Учительница первая моя
Первого сентября такого - то года в первый класс меня при полном параде сопровождала вся семья. Я несла в руке новенький желтый портфель с нарисованными улыбчивыми мордочками то ли мишек, то ли хомячков. Судя по задумке художника, зверята жаждали набраться знаний, умений и хороших отметок.
Однако первому сентября предшествовали утомительно долгие сборы.
Все три летних месяца, пока мои друзья целыми днями гоняли в футбол или играли в казаки-разбойники, я писала в прописях. Мама задавала мне прописывать несколько определенных строчек, я торопилась, получалось небрежно, и под маминым чутким руководством я переписывала начисто снова и снова. Так мама вырабатывала во мне усидчивость. С усидчивостью я не в ладах до сих пор, а мой почерк часто путают с «врачебным».
К обязательной программе дошкольной подготовки относилось и чтение, которое мне нравилось и поэтому сложностей не вызывало.
Начиная с середины южного лета, мы с мамой побывали практически в каждом универмаге города в поисках школьной формы. Я перемеряла несколько вариантов школьных платьев. Тогда форма у школьников была исключительно темно-коричневого цвета. Шили форму из плотной и колючей ткани. Во время примерки мне становилось очень жарко и душно, я усиленно потела и нервничала, ткань липла к телу, и форма застревала на каком-то участке моего тела, противно покалывая. К школьному платью необходимо было подобрать манжеты, воротничок, фартуки: черный и белый. Купить спортивную форму и кеды. Одним словом, хлопоты. Когда мне, наконец, купили форму, мама принялась подгонять ее под мой рост. Для примерки мама вызывала меня с улицы в самый неподходящий момент, отрывая от важных детских дел. И я, противясь, надевала на себя коричневое колючее недоразумение.
В преддверии учебного года меня отвели к окулисту, и врач выписал мне очки. В то время на весь наш город была одна оптика. На поездку в оптику затрачивался один непростительно бесполезный и длинный день. Мама выбрала для меня роговую оправу круглой формы, орехового цвета. Впрочем, разнообразием оптика не могла похвастаться: что было, то было. Нам оформили заказ и мы еще несколько раз появлялись в оптике, пока не получили очки в бордовом футляре, пахнущем новенькой пластмассой. Мне нравилось открывать и закрывать футляр, с сожалением выветривая запах новизны. Сами очки выглядели жутко, как и я в них. Правая бровь у меня была выше оправы, поэтому казалось, что очки несколько перекошены.
Итак, первое сентября такого-то года. Я в белых гольфах, в коричневой форме с белым кружевным воротничком и манжетами, в белом фартуке, на носу цепко сидят очки, а сама я крепко держу в руках желтый портфель и цветы. Я с родителями иду в школу. Соседи улыбаются и поздравляют нас с «первый раз в первый класс». Мы отходим от дома, я вижу, что в палисаднике гуляет моя подруга Ирка. Она младше меня на год, поэтому беззаботно ловит трутней с цветов-ноготков. Я бы с удовольствием к ней присоединилась. А мама с папой пусть идут с моим портфелем в школу... Ирка заметила нас и подбежала. Я сделала важное лицо. «А Аня в школу идет?», - спросила Ирка у моих родителей. «Да!»,- радостно ответила мама. Ээээх…
По взрослым меркам школа находилась сравнительно недалеко от дома. Тогда расстояния я определяла относительно объектов: от дома до детского сада, от детского сада до поликлиники, от поликлиники до школы. Мне разрешалось гулять только до поликлиники. Дальше начиналась неизвестность. И в первый день знаний мои ноги в сандаликах ступили на незнакомую территорию. Я шла, жадно разглядывая дома, улицы, палисадники, клумбы. Все чужое и новое.
Мы подошли к школе. Задорная музыка и песни слышались издалека. Звучали, приевшиеся в школьные годы и вызывающие сейчас ностальгию, песенки: « Крепко-накрепко дружить, с детства дружбой дорожить, учат в школе, учат в школе, учат в школе», «Дважды два - четыре, дважды два –четыре, это всем известно в целом мире», «Вместе весело шагать по просторам», «Ты, да я, да мы с тобой! Хорошо, когда на свете есть друзья. Если б жили все в одиночку, то уже давно на кусочки развалилась бы, наверное, земля » и другие.
