Жития святых как средство воспитания и образования

Наши чтения. Посвященные памяти схиархимандрита Иоанна Маслова в этом году непосредственно следуют за празднованием 250-летия со дня рождения преподобного Серафима Саровского. В этом есть своя символика, свой глубокий духовный смысл. 
Святитель Иоанн Шанхайский писал: «В чем же сила преподобного Серафима? В чем его подвиг? Он стремился к осуществлению заповеди Христовой: “Будьте совершени, якоже Отец ваш небесный совершен есть”; он трудился над тем, чтобы восстановить в себе первозданный образ человека, испорченный впоследствии грехом». Эти слова можно отнести и ко всем Глинским старцам.
Само слово «образование» восходит к слову «образ» Образование изначально в Древней Руси рассматривалось как воссоздание в человеке образа и подобия Божия. Преподобный – это тот, кто восстановил в себе изначальное богоподобие, осуществил в своей жизни идеал совершенства. Не случайно главными книгами для чтения в Древней Руси были жития святых. Эти книги играли выдающуюся дидактическую роль, наглядно показывая возможность творчества жизни – высочайшего из всех видов творчества. Русское старчество сумело сохранить и донести до нас живой пример этого творчества.
Главной проблемой современного образования является проблема идеала, без решения которой бессмысленными и мертвыми являются и все самые продуманные до мелочей стандарты, планы, и самое современное техническое обеспечение, и самые современные методы обучения. Идеал совершенства - это не какая-то абстракция, но великая реальность, которой живет отечественная школа уже более тысячелетия, со дня Крещения Руси.  Ясное осознание данного факта мы встречаем в трудах величайшего русского педагога К.Д.Ушинского, который провозглашает: «Этот идеал надобно внедрять детям с детства, этот идеал – Христос. Каждый христианин рожден для высшего совершенства!»
Заслугой Ушинского является то, что он кладет этот Идеал во главу угла своей педагогической системы, создавая такие формы подачи материала, такие методы учебной работы, которые сами по себе, в силу своих глубинных основ оказались способными нести свет христианского мировидения, благотворно воздействовать на души детей и в богоборческие годы нашего образования.
В современной же отечественной школе происходит активная экспансия рационализма под знаменем  развивающего обучения. Эта концепция исходит из материалистического  представления о человеке как своеобразном пучке социальных и биологических функций – для духа в ней нет места. Оземленение нашей педагогики, разрыв с живоносной духовной традицией- главный источник наших воспитательных проблем.. Мы – виновники неутолимого духовного голода наших детей. Мы подаем им камень вместо хлеба, скорпиона вместо яйца
Единство и целостность  отечественного образования сегодня находятся под угрозой не столько из-за недостаточной материальной и технической оснащенности, сколько из-за утраты цели, одухотворяющего и животворящего идеала.
Обращение к святоотеческой  традиции, образам и учению русских старцев – это путь к восстановлению духовных основ отечественной школы, возрождению ее воспитательного значения. Сегодня имеются все предпосылки для введения святоотеческого наследия в школьное преподавания.  В первую очередь следует сказать о серии трудов схиархимандрита Иоанна Маслова, изданных историко-патриотическим обществом Александра Невского и рекомендованных Министерством образования в качестве школьных пособий.
 «Глинский патерик» Иоанна Маслова, воскрешающий древнерусский жанр патерика, в то же время является замечательным образцом  педагогической литературы, отвечающей насущным требованиям времени... Об одном из великих старцев монахе Федоте в «Глинском патерике» сказано, что он «служил живым, духовным звеном, соединяющим ее древней шее подвижничество с настоящим». Эти слова можно отнести и к самому Иоанну Маслову.  Будучи сам человеком высокой духовной жизни он доносит до нас свет и тепло святоотеческого предания, явления благодати Божьей в наше время и передает суть учения глинских старцев в отточенных и глубоких образных формулах.  «Стяжи дух мирен и вокруг тебя спасутся тысячи» - это высказывание блаженного Серафима может быть поставлено эпиграфом к «Глинскому патерику» Иоанна Маслова, где мы находим многочисленные иллюстрации крылатых слов саровского подвижника.
