Когда я читаю Лермонтова

Поэзия – удивительная вещь. Это не просто талант, это дар Божий. Стать поэтом невозможно, им нужно родиться. Конечно, существуют люди, считающие себя новыми Пушкиными, Лермонтовыми и Тютчевыми, но на самом деле это обыкновенные стихоплеты и по большей мере бездарные. Где ваша мысль, душа, возможно, драма и трагедия, самозваные Пушкины? Ваши стихи – лёгкие блестящие стёклышки, пустышки, но не более. Настоящие, великие поэты всегда выражают в своих работах драму и смысл жизни, точнее, их взгляд на мир. Не всегда взгляд бывает понятен. Разве можно объяснить творческую душу целиком? Наверно, это может сделать лишь тот, чья душа в той же мере наполнена поэзией.

Когда я читаю стихотворения и поэмы Лермонтова, мне удивительно ясны и понятны его мысли, суждения, эмоции и чувства. О Боже! Как я страдаю, что не могу изъясняться в стихах! Возможно, я больна гордыней, но ничто не может разубедить меня в том, что я – поэт в душе. Наверно, звучит более, чем дерзко, ведь если посмотреть со стороны, то кто я? Даже и не писатель, хотя, конечно, в мечтах считаю себя таковой. Но чем я отличаюсь от других? Бездарные поэтишки тоже считают, что затронули некоторые струны, которые не были изведаны и пережиты никем прежде. И я такая же, как они. Так как смею я, ничтожная и жалкая песчинка, маленькая букашка в мире творчества, утверждать, что понимаю Лермонтова?! И всё же я его понимаю…

Лермонтов – удивительный человек и, на мой взгляд, самый талантливый поэт. Как поверхностно и ошибочно судят те, кто во всеуслышание заявляет: «Лермонтовых много, Пушкин – один!» Да, Пушкин один, кто же с этим спорит? Но покажите мне второго Лермонтова! Где он?! Кто же еще может столь ярко выразить жизнь, любовь, трагедию?! Возможно, радости нет в его поэзии. И что из этого? В этом и прелесть Лермонтова, его философия и сложность восприятия.

Неправы также и те, кто считает Лермонтова подражателем и тенью Пушкина. Какое заблуждение! В этих поэтах сходства очень и очень мало. Точнее, в их поэзии. Пушкин – светлый, радостный, а Лермонтов – грустный, жестокий, его слова дерзки и колки, он одинок, но горд в своем одиночестве.

Почему-то многие ценители и обожатели Лермонтова в возрасте и зрелости проникаются Пушкиным и забывают прежнего кумира. Мало ли пылких натур, читая Лермонтова, поражались сходству взглядов с поэтом и считали, что и им уготована великая судьба? Они клялись, что обожают его поэзию, стихи, мысли, его личность и никогда не отойдут от поэта? Не в нем ли они черпали вдохновение, удовлетворение, не с ним ли жили, переживали, чувствовали?.. Где же они? Ах, Лермонтов, Лермонтов! Ты – неотъемлемая часть нашей юности! Она уходит вместе с тобой и не возвращается. Какое счастье, что Лермонтов был на этом свете! Его восхитительные стихи наставляют столько юных сердец! И как хочется верить, что он навсегда останется в моей душе и жизни! Я готова пасть на колени и клясться в том, что Лермонтов – часть моей души, что без его стихов я просто не смогу существовать!.. Но я не буду. Ибо, как сказал Господь наш Иисус Христос, «не клянись вовсе, и пусть словами твоими будут только «да, да» и «нет, нет!», и остальное всё от лукавого».

2002 г.


Рецензии
Уважаемая Карина, это Вы ещё мои стихи не читали. :-)
Например как Вам вот этот?

Нежных ирисов абрис
На "холсте" оконной рамы,
В предрассветном утре раннем
Птичьих голосов каприс.

Тихое шептание ветра
Чуть ласкает шелк соцветий
И готовит на рассвете
Музыки и красок встречу.

Третий прозвенел звонок,
Замерли партер и ложа,
На "мольберте" поднебесья
Первый розовый мазок.

Сцену трепетной Авроре
Бог Морфеус уступает,
Удалилась ночь в кулисы,
На подмостках день в фаворе.

Кисть художника-Весны
Чудный звук небесной флейты
В обрамление тюля шлейфа
Солнцу оду вознесли.

P.S.Каприччио (итал. Capriccio, также КАПРИС, фр. caprice) — произведение академической музыки, написанное в свободной форме.
Аврора-богиня утренней зари.
А Морфеус он и есть-Морфеус.

февраль 2012 года.

А если серьезно, то я Лермонтовым ещё в 5 классе зачитывался, вне всякой школьной программы.

С улыбкой и признательностью.

Валерий Ольгин 11   28.02.2016 13:25     Заявить о нарушении
Валерий, очень понравилось!
Я и сама стихи пишу, в большом количестве. Как раз, помню, вскоре после этой миниатюры о чтении Лермонтова в 14 лет и понеслось мое собственное стихотворное творчество.
Михаила Юрьевича до сих пор люблю, но все-таки произошло неизбежное, о чем писала в этом тексте: с годами пришло и увлечение другими поэтами, которые теперь ближе, и новое понимание Александра Сергеевича Пушкина.

Спасибо Вам большое!

Карина Буянова   28.02.2016 13:59   Заявить о нарушении