Когда прошлое было настоящим - 5

                14
     Мама любила повторять: «Малые дети на улицу порываются выскочить, а я бы рада дома посидеть, да некогда…» Каждый раз вздыхала при этом, а я никак в толк не могла взять её слова, ведь сразу же за порогом, тем более за воротами и начинается самое интересное… (Теперь понимаю маму и дорожу домашним уютом.)
     А в тот день мы с братом чуть было лбами оконное стекло не выдавили, а уж как  хотелось нам босиком во двор выбежать, что и передать невозможно. То, что нас увещевали, будто бы лето кончилось и земля остыла, нам никак не верилось. «Земля, как земля. Если снег выпадет, тогда другое дело… А то, что во дворе лужицы ледком затянуло, так это же мелочи! К обеду растают…»
     Днём в наш двор гость забежал. О его присутствии наш пёс своим лаем возвестил. Он бы его и вовсе со двора прогнал, жаль, цепь ограничивала ему свободу. А дело вот как было.
     Утром дедушка достал из мешка, что стоял в сенях за дверью, два кукурузных початка. Один вылущил перед крыльцом и открыл курятник. Курочки с петухом ринулись собирать зёрна. Второй початок дедушка положил на завалинку. Под окном. Его он собирался вылущить вечером, на закате солнца. Но среди куриц была одна, чёрная, с лысым теменем. Это петух ей перья на голове выщипал. Мы, дети, недолюбливали эту курицу. Что бы мы и где бы мы ни спрятали нечто съестное «на потом», эта злыдня найдёт и тихомолком слопает. Вот и теперь, запрыгнула чёрная курица на завалинку и начала долбить клювом кукурузный початок. Дедушка услышал характерный стук, (окна в доме ведь одинарные были), вышел на крыльцо и прогнал злодейку. Только он в хату зашёл, эта ненасытная курица опять взялась за своё. Второй раз дедушка курицу на огород выгнал. В хату зашёл и полез на припечек, «погреть старые кости», да и запохрапывал.
     Мы с братом перебрались на лавку и стали смотреть в окно. Очень скоро заметили маленького пушистенького полосатого зверька, который обнимался всё с тем же кукурузным початком. Только когда он куда-то убегал, мы заметили краснеющий оголённый бочок початка. Вылущил, значит, зёрна и за щекой в свою норку унёс. Мы с надеждой ждали, что он опять прибежит. Он так и бегал, пока все до единого зёрнышка ни вылущил. Собаке надоело лаять на него и он переключил своё внимание на прохожих. Вечером, когда обнаружилось, что на початке нет зёрен, а мы видели воришку и ни слова не сказали, нас отругали, велели сидеть на печи. Но мы особо не расстроились. Это была наша месть вредной курице, хотя вряд ли она об этом догадывалась.

                15
     «Самое вредное (по своему характеру) животное, которое в древности приручил человек, это – коза», - с полной уверенностью в правильности своих суждений говорил мой отец, садовод-любитель. Он очень опасался за свои привитые яблоньки, за выращенные из семечек саженцы фруктовых деревьев. И всё же растения, к которым мы, дети, даже близко не смели приближаться, козе, как известно – закон не писан…Однако, всего через несколько лет, когда отца уже не было с нами на этом свете, я совсем случайно узнала, что и коза не нарушает границы Закона.
     Подошла наша очередь пасти общественное стадо овец и коз. Бабушка была за главного пастуха, а я с братом – на подхвате. Конечно же мы старались пасти стадо там, куда редко кто его туда пригонял, ведь от сытости скотина молока больше даст, соседи будут довольны, а нам особая выгода – нам меньше надо будет бегать за козами. Вот и погнали мы стадо вдоль реки. Овцы траву едят, а козы щиплют листья с кустов. На некоторые старые вербы козы взбираются. Бабушка поглядывает на них, но молчит. А раз молчит, то – можно. Но вот дошли мы до одной вербы, которая росла не вверх, а над самой водой шатром свои ветки раскинула. По ней, как по мосту можно было до половины речки дойти, но ни одна коза даже близко к ней не подошла. Зато я с братом, ринулись к этой вербе, но не добежали. Бабушка так на нас накричала, словно мы собирались сделать что-то очень нехорошее.
     «Это поганое, нечистое дерево! Даже близко к нему не подходите!..» - объяснила бабушка. Мы только поглядывали на него с детским любопытством, но не подходили.
     Прошло много лет. Я в отпуск с семьёй приехала. Не одна, а с односельчанами, шла тропинкой по берегу реки. Вдруг тот, кто шёл впереди, резко остановился. Сзади него получилась «свалка», но передний шикнул на нас. Мы, не сговариваясь, посмотрели в сторону вербы с дурной славой. Прямо с первого мгновения меня холодный пот прошиб. Всё дерево было просто увито змеями. Мало того, вода под деревом просто кипела от змеиных тел.
     Как мы бежали обратно, и о том страхе, который мы тогда испытали, этого словами невозможно рассказать. Старики знали о том, что это «плохое место», знали об этом и козы… Как, каким образом? Наверное особым природным чутьём чувствовали опасность… А ещё старики поучали, дескать, своим умом живи, но бывает в жизни минута, когда глупая скотина умнее умного окажется…

                16
     Что-то заработалась я нынче в своём саду. Не заметила, как солнышко скатилось и над самым краем зависло, окунулось в туманную задумчивость, зарумянилось, а потом  и вовсе побагровело. Я же в это время присела на корточки и торопилась закончить полоть грядку. Вдруг на подросший укроп, на самый его зонтик села «божья коровка». Так вышло, что эта самая «коровка» показалась мне на фоне солнца очень красивой и я вдруг вспомнила, что мы в нашем родном селе, в годы моего детства, и мои ровесники в том числе, называли эту милую букашку – солнышко. Это уже в Сибири она поменяла название на «коровку». Одно хорошо, что ни там, ни тут детишки не обижают её.  Скорее бабочку обидят, а букашку в красном сарафане в горошек – никогда.
    


Рецензии