В тексте «Патерика» приводится «Поучение новопостриженному монаху», написанное игуменом Филаретом, настоятелем, возродившим величие Глинской пустыни. В этом поучении читаем такие слова: «Познаем, братие, тайны  силу. Какую силу? Благодать Святого духа, данную тебе при постриге.». Всецелое покорение себя воле Божей, согласно игумену Филарету, вносит в душу монаха радость и мир. «Присутствие такого человека и на других изливает мир».
Об иеросхимонахе Пахомии, духовнике., читаем: «Он ни к кому не имел непрязненного чувства, обо всех имел благую мысль, всегда был мирен со всеми и никогда ни накого не обижался». Об иеромонахе Порфирии, казначее и духовнике: «Все заботы и печали старец возлагал на Бога, поэтому всегда имел душевный мир, сердечную простоту, кротость и незлобие.». О схимархимадрите Иоанникии: «Смирение ставил он во главу угла, отыскивая все возможные способы для смирения своего сердца, во всем обвиняя самого себя, старался терпеливо переносить укоризны от других, крайне остерегался осуждения»
Стиль «Глинского патерика» напоминает древнерусские образцы и вместе с тем несет на себе отражение светлой личности отца Иоанна Маслова. «Внутренний мир, мир Христов, который царил в его смиренномудрой душе, нес отец Серафим всем окружающим, объединял миром и любовью разных людей. Какое-то излучение от него шло, теплота духовная, поэтому достаточно было побыть рядом, чтобы все получить: и утешение, и умиротворение, и разрешить вопросы, ничего не спрашивая». Это слова отца Иоанна о его духовном наставнике Серафиме Амелине.
«Теплота духовная» - это определение лучше всего выражает то, что несет с собой Православие в наш охладелый, сиротствующий мир. Где истоки этого тепла? Ответ на этот вопрос находим в «Глинском патерике»: «В лице Иисуса Христа дается не просто пример, но живая, вечно действующая Божественная Личность, с которой пастырь теснейшим образом связывается, от Которой он может постоянно черпать живую благодать».
Как показывает опыт проведения спецкурсов духовно-нравственного содержания в вузе, знакомство с трудами схиархимандрита Иоанна Маслова, с образами и высказываниями русских старцев значительно расширяет духовный и культурно-исторический кругозор современных студентов, побуждая их задумываться о подлинных ценностях и цели жизни человека и человечества. В качестве свидетельства приведу несколько выдержек из сочинений студентов. Студентка ОГУ А.Проворная, будущий педагог,  в своем сочинении на тему «Смирение» пишет:  «Одна из добродетелей, потерянных человеком, - смирение. Смирение является основой, почвой, на которой выращиваются многие добродетели присущие христианину. Святитель Тихон Задонский называет смирение азбукой духовной жизни, он отмечает,  «что алфавит или азбука начинающим учиться чтению книжному, то есть христианам, хотящим учиться христианскому житию, есть смирение».
Главным в христианстве является осознание ответственности за спасение собственной души, порождающей повышенную ответственность за свои слова и дела.  Студенты ОрелГТУ, изучающие курс риторики знакомятся с особенностями русского речевого идеала, в основе которого лежат традиции христианской гомилетики. Основным законом современной русской риторики является закон гармонизирующего диалога, предполагающий установку на другого, выражением которой является христианская заповедь: «Возлюби ближнего, как самого себя». Установка на диалогизированное речевое общение, характерная для русских риторических традиций, противостоит агональной установке (от. греч. agon – «борьба»), присущей современной западной и, в первую очередь, американской риторике, которая нацелена на завоевание и полное подчинение слушателей воле оратора. Опираясь на высказывания святых отцов о языке, студенты приходят к важным выводам о роли слова в духовной жизни человека.
 «Необходимо оценить, во благо ли себе и другим будет то слово, которое ты рождаешь в мир»,- пишет Екатерина Котенева. «Человек с правильной и чистой речью несет в себе послание Божие. Сохраняя вечное и святое, мы спасаем свое духовное естество, сохраняем самих себя»,- перекликается с ней Дарья Шутанова.
