Тимур и храбрая бабушка

ИЛИ НАСТОЯЩИЙ МУЖЧИНА

        В конце восьмидесятых наш Казахский филиал ГПИ «Союзгипролесхоз» получил на территории лесного фонда участок для организации садово-огородного товарищества. Нашему предприятию не составило труда разработать проект организации территории, произвести геодезическую съёмку и нарезать около 50 участков площадью 6 соток.
       Старший брат попросил меня взять участок, муж моей сестры был главным инженером нашего предприятия, поэтому мы как будто вновь объединились в отчем доме…

      Соседний участок заняла секретарь предприятия Ольга – красивая молодая женщина с мужем  электриком и взрослой дочкой. Муж Ольги оказался не только электриком, но еще и прекрасным механиком и строителем и сам, своими руками построил на своём участке замечательный дом.
      Директор, главный инженер, начальники отделов предпочли купить панельные дачные домики, ну а большая часть коллектива стали строить сами себе времянки и жить в палатках. Брат решил к времянке пристроить комнату из кирпича, купил кирпич, цемент и я с ним принялась за строительство. Арматуру племянник насобирал на помойках и свалках, как и старые рамы и двери. В результате получился вполне пригодный домик для жизни с летний сезон… К участку подвели дороги, элекросеть  и любой желающий мог обзавестись электроэнергией. Наше товарищество находилось на склоне хребта Заилийский Алатау в богарной зоне на высоте 1500-1600 м. н. у. м. Питьевую воду привозили из города или брали в посёлке Горный Садовод в 2-х км от нашего участка.

       В лихие девяностые мы выращивали на своих участках картошку, морковку, капусту, огурцы и даже помидоры, что было прибавкой и домашнему бюджету, приходилось даже продавать малину и яблоки, для поддержки штанов…

     К концу тысячелетия мой брат с женой практически перестали заниматься дачей, внуки их выросли и тоже очень редко посещали дачу в основном только с целью отдыха и гулянок с друзьями. Уход за участком полностью лёг на мои плечи, что меня не тяготило, пока ещё были физические силы...
     Дочка моих соседей  (Ольги)  тоже подросла, вышла замуж за выходца с Кавказа – чеченца и сделала нашу красавицу Ольгу любящей бабушкой Тимура. Оля оказалась не только заботливой, но и очень умной бабушкой. Всё своё время на даче она отдавала малышу, гуляла с ним между нашими участками, поднималась в горы и разговаривала, поясняя, что рвать цветы нельзя, обижать жучков, паучков, мышек тоже не надо у всех есть свои родители и они будут плакать, если Тимур покалечит их детишек.

      У меня с детьми любых национальностей были всегда прекрасные отношения и взаимопонимание потому, что я их не поучала, а разговаривала всегда на равных, опускаясь на корточки, поэтому отношение детей моих друзей ко мне было очень хорошим. Тимур поразил меня в возрасте 2-х лет, когда наш бывший начальник изыскательской партии из лесомелиоративного отдела Борис Д. пригласил меня и Олю с Тимуром к себе посмотреть, какие картинки ему прислали внуки. Он сам был художником – любителем, писал даже свои картины маслом и дарил всем нам на память. Борис сделал выставку рисунков внуков на диване в своём доме, который тоже, как и муж Оли, построил сам, своими руками и даже соорудил там камин.
       Рисунки младшей внучки были на бумаге, карандашом и с трудом можно разобрать, что там нарисовано. Но вдруг Тимур подбежал к дивану и стал нюхать один из рисунков, увидев на нём подобие цветка.
Я не удержалась от возгласа, что Оля вырастила Гения!
Все засмеялись, и с тех пор за Тимуром закрепилось прозвище Гений.
       Тимур рос быстро и вскоре уже сам бегал по всему нашему товариществу без высоких заборов и замков на дверях. Он очень любил приходить ко мне в гости, где остались ещё гамак и качели от внуков брата и часть их поломанных игрушек, больше всего он любил мне «помогать» с обрезкой малины, я ему вручала секатор и он с большим удовольствием резал им что хотел.
Однажды услышав рёв малыша, я выскочила из своего домика и увидала Олю, которая несла Тимура на руках с разбитым носом. Я тут же спросила:
- Ты чего так громко орёшь?
Он замолчал и сказал, что ему больно. Оля меня поблагодарила, а я добавила:
- Вот теперь будешь знать, что так быстро бегать по нашей дороге вниз нельзя – поскользнулся и упал!
     Жаркое и сухое лето заставило меня собрать дождевую влагу не только в бак, но и в две ямы, которые в выкопала и застелила полиэтиленовой плёнкой. После грозового ливня поток воды с дороги наполнил мои ямы и я уехала в город с спокойной душой, что будет чем полить  мои цветы… Но когда я через три дня заявилась на дачу, то буквально остолбенела: в моих рукотворных прудах воды не было, из ям торчала арматура и куски шифера. Вскоре я услышала радостный голос Тимура:
- Маргарита Владимировна, видите я спас жуков, которые попали в воду и могли утонуть! Я им помог выбраться!
В доказательство своего благого дела он достал из кармана живого жука. Скрепя сердце я погладила мальчика по голове и сказала – Молодец!

