Статья о творчестве Джером К. Джерома

              Джером Клапка Джером (1859 – 1927) родился в 1859 году в Уолсоле (графство Стаффордшир, Англия), в семье торговца скобяным товаром. Отец его вскоре разорился и умер в 1871 году. Джерому пришлось бросить школу, а ему так хотелось стать политиком или литератором;  ему пришлось искать  работу; друг отца пристроил его служащим при  железнодорожной конторе.
 Под влиянием своей сестры, увлеченной театром, Джером решает попытать себя в актерском ремесле; он все свободное от работы время проводил в театре Вуда, где его использовали только на выходных ролях. Жизнь актера ему так понравилась, что он бросил свою контору и поступил в бродячую труппу и стал выступать под сценическим псевдонимом Гарольд Кричтон. Товарищи по труппе видели у него талант комика, а ему хотелось играть трагические роли. Позднее Джером с юмором описывал эти времена и свое полное безденежье в новелле «На сцене и за сценой».  В своей книге «Моя жизнь и моя эпоха» Джером признается, что мог бы стать великим комиком, но ему было мало только смешить людей.  Целых три года Джером посвятил жизни актера, сыграл много ролей, но бродячая жизнь  ему надоела… он бросает театр, переезжает в Лондон. Там он сменил много профессий: репортер, школьный учитель, секретарь у подрядчика, агент по снабжению, клерк. В Лондоне он начал заниматься и литературной работой; им было написано много повестей, пьес, очерков. Издателей и редакторов не интересовали его литературные труды с сентиментальными аллегориями, и Джером решил писать «о забавных и трогательных вещах, которые с ним приключились». Ему повезло: в 1885 году, после публикации юмористической новеллы «На сцене и за сценой», издатели приоткрыли Джерому двери в литературный мир. Скоро вышло его второе произведение «Мир сцены». Обе книги рассказывали о жизни театра, хорошо знакомой Джерому по его работе в бродячей труппе. В книгах также высмеивались устоявшиеся штампы, типы героев пьес, надоевшие зрителям. Оба произведения были полны юмора и веселия.  В 1886 году вышли в свет сборник юмористических эссе и «Праздные мысли лентяя». 1889 год принес Джерому славу великого писателя: появились его знаменитая повесть «Трое в лодке, не считая собаки» и сборник эссе «Досужие мысли досужего человека», которые имели большой успех у читающей публики. Отзывы критиков-современников расходились с мнением читателей. В автобиографии «Моя жизнь и моя эпоха» Джером вспоминал, что один из литературных обозревателей заявил, что его книги – это «печальные плоды просвещения низких сословий». Писателя обвиняли в грубости и вульгарности, писали о том, что его юмор не соответствует традициям английской юмористики. С этим трудно согласиться, ведь юмор положений и тип героя-чудака, характерные для произведений Джерома не были чужды английской литературе, они встречаются в романах Г. Филдинга, Т. Смоллета, Ч. Диккенса.
В личной жизни Джерома произошли большие изменения: в 1886году он женился на Джорджине Элизабет Генриетте Стенли Мерис, также известной как Этти. Медовый месяц пара провела на Темзе, на небольшой лодке, что, как считается, в значительной степени повлияло на создание последующего и наиболее важного произведения Джерома – повести «Трое в лодке, не считая собаки». Джером принялся за создание этого произведения сразу после возвращения  из путешествия. Прототипами персонажей стали его друзья -  Джордж Уингрэйв и Карл Хеншель. В новелле описана череда комичных ситуаций, в которые попадают друзья, а все события тесно переплетены с историей Темзы и ее окрестностей. Книга была напечатана в 1889 году, имела оглушительный успех. За первые двадцать лет было продано более миллиона экземпляров книги по всему миру; также, книга легла в основу многочисленных кино и телефильмов, радиопостановок, пьес, мюзикла. Финансовое благополучие, принесенное книгой, позволило Джерому целиком посвятить себя творчеству: он создал несколько пьес, эссе и новелл, но повторить успех «Трое в лодке, не считая собаки» так и не смог.
 В 1892 году Джером был приглашен в журнал «Лентяй» на должность редактора. Этот журнал представлял собой иллюстрированное сатирическое издание для мужчин, где печатались общедоступные к пониманию юмористические рассказы и пьесы, стихи и путевые заметки, книжные обозрения и интервью. Его фигура в качестве редактора определила название журнала, читатели должны были встретиться с героем, чьи юмористические произведения читали несколько лет назад. Джером, имевший хороший литературный вкус, собрал вокруг себя талантливейших авторов, малоизвестных в то время, которые были не просто сотрудниками, но  и его друзьями. По пятницам Джером устраивал литературные вечера, на которых были известные литераторы -  Р. Стивенсон, Г. Уэллс, Б. Шоу, Т. Гарди, А. Конан Дойл, Р. Киплинг, Б. Гарт, М. Твен, чья литературная деятельность была ему близка. Писатель всегда был в центре современного литературного процесса, и несмотря на то, что масштабы его творчества не столь обширны, а его произведения не так социально остры, как у его предшественников (Ч. Диккенса и У. Теккерея) или современников (Б. Шоу, Г. Уэллса, Дж. Голсуорси), Джером следовал по пути реализма, поднимая в своих произведениях вопросы морали, справедливости и любви. Писатель всегда подчеркивал свою связь с диккенсовской литературной традицией и традициями других писателей-реалистов. Джером основал журнал «Сегодня», но был вынужден оставить оба издания из-за финансовых трудностей.