Студенты остро чувствуют борьбу добра и зла в современной жизни, стремятся осознать подлинные истоки, направление, смысл этой борьбы, они ощущают глубокую неправду попрания миром образа Божия в человеке , тянутся к свету, осознавая высоту и спасительность благодатного примера русских старцев, необходимость внутренней углубленной работы по строительству своего духовного мира. Об этом, в частности, свидетельствует сочинение Ирины Башкировай – студентки второго курса экономического факультета Орловского техуниверситета:
«Чадо мое, радость моя»,- так обращался  преподобный старец Серафим Саровский к каждому страждущему. И душа человека ликовала от этих слов. К нам обращен совет мудрого старца: «Радость моя, молю тебя, стяжи дух мирен, и тогда тысячи душ спасутся около тебя».
«Не верь, не бойся, не проси, «Чтоб жить. Надо давить» - это жесткие прописи наших дней. Что заслужили, то и получили. Уродливые души. Уродливые слова… Как же пронести свободным и чистым великое русское слово? Нужно начать с себя. 
Высокая сторона языка отражает устремление человеческого духа к горнему, имеет молитвенную природу. «Держи очи долу, а душу ввысь», - учили глинские старцы. Студенты верят в силу молитвы и пишут об этом: «В поученииях отца Иоанна Кронштадского меня больше всего затронула тема о вере в силу слов молитвы. Я уверена: нужно обязательно верить, «что за словом, как тень за телом, следует и дело». Зачем же тогда просить у Бога о чем-нибудь, если не веришь и не надеешься, что Он поможет, что надежды сбудутся…Я считаю, что молитва и вера в то, что за ней последует дело, выражаемое в ней, обязательно помогут человеку в несчастье»(Татьяна Трифонова).
Мы сегодня возвращаемся к своим православным истокам. Это возвращение – естественная реакция народного организма, борющегося за свое сохранение и развитие. Вопрос об  предмете «Православная культура» стал предметом предвыборных дебатов в декабре прошлого года, что является ярким знамением времени. Показательно и то, что ни один политик, к какой бы партии он ни принадлежал, не рискнул высказаться против.
 По всей стране развернулось общественно-педагогическое движение за введение учебного предмета «Православная культура» в школьное преподавание.  В чем его особенности? Это – единственное подлинно народное движение за последнее десятилетие, которое действительно возникло снизу, а не организовано сверху.
Вместе с тем, говоря о необходимости знания православной культуры, стремясь ввести ее повсеместное  школьное преподавание, мы не должны делать это любой ценой. Мир испытывает неприязнь по отношению к Православию, требовательно тревожащему совесть людей, стремящегося отвратить людей от наркотического упоения земным, преходящим, тленным. Оставив на время попытки уничтожить Православие, мир сейчас делает все, чтобы, превратить Церковь в огороженный со всех сторон заповедник, своего рода мемориальный комплекс, место занимательных экскурсий. Поэтому, принимая этот термин как разумный компромисс, мы вместе с тем не должны забывать о принципиальном   отличии  православной культуры от культуры светской, нацеленной, на потребление материальных плодов деятельности человека, на любование, наслаждение внешней красотой и порядком.  Православная культура ориентирована прежде всего на строительство внутреннего храма, преображение человека,  осуществление идеала совершенства. Как известно, «культура», в переводе с латинского означает «возделывание». Православную культуру можно определить как возделывание сердца. Это определение созвучно духу «Глинского патерика» схиархимандрита Иоанна Маслова, который пишет о глинских старцах, что они учили новоначальных монахов и послушников «непрестанно возделывать ниву своего собственного сердца молитвой, постом, чтением Слова Божия и творений святых отцов».
«Вера христианская – не система учения, а образ восстановления падшего (в силу смерти Богочеловека, благодати Духа Святого)» - пишет Феофан Затворник. Эти слова имеют непосредственное отношение к предмету нашей конференции.
Во главу угла преподавания православной культуры в школе должно быть положено знакомство  с житиями  святых, являющих собой не только образ восстановления падшего, но и воплощение идеала совершенства, живую икону Христа.


