Статья о творчестве Сервантеса

В книгу вошли краткие обзорные статьи с отрывками из литературных, исторических, философских памятников эпохи Возрождения. Статьи включают в себя информацию о жизни и творчестве наиболее прославленных авторов этого периода. Иллюстрации автора создают образное впечатление от прочитанного материала.


Величайшим испанским писателем эпохи зрелого Возрождения в области художественной прозы и драматургии является Мигель де Сервантес Сааведра (1547 – 1616). Его биография овеяна характерным для этой эпохи духом смелых приключений. Сначала – неуемное стремление к знаниям, сделавшее возможным для него, сына лекаря, дворянского происхождения, получение университетского образования. Затем – поездка в Италию, в должности секретаря у кардинала, где Сервантес, уделял много времени изучению итальянской ренессансной культуры. После – тревожная, полная опасностей жизнь воина, героического участника войны против турок. Он принимал участие в победоносной битве при Лепанто 7 октября 1571 года, в которой получил тяжелое увечье (лишился руки). Затем – пятилетний плен у алжирских пиратов. После возвращения на родину (был выкуплен из плена), Сервантес работал сборщиком недоимок в Испании, куда из Америки продолжали литься потоки золота. В довершении ко всем перенесенным ранее невзгодам – заключение в тюрьму, за преступление которое он не совершал (пропажа денег по чужой вине). В тюрьме, и на свободе Сервантес беспрестанно занимался литературным трудом, который обогатил человечество неувядаемыми произведениями его гения.
Богато и разнообразно литературное наследие Сервантеса. Оно включает и стихи, среди которых выделяется созданное в алжирском плену пламенное «Послание к Матео Васкесу», содержащее призыв во имя освобождения пленников сразиться с турками и их пособниками – алжирскими пиратами.
Значительное место в наследии писателя занимает его обладающая определенными достоинствами драматургия; особенно трагедия «Нумансия», показывающая исключительный героизм древнего города Нумансии, все испанские жители которого погибли, но не сдались римским завоевателям. Хороши и его маленькие, полные комизма интермедии («Восемь комедий и интермедий»).
В прозаическом жанре Сервантес осуществил в разное время своей жизни опыты и в области пасторального романа («Галатея»), и рыцарского («Странствия Перилиса и Сихизмунды»), и в обладающей большим национальным своеобразием новеллистике («Назидательные новеллы»).
Венцом же творческой деятельности Сервантеса является его бессмертный роман «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» (1605 – 1615).
Задумано произведение, как пародия на лишенные жизненного содержания рыцарские романы. В «Дон Кихоте» Сервантес  показал превосходное знание жизни, умело изобразил типические характеры. Все это позволило ему создать по-настоящему реалистический ренессансный роман.
Сложность и глубина, характерные в целом для романа «Дон Кихот», присущи и его основным героям – Дон Кихоту и Санчо Пансе, в особенности первому из них. Дон Кихот смешон, когда воображает себя рыцарем, способным сокрушить окружающие его пороки, тогда как на самом деле совершает ряд нелепых поступков: сражения с принятыми за великанов ветряными мельницами или побоища в подвале харчевни с мешками принятыми за разбойников. Герой навлекает на себя бесчисленные беды, расплачиваясь за призрачность своих фантазий вполне реальными побоями.
В Дон Кихоте, кроме пародийного образа, мы видим и благородство, он является примером бескорыстного борца за справедливость, полного высокого воодушевления. Дон Кихот несет в себе утверждающее, возрожденческое начало. По словам И. С. Тургенева, он «выражает… веру в истину… требующую служения и жертв». Героизм Дон Кихота проявляется, прежде всего, в глубокой человечности его поступков, направленных на помощь людям, терпящим несправедливость. Мы это видим в эпизоде защиты им пастушка Андреса, которого избивал его жестокий хозяин. Нельзя винить Дон Кихота, что злой хозяин после отъезда защитника обрушивает еще больше ударов на бедного мальчика. Это говорит только о жестокости мира, где правят бесчеловечные противники Дон Кихота.
Глубокой мудростью дышат суждения Дон Кихота о свободе, о мире, о достоинстве человека, о любви. Об этом читатель узнает из тех советов, которые дает Дон Кихот Санчо Пансе перед его вступлением в управление «губернаторством» и по другим разным поводам: «Мир – лучшее благо, какое существует на этом свете!»
