Тюмень. 3

Как мы уже знаем, названия Тюменка для рек и Тюмень своему городу  давало племя тюменов (терских, тюменских татар).

    Поэтому не столь удивительно, что в Узбекистане «туман» - это некрупная административная территориальная единица. А в Чагатайском улусе (монгольское государство, образовавшееся в Средней Азии в 1266 после распада Великой Монголии и распавшееся в 1370 г. на 2 ханства — Могулистан и Мавераннахр) слово тюмень означало «племя» и могло употребляться в одном и том же значении, что и такие этнические единицы как улус, иль, а возможно даже и аймак.

    Впоследствии, под тюменью стали больше подразумевать оседлое население, в противоположность войскам и кочевникам. Так историк и государственный деятель Могулии Мирза Мухаммад Хайдар, сообщал о четырёх классах в Кашгаре и Хотане, один из которых — тюмень, он относил к оседлому крестьянству. В новейшее время в Бухаре термин тюмень употребляется для обозначения жителей равнин, в противоположность горцам — кухистани. (Татарское Тюмень – «низина»; вот и про 10 000 уже забыли! Что уж говорить про "моё достояние"...). А ведь не так давно в Персии такая денежная единица была! Один туман равнялся 10 тысячам динаров.

    И всё-таки на Русь туман свалился в совершенно ином значении! «Как военный отряд тюмень соответствовал своему числительному значению и составлял 10 000 воинов… В XIII—XV веках в Монгольской империи под термином, в русской огласовке звучащим как тумэн, понималась организационная и тактическая единица монгольской армии и ополчения. Состоял тумэн из 10 000 воинов, возглавляемых тумэнбаши (старорусск. темником), делился на «десятки», «сотни» и «тысячи» — более мелкие воинские подразделения. Собственно монгольское войско насчитывало 40 тумэнов восточных монголов и 4 тумэна западных монголов (ойратов)… Некоторые из темников сыграли важную роль в истории Орды, например, Ногай, Мамай, Едигей, Бурундай...» (Вики.)

    Интересная информация вскрылась в связи с Ногаем. "Ису-Ногай (1235/1240 — 1300) — золотоордынский беклярбек, правитель самого западного улуса Золотой Орды (на территории от левого берега Дуная до Днестра, ставка близ современного города Исакча на Дунае). С 1270-х гг. и до своей смерти не подчинялся ханам Сарая и фактически контролировал их..." (Вики.)

    Что такое Исакча?

    "Этноним «словене» как основной, кроме словаков, словенцев, словинцев, носили также ильменские словене — жители Новгородской земли...

    Одним из первых о склавенах, как выделившемся из венедов самостоятельном этносе, писал готский историк Иордан в первой половине VI века.

    "...Склавены живут от города Новиетуна (традиционно отождествляется с Новиодуном, совр. Исакча, на правом берегу Дуная) и озера, которое называется Мурсианским, вплоть до Данастра и на севере до Висклы; болота и леса заменяют им города..." (Не слыхал, по всему, Иордан про Гардарику! Вот и доверяй ему после этого...)

    ...Большинство авторитетных учёных склоняются ко мнению, что название города кельтское, означает «новый город» или «новая крепость». Часть слова выводят из nov-ios и трактуют как «новый», другую часть выводят от кельтского термина dun-on и трактуют как «город» или «крепость» («укрепление»)...". (Вики)

    Дон Небо (Нева; арабо-тюркс. Анвар "лучезарный")?

    О положении города Новиодун среди исследователей нет согласия. Существует несколько версий: Новиодун—Исакча; Новиодун—Новы (в районе впадения реки Олт в Дунай); Новиодун—Осиек; Новиодун—Сирмий; Новиодун—с. Дерново (близ Савы). (Что ж... Говорят, наш Новгород тоже каким-то образом с Ольденбургом связан!)

    И ещё немного нашей истории.

   Святослав Игоревич — князь новгородский в 945—969 годах, великий князь киевский с 945 по 972 год: «Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае — ибо там середина земли моей..." (Повесть временных лет)

    Академик Ф. И. Успенский полагал, что Переяславец являлся «древней столицей болгарских ханов» и находился около совр. румынского города Исакча близ устья Дуная... Есть ли у нас основания не доверять словам Святослава Игоревича, князя новгородского?

