Статья о Шекспире
Шекспир
Пятьдесят два года жизни были даны Вильяму Шекспиру природой, двадцать шесть лет из них отдано творчеству. За эти годы он создал тридцать семь пьес, две поэмы и сто пятьдесят четыре сонета.
Вильям Шекспир (1564 – 1616) – гениальный драматург всего мира. С неизменным успехом идут на театральных сценах, на различных языках его нестареющие драматические произведения. Шекспира-драматурга можно справедливо причислить к титанам эпохи Возрождения.
Творчество Шекспира, согласно общепринятой в русском литературоведении периодизации, делится на три периода: 1590 – 1601; 1601 – 1608; 1608 -1612гг. В первый период, в его творчестве господствовало преимущественно жизнерадостное мироощущение, и лишь изредка появлялись трагические нотки. К этому периоду относится создание поэтических произведений, драматических хроник, комедий, двух трагедий – «Ромео и Джульетта» и «Юлий Цезарь».
Во второй период, когда появляется у него обострение жизненных противоречий, Шекспир создает философски углубленные трагедии: «Гамлет», «Отелло», «Король Лир», «Макбет» и другие; а также несколько комедий.
В третий период, Шекспир обратился к сказочности, фантастике; в это время он создает ряд трагикомедий, лучшие из которых – «Зимняя сказка» и «Буря».
В каждый из периодов своего творчества Шекспир создает произведения непреходящей художественной ценности. Его произведения не драматического жанра менее прославлены, чем драматургия, но и они обладают определенными достоинствами: поэмы на мифологические темы – «Венера и Адонис» и «Обесчещенная Лукреция» - отмечались современниками, большей реалистичностью, по сравнению с работами других авторов.
К выдающимся поэтическим произведениям Шекспира относятся его 154 сонета, созданные между 1592 и 1598 гг. (опубликованы в 1609 г.). Английский сонет, как и классический итальянский, состоит из четырнадцати строк, написанным пятистопным ямбом. В отличие от итальянского сонета в английском сонете рифмы первого четверостишия не повторяются во втором. Английский сонет чаще всего состоит из трех четверостиший и одного двустишия; в завершающем сонет двустишии как бы подводится итог его содержанию.
Сонет имел широкое хождение: его строки звучали и с подмостков «общедоступного театра», и переложенные на музыку, распевались как романсы в захолустной харчевне. Многие авторы впадали в утрированный стиль. Шекспир смеялся над этой аффектацией; в «Двух веронцах» Протей советует Турио поймать сердце возлюбленной на приманку «слезливых сонетов». Шекспир противопоставляет им свое искусство:
«…В любви и в слове – правда, мой закон,
И я пишу, как милая прекрасна,
Как все, кто смертной матерью рожден,
А не как солнце или месяц ясный…»
Шекспир стал писать сонеты еще в начале девяностых годов. В его ранней комедии «Тщетные усилия любви» диалог то и дело приближается к форме сонета, а в 1598 году Мерес в своей «Сокровищнице Паллады» упоминает о «сладостных сонетах Шекспира, известных в кругу его личных друзей». В 1599 году издатель Вильям Джаггард напечатал два шекспировских сонета. И, наконец, в 1609 году знаменитые сто пятьдесят четыре сонета Шекспира вышли отдельной книжкой. Рассмотрим вопрос о действующих лицах шекспировских сонетов: их три – поэт, его друг, и «смуглая дама». Первые девяносто девять сонетов обращены к другу – несомненно, что Шекспир считал дружбу самым высоким и прекрасным чувством (он воспел верность дружбы в «Двух веронцах» - в образе Валентина, в «Гамлете» - в образе Горацио). По мнению Шекспира, дружба обладает всей полнотой любовных переживаний: и радостью свидания, и горечью разлуки, и муками ревности.
