В Соединенных Штатах Рабочие к нам не приходили

    7 марта 1925 года на якорной стоянке американского порта Норфолк "кинул яшку"
пароход "ВАЦЛОВ ВОРОВСКИЙ" - первое судно под флагом СССР. Американцы увидели судно под красным флагом и с командой "страшных большевиков". Пароход принадлежал Балтийской конторе СОВТОРГФЛОТА (по сути БАЛТИЙСКОМУ МОРСКОМУ ПАРОХОДСТВУ). В те времена практически все суда носили имена живых или погибших функционеров - большевиков или ррреволюционеров. До прихода в Соединенные Штаты пароход назывался "Маскенондж" и участвовал в перевозках паровозов из Германии и Щвеции в Советский Союз. Мы писали об этой довольно "мутной" операции http://www.proza.ru/2013/01/11/875.
     В 1923 году после убийства советского дипломата пароход был переименован и стал носить имя ВАЦЛОВА ВОРОВСКОГО.
     Не так давно мне попалась в руки небольшая книжка, изданная в 1927 году "В АМЕРИКУ И ОБРАТНО". Честно говоря, меня всегда привлекала литература первых годов советской власти, читая газеты, журналы, книги тех годов, чувствуешь ритм эпохи, практически отсутствует цензура...
    В этой книжке довольно ярко и познавательно описан рейс парохода в Соединенные Штаты и Южную Америку. До сих пор мне неясно, почему в этой книжке отсутствуют имена членов команды и даже капитана. Но Всемогущий ИНТЕРНЕТ оказал нам помощь - я нашел и имя Капитана и его биографию. Командовал пароходом капитан КУЛАГИН ИВАН ЗАХАРОВИЧ... Уроженец АЗОВА, диплом ШТУРМАНА ДАЛЬНЕГО ПЛАВАНИЯ он получил до революции, работал на океанских пароходах, в 1914 году впервые пересек экватор... К сожалению, первый рейс капитана под флагом СССР к берегам Соединенных Штатов оказался последним в его жизни, в сентябре 1925 года на судне он тяжело заболел, ему предложили остаться для лечения за границей, но он отказался. Умер на борту судна. По его завещанию с приходом парохода в Ленинград его тело было доставлено на родину в Азов, где его и похоронили.
   Экипаж парохода состоял из 48 моряков. Среди матросов было 5 штурманов - выпускников мореходных заведений, о такой плавательской практике можно было только мечтать, не случайно все эти ребята впоследствии стали адмиралами и капитанами... они с благодарностью вспоминали уроки капитана Кулагина.
    В 1925 году Соединенные Штаты не признавали СССР, но никто не запрещал торговать... Американцы стали последними из ведущих мировых держав, которые только в 1933 году признали СССР... Но к этому времени американские фирмы и рядовые американцы активно участвовали в индустриализации Советского Союза.
   Так и в этом первом рейсе. Пароход привез поташ из Антверпена. Наши моряки ожидали, что Америка их поразит техническим прогрессом. И действительно, в Норфолке, где они бункеровались, более 500 тонн угля загрузили за 5 часов, вся погрузка производилась механизированным способом, электровозы подгоняли бункеры с углем, которые переворачивали, и уголь по металлическим лентам засыпался в угольные пароходные бункеры.
     На берег никого, включая капитана, не выпустили... Ну Норфолк это военно- морская база, да и справедливости ради, короткая стоянка не предполагала выход экипажа на берег...
    Из Норфолка пароход последовал в южные штаты, первым был порт Саванна...
Нашим морякам было с чем сравнивать, в европейских портах уже тогда были хорошо оборудованные причалы, паровые и электрические краны... А тут деревянные, покосившиеся пристани, работа судовыми лебедками и негры... Негры заменяли портовые механизмы... В тачках вывозили поташ от причала до склада.
    С приходом в Саванну пришло распоряжение федеральных властей команду на берег не выпускать, кроме капитана... Более того, за каждого моряка, сбежавшего с парохода, полагался штраф в 1000 долларов. Агент нанял 3 сыщиков, которые должны были присматривать за моряками, дабы они не пополнили население Соединенных Штатов... Но капитан Кулагин отказался от услуг сыщиков, полагая, что во-первых, среди его экипажа не будет "перебежчиков", во-вторых, зачем платить охранникам, если их услуги стоят те же 1000 долларов...