    Так значит, русское слово «темник» произошло от тюркского «тумэн»... Не потому ли праславянское слово «тьма» приобрело второе значение в смысле «много»? Хотя, всё ли здесь так просто?

    Туман - атмосферное явление, характеризующееся большим количеством в воздухе микроскопических капель воды или кристалликов льда, снижающих прозрачность атмосферы. (Поэтому первоначальное значение «очень много»?) Чагат., казахск., кирг., узбек., тадж., балкарск., караимск. tuman «туман, мрак», тур., крым.-тат., азерб. duman — то же. Первоисточником последних слов является, вероятно, авест. dunman- «туман», dvаnman- «облако». Но ведь авестийский – это один из древнейших иранских языков! Снова получается арийский след, что и требовалось доказать. А что значит «дун-ман»? Дунай, Дон и тому подобное?

   Если присмотреться, то монгольский ту-ман «ман-ан» явно с авестийским в родстве. А вот румынский туман «чаца» - это наше «чад». Венгры говорят «кь од». То же, что и Год для англов? Или как погода (па-года), произошедшее от праславянского «годь»?

    Увидите ли вы сразу, что греческое слово «атмосфера» состоит в родстве с «тьма» и «тум-ан»? «Атмос» - дыхание, пар и «сфара» - шар, мячик. Греков этому тоже тюрки научили? Сомневаюсь… Арии могли.

   Приятно порадовали турки. Для них туман -  sis. А что такое «сизый»? Тёмно-серый с густым синеватым отливом. Древнерусское слово, произошедшее от неустановленной формы. Зато теперь понятно, что псковский вариант «шизый» - это уже вторичное явление.

   Интересные результаты даёт и слово «тьма». На японском – Ями (а русская «яма» что?). Азерб.  Qaranliq, турец. Karanlik,  узбек. qorong'ilik,   казах. Карангыл,  киргиз. Карангы.  Монгольское харанхуй. Монгольское слово – самое понятное: господин Харон.

   Харон (др.-греч.  «яркий») в греческой мифологии — перевозчик душ умерших через реку Стикс (по другой версии — через Ахерон) в Аид (подземное царство мертвых). Харон перевозит умерших по водам подземных рек, получая за это плату (навлон). А что такое Навь в славянской мифологии? Это мир мёртвых.

    Венгерская тьма «шотетчег» отдалённо напоминает о Сотис, связанной с египетским календарём. А вот курдская тьма «тарити» и таджикская «торики» - это уже прямое указание на Тартар (и русское тартарары). 

    Тартар в древнегреческой мифологии — глубочайшая бездна, находящаяся под царством Аида, куда после титаномахии Зевс низвергнул Кроноса и титанов.

    Кронос, Крон — в древнегреческой мифологии — верховное божество, по иному мнению титан, младший сын первого бога Урана (неба) и богини Геи (земли). Первоначально — бог земледелия, позднее, в эллинистический период, отождествлялся с богом, персонифицирующим время, Хроносом. Этимология имени Кронос неизвестна. Сами греки поздних времён, из-за созвучия имён, сопоставляли его с Хроносом-временем. Неизвестно, греческого ли происхождения это имя. Только серп — древний атрибут — говорит об их природе. Существовал у ионийцев, во всяком случае, в ряде ионийских городов есть праздник Кроний, но исконность его связи с Кроносом сомнительна, так что бог Кронос, будучи персонажем мифов, оказывается в то же время на периферии религиозных культов и верований. (Вики.)

    Вопрос: какие племена участвовали в формировании греческой нации? Второй вопрос: почему татары и Тартария? Это как-то связано с Хароном или Кроносом? А как же Тарх и Тара? Жрецы Зевса врут?

    Кажется, я понимаю, что в тюркском понимании значила Тартария! Потому что у них есть такое слово - Тархан (каз. дархан;  бур. , монг. дархан; чуваш. турхан) — это привилегированное сословие тюркской знати,  «вольный человек, свободный от повинностей»...

    Кстати, Тамань, о которой я уже писала в первой части, у тюрок носила и такие названия - Тумен-Тархан, Тумантархан (русская Тьмутаракань; византийская Та Матарха, от Тиамат, Та Мери?); с XII в. - Матарха, Матраха, Матрика. Думаете, случайно Майтрея (санскр. «любящий, доброжелательный»; пали: Меттея; также Майтрейя, Майтри, Майдари) — у исповедующих буддизм монгольских и тюркских народностей самое почитаемое лицо, грядущий Учитель человечества, «владыка, наречённый состраданием», бодхисаттва и будда нового мира?

