Переход Суворова через... Ансарию

Переход Суворова через…горный хребет Ансарию.

Есть у выдающегося русского художника-баталиста Василия Сурикова эпическая картина «Переход Суворова через Альпы». Картина была написана в 1899 году, и сегодня экспонируется в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга (как зайдёшь, так сразу по коридорчику налево. Или направо…).

На картине изображен один из драматичных эпизодов «Швейцарского похода Суворова» – бравые русские солдаты под непосредственным руководством гарцующего на белой лошадке фельдмаршала форсируют альпийский перевал Сен-Готард. Зритель видит, как по мере приближения к скалистому, покрытому снегом и льдом обрыву, упорядоченный поначалу строй суворовских «чудо-богатырей» переходит в хаотическое скольжение отдельных солдат вниз по крутому горному спуску. Как можно прочитать во всезнающей Википедии: «Тревога на лицах людей на задних рядах переходит в откровенный страх, и только БЕЗГРАНИЧНОЕ ДОВЕРИЕ К СВОЕМУ ПОЛКОВОДЦУ и вера в успех толкает их вперёд. Кто-то перед спуском крестится, однако внизу на лицах видна только решимость».

Представляю, что чувствовали солдатики, рекрутированные в армию из Вологодской, Рязанской или Тверской губернии, никогда до этого в глаза не видевшие настоящих гор и вынужденные заниматься альпинизмом без всякой подготовки и элементарной страховки. Сам собой напрашивается простой вопрос – а какого черта их туда понесло, вместе с их героическим фельдмаршалом? Что, собственно, было делать Александру Васильевичу и его чудо-богатырям в Швейцарских Альпах? Как обычно «заблудились», что ли?

Для тех, кто на уроках истории занимался любовной перепиской с одноклассницами, играл в морской бой или мучил мобильный, хочу процитировать совсем коротенькую (я ценю время потенциальных читателей) выжимку из всё той же Википедии. Просто, чтобы разъяснить суть вопроса. Итак:

«10 (21) сентября – 27 сентября (8 октября) 1799 года состоялся героический переход выступивших из Северной Италии русских и австрийских войск под командованием А.В.Суворова, участвовавших в войне Второй коалиции, через Альпы в направлении Австрии. Целью похода был разгром французских войск в Швейцарии». Вот так, ни много, ни мало. Ну, с этим всё ясно – пришёл, увидел, победил. Правда, по ходу дела, как снежный ком из-под копыт суворовской лошадки срывается дополнительный вопрос: а что это за «Вторая коалиция» такая, из-за которой русским воинам пришлось делать крюк аж до самой Швейцарии? (Хотя оно того стоит – красивая страна, да и пару кругов сыра швейцарского можно по дороге прихватить.)

Что ж, придётся засунуть нос ещё немного глубже в проблему. «Вторая коалиция (1799–1802) была создана по инициативе Великобритании, после перехода Швейцарии под французский контроль в сентябре 1798 по март 1799 года. В ней участвовали: Австрия, Великобритания, Россия, Неополитанское Королевство, Швеция и Турция. (Это что же, это как же – плечом к плечу сражаться с подлыми янычарами?! Да вы всё врёте! Такого просто не может быть! Как любил говаривать Станиславский – «не верю!»).

Целью Коалиции было ограничение влияния революционной Франции и восстановления монархического строя династии Бурбонов во Франции. В Швейцарии 14–15 сентября 1799 года французские войска под командованием Массены (75 тысяч человек) в сражении у Цюриха нанесли поражение войскам Каолиции под командованием Александра Михайловича Римского-Корсакова. Против французов выступало 60 тысяч солдат Коалиции, в том числе 34 тысячи – русских (а куда же без них, «бабы-то ещё нарожают!», как однажды высказался уже другой полководец, в другое время, но по тому же поводу). Прибывший через несколько дней в Швейцарию 23-х тысячный отряд Суворова, естественно, к «шапочному разбору» опоздал, и встретил там вчетверо превосходящие силы французов. Пришлось Александру Васильевичу «со товарищи» прорываться горами к Гларусу. Швейцария была союзниками потеряна. Цель исторического похода Суворова – разгром французских войск в Швейцарии – ДОСТИГНУТА НЕ БЫЛА…

Вот оно как было! Конечно, значительно позже мы этим французским жабоедам наваляли по полной (не в Великую отечественную, конечно, а просто в отечественную войну 1812–1814), но ведь тогда весь русский народ поднялся на защиту своей Родины, а не на поддержку каких-то там гейропейских «Коалиций» в далёких швейцарских землях и заснеженных Альпах. Одно дело, когда пытаешься защитить и отстоять «своё, кровное» и совсем другое дело, когда ввязываешься в чужую драку неизвестно за что и для чего…

Как жаль, однако, что нет сегодня с нами такого Мастера кисти и масштабных исторических полотен, как Василий Иванович Суриков! Как бы нам пригодился его талант живописца, какие прекрасные патриотические картины он смог бы сегодня подарить человечеству! Можно было бы, например, нарисовать целый диптих «Русские войска переходят горную цепь Ансария» и «Перелёт русских соколов через пустыню Хамад в Сирии». А любознательные читатели могли бы по этому поводу прочитать потом в Википедии следующую аннотацию: «На картинах изображены несколько эпизодов из «Сирийского освободительного похода великого полководца Ш…гу». Правда, самого главнокомандующего по соображениям секретности операции вы среди героических солдат не увидите. Но «БЕЗГРАНИЧНОЕ ДОВЕРИЕ К СВОЕМУ ПОЛКОВОДЦУ и вера в успех всё равно толкает их вперёд. Кто-то перед спуском крестится, однако у всех на лицах видна только решимость. Кажется – ещё чуть-чуть, и с губ наших чудо-богатырей в едином порыве сорвётся эмоциональный клич «За Родину, за... за... дорогого и любимого президента Сирии Башара Асада, ура-ааа»! (Или что-то в этом духе)

А лет через сто, где-то эдак в году 2115–2116-ом, посетители Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге, стоя перед этими батальными полотнами (как зайдёшь, так сразу по коридорчику налево. Или направо…), так же будут ломать себе голову простым вопросом: «А какого черта их туда занесло, за тысячу километров от родной земли?» и «что это была за очередная Коалиция такая, в которую России нужно было обязательно вляпаться, как в собачье д…мо?». Хотя, может быть, историки и искусствоведы к тому времени уже основательно подготовятся к таким каверзным вопросам. И в Википедии всё будет гладко причесано, высокодуховно и патриотично. Если к тому времени в России ещё будет эта самая Википедия, и будет кому что рассказывать…

Когда-то, ещё в прошлом веке, выдающийся советский поэт Евгений Евтушенко написал прекрасные стихи, ставшие затем очень известной песней – «Хотят ли русские войны?».

В последнее время мне всё больше кажется, что, наверное, всё-таки немножко ХОТЯТ!


Рецензии