В сонетах 127 – 152 на сцене появляется новое лицо – «смуглая дама», которая поселяет рознь между поэтом и другом. Поэт страстно любит ее и вместе с тем сетует на нее за те страдания, которые она причиняет ему и другу…
Надо заметить, что теория о том, что большинство шекспировских сонетов воспевают друга, была впервые выдвинута английским шекспироведом Мэлоном лишь в конце 18 века. До этого господствовало мнение, что в большинстве своих сонетов Шекспир говорит о своей возлюбленной.
Драматические хроники Шекспира, с которых начался его путь драматурга, девять пьес, называющихся по именам королей – «Король Джон», «Ричард 2», «Ричард 3» и другие воспроизводят в основном картину жизни средневековой Англии. Близки к драматическим хроникам из истории Англии исторические драмы на античные сюжеты. Один из них относится к тому же периоду его творчества, что и хроники («Юлий Цезарь»), другие созданы позже («Антоний и Клеопатра» и «Кориолан»). Шекспир стремится понять отдаленное прошлое, уловить известное сходство между ним и современной ему Англией. Стремясь быть точным и объективным при показе исторических деятелей. И в то же время этим драмам присущ определенный поэтический историзм, ставящий их намного выше драм на античные сюжеты других авторов из числа современников Шекспира и французских классицистов 17 – начала 18 века.
Гимном во славу большой ренессансной любви, не считающейся со средневековой враждой семейств, к которым принадлежат любящие, является трагедия «Ромео и Джульетта», относящаяся к первому периоду творчества великого драматурга. И хотя, как сказано в конце трагедии одним ее персонажей (герцогом), «нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте», она, тем не менее, несет в себе яркое жизнеутверждающее начало. Смерть юных Ромео и Джульетты заставила примириться их родителей и забыть про вековые предрассудки; в прекрасных любовных сценах комедии с необычайной силой художественной правды воспроизведена картина расцветающего любовного чувства, придающего всему произведению предельно светлый колорит.
Большой глубиной и выразительностью в обрисовке характеров, в раскрытии человеческих страстей отличается трагедия «Отелло», которая относится ко второму периоду творчества Шекспира. В ней автор показал столкновение носителей ренессансных черт человека – Отелло и Дездемоны – с цинизмом и хищничеством, воплощенных в Яго.
В «Короле Лире» Шекспир показал трагическую историю всеобщего разлада. Ни в одной из представленных в трагедии семей нет мира. Рвутся связи в семье Лира: он сам изгоняет дочь, Гонерилья и Регана предают его; но в их семьях тоже разлад – обе сестры не любят своих мужей и каждая надеется соединиться с Эдмундом. Такой же разлад в семье Глостера; отец изгоняет одного сына, а его самого предает другой. В конце трагедии сестра отравляет сестру, брат убивает брата. Правда, в двух случаях Шекспир сначала восстановил семейное начало: Корделия приходит на помощь отцу, Эдгар сопровождает слепого Глостера. Но это успокоение оказалось временным – Глостер умирает, Корделию убивают и Лир не переживает ее. Финал в трагедии страшный и кровавый – вымирает целый королевский род. Сама природа на такую несправедливость отвечает страшной бурей.
Трагедия Шекспира «Гамлет» - одно из самых великих произведений мировой драматургии. Мастерство автора проявилось в том, что в сравнительно небольшом по объему произведении, он дал богатейшую картину жизни и изобразил судьбу нескольких людей.
Впервые история датского принца Амлета была записана летописцем Саксоном Грамматиком в 1200 году на латыни. В эпоху Возрождения французский писатель Бельфоре пересказал ее со значительными изменениями в своей книге «Трагические истории» (1576). Один из предшественников Шекспира, по-видимому, Томас Кид (1558-1594), используя сюжет Бельфоре, написал трагедию «Гамлет», которая шла на сцене в 1589 и 1594 годах. Ее текст, к сожалению, не сохранился. Создавая свою трагедию, Шекспир использовал пьесу Кида, придав ей совершенно новую, оригинальную трактовку. В средневековом предании интерес был в изображении жестокостей, в эпоху Возрождения история Гамлета сводится к теме изощренной мести. Шекспир видоизменил трактовку, показав, как идея мести осуществляется в трех параллельных случаях, когда сын должен мстить за отца (Гамлет, Лаэрт, Фортинбрас). Автор в центре трагедии поставил социально-нравственные и философские вопросы; глубже своих предшественников раскрыл душевный мир и психологию всех главных персонажей.