    И это ещё не всё!

   Древний город Тарквиния был главным городом в этрусской лиге, состоявшей из 12 городов. Согласно легенде, Тарквиния (как и все 12 городов Этрурии) была основана Тарконом (Тархоном), выходцем из Лидии, братом (или сыном) Тиррена из рода Тарквиниев.Tarquinii обозначает "царский или владычный город". Этруски называли его Тархна (Tarchuna). Город был соединен дорогой с Римом. Здесь было налажено производство бронзовых изделий, с которыми до VII в. до н.э. не мог конкурировать ни один город. Славился также льняными изделиями и вазами...

    А чтобы вы не сомневались в родстве тумана и атмо-сферы, привожу новую пару слов.

    Туман (войско в 10 000) и атаман.

    Атаман (предводитель, начальник) — старший в роду и предводитель у степных народов, предводитель казаков или (устар.) вообще старший в деле (как тамада у кавказских народов). Первые упоминания названия атаман в русском языке относятся ко временам русских княжеств.

   Слово «Атаман» имеет несколько версий происхождения. 1. Атаман — от «ата» (с тюркского «отец») . 2. Происходит от гетман (Headman англосаксов и скандинавов, нем. Hauptmann), перешедшего к нам из Польши. Гатманами называли крымских христиан, назначаемых старостами поселений и зазывавших русских переселяться на Украину. 3. Заслуживает также внимания версия происхождения слова атаман от немецкого «Amtman» — начальник службы, глава канцелярии; либо от немецкого «harter Mann» — твёрдый, крепкий человек.

    «История Всевеликого Войска Донского согласно А. С. Пушкину начинается во времена борьбы за власть между Тамерланом и Тохтамышем и распада Великого Степного Войска-Орды и его Войсково-Ордынской Державы (Золотой Орды) на землях возле Волги и Дона. Именно тогда, в условиях царившей анархии и беззакония на этих землях начинается самоорганизация местного христианского населения в казачьи отряды, ядро которых составили бывшие русскоязычные войны-христиане, дезертиры из распадающегося Великого Степного Войска-Орды. Со временем, к казачьим отрядам начали также присоединяться тюркоязычные жители этого региона. Поэтому нет ничего удивительного, что своих начальников донские казаки продолжали называть атаманами…» (Вики.) Поэтому версии о немецко-англо-скандинавском происхождении слова «атаман» считаю несостоятельными!

    Зато арии предлагают нам более элегантное решение задачи:

   Атман (санскр.  «самость», «дух», «высшее Я») — одно из центральных понятий индийской философии и религии индуизма: вечная, неизменная духовная сущность, абсолют, осознающий своё собственное существование. Согласно Упанишадам различают индивидуальный Атман и высший Атман. Так в «Мандукья-упанишаде» есть следующий стих: «Не имеет частей четвёртое [состояние] — неизреченное, растворение проявленного мира, приносящее счастье, недвойственное. Так звук Ом и есть Атман. Кто знает это, проникает [своим] Атманом в [высшего] Атмана».

    В Упанишадах прослеживается соответствие четырёх онтологических уровней реальности, восходящих от множественности к единому, четырём состояниям человеческой психики, связанным с постепенным освобождением от авидьи, неведения. Четвёртое состояние Атмана, ТУРИЯ, полностью свободно от различения субъективного и объективного и, вообще, от каких-либо «позитивных» ограничивающих определений.

    Может ли быть как-то связана с такими возвышенными понятиями столица Тюменского ханства Чинги-Тура? Я думаю, что – да.

    В философии санкхьи Атман тождественен Пуруше — множеству высших «Я» всех живых существ в мире… Так говорите, «тюмен» - это первоначально «очень много»?

    Думаю, теперь мы наконец-то сможем ответить, какого рода Тюмень! Для этого достаточно только понять, какого рода сам Атман?

    Вот только в Брихадараньяка-упанишаде (1.1.4) Атман в виде пуруши становится «таким, как женщина и мужчина, соединенные в объятиях», разделяется на две части и так появляются супруг и супруга…


Рецензии