О Святынях православных

  Российская  земля  издавна знала великий расцвет письменных источников, церковного зодчества и иконописи.
 Чёткий образ России, страдающей от нашествия врагов, но, более всего, от княжеских междуусобиц, складывался и накапливался в течение многих веков, поражая своей самобытностью.
 Огромное философское содержание имели древнерусские летописи: "Повесть Временных Лет, Новгородская, Лаврентьевская, Ипатьевская, Псковская, Никоновская, Тверская, Симеоновская, Ермолинская, Московская.
 Практически, ни одна из них не сохранилась полностью, в первозданном виде. Они, в основном, представлены в списках.
 Это основные письменные источники по истории России, начиная с XI века, чрезвычайно важные для понимания русской культуры.
 В древнерусских памятниках письменности упоминались творения зодчих и иконописцев.
 Уникальные летописи сообщали о зарождении христианства на Руси. Так, согласно "Повести Временных Лет", первую христианскую проповедь принёс на Русь Андрей Первозванный.
 В разных летописях упоминаются все важные вехи в истории российского государства: правление князей, строительство соборов, устройство монастырей...
Но особенно много внимания уделяется в них Крещению Руси.
 Один из летописцев восклицал:" О, подобный Великому Константину, равный ему умом, равный любовью ко Христу, равный почтительностью к служителям Его! Ты...веру утвердил, принеся крест из нового Иерусалима, града Константинова, и поставил его по всей земле твоей!"
 Ему вторит другой летописец:"А ты, о блаженный князь Владимир, был апостолом в князьях, всю землю русскую привёл к Богу через Святое Крещение."
 Русь стремилась найти свой путь в христианстве, выражая его не только в письменности, но и в зодчестве.
 Среди святынь России особое место занимают православные храмы и церкви монастырей российских - жемчужины церковного зодчества.
 Одна из самых красивых церквей - София Новгородская, с пятью главами, похожими на шлемы русских богатырей. Центральный купол, символизирующий Господа, выполнен из золота. Внутри церкви - иконы "Христос Пантократор" и "Троица Ветхозаветная" Феофана Грека.
 Во всех русских городах строились церкви или соборы, с этого начиналась городская жизнь: в Ярославле, Владимире, Нижнем Новгороде, Пскове, Москве...
Владимирские храмы -Успенский и Дмитриевский- златоглавые с изумительными фресками на стенах. Успенский храм выше Киевской Софии. Именно в нём хранится Владимирская икона Божией Матери.
 Но самым прекрасным храмом является церковь Покрова на Нерли, построенная в 1166 году близ села Боголюбова. По весне, когда близко подходит талая вода, церковь эта отражается в ней, устремляясь ввысь, как чудное видение!
 Архитектура храмов, со временем, преобразилась - это целые ансамбли: большие арки ворот, галереи, высокие купола с колокольнями. Они,как прекрасная симфония древнерусского творчества! Строились храмы из белого камня и похожи были на  крылатых птиц с золотыми клювами!
Примером могут служить Покровский собор в Москве, соборы Троице-Сергиевой лавры, Исакиевский и Казанский соборы в Санкт-Петербурге.
 На Севере, в Кижах, выросла 22-главая церковь из дерева. Она вся резная, стройная, устремлённая ввысь. Построил это чудо русский умелец - мастер Нестор, только с помощью топора, затем , по преданию, выбросил топор в озеро со словами:"Чтоб никто не смог построить ничего подобного!"
 А в Угличе своя красота -великолепная Успенская церковь с тремя высокими шатрами!
 Величественный собор в каждом русском городе являлся не только архитектурным, но и религиозным центром, где были и свои, местные святыни, которые пользовались особым почитанием, ими гордились горожане.
 В каждом крупном центре строился Кремль, выполняющий функцию крепости. Так, были построены Новгородский, Ростовский, Псковский, Рязанский, Казанский, Астраханский, Тобольский, Коломенский и Московский со своими великолепными соборами.
 А рядом, в "пустыньках", росли монастыри:Кирилло-Белозёрский, Антониев, Юрьев,
Соловецкий, Спасо-Преображенский, Покровский, Ипатьевский, Псково-Печёрский, Свияжский, Свято-Сторожевский, Дивеевский (Саровский), Троице-Сергиева лавра.
 Внутри монастырей текла своя размеренная жизнь, там тишина и святая молитва монашеская. После трудового дня монахи могли заниматься чтением богослужебных книг в монастырских библиотеках.
 В изобразительно искусстве церковной Руси - в иконописи- использовался язык символов. Иконы обращены к уму и сердцу верующих. Покой и величие образов на иконах даёт возможность, созерцая, проникаться смирением, любовью и благодарностью к Господу, Богородице, всем святым и Ангелу - Хранителю.
 У многих икон оклады из золота, жемчуга и драгоценных камней, как, например, у Владимирской иконы Богородицы, написанной ещё евангелистом Лукой. Во всех иконах Богородицы и Господа - пластика цвета и тихий свет святости.
 Иконописцы: Феофан Грек, Андрей Рублёв,Даниил Чёрный, Дионисий, Гурий Никитин, Симон Ушаков и Фёдор Зубов любовно изображали на иконах лики святых. Они украшали храмы своими работами, приступая к написанию икон, помолившись прежде Богу и попросив у Него помощи в своём трудном, но таком нужном людям деле.
 В их иконах прослеживается время, в котором иконы написаны, чувствуется дыхание эпохи. Так, на иконах, написанных во время монголо-татарского ига, образы выглядят статичными, сумрачными и напряжёнными, а фон на них - огненная киноварь.
 А в иконе "Чудо Георгия о змее", написанной после освобождения от ига ненавистной Золотой орды,  чувствуется патриотический подъём, который царил тогда на Руси - мощная вспышка радости от победы! Образы на иконах того времени как живые!
 Каждый цвет на иконе имеет своё значение. Белый - цвет чистоты, голубой - цвет истины, синий - цвет печали, зелёный - цвет жизни, красный - цвет крови, золотой - символ святости.
 Они воздействуют на человека, пробуждая его ум, услаждая его душу и возбуждая в нём чувство глубокой благодарности Господу, Богородице и всем святым.
 
   Во всех этих великих памятниках письменности, зодчества и иконописи  чувствуется мощное дыхание истории, виден духовный опыт человеческого гения, духовный облик народа русского.
 Именно любовь, к которой призывал людей Иисус Христос, позволила создать эти животворные, энергичные и яркие памятники Руси Великой, которыми мы гордимся и сейчас!

 Эти святыни российского православия помогали людям во всех напастях и до сего времен  несут свой свет и помощь всем православным христианам.


Рецензии
Присоединяюсь к Наташе. Благослови Господь всю вашу семью, Людмила! Роберт.

Роман Рассветов   07.07.2016 00:55     Заявить о нарушении
О том же молюсь и я, думая о Вашей семье, дорогой мне и близкой!
И надеюсь, когда-нибудь дождусь, что вы приедете в Москву, и я вас всех радостно встречу! Людмила.

Попкова Людмила   07.07.2016 07:27   Заявить о нарушении
Спасибо огромное! Пока живём - надеемся! Роберт.

Роман Рассветов   07.07.2016 10:48   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.