Статья о Диккенсе
Писатель из семьи чиновника, попавшего в долговую тюрьму, он с детства познал нужду и был вынужден рано зарабатывать на жизнь сначала на фабрике ваксы, потом клерком в конторе адвоката, а затем – судебным и парламентским репортером. С детства Диккенс много читал, отличался феноменальной памятью, богатым воображением и фантазией, был впечатлителен и артистичен; все это позднее сказалось на его художественной манере.
В 1835 году из печати вышла первая книга Диккенса «Очерки Боза», куда вошли опубликованные ранее в английских газетах очерки и фельетоны из жизни Лондона. Но по-настоящему его огромный талант раскрылся в первом романе – «Посмертные записки Пикквикского клуба», написанного в 1836 году. Тонкий юмор, неистощимая способность к созданию комических ситуаций и целой галереи смешных, гротесковых персонажей, среди которых выделялся ставший почти нарицательной фигурой чудаковатый и странноватый мистер Пикквик, чем-то напоминающий Дон Кихота, равно как и его друзья - «пикквикисты», - все это сразу же сделало Диккенса любимцем английской читающей публики. Этот роман принес автору заслуженную славу. «Записки Пикквикского клуба» были написаны почти случайно; юмористический роман был задуман как серия пояснительных текстов к рисункам, посвященным спортивным приключениям нескольких джентльменов. Однако в ходе печатания романа отдельными выпусками литературный текст приобретал все большее значение и постепенно превратился в грандиозную комическую эпопею. В центре романа – фигура благодушного чудака мистера Пикквика, комического мыслителя и неудачливого, но трогательного благодетеля человечества; вокруг него группируются в качестве членов организованного им «клуба»: влюбчивый толстяк Тампен, горе-спортсмен Уинкль, несостоятельный поэт Снограсс, к ним присоединяется в качестве слуги мистера Пикквика Сэм Уэллер, шутник и балагур, носитель народной юмористической мудрости. В один из солнечных майских дней они отправляются в путешествие по дорогам Англии. Их странствия, полные всяких приключений и недоразумений, составляют содержание этой веселой книги.
Вызывают симпатии персонажи этого остроумного произведения: слуга Пикквика, никогда не унывающий Сэм Уэллер, чья речь полна здравого смысла и народного юмора, отец Сэма – старший Уэллер, кучер пассажирской кареты. Описывая веселое путешествие Пикквика и его друзей, Диккенс отмечает различные стороны английской действительности. Членам Пикквикского клуба автор противопоставляет пройдох и вымогателей Додсона и Фогга, авантюриста Джингля.
Одна из лучших характеристик творчества Диккенса принадлежит его современнику Тэну, философу и писателю. Тэн писал: «В сущности, роман Диккенса резюмируется одной фразою: будьте добры и любите. Истинную радость доставляют только сердечные волнения, чувствительность – вот в чем весь человек. Верьте, что, сострадание, доброта – суть то, что есть самое прекрасное в человеке…»
Успех романа был огромен. Судьи в залах суда, мальчишки на улицах, люди серьезные и легкомысленные, молодые и старые, те, что входили в жизнь, и те, что из нее уходили, - все в равной мере не могли устоять перед очарованием «Записок».
Вслед за изданием «Посмертных записок Пикквикского клуба» Диккенс приступил к написанию социальных романов, в которых он, по его словам, обратился к «безбрежному океану человеческих страданий».
В этих новых романах – «Приключения Оливера Твиста» (1837-1839), «Жизнь и приключения Николаса Никкльби» (1838-1839), «Лавка древностей» (1840-1841) и других – автор рассказывает о сложных судьбах и людей. В «Оливере Твисте» Диккенс повествует о тяжелых жизненных испытаниях, выпавших на долю сироты Оливера, который провел свои ранние детские годы в работном доме, а затем попал в трущобы Лондона. Здесь, в Ист-Сайде, где ютится беднота, и вольготно чувствуют себя бандиты разных мастей, Оливер Твист был затянут в воровскую школу Фейджина. В этом мире лондонского дна маленькому Оливеру пришлось столкнуться с грабителем Сайксом, уголовником Монксом и другими преступниками. Благодаря удачно сложившимся обстоятельствам, Оливер не стал вором; он встретил друга своего отца – Браунлоу, который круто изменил его жизнь. Благополучная концовка характерна для многих произведений Диккенса. Добро всегда побеждает зло, а свет тьму!
Следующий роман Диккенса «Жизнь и приключения Николаса Никкльби» продолжает тему сложной судьбы. Из фактов своей жизни Диккенс описывает страшные порядки, царившие в английских школах для бедных детей. Созданный писателем образ директора одной из таких школ, гордо именуемой «Академией», некоего Сквирса стал нарицательным как олицетворение грубого, лицемерного и беззастенчивого дельца, для которого в жизни главное нажива и личная выгода.
Как прославленного писателя Диккенса приглашают в Америку, но своей книгой «Американские заметки» (1842) автор разочаровывает своих друзей в США, высказав немало нелицеприятных слов по адресу американской демократии. Описание порядков Америки раскрыто в большом романе «Жизнь и приключения Мартина Чезлвита» (1843). Диккенс рассказывает о злоключениях англичанина Мартина Чезлвита-младшего и его слуги Марка Тэпли, приехавших в США в поисках богатства и счастья. Однако, не найдя ни того и ни другого, они стали жертвами ловких жуликов и мошенников. Писатель высмеивает продажную печать, вроде «Нью-Йоркского соглядатая», который потчует своих читателей сверхсенсационными известиями и интимными подробностями из жизни миллионеров.
В конце 40-х годов Диккенс создает свой крупнейший роман «Домби и сын», в котором рассказал о «величии и падении» крупного английского дельца Домби, владельца фирмы «Домби и сын». Удачей английского писателя является созданный им образ купца Домби, человека холодного, черствого, высокомерного, эгоиста. Домби мало что волнует в жизни; только наращивание своего капитала составляет основу его существования. Он не очень опечалился, когда умерла его первая жена; с точки зрения этого дельца, она выполнила свои обязательства в семейной сделке – родила ему наследника, сына. Смерть сына, Домби воспринимает как неудачу в делах, теперь, некому передать бразды правления фирмой. Свою родную дочь Домби игнорирует. Но жизненная философия Домби терпит поражение: второй брак не приносит ему счастья, приказчик доводит его фирму до разорения. Автор остается верным себе, показывает счастливый конец: к Домби в тяжелый момент на помощь приходит родная дочь, раскрывающая перед ним возможность морального очищения.
В последующие годы один за другим появляются новые романы: «Холодный дом» (1853), «Тяжелые времена» (1854), «Крошка Доррит» (1856), «Повесть о двух городах» (1859) и др. Определенный интерес представляет роман «Дэвид Копперфилд» (1859) – в значительной степени автобиографическое произведение.
Вера в добрых, бескорыстных людей отличает его написанные в последнее десятилетия романы «Большие надежды» (1861) и «Наш общий друг» (1864).
Диккенс скончался в 1870 г., оставив незавершенным последний роман – «Тайна Эдвина Друда». Он был похоронен в Вестминстерском аббатстве рядом с другими великими людьми Англии.
Свидетельство о публикации №216022800668