Школьный двор сразу поразил меня обилием детей и их родителей. От белых бантов и фартуков рябило в глазах, запах цветов разносился далеко за пределы школьного двора. Почетное место среди цветов ко Дню знаний занимали астры. Эти цветы привлекали богатой палитрой расцветок и оттенков: от белого и бледно-сиреневого до темно-пурпурного. Если держать цветы в руке пока не закончится линейка, то на ладонях остается горьковатый запах. Мне не понравилось стоять так долго с цветами в руках. В тот день я поняла, что от цветов лучше избавляться перед линейкой, подарив их учительнице.
Моя мама называла астры - «астрочки». Сейчас, осенью я покупаю себе северные «астрочки» и вдыхаю аромат, напоминающий мне детство.
Растерявшись от столпотворения, я потеряла ориентацию в пространстве. А мама все вела меня куда-то, сквозь людей, лавируя и двигаясь только в известном ей направлении. Мы остановились. Мама с кем-то начала разговаривать. Подошла улыбчивая кудрявая тетенька с цветами. Раздались звуки горна. Толпа стала редеть и выстраиваться буквой П., линии заранее были расчерчены кем-то мелом на асфальте и подписаны - 1 «А», 1 «Б» и т.д. Вертящих головами первоклашек расставили по росту вдоль этих линий, меня поставили во второй ряд. За мной были линии с отметками 4«А», 4 «Б». Десятиклассники стояли далеко напротив и казались взрослыми дядечками и тетечками. Родителей потеснили за школьников, как бы намекая, что власть родителей осталась за пределами школьной территории. Пришла пора новых отношений: ученик и учитель, школа и родитель.
Со своего места я пыталась разглядеть знакомые лица. Меня толкнули в спину. Я повернулась и увидела своего друга Лешку. Он махнул мне цветами. На душе стало легче. Теперь линейка была мне не страшна. Заиграл гимн Советского Союза. Сознательные пионеры и комсомольцы вытянулись в струнку. Перед нами, вдоль буквы П, торжественно пронесли красное знамя. Древко знамени держал десятиклассник, а с двух сторон его сопровождали девочки – барабанщицы, выбивающие палочками барабанную дробь. Ребята, исполненные важности и величия, прошли мимо нашей линии. На минуту я затаила дыхание от волнения и восхищения.
Линейка. Пламенные речи, стихи с паузами, осыпающиеся цветы, затекшие и негнущиеся коленки, сползающие гольфы. Наступает трепетный момент знакомства первоклассников со школой. К нам подходят десятиклассники. «Старший товарищ» берет за руки пару первоклассников, становится между ними и церемониально ведет малышей в школу. Гордые первоклашки цепляются ладошками за крепкие руки «старшего друга» и семенят рядом. Я досталась старшекласснице не очень презентабельного вида, и мы с ней потопали в школу с тайным желанием поскорей избавиться друг от друга.
Наши провожатые завели нас в класс и посадили за голубенькие парты. Зашла кудрявая озадаченная учительница. Ирина Можжевеловна. Выдворив из класса последних сопровождающих, педагог закрыла за собой высокую деревянную дверь, окрашенную в один цвет с партами. Ирина Можжевеловна окинула нас скептическим взглядом и начала пересаживать на другие места. Я была достаточно высокого роста, поэтому по всем школьным канонам, меня должны были посадить за последнюю парту, но очки - привилегия для первых парт. Поэтому меня посадили за третью парту среднего ряда с левой стороны.
Так состоялось мое сознательное знакомство с первой учительницей, нашей первой школьной мамой, как говорил кто-то из взрослых. Надо заметить, что дама она была нервная и вспыльчивая. Любила цветы и подарки. Носила яркие цветастые платья с глубоким декольте, украшала себя бусами. Она устанавливала свои правила поведения в классе и всеми методами приучала нас к ним. Бывало, Ирина Можжевеловна писала мелом на доске, как вдруг до ее тонкого слуха доносился шорох за ее спиной, она ловко поворачивалась и кидала мел в источник шума. Ее меткость была стопроцентной, единственный изъян – она не всегда угадывала источник шума. Думаю, что она кидала мел не в источник шума, а в источник своего неудовольствия, который определяла интуитивно, переводя взгляд от доски на класс. Если под рукой не было мела, в ход шли сухие или мокрые тряпки. Моя первая учительница любила тыкать в неугодных ей учеников указкой. Ее действия всегда сопровождались нравоучениями, объяснениями и тирадами. Мы должны были слушать ее молча, внимательно, приняв определенную позу: руки сложены на парте перед собой на уровне груди, левая рука - на правой. Не дай Бог теребить пальцами! Это строго воспрещалась. Взгляд должен был быть устремлен на горячо любимую учительницу.