          Ольга получила квартиру от нашего предприятия, поэтому мы и в городе жили с ней по соседству и часто встречались, но Тимура я в городе не видела – он жил с родителями в другом районе. Поздней осенью, когда я уже законсервировала дачу, купив себе конфет в фирменном магазине «Рахат» в дверях магазина столкнулась с Тимуром и его мамой. Тимур видел меня только на даче в непрезентабельном виде, рабочей одежде, без макияжа, поэтому я решила, что он меня не узнает и по привычке присела около ребёнка и сказала:
- Здравствуй, Тимур! Как поживаешь?
Мальчик немного растерялся, но ответил, что хорошо.
     Я вышла из магазина и увидала Ольгу, которая поджидала дочку с внуком. Мы разговорились и вскоре из магазина вышли мама с Тимуром, дочка Оли засмеялась и рассказала, как отреагировал ребёнок на нашу встречу. Громким голосом на весь магазин он произнёс: - «Хорошая женщина, Маргарита Владимировна!»
          
      С тех пор минуло лет десять, дачные участки были приватизированы, наше предприятие стало самостоятельным РГП (республиканским госпредприятием), большая часть моих друзей в нашем дружном коллективе ушли уже в мир иной, а их дети и внуки забросили или продали свои дачные участки. Новые хозяева участков возвели на них коттеджи И отгородились от дорог высокими заборами.
В прошлом году скончался и мой брат и муж сестры…
      Я уже пять лет не посещаю дачный участок – не могу видеть, что он превращён в пастбище, дети и внуки брата даже малину не собирают…
      Недавно я встретила Ольгу и стала расспрашивать про наше бывшее «товарищество» и Тимура - Гения.
      Оля в прошлом году проводила в первый класс второго внука и сказала мне, что он ещё гениальнее Тимура. Пожаловалась, что у Тимура появилась девушка, очень наглая и требует от подростка подарки, а он страдает, т.к ещё дитя без своих средств…

      Вспомнить Ольгу, её мужа и своих друзей меня заставил недавний случай и поведение моих соседей, как и  Службы спасения  г. Алматы. Моя однокомнатная квартира улучшенной планировки находится на четвёртом этаже кирпичного пятиэтажного дома. В восьмидесятых годах мне удалось обменять нашу плохую квартиру на краю города на эту, рядом с местом работы, по просьбе моей мамы, чтоб был балкон!
      На первом этаже нашего дома расположены две трёхкомнатные квартиры, а со второго по пятый этаж над подъездом находятся три однокомнатные. Справа от однокомнатной квартиры – двухкомнатная, слева – трёхкомнатная.
      После похорон мамы и приватизации квартиры и выхода на пенсию в 1994 году, я осталась одна с мизерной пенсией, но свободная и счастливая. Физические силы ещё были, хорошо питаться помогала дача и я принялась благоустраивать свою квартиру  собственными силами – соорудила козырёк над балконом, чтобы дождь не вредил моим цветам в балконных ящиках, оклеила комнату красивыми обоями, а потолок пенопластовыми панелями. Соседи отнеслись к нам с мамой очень хорошо и были рады, что квартиру заняли читоплотные женщины после молодой семьи, расплодившей в квартире тараканов в огромном количестве. Над нашей квартирой жила пожилая дама с молодым приходящим альфонсом, слева от неё на пятом этаже молодая женщина с дочкой, от которой ушёл муж.
Однажды дама над моей квартирой  оставила открытым кран  горячей воды в кухне и пошла на базар, не подумав, что воду могут дать… У меня в квартире очень быстро протёк потолок  и я побежала к соседке на пятом этаже с просьбой пустить меня на её балкон в связи с тем, что балконы двухкомнатной и однокомнатной квартир в нашем доме отделяются только решёткой. Я перебралась в квартиру соседки  и закрыла кран.
         С тех пор прошло уже более 20 лет, дама над моей квартирой давно умерла, после чего соседи менялись там каждые два года, соседка с дочкой на пятом этаже продала свою двухкомнатную квартиру моему племяннику – сыну сестры, да и все другие соседи сменились и с некоторыми я даже не знакома.
        Три года назад однокомнатную квартиру на пятом этаже купил «крутой» бизнесмен, сделал там шикарный «Евроремонт», вместо ванны  сделал душевую кабинку, все водопроводные и канализационные трубы замуровал и стал квартиру сдавать. У меня возникло много проблем и я теперь в постоянном ремонте в ванной комнате. К тому же другие соседи новые казахи и новые русские тоже переделывают свои двухкомнатные и трёхкомнатные советские квартиры: водопроводные и канализационные трубы замуровывают, расширяют площадь комнаты и кухни за счёт балконов, не сознавая смертельной опасности, которая грозит не только их семье, но и соседям…
          Неделю назад,  под вечер, когда я уселась на диван смотреть по РЕН ТВ мою любимую передачу с Игорем Прокопенко, в дверь позвонили. Я открыла и увидела молодую испуганную девушку которая попросила у меня нож, пояснив, что сняла квартиру надо мной, вышла выбросить мусор в мусоропровод на площадке, а дверь захлопнулась…
- А нож – то тебе зачем, спросила я…
- Чтобы дверь открыть, я духовку включила!