Рецензии
Как не просто всё это осознать, да и, придя к вере, сталкиваешься иногда с проблемами. Вот у меня как раз с житиями Святых такой затык возник. Сначала я их читала и благоговела. Потом стали приходить другие мысли. Потом стала читать уже не те древние жития, а биографии новомучеников и исповедников советского времени, и всё встало на свои места. А еще одна книжка помогла. Извините, скопирую свою запись из соцсети, чтоб не пересказывать:

Православные христиане хорошо знакомы с таким литературным жанром, как жития святых. К сожалению, иногда их авторы, трудно понять, из каких соображений, причесывают текст под гребенку идеального благочестия и делают его до приторности слащавым. А самое интересное – духовные искания человека, его сомнения и даже падения – остаются за кадром. Хотя это вещи очень важные. Они дают нам понять, что святые – это не свалившиеся с неба ангелы, а такие же люди, как и мы. И если они смогли, то мы тоже сможем. И нет у нас никаких оправданий, что вот мы такие слабые, грешные, а они-то совсем другие.
И поэтому очень интересны и ценны книги, показывающие, как вот такие обычные, слабые, грешные люди вдруг дерзают изменить свою жизнь ради Бога, преодолевают себя, растут над собой. Как они идут своим нелегким путем, ошибаясь и сомневаясь, а порой и вовсе заблуждаясь. И в результате, сами того не ожидая, приходят к святости.
Одна из подобных книг – «Чужеземец», автор Виталий Каплан. Сюжет прост – человек с Земли, сознательно нарушая для этого закон, попадает на другую планету, и рассказывает живущим там людям о своем Боге. Что заставило его сделать это? И достиг ли он того, на что надеялся? Книга начинается как банальное фэнтези, но чем дальше, тем интереснее. Автор умеет удивлять.

Ну вот так как-то у меня получилось. Одно время сильно искушалась вот этими традициями "земелька с могилки", "кусочек тряпочки", даже возмущало всё это сильно, казалось, что протестанты в чём-то правы в этом отношении. А сейчас всё словно разложилось по полочкам, и Святые не заслоняют Христа, и в то же время освящают и освещают этот мир и дают ориентиры.

Тэми Норн   13.05.2023 10:30     Заявить о нарушении
Почитайте "Граждане Неба" Валентина Свентицкого. http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Sventsitskij/grazhdane-neba-moe-puteshestvie-k-pustynnikam-kavkazskih-gor/ Это - не фэнтези, а рассказ о реальных людях, отшельниках, которые святые и, вместе с тем, не выдуманные - в прошлом пережившие и падения, и сомнения, но, падавшие, встававшие. В этом и смысл нашей земной поклонной молитвы: падая, встаем и идем дальше...

Борис Бобылев   13.05.2023 10:44   Заявить о нарушении
Прочитаю обязательно! После "Клима Самгина", его уже начала, очень нравится!
Вообще к христианской фантастике многие относятся неодобрительно. Я вот как раз в этом жанре пишу повести сейчас, и переживаю, а можно ли так вообще писать. Стараюсь, конечно, аккуратно, ну и молюсь, чтоб Бог как-то направил, чтоб не понаписать того, чего не надо. Просто обидно, что христиан считают отсталыми мракобесами, а православие - врагом науки и исследований космоса. Постоянно слышу такое от людей. А я еще и сторонница научного креационизма.
Вот еще, кстати, важный момент - у нас детям в школах откровенно промывают мозги на тему миллиардов лет Вселенной, эволюции, причём зачастую в учебниках ложь откровенная, а факты, противоречащие официальной геохронологии и эволюции, замалчиваются. И вот эта пропаганда будет обнулять усилия тех немногих педагогов, которые стараются донести до детей Евангелие.

Тэми Норн   13.05.2023 11:55   Заявить о нарушении
Помогай Господь!

Борис Бобылев   13.05.2023 12:54   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.