Мания величия

Задача этого небольшого повествования – рассмотреть причины возникновения мании величия, которая активно пропагандируется со времени появления кинематографа, а может быть и гораздо раньше. Под манией величия мы понимаем медицинское наименование Идеи Избранности, которая всё чаще и чаще появляется в общемировой культуре, искусстве и, в частности, в фильмах. Выглядит это таким образом, как будто каждый человек индивидуален и, возможно, «избран» для выполнения какой-то Высшей цели. Возможно, так оно и есть на самом деле, что каждый рожденный – рожден для чего-то, а не бессмысленно, случайно. Но, к сожалению, на этой благодатной почве произрастает масса подстановок, подмен понятий.
Идея избранности берет свое начало от понятия «главного героя», а этим пронизана вся литература. В конечной идеализированной форме главный герой - становится супергероем. Если сначала мы видим обычного человека вроде Робинзона Крузо или врача Фауста, затем герои обладают уже явными сверхспособностями (от Карлсона с его мотором до Супермена, который тоже прилетел, но с другой планеты). То есть «просто герои» не хотели бороться с преступностью и спасать весь (!) мир. А сегодня супергерои только этим и заняты. И эта идея присутствует во многих, в основном голливудских, фильмах.
Я заинтересовался сущностью Идеи Избранности после просмотра знаменитой «Матрицы» (1999). Непонятно было, почему всё хорошо складывается вначале, а в завершении мы видим нечто напоминающее смерть героя. И фильмов с такой развязкой не один и не два. А самое печальное, что молодые люди после просмотра (а также люди, подверженные влияниям) именно так могут понимать избранность и «супергеройство»: умереть «в конце фильма».

Мания величия не зависит от модели государственного устройства. Люди с таким заболеванием обнаруживаются и в социальных обществах, и в капиталистических, в монархиях и в федерациях. Пример, который можно привести, как ни странно из жизни насекомых. Когда пчелы жертвуют собой ради сохранности улья. Пример не совсем корректный, потому что жертвует собой обычная рядовая пчела, а не матка. Хотя именно матка является в улье «главной пчелой». И мы видим героев на экранах именно в роли погибающей обычной пчелы, спасающей улей. Довольно тревожная тенденция: кто