 Писатель совершил короткую поездку по Германии, которая вдохновила его на написание романа «Трое на четырех колесах», продолжения «Трое в лодке, не считая собаки». В новом романе автор отправляет тех же героев в заграничное велотурне. Книга тоже имела успех, но не такой громкий, как предыдущая. Образ героя-чудака, неприспособленного к жизни, постоянно попадающего в комические ситуации и все же симпатичного читателю, центральный в сборниках 1886 – 1900 годов, где героями являются Джордж, Гаррис, Монморенси. Традиции устного рассказа прослеживаются как в ранней новеллистике, где рассказ ведется от лица «досужего человека». Так и в повестях Джерома, где о путешествии трех друзей рассказывает один из участников событий. В композиционном плане ранние произведения разных жанров также близки – это набор комических эпизодов, связанных с образом главного героя или с разрабатываемой писателем темой.
 В 1902 году Джером публикует роман «Школьные годы Поля Келвера», который признается многими, как автобиографический. В 1899 году, посетив Россию, он написал обширную статью «Русские, какими я их знаю», которая в 1906 году издана на русском языке под названием «Люди будущего».
Критические статьи о творчестве Джерома были написаны в жанре газетной или журнальной хроники, поэтому не могли дать обзора творчества писателя. Его друг, А. Мосс, в 1928 году написал первую монографию о Джероме. Эта книга дает большее представление о личности писателя, чем автобиографический роман самого Джерома; в ней приводятся факты о жизни и творчестве писателя. А. Мосс цитирует выдержки из писем Джерома Р. Стивенсону, М. Твену, А. Конан Дойлю; отзывы на отдельные произведения, отрывки из его дневниковых записей, воспоминания друзей о Джероме. Он также анализирует творчество писателя с точки зрения жанра и стиля, что обусловило структурное деление его монографии: «Джером – драматург», «Джером – юморист», «Джером – серьезный писатель».
 В статье В. Притчетта, опубликованной в 1964 году, подчеркивается связь повести «Трое в лодке, не считая собаки» с традициями литературы о юмористическом путешествии, в частности с произведениями М.Твена и Ч.Диккенса. Юмор Джерома определяется как «легкий»; он также отмечает иронический стиль и афористичный язык произведений.
Ознакомившись с рядом критических статей и замечаний по поводу творчества Джерома, надо сделать определенные выводы. Основная тема новелл и эссе Джерома – является последователем традиций английских писателей-реалистов 19 века – У. Теккерея и Ч. Диккенса.
В произведениях Джерома просматриваются два типа героев: герой-чудак и «досужий человек». Герой-чудак попадает в комические ситуации из-за некоторых особенностей своего характера. А «досужий человек» ближе автору, именно он комментирует все события, происходящие в новеллах и эссе. Восприятие мира его глазами тождественно восприятию среднего англичанина. Его иронический комментарий выражает определенное отношение к жизни. Он обладает здравым смыслом и известной долей скепсиса, что и помогает ему видеть многие вещи и явления в истинном свете.
 Еще надо сказать об ироническом комментарии, который является связующим звеном для сюжета новелл. Эта ирония не столько языковое средство автора, сколько образ его мыслей, умение увидеть гротескность, абсурдность повседневного быта. Это умение предполагает, кроме широты жизненного опыта и жизненной мудрости, искусство остроумия.
 Стиль джеромовских произведений «малой» формы со временем изменяется от юмористических до психологических новелл. Для творческой манеры Джерома характерно сочетание юмористического и назидательного начал. Постепенно меняется тональность новелл от добродушно-юмористической до иронично-философской.
 Если говорить о языке джеромовских произведений, то его надо охарактеризовать как ясный, простой, близкий к живой разговорной речи. В психологических новеллах нейтральной речи автора противопоставляется эмоциональная речь персонажей, где через диалоги и монологи открывается их внутренний мир.
 Продолжая традиции английской литературы, Джером в наибольшей степени старался следовать творческой манере Диккенса, о чем сам неоднократно писал в автобиографии «Моя жизнь и время». Ранний период творчества Ч.Диккенса, когда он пишет юмористические произведения (это касается в первую очередь его романа «Посмертные записки Пикквикского клуба»), наиболее созвучен смеховой тональности новелл и эссе Джерома.
В течение последних лет своей жизни большую часть времени Джером провел в своем загородном доме в Эвилме. Скончался он в 1927 году; похоронен в Церкви  Св. Марии в Эвилме.


Рецензии