Гололёд

                Гололед

           Вчера с утра шел мокрый снег. Потом его перебило на дождь. Резкие холодные капли разбушевавшегося  дождя «съели» скудный для середины зимы снег. К утру подморозило, и земля превратилась в гладкий блестящий паркет. В природе это явление называют гололед.
           Никита, как и все мальчишки, радовался  гололеду. Еще бы! До самой школы  можно будет  идти не  как обычно, а катиться, словно на коньках. У школы было шумно и весело. Ребята «съезжались» отовсюду прямо к школьному крыльцу. Некоторые, гурьбой, обнявшись, скользили на месте, нарочно падали, вставали, опираясь друг на друга, подбирали свои разлетевшиеся во все стороны портфели и весело смеялись. Девчонки, напротив, ступали не спеша,  осторожно. Гололед ведь. Девчонки, они всегда такие. Трусихи.
            Никита больше всех « падал» на гладкое зеркало асфальта, тянул за собой всю веселую компанию, ловко вставал и, протягивая руку ребятам, помогал подняться. Увлеченный этим занятием, он  даже забыл о том, что  задача по математике не решена, и что Елена Александровна опять будет  воспитывать у Никиты сознательность и ответственность. Не любил он эти задачи. Не решались они. Так  запутают, что поди  попробуй распутать. Любил Никита географию и историю. Вот это интересно. Особенно любил он читать о великих путешественниках, которые открывали новые земли, уж очень любопытно было узнать, как жили люди до Никиты, то есть в древности, и кто ходил по земле сто, нет, тысячу лет назад, по которой Никита ходит каждый день в школу и  гуляет с друзьями.
          На крыльце школы уже столпились зеваки из тех ребят, которые пришли раньше всех и теперь наблюдали за « фигурным катанием» своих товарищей. Прозвенел звонок, и раскрасневшаяся и довольная  ребятня  поспешила на уроки.
     Шел урок математики. Ребята склонились над тетрадями. Учительница объясняла решение задачи. Никита тоже записывал, но волновало его  не особо,  на сколько километров скорость пассажирского  поезда больше, чем скорость товарного состава. Никита думал о том, во сколько после школы соберутся ребята, кто принесет клюшки, а кто шайбу, и где определить подходящее ровное место для игры в хоккей. Его организаторские размышления прервала Елена Александровна:
       -Всем понятно, как решать такие задачи? Хорошо. Решим аналогичную задачу. Я уверена, что затруднений у вас не будет. К доске пойдет…Зябликов Никита.
      Ну вот! Так всегда! Зябликов! Конечно, кроме Зябликова некому задачки решать! Именно в тот момент, когда Никита еще не определил место для хоккея и против кого они, шестиклашки, будут играть, Никита и должен  почему-то решать аналогичную, как сказала учительница, задачу.
       Никита прочитал условие, записал на доске. С условием задачи он еще справлялся, а вот с решением было туговато.
      - Ну, Зябликов, эта задача аналогична той, которую мы вместе решили. Ждем.
Опят это  «аналогично». Какое слово противное. Он молчал, опустив голову.
    -Никита, мы  слушаем тебя,- ожидающе произнесла Елена Александровна.
    - Ну какая же она аналогичная, если раньше была про поезда, а эта про самолеты,- находчиво возразил Никита.
-  Да что вы его слушаете, Елена Александровна!- вступила в разговор Дарья Козырева, отличница, староста класса. Он весь класс тянет назад! У него больше всех двоек! Уроки редко учит! Дисциплину нарушает! На переменах носится как угорелый! И постоянно слышно одно и то же: «Зябликов, не болтай, Зябликов, не бегай! И вот сейчас опять задачку не может решить, потому что не слушал урок!
        Вдруг  по классу пробежался легкий шумок, и все посмотрели в окно.
Внимание ребят привлекла старушка, которая медленно передвигалась по скользкой дороге. В одной руке у нее была сумка, по-видимому с продуктами, а в другой- костыль, который то и дело скользил во все стороны.
 Ребята стали наблюдать, как старушка справляется с гололедом. А справлялась она с трудом. Ноги ее не слушались, скользили. Она крепко  прижимала сумку к себе, чтобы не обронить.
    -На красных лапках гусь тяжелый…- сострил Димка Ковалев и, довольный своей шуткой, захохотал.
    - Не гусь, а утка- уточнил  Колька Морозов
Некоторые ребята тихонько засмеялись.
      -Как вам не стыдно, - строго воскликнула Елена Александровна. Бабушке очень трудно идти, а они смеются. Безобразие! Перестаньте смотреть в окно и продолжим урок!  Но продолжить урок не получалось. Ребята  наблюдали за старушкой. Она передвигалась еще медленнее, ощупывала  палочкой место, куда ступить и, опираясь на костыль всем телом, неуклюже переступала с одного  скользкого места на другое.
     Ребята, не отрываясь, продолжали смотреть в окно. Было видно, что многим было жаль бабушку, а некоторых это зрелище забавляло.
-Ребята, не мешайте Елене Александровне вести урок! Я как староста класса делаю всем замечание и запись в дневнике поведения, - важно выпалила правая рука класса.
     И как только все  стали записывать домашнее задание, Димка Ковалев снова отвлек весь класс от работы.
-А спорим, как только я сосчитаю до трех, старуха упадет! И Колька, довольный своей затеей, стал считать:
-Ра-а-аз! Два-а-а!..
Он еще не успел произнести свое растянутое колючее слово «три-и-и», как бабушка в тот момент шагнула, опираясь на костыль, который тут же соскользнул в сторону, не удержалась и грузно рухнула на лед.
- Во! Здорово! Я же говорил, что упадет! Я экстрасенс!- торжествовал Димка. Но в тот самый момент Никита сорвался с места и пулей вылетел из класса.
-Зябликов, ты куда?- удивленно крикнула вслед Никите Елена Александровна, но  Зябликов ее не услышал.
- Никитос за дневником побежал,- догадливо пояснил кто-то.- Он его в раздевалке прячет. А тут двойка сорвалась. Домашнее  задание надо записывать, вот он и поскакал за ним.
Не прошло и минуты, как девочка, сидевшая за первой партой возле окна, вдруг воскликнула:
-Ребята, смотрите, там Никита!
Взгляды всех устремились опять в окно. Никита, без шапки и пальто, пытался помочь старушке. Он тянул ее за руку, и бабушка, послушно опираясь на плечо мальчика, пыталась приподняться. Будь Никита посильнее, он быстро справился  с этим нелегким делом. Никита очень старался, но бабушка не могла встать. Тут на помощь подошли прохожие, осторожно подняли пострадавшую и медленно повели ее по дороге. Никита поднял костыль и сумку старухи и пошел следом. А еще ребята увидели, как один дяденька, который вел старуху, обернулся к Никите, взял у него вещи   и что-то сказал мальчику. И еще  заметили ребята, что дяденька  улыбнулся Никите.
- Подумаешь,- фыркнула Дарья. Примерные ученики, чтобы выйти из класса, разрешение спрашивают у учителя! - Да, Елена Александровна?
    Но ей никто не ответил…

 





         


Рецензии