Имение Саарела и вилла Тускулум

Хилья Сарен позвонила из виллы матери Анны Халленберг и предложила встретиться в субботу. Ее брат Харри приезжает из Хельсинки на Пасху домой. Он везет специально для писательницы Лемпи Яяскеляйнен документы из семейного архива. В Великий четверг Лемпи слушала мессу из сортавальского собора по радио. Страстную пятницу по семейной традиции всегда проводила дома. По старинному лютеранскому обычаю в этот день на стол подавали рыбу, молоко и мучную пищу. Вечером Лемпи с сестрой прогулялись по любимому городу, по своему маршруту: вниз по Линнанкату до угла Лехтоваара, затем через поле Параатикентя мимо шведско-немецкой кирхи в парк. Оттуда минуя ресторан Эспиля на Карьяланкату, затем на вокзал и назад по главной аллее парка Торккели на рыночную площадь, с нее на Карьяпортинкату и через Похьойсвалликату опять на Линнанкату. Вернувшись домой, Лемпи села за рабочий стол. Она писала только дома и только за своим столом. Она жила в высоком каменном здании, с верхнего этажа хорошо был виден залив Папула и мост, по которому ходили поезда. Как часто Лемпи представляла, что она едет в купе, несется на огромной скорости в другой мир!
 
Рано утром в субботу Хилья позвонила, договорились, что Лемпи заберет серый автомобиль. Ровно в шесть вечера у Домуса. Вечером весь Выборг тонул в колокольном звоне. Машина мчалась через центр, через железнодорожный мост и через деревянный Папульский мост, повернула на дорогу Хуусниэми, пока не снизила скорость у высокого кирпичного забора с табличкой ”Осторожно, злая собака!” Ворота оказались отпертыми, автомобиль плавно проследовал по березовой аллее, вдоль обочины лежал серый снег. Наконец машина остановилась перед светлым господским двухэтажным домом. Это и была вилла Тускулум, в которой проживала супруга коммерции советника Анна Халленберг. Ее сын, магистр из Хельсинки, отворил дверь и приветствовал Лемпи. Она не успела войти в зал, как услышала звонкий голос Хильи: ”Вы хотите посмотреть, как готовится настоящая пасха?” Не дожидаясь ответа, хозяйка втолкнула растерявшуюся Лемпи в просторную кухню. Две пожилых кухарки в белых накрахмаленных фартуках с интересом посмотрели на девушку. Ее представили. Затем угостили творожной массой. Чего только не было внутри – шоколадные горошины, кусочки мармелада, миндальные и другие орехи, засахаренная клюква, изюм! Лемпи еще долго не выпускали из кухни, ведь надо было показать, как следует красить пасхальные яйца и выпекать куличи. Все эти русские обычаи соблюдались в Выборге несмотря на многонациональный этнический состав города.
 
Поздно вечером отправились кататься. Лемпи пошутила, что в такую ночь необходимо забраться на вершину горы Папула, чтобы посмотреть, как летают нойты или по-русски ведьмы. Лемпи забралась на железную башню, которую горожане называли не иначе, как Папульская Эйфелева башня. Вид сверху восхитил экзальтированную писательницу: как будто перед ней предстала картинка из сказочной книги, иллюстрации к которой выполнены гуашью. Это было соединение черного, белого и серого цветов. Серебряная линия залива казалась начерченной рукой мастера, великого художника. Когда вернулись на виллу, Лемпи написала в гостевой книге: ”Присланная в Пасхальную ночь Натальей Энгельгардт Лемпи Яяскеляйнен”. Игра света и теней, жизни и смерти, горя и счастья, молодости и старости, - вот что такое была для Лемпи эта ночь. Волшебство не кончалось. Под утро поехали отвозить Хилью Сарен в усадьбу Саарела в дом, где она жила. Шесть километров от виллы Тускулум до имения были долгим путем по лунной дороге, каждый миг для Лемпи был наполнен томительным ожиданием чего-то еще более сказочного. Наконец парковая дорожка привела к главному зданию усадьбы. На рассвете гуляли по парку, дошли до Конккала. На деревянном мостку услышали крик филина.
 
Главное здание усадьбы Саарела пустовало много лет. Наследники разъехались. Харри провел Лемпи в зал. Там дубовый паркет был выложен самим графом Александром. В соседних комнатах был паркет из разных благородных пород дерева.

***
Сведения об имении Саарела нашлись в энциклопедическом словаре, изданном в Финляндии в 1909-1922 годах. Источник: http://runeberg.org/tieto/8/0255.html Tietosanakirja / 8. Ribot-Stambul / 465-466 (1909-1922)

Приведу свой перевод статьи:


Усадьба Саарела на берегу Кярстилянярви в Выборгской волости. Вдоль королевской дороги из Выборга в Сортавалу. Насчитывает пять имений, всего три налоговые единицы (мантала) общей площадью 1,200 га. В имении, расположенном поблизости от железнодорожной станции Таммисуо, два кирпичных завода, лесопилка, специальная мельница для изготовления торфяных подстилок. Проложена узкоколейка на заводы в Таммисуо и оттуда в Выборг к Папульскому заливу. На территории усадьбы несколько летних дач. Имение Саарела представляет дарственные земли, которые были пожалованы в 1794 году генерал-губернатору, графу, барону Фабиану Штейнгелю и которые тогда насчитывали более 23-х крестьянских усадьб, восемь старых мантальных земель (налоговых единиц). До 1890 года имение принадлежало графскому роду Штейнегель, с 1890 по 1898 Е. Терихову (E. Terichoff). Современный владелец на 1915 год с 1898 года – коммерции советник Ю. Халленберг.
Красивое деревянное главное здание, типичное для Выборгской губернии, построено в русском стиле неоклассицизма. В имении много других строений (в том числе беседка,
зернохранилище, оранжерея).




Открытка с сайта Вид с Папульской горы

P.S. По поводу торфяных подстилок для скота здесь можно прочесть


В начале века коммерческий советник г. Выборга Халленберг основал завод по производству торфяной подстилки, базовое предприятие которого находилось в Келломяки (100 га), а филиал — в Сахакюля на болоте Мерисуо (20 га). На добыче этого ценного прежде сырья работали многие жители окрестных деревень, в том числе и Сахакюля.




 


Рецензии
и как имение зовут и какое имя под тобой.

Направление   29.04.2016 10:02     Заявить о нарушении
с одной стороны стояла беседка.
а с другой стороны за стеклом осталось что то ..


Направление   29.04.2016 10:09   Заявить о нарушении