо лучше не становится. Да и разве Бог –скряга, что не даст, если не попросить? Как будто ему унижение наше требуется.
Тётя Зина: Еретические мысли у тебя, Андрюша…
Андрей: Нет, ну правда. Зачем Ему наша просьба о том, о сём, как будто Он не знает, что нам требуется, или, как будто Он испытывает особое удовольствие, когда перед ним униженно расстилаются? Да и о чём просим то? Так или иначе, о собственном благе. Земном, небесном – какая, в общем-то, разница…? Всё ухватить хотим. Ни в этом мире, так в загробном... И думаем не о том, как себя изменить, а о том, как Его задобрить. Будто не мы под него подстраиваться должны, а Он под нас.
Тётя Зина: Просим, Андрей, чтобы ценить Господом дарованное. Чтобы ценить. Да и как без молитвы спасёшься? 
Андрей: А кому оно нужно, чьё-то индивидуальное спасение? Человечеству от него – не жарко, ни холодно. Богу - тоже не прибавится. Только данному индивиду? Зачем? Чтоб насладиться райскими кущами? Никак от себялюбия не избавимся. На всё смотрим сквозь призму собственного удовольствия и блага, как будто вся Вселенная только для того и создана что бы наслаждение нам обеспечить. А если и так, то почему не обеспечивает?  Не от того ли, что рано нам ещё его обеспечивать? Может нам сперва от себялюбия избавится требуется. А ближний для этого и дан. Как думаете?
Тётя Зина: Ладно, Андрюша, проведал и ступай. Не получится у нас разговора.

Явление четвёртое. Вася Философ

Андрей приходит к квартире Васи Философа. Звонит. Никто не открывает. Толкает дверь – она не заперта. Андрей входит в квартиру. Идёт в спальню. В спальне на кровати никого нет. Андрей идёт на кухню. На кухне сидит Вася Философ и пьёт.
Андрей: Вася! Живой!
Вася: Кто знает? Может я умер, а это – просто смертный сон? Зачем явился ты в мой смертный сон, о друг, желанный, но нежданный? 
Андрей: Вася, ты почему трубку не берёшь? Ты почему в сеть не выходишь? Мы же договорились! Перепугал всех. Ну как так можно!
Вася: А зачем мне её брать?
Андрей: Как зачем? Что бы все знали, что ты жив и здоров. Вася мы же все договорились по утрам связываться!
Вася: Ладно. Ты садись. Гостем будешь. Так, где стакан?
Андрей: Вася, я не буду пить. Давай прекращай. Выходи в сеть и дай знать, что с тобой всё хорошо. Ты же перепугал всех.
Вася: Сам и выходи.
Андрей сел за Васин ПК, написал: «всё почти хорошо» и вернулся к Васе.
Андрей: Вася! Нам всем тяжело. Мы все боимся ночи, боимся засыпать. Все на снотворном сидим. Но надо продолжать жить. Нельзя поддаваться панике. Учёные работают. У нас есть шанс, Вася!
Вася: Какой шанс?
Андрей: Выжить. У нас есть шанс продолжать жить.
Вася: Зачем?
Андрей: Как зачем? Вася, ну что с тобой?
Вася: Я спрашиваю зачем сегодня выживать, если всё может закончится в ближайшую ночь?
Андрей: Что бы радоваться сегодняшнему дню! Что ты жив, что ты всё ещё среди родных и близких людей. Что ты можешь любить.
Вася: А ты радуешься?
Андрей: Я каждое утро радуюсь - когда открываю глаза, когда слышу дыхание Полины, когда родители поднимают трубку.
Вася: Чему ты радуешься?
Андрей: Тому, что мы всё ещё вместе. Что у нас есть– ещё один день.
Вася: Зачем вам этот день, если он всё равно кончится?
Андрей: Как зачем? Ещё один день вместе. Это само по себе – счастье.
Вася: Глупости. Мы всё равно все сдохнем. Никакие учёные не помогут. Это всё отговорки правительства. У них всегда одни отговорки.
Андрей: Ну причём здесь правительство? Мы живы и это главное!
Вася: Нет. Не это главное. Главное то, что мы сдохнем, и от нас ничего не останется. Вот это главное. Ничего не останется. Понимаешь? Ничего.
Андрей: Ну многие верят, что останется душа. Кто-то верит в загробную жизнь, кто-то в новое воплощение.
Вася: Мало ли кто во что верит. Результат то один.
Андрей: Ну все религии и учения говорят об этом. О том, что душа существует и что после смерти человек куда-то отправляется, ну там в страну мёртвых, в чистилище, или получает новую инкарнацию.
Вася: Кто получает?
Андрей: А?
Вася: Я спрашиваю, кто получает новую инкарнацию?
Андрей: Душа.
Вася: Вот! Вот именно! Душа! А не индивидуальность, Андрей. Не твоя личность!
Андрей: Ну какая разница?
Вася: Как какая?! Всё что ты есть сейчас, ты, Андрей, ты, со своим восприятием мира, восприятием себя, ты, чувствующий, осознающий, ощущающий, помнящий, думающий - всё это исчезнет. Исчезнет! Понимаешь?! Это -главное. А куда полетит нечто под названием душа, уже неважно.
Андрей: Почему не важно? Я бы хотел быть там, где и Полина.
Вася: Не будет ни Полины, ни Андрея! Как ты этого не понимаешь? Не будет! Если и останется душа, в чём я очень сомневаюсь, так это всё равно будешь не ты, Андрей! Не ты, помнящий себя и Полину. Как ты этого не можешь понять?
Андрей: Ты хочешь сказать, что всё вообще бессмысленно?
Вася: Да. Да, я это хочу сказать. Нет ни в чём смысла. Ни в праведности, ни в грехе, ни в ненависти, ни в любви. Все всё равно сдохнут и от них ничего не останется из того, что они понимали под собой. А значит нет ни наказания, ни воздаяния. Значит, мы Андрей, можем делать всё что захотим или не делать ничего, чем я в сущности и занимаюсь, и это не имеет никакого значения. Конец - одинаков. Дальше ничего не будет. 
Андрей: То есть ты считаешь, что всё напрасно? Напрасно жили? Напрасно что-то строили? Любили?
Вася: Напрасно. Если от меня ничего не остаётся, то напрасно…
(Вася и Андрей сидят в молчании…)
Андрей: Ты всё с позиции свой личности оцениваешь –и значение, и смысл всего…
Вася: А с какой мне позиции оценивать, если я тот, кто всё это осознаёт?
Андрей: Ты, Вася, всё примеряешь к себе, во всём ищешь смысл лично для себя. Ты, ведь зациклился на себе.
Вася: Ещё раз тебе говорю -ты умрёшь и всё исчезнет. Всё. Бах - и Небытие.
Андрей: Нет, не всё. Мир продолжит существовать. В нём продолжат существовать доброта, близость, любовь.
Вася: А что тебе с этого? Тебя все равно уже не будет!
Андрей: Ну и что, что не будет, Вася!? А кто я такой, чтобы жить вечно? Чем я уж так хорош? Что во мне такого ценного за что бы стоило цепляться? 
Вася: Что ты хочешь сказать?
Андрей: Я хочу сказать, что если я и чем-то хорош, то только тем, что ещё могу что-то сделать для тех, кто рядом, для родных, для Полины. Без этого, у меня, даже оставаясь в живых – ничего нет.
Вася: Их тоже не будет. Они умрут. И какой тогда смысл в том, что ты их любишь и что-то там для них делаешь? Никакого!
Андрей: Смысл в том, что любовь - самоценна. Она важна сама по себе. Понимаешь? Важнее даже меня самого!
Вася: Но когда не станет тебя – не станет и твоей любви!
Андрей: Она – не моя. Она - сама по себе. Она - просто есть.
 