Постепенно я осваивалась с ролью ученицы. Читать и писать я умела, уже много знала, к школе была хорошо подготовлена. Смотреть на оранжевые губы и нарисованные брови умной дамы уставали глаза. Крепдешиновые платья с бантом на груди и плечиками «крылышки» не занимали моего воображения. И я невольно нарушала дисциплину в классе. Сидя за партой, облокотившись на левую руку, я подпирала рукой щеку и подбородок, взгляд мой, вероятно, затуманивался, очки кренились. Мне было 7 лет. Ирина Можжевеловна приходила в ужас, тыкала в меня указкой и призывала к порядку. Порядок наступал. Через время я снова занимала «ленивую» позицию. Помню, что так делала не только я. Ирина Можжевеловна грозилась «взвесить голову тем, у кого она не держится». Эта угроза имела воздействие. Но тяга моей руки к подбородку была слишком велика.
Однажды, я, как обычно, сидела, подперев голову рукой и, возможно, смотрела в окно. Мой одноклассник Саша тоже имел неосторожность расслабиться. Раздался экзальтированный вскрик учительницы. Атмосфера вмиг накалилась. Я почувствовала себя зайцем из мультфильма «Моя любовь, моя морковь» в тот момент, когда хор поет «Сейчас прольется чья-то кровь, сейчас прольется чья-то кровь», а охотник вторит ему «Сейчас, сейчас…». Учительница стояла передо мной. И, хотя я уже собралась и приняла «правильную» позу, я понимала, что этим не закончится. Наступил час возмездия и правосудия. Время «взвешивания голов» пришло.
У нас в классе на окнах висели кашпо. Советские пластмассовые горшки с цветами в зеленых капроновых сетках с металлическим кольцом внизу и сетчатым хвостиком. Первая учительница моя сняла горшок с окна, освободила от сетки. Из своего учительского стола достала кантер. Советский кантер – небольшие прямоугольные ручные весы на пружине с крючком. Она натянула мне (а позже и Саше) на голову сетку от кашпо, хвостик сетки оказался на макушке. Ирина Можжевеловна зацепила кантером сетку и потянула вверх, имитируя взвешивание. Наверное, это было весело. Для кого-то. Только не для меня. Свои действия педагог подкрепляла какими-то фразами про тяжесть моей головы и т.д. Одноклассники смеялись, дама ликовала. Я же больше ничего не слышала и не видела, и не помню.
Думается мне, что я не хотела после этого ходить в школу. Рассказала маме эту историю. Мама написала заявление директору школы. Папа или мама ходили в школу, разбирались. Ирина Можжевеловна приходила к нам домой мириться, извиняться, говорить, что такого не было и все это мои детские выдумки. Я в это время сидела в комнате за шкафом и тряслась от страха. Папа не пустил педагога со стажем на порог. Мы с мамой ходили к Саше домой. Я и Саша играли на полу, наши мамы сидели на диване. Моя мама убеждала Сашину тоже написать заявление на имя директора и признаться, что Саша тоже пострадал в этой истории. Сашина мама отказалась. В этот момент Саша перестал играть, подошел к окну, залез на подоконник и печально посмотрел вдаль. Я устроилась рядом и почувствовала огромное сожаление и еще что - то, отчего было очень грустно.
Меня перевели в другой класс. Мою новую первую учительницу звали Вера Александровна. Она была добрая и чудесная. Ко всем детям хорошо относилась, даже к двоечникам. В этом классе учились почти все мои друзья по детскому саду. Меня хорошо приняли, как будто я училась здесь с первого дня.
А Ирина Можжевеловна не могла смириться с педагогическим фиаско. Она провела воспитательную беседу с моими бывшими одноклассниками. И те долгое время дразнили меня на переменах и при встрече. Общаться им со мной было запрещено. Саша не дразнил, но и не разговаривал со мной в школе. Несколько человек сохраняли молчаливый нейтралитет. Некоторое время я и «А»шки игнорировали друг друга, а потом и вовсе перестали замечать.
Свидетельство о публикации №216022901515
Алена Москвитина 23.12.2018 19:19 Заявить о нарушении