 Дон Кихот считает вполне естественной свою влюбленность в «весьма миловидную деревенскую девушку» Альдонсу Лоренсо, прозванную им Дульсинеей Тобосской. Не знатность этой девушки – не помеха для любви, как доказывает Дон Кихот Санчо Пансе, «более чем что-либо, возбуждают две вещи, каковы суть великая красота и доброе имя, а Дульсинея имеет право гордиться и тем и другим». Дон Кихот учит Санчо Пансу избегать личного произвола, так как произвол «весьма распространен среди невежд, которые выдают себя за умников».
Интересен и образ Санчо Панса – оруженосца Дон Кихота, кастильского крестьянина, знающего себе цену, носителя народной мудрости, часто прикрытой веселой шуткой. Санчо Панса, без долгих размышлений последовал за своим господином; оставил родную деревню, сначала ради поправки благосостояния – получения обещанного ему Дон Кихотом «острова», а позже – просто из человеколюбия по отношению к непрактичному идальго, которого ему уже было жаль оставить без своей помощи. Благородное воздействие рыцаря дало возможность раскрыться в Санчо замечательным качествам народного мудреца. Читатель это видит в мудром управлении его эфемерным «губернаторством»: какую проницательность он проявлял, осуществляя знаменитые «суды», какую нравственную чистоту и бескорыстие показал, «без гроша в кармане» добровольно оставляя губернаторство.
Примечательна эволюция в отношениях между Дон Кихотом и Санчо Пансой, когда, пустившись в путь как рыцарь и оруженосец, они потом превращаются в добрых друзей, благотворно действующих друг на друга. В их отношениях к концу романа осуществлено в какой-то степени идеальное взаимоотношение между людьми.
Героев Сервантеса – рыцаря с его оруженосцем – объединяет настоящая человеческая дружба. Санчо предан Дон Кихоту не только как господину, но и как большому другу: «… я его люблю, он это ценит,.. а главное, я человек верный, так, что кроме могилы, никто нас с ним разлучить не может».
После долгих совместных скитаний герои романа отрекаются от вымышленной жизни, от погони за приключениями. Дон Кихот становится Алонсо Кихано Добрым.
Писатель словно предчувствовал, что его книга станет известна всему миру. «… Мне сдается, что скоро не останется такого народа, который не прочел бы ее на своем родном языке», - писал он.
В этом романе развернута широкая и яркая картина жизни Испании конца 16 века.  Крестьяне и ремесленники, пастухи и погонщики, попы, сельские власти, солдаты, студенты, мелкие воришки и дерзкие разбойники – все они показаны на пестром фоне правдиво изображенного быта и говорят своим собственным живым языком. Весь роман пересыпан меткими народными пословицами, поговорками и прибаутками, на которые так щедр добродушный болтун Санчо Панса. Сервантесу принадлежит большая заслуга в создании испанского литературного языка, в основу которого положено кастильское наречие.
Автору показателен тон неизменной благожелательности, в котором изображены испанцы и их жизнь. В каждом человеке Сервантес находит уголок души, на который с сочувствием отзывается читатель. Непривлекательная служанка Мариторнес на последние гроши покупает кружку вина для бедняги Санчо. Хозяйка с непритворным участием облепляет пластырями избитого погонщиками Дон Кихота. Злодей и каторжник Хинес де Пасамонте выступает добродушным владельцем кукольного театра и артистичной обезьяны. Эта важная особенность творчества автора – показать персонажи романа с хорошей стороны – привлекает читателя.
Конечно, содержание романа имеет много мрачных сторон, но Сервантес и тут остается  мужественным, бодрым и жизнерадостным, каким был в своей трудной и многострадальной жизни.
Книга, которой автор обязан бессмертием, была опубликована в 1605 году (часть 1) и, невзирая на недоброжелательность и завистливые замечания других писателей, сразу приобрела неслыханный успех. Рыцарь и оруженосец стали «притчей во языцех»; возникло даже прилагательное «донкихотский». При жизни автора книга несколько раз перепечатывалась и издавалась на разных языках, однако Сервантесу так и не удалось разбогатеть. Он, может быть, и не сумел бы закончить роман, как планировал, если бы не некий Алонсо Фернандес де Авельянеда, который выпустил в свет свою версию «Дон Кихота» (вторую часть) под своим именем в 1614 году. Задетый такой несправедливостью, Сервантес на следующий год завершил вторую часть романа и опубликовал ее; не забывая в заключительных главах  дать отповедь своему недоброжелателю. 
Рисуя картины удивительных похождений идальго, Сервантес стал родоначальником содержательной и правдивой литературы. По мнению критиков, с этого произведения в литературе началась новая эпоха чистого и реалистического искусства.


Рецензии