Явление пятое. Вечер.

Полина и Андрей в своей квартире встречают вечер.
Андрей: Как на работе?
Полина: Любава уволилась и ушла от мужа. Хочет в удовольствиях забыться.
Андрей: Не она одна. Все пытаются забыться. Кто в чём. Любава – в удовольствиях. Вася – в Небытии. Тётя Зина – в спасении. Все хотят куда-то сбежать, как будто в самой жизни и ценного ничего нет. А ведь не может быть, что бы не было, что она без смысла нам дана. Ведь у всего должен же быть какой-то смысл.
Полина: Смысл то может и есть, да не каждый с ним согласен.
Андрей: Да и не каждому он нужен. Иногда, гораздо проще жить без смысла. Смысл – обязывает, ограничивает, подчиняет. Кому он нужен такой?
Полина: А бывает, что вот искал человек смысл, искал, а потом нашёл, но вот согласиться с ним не в силах. Думал, что смысл – для него. А оказалось, что это он для смысла…
Андрей и Полина – в кровати.
Полина: Я опять боюсь.
Андрей обнимает Полину.
Андрей: Не бойся. Ничего не бойся. Главное, что мы прожили этот день не зря. Главное - что мы не бежали от жизни, а шли по ней рука об руку вместе. Знаешь, я благодарен судьбе за всё. За то, что встретил тебя. За то, что познал с тобой счастье любви. За то, что ею поднялся над собой и стал другим. За то, что обрёл Смысл. Ради этого стоило жить. И даже сейчас, когда над нами висит призрак Смерти, я благодарен и за него, и мне не страшно.
Полина: Страшно если мы расстанемся.
Андрей: Не расстанемся.

Явление шестое. Новое утро.

Спальня Андрея и Полины. Звонит будильник. Никто не встаёт. Звонит телефон. Никто не поднимает…

ЗАНАВЕС


Рецензии