  Помимо запрета выхода на берег, портовые власти установили для советского парохода довольно грабительский сбор, если обычно с регистровой тонны  брали 2 цента, то с "ВАЦЛОВА ВОРОВСКОГО" взяли сбор в 50 выше... - 1 доллар с регистровой тонны, 2300 долларов - это была плата за то, что СССР  и США  не имели торговых договоров...
      ...Но капитану удалось договориться с портовыми властями о том, что команду все-таки будут выпускать на берег... И выпускали! Моряки увидели чистые города, забитые автомашинами... Практически любой рабочий и крестьянин мог приобрести автомобиль... Как пишут в той "неподцензурной" книге... "4-х местный закрытый ФОРД  стоил наличными 362 доллара, а с годичной рассрочкой - 512 долларов..."
     Но как же без "пороков"... Негров угнетали, проституция процветала, несмотря на "сухой закон" почти открыто продавали самогон "муншайн" (лунный свет)... Наши моряки подчекнули, что ужасного качества, с нашим не сравнить...
  Власти вовсе не препятствовали посещения судна местными жителями... Было довольно много посетителей... Среди них много евреев, которые переехали в Штаты во время погромов. Рабочих не было, представители профсоюзных и политических
организаций, как пишут, "носа не показывали". А вот представителей буржуазии было много, они с интересом знакомились с членами экипажа, интересовались судовой жизнью, расспрашивали о СССР... Некоторые очень удивлялись, они считали, что моряки должны быть с бородами, в поддевках и сапогах...
    Выгрузив поташ, пароход получил рейсовое задание: взять лесоматериалы и следовать в Уругвай...
    И вновь наши моряки оказались первопроходцами. В Южной Америке еще не видели ни флага СССР, ни граждан первой в мире социалистической страны.
    Вот уж где наших моряков встречали на высшем уровне, это в Уругвае... еще на подходе к порту капитан стал получать радиограммы, что на берегу их ждут более 115000 уругвайцев. Коммунистов, профсоюзников... и граждан СССР?!, которые официально получили разрешение на выезд из страны для постоянного проживания в Уругвае (это обстоятельство меня просто ошарашило...) До сих пор я считал, что после Гражданской войны "мышь не могла выскочить из СССР", а тут тысячи наших граждан приехали осваивать уругвайщину... Кстати, многим там не понравилось и они просили капитана взять их обратно...
   И действительно. На причале моряков ждали толпы встречающих, народ вопил...
"ВИВА КОМУНИСТА! ВИВА РУССИЯ СОВЕТИКА..."
    Экипаж торжественно водили по банкетам... массовым митингам... Капитан и моряки были в центре внимания уругвайской прессы... Все газеты были переполнены
репортажами о советском пароходе...
        В то время Уругвай был футбольной страной... Естественно, судовая команда просто обязана была сыграть в футбол с местными. Что интересно, такой матч состоялся.  В нашей команде нашлось 2-3 моряка, которые более менее могли владеть мячом, но, тем не менее, благодарные уругвайцы чуть-чуть обыграли наших моряков, со счетом 3-2... Причем, болели зрители за наших футболистов!
   Это было в 1925 году... Но Уругвай уже был законодателем футбольной моды, выигрывал олимпийские турниры... А в 1930 году стали первыми мировыми чемпионами.
  Из Уругвая пароход получил рейсовое задание - грузить сахар на Кубе... Кстати, в 1963 году, когда к нам приехал Фидель Кастро, в нашей прессе было много рассказов о первом заходе парохода "ВАЦЛОВ ВОРОВСКИЙ" на Кубу...
    Вспомнили, как кубинцы встречали моряков.
А встречали их менее торжественно, но также радостно, как в Уругвае. Не было
тысяч ликующих, но десятки делегаций профсозников и коммунистов посещали
судно во всех кубинских портах.
   
 


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.