Сынок. Экспромт

-Ну возьмите меня себе! Возьмёте?-Даня заискивающе заглядывал в мои глаза и делал умилительные глазки "кота из Шрека".

-Ты сирота?- спросила я. Некорректно, нетактично, я знала о том, что совсем не так должен разговаривать учитель. Но...Огромные нарисованные мелом сердца на досках и большущие буквы:"Я тебя люблю!", стираемые и вновь появлявшиеся за перемену,перед  каждым уроком, выкрики:"Я ЛЮБЛЮ ТЕБЯ!", разносившиеся из-за приоткрываемой двери в другие кабинеты,где я вела урок...

Я сердилась, я пыталась всё перевести в шутку, на разнообразные взгляды коллег старалась никак не реагировать. Однако"никак"- это будет неверно. Я искала ответ. Ну не идти же, в конце концов, к директору или завучу с тем, что учителя преследует ребенок, заявлявший о своих чувствах!

Даня, стоило мне переступить порог школы, ждал в гардеробе, повиснув моментально своими цепкими ручками и кричал:"Я тебя люблю!" На его крики сбегались любопытные. Родители,увидев и оценив его поведение, осуждающе качали головами. По вторникам на мои уроки приезжал Алексей Петрович- степенный старец, привозивший различные подарки ученикам- то печенье, то пряники, то конфеты... Он садился за последнюю парту, ложил руки на стол и внимательно следил, как я пишу на доске буквы. Однажды ко мне подошла завуч и сказала, что А.П. приезжает в школу только из-за меня. "Вы не видите, он Вас любит! Он за Вами как собачка! А он же хороший человек, удивительный!Присмотритесь к нему! Он Вас любит!" А.П. мог часами сидеть со мной в библиотеке и наблюдать, как я перелистывала страницы книги, готовясь к уроку. Он ждал меня после работы, чтобы проводить, чтобы говорить и говорить обо всем на свете:о своём убитом сыне, об умершей жене, о своей дочери, которая пытается устроить своё личное женское счастье. А.П. ревновал меня к Дане, отсылая куда-нибудь по каким-нибудь не особо важным делам- то намочить тряпку, то принести мел,то спросить вахтершу об оставшемся от перемены времени.А.П. хотел остаться со мной наедине, но я не позволяла этого, придумывая разные занятия- проверку самостоятельных, заполнение журнала...

Такая прилипчивость стала меня тяготить и, набравшись смелости, я сказала, что у меня не хватает главного- времени. Да и работа, которая плохо оплачивается, не стимулирует к тому, чтобы на ней работать. "Поэтому,А.П, я буду увольняться. Больше буду с семьей." А.П. опечалился :"Это значит, что мы не будем встречаться?""Наверное, да."Но на моё заявление об увольнении получила ответ:"Пожалуйста, не бросайте нас, мы понимаем, что зарплата маленькая, но уж доработайте этот год, приезжайте, как сможете."

...Я просто перестала приезжать по вторникам. Стала отпрашиваться. Наверное, у меня совсем нет смелости, наверное, я пытаюсь применять метод "колобка", который не решает своих проблем, отодвигая принятие решений по шкале времени до неопределённого момента...Мне звонили, говорили, что меня все ждут, что ждет А.П. и все ребята, но всё как-то не выкраивалось время. Не получалось...
Звонил А.П.,дыша у телефонную трубку, несколько раз напрашиваясь прийти в гости на чай...Звонил Даня, сообщая о том, что приехал домой, что у него всё нормально и хорошо, звонил каждый день, пробалтывя до тех пор, пока не приходила пора сна. Я прерывала разговоры, ссылаясь на невозможность продолжать разговор...

... Даня продолжал меня преследовать.

"Ирина!"- кричал на улице, и бежал, бросив рюкзачок, шарф, шапку.
"Ирина!"- кричал в супермаркете, расталкивая покупателей.
"Ирина!"- кричал в автобусе, кричал из маршрутки, на мосту и размахивал руками. Казалось, он не замечал окружавших людей...А может, он настолько был поглощён своим чувством? Но каким? Он называет это "любовью", но любовь ли это? И какая? Родитель любит ребенка по -своему, ребенок- родителя по-другому, девушка любит парня так, а парень девушку- по-другому. Бабушки-дедушки любят внуков по-своему, но внуки- опять же по-другому. В какую нишу отношений втиснуть эту любовь? Я стараюсь не выделять способных учеников и ленивых, талантливых и просто исполнителей. В настоящее время "на гребне волны" - посредственные, но исполнительные.

Ведь не зря существует поговорка"ученье и труд всё перетрут!"

Совсем недавно Даня встретил меня на улице с большой спортивной сумкой.
"Я тебя жду!"- вместо приветствия сказал он.
"Что-то случилось?"- спросила я, потому что печальными были его мальчишеские карие глаза.
"Я буду у Вас жить!"
"Как это?"- я опешила и не знала, что сказать.
"А вот так!Я буду твоим сыном! Я так решил!"