«Гамлет» - трагедия о том, как молодой человек открывает для себя существование зла в жизни. Против этого мира вступает в борьбу герой. В личности короля-убийцы для него сосредоточен источник несправедливости. Хотя на Гамлете возложен долг отомстить за отца, не только это является его целью. Главное – уничтожение зла!
В борьбе, которую ведет Гамлет, у него много противников: сам король, убийца его отца, льстивый и лукавый царедворец Полоний, прежние друзья по университету Розенкранц и Гильденстерн, берущие на себя неблаговидную миссию шпионить за Гамлетом. Невольно среди врагов оказываются люди любящие Гамлета: королева Гертруда – мать Гамлета, жена жестокого Клавдия; Офелия, возлюбленная принца, ставшая орудием в руках его врагов, ее любовь он отвергает. Но Гамлета нельзя считать одиноким – у него есть верный друг – Горацио, ему сочувствуют воины Бернардо и Марцелл, его любит народ, как с горечью говорит сам король. Принц не прибегает к помощи тех, кто его готов поддержать, он предпочитает вести борьбу против короля один на один.
Гамлет – выдающаяся личность. Его отличает поразительная многосторонность: в нем и задатки государственного деятеля, и воина, мы замечаем в нем философские способности и понимание искусства. Сознание несовершенства жизни вызывает у него глубочайшее сострадание. В финале произведения, как правильно подчеркивает английский исследователь Шекспира А. Кеттл, «герой оказывается побежденным не врагами, не собственной слабостью, а историей». История датского принца, поднятая гением Шекспира до выражения трагедии всего человечества на определенном этапе его развития, никогда не перестает волновать читателей и зрителей всего мира.
Комедии Шекспира характеризуются, прежде всего, большой жизнерадостностью, царящей в них атмосферой веселья. В них всегда одерживает победу все человечное – умное и доброе, торжествующее над глупым и злым. Мы видим, что в этом проявляется вера автора в победу в жизни добрых начал, его умение, смеясь, расстаться с отжившим. В этом убеждают и «Виндзорские насмешницы», где посрамленным оказывается опустившийся рыцарь Фальстаф, который хотел поживиться за счет кошельков двух горожанок, но был ими же выставлен на всеобщее посмешище. Но есть среди шекспировских комедий и полные горечи, в которых показаны люди с извращенными нравами, у которых «нет музыки в душе, кого не тронут сладкие созвучья». К таким комедиям относится «Венецианский купец», где ростовщик Шейлок в погоне за деньгами и из мести готов взять у несостоятельного должника фунт мяса из его тела.
Произведения Шекспира волнуют читателей и зрителей на протяжении нескольких столетий. Его младший современник, английский драматург Бен Джонсон, хорошо об этом сказал: «…Душа нашего века, чудо нашей сцены, Шекспир принадлежит не одному веку, но всем временам…»
Свидетельство о публикации №216022800654
Ну почему стреД??? Город всегда назывался СтраТфорд (слово "страт" или "стрэт" strat) - общегерманское и означает "путь, дорога" - отсюда немецкое "штрасе" и нидерландское "страат".
"Русская критика и русское шекспироведение всегда находили, что шекспировские сонеты отражают действительно пережитое самим поэтом."
Это не совсем так. До сих пор в критике ведутся споры, кто скрывается за "другом" и существовал ли этот друг в действительности. Многие сонеты написаны так, что вообще не понятно, мужчине или женщине они посвящены.
"Создавая свою трагедию, Шекспир использовал пьесу Кида, придав ей совершенно новую, оригинальную трактовку."
Поскольку текст Кида не сохранился, нельзя утверждать, что Шекспир придал ему оригинальную трактовку.
"Хотя на Гамлете возложен долг отомстить"
На Гамлета возложен, однако...
Алексей Аксельрод 01.08.2017 22:14 Заявить о нарушении