        Я не стала смеяться над девушкой, но чтоб её не унижать дала ей нож, а сама взяла ключи от квартиры племянника и сказала, что я ей помогу. Все соседи, кроме меня давно установили в своих квартирах стальные двери с замками, которые невозможно вскрыть даже отмычкой. Я вывела девушку на балкон племянника и сказала – перелезь и зайдёшь через балконную дверь, которую откроешь моим ножом. Но девушка побоялась перелезать…  Ну, а я уже не могу, меня давно не держат ноги и из рук всё валится. Поэтому я сказала девушке, пусть она вызывает Службу спасения по Интернету. Она быстро нашла двух здоровых парней, которые приехали с маленьким чемоданчиком, но увидев дверь засмеялись и сказали несчастной девушке, что эту дверь можно открыть только вырезав замок автогеном, подхватили свой чемоданчик и побежали вниз по лестнице. Тогда я им предложила вариант с балконом, но они отказались да пояснили, что у них дети и они пока не сошли с ума. Потом, посмотрев на бедную девушку, которая почти плакала, решили попробовать высверлить замок, но у них ничего не получилось, пытались сбить заклёпки кувалдой, тоже не вышло.
Меня удивило, что при этом никто из соседей за своими железными дверями даже не выглянул!
После неудачных попыток ребята сказали, что могут дать телефон человека, который открывает любые замки, но дорого берёт. Девушка позвонила и через 10 минут приехал 40-летний мужчина в глазах которого была уверенность. Я сразу предложила ему балконный вариант,  и через 2 минуты он вышел из квартиры девушки со словами: - «Бабушку поблагодари, этот замок я бы не открыл».

      Я написала эту заметку не для того, чтобы похвастать своей силой воли,  отсутствием трусости и добротой, а с надеждой, что читатель задумается и осознает, что счастье Человека совсем не в количестве денег, собственном благополучии и красивой жизни. ОНО находится в наших собственных руках (или ГОЛОВЕ?).
      Я надеюсь, что из Тимура вырастет не только красивый и сильный, но добрый и ответственный Настоящий Мужчина, как последний ЧАСТНЫЙ и ЧЕСТНЫЙ спасатель.

На иллюстрации автор заметки с детьми Бориса Д. - начальника изыскательской партии на полевых работах в 1968 году
       


Рецензии
Как мне это всё знакомо! Я тоже в 80-ые годы заимел дачный участок на берегу Даугавы, в нашем садоводческом товариществе, построил там своими руками очень красивый дачный домик, с подвалом под весь дом, а там шикарную баню, мне очень повезло, что прямо под домом проходила дренажная труба диаметром 50см, я туда врезался и вода от помывки уходила в дренаж, мы так парились, что еле хватало сил вылезти по лестнице на верх; сделал и большой камин, в котором мы готовили еду на стальной решётке, ставили сразу 4 кастрюльки, разводили под решёткой огонь и за пол-часа еда готова, в т.ч. и горячая вода для мытья посуды... Красивая вы в молодости были, Маргарита! Р.Р.

Роман Рассветов   27.02.2018 22:14     Заявить о нарушении
Какой Вы молодец! На нашем лесфаке был курс "Строительное дело", да и потом знала низусть все СНиПы... СПАСИБО Вам, избаловали Вы меня, ещё возгоржусь, раздуюсь, да лопну...

Маргарита Вышенская   28.02.2018 08:36   Заявить о нарушении
Я, Маргарита, знаю десяток строительных специальностей, много лет работал бригадиром комплексной строительной бригады и мастером, много сложил по деревням печек, плит с обогревательным щитом, каминов и, даже, одну огромную русскую печку по спецзаказу. В 90-ые годы это помогло выжить. Зимой в деревенской хате тепло - самое главное. Да нет, Маргарита, Вы не лопните, поскольку лишены тщеславия, вы - умная, это только дураки раздуваются от гордости за себя любимого(ую)...Р.Р.

Роман Рассветов   28.02.2018 12:48   Заявить о нарушении