"Подожди, подожди, как это- сыном? Ты не разбрасывайся словами!"-опешила я, но тринадцатилетний мальчишка, маленький по росту для своего возраста, смотрел на меня и совсем,как мне показалось, не шутил.

Вспомнилась первая встреча. Я зашла в пятый класс. Обычно, как всегда. Представилась, назвав себя:
-Меня зовут Ирина Васильевна. Я ваш новый учитель.

-Вы похожи на радугу! Я Вас легко запомню!- крикнул лохматый небольшого роста мальчик.

-А тебя как зовут?
-Меня Ваня.
-А я- Даня. Даня Киселёв,-мальчишка вышел из первой парты и подошел ко мне.-Ты мне нравишься.

-Ребята, Вы мне тоже нравитесь. Давайте продолжим знакомство!
Назвали свои имена девочки, оставшиеся мальчики. Я на листочке написала имена в два столбика, тех, кто сидел на первом ряду, и тех, кто сидел на втором, чтобы при общении не назвать никого другим именем."Ага, два Никиты, Илья, Даня, Ваня, Костик, Настя, Полина, Алёна. Один мальчик не захотел назвать своё имя, и я не настаивала.

-Хорошо. Вот и познакомились. На уроке нам нужны тетради, и домашнее задание будем записывать в тетрадь, потому что учебников по древним языкам нет.Всё понятно? Кто изучал какой-нибудь язык помимо русского?
-Я изучал японский,- робко сказал, подняв руку полный мальчик, Костя. Я удивилась, потому что вывести каллиграфически точно иероглиф...
-А где ты его изучал?
-С мамой, когда приезжали к бабушке в Токио...

Я ещё больше удивилась. Если у ребят, которые пришли учиться в эту частную школу, бабушки живут в других странах...
-Ты хорошо говоришь, читаешь или пишешь?- спросила я.
Костя не ответил, а, стесняясь, сел на своё место.

-А я знаю все языки!- выкрикнул щуплый мальчишка, на вид третьеклассник.
-Все языки? Какие же?
-Английский, немецкий, французский, японский... А Вы какие языки знаете?
-Пыталась выучить многие, но иногда мне кажется, что я свой родной язык, русский не знаю.
- А почему Вы не знаете, Вы же говорите по-русски!
-Говорить на каком-то языке это не значит, что его знаешь.
-почему это?
-Потому что мне бывает трудно подобрать нужные слова,сказать и написать правильно...
-А я знаю, и мне древние языки не нужны!- крикнул мальчишка, назвавшийся Даней Киселёвым. Фамилия запомнилась, потому что когда -то моя первая любовь тоже был Киселёв. Подумалось, что может быть этот мальчик какой-то родственник тому киселёву...

Как всегда, в тетрадях записали дату, тему урока.Стоя спиной к ребятам, услышала, как рвется бумага. Обернулась. Киселев Даня, чуть видимый из-за школьного стола, мял общую тетрадь, обгрызал куски, вырывал листы и тут же на столе складывал в кучку.
-Ты почему не пишешь?
-Да Вы знаете, я по ошибке попал в этот класс. Можно я пойду в свой?
-Пожалуйста...А в каком классе ты учишься?- спросила я, но мой вопрос повис в открытой двери класса.
-Он в нашем классе, он второгодник!- сказал Костя, потому что остальные ученики молчали. А мне показалось,  что должен учиться в классе третьем, до того он маленький ростом. А может он не растет, потому что такими бывают карлики?

На перемене я не знала, куда деваться- учительской в этой школе пока не было, оставаться в классе, где я только что провела урок было бессмысленно,потому что  место учителя заняла другая женщина... Поэтому я пошла в тот класс, где мне предстояло провести следующий урок. Но кабинет был пока занят и я осталась стоять возле кабинета в узеньком коридорчике.

-Знаете, вы осторожно с ним, он больной,- услышала я со стороны спины четкий голос. я обернулась. Передо мной стояла полноватая женщина раннего пенсионного возраста.
-Вы о ком?- спросила я, потому что не поняла, о ком говорит учитель.

-О Киселёве...Он второгодник. И вообще он очень проблемный! И у него острицы, а они вылазят, они сыплются, он руки не моет, так что... Будьте с ним ОЧЕНЬ ОСТОРОЖНЫ!

-А откуда ВЫ знаете, что он больной?
-Вы заметили, что он маленький ростом, как первоклассник? В школе он не первый год учится, уже шестой. А этим летом в больнице исследование проводили, чтобы выяснить, почему он такой худой, не растёт и выяснили, что у него острицы. Целое лето по больницам лежал, вот недавно выписали! А он ходит и всё и всех лапает!

Недалеко от нас я заметила двоих мальчишек, "греющих уши", то есть подслушивающих. Учительница же нисколько не смущалась этому, и, мне показалось, наоборот стала говорить громче.
-Гоните его от себя!- таков был последний совет в тот день. Я даже и не сразу ассоциативно связала остриц, которых везде "сыпет" ученик с тем мальчишкой с оттопыренными ушами...


продолжение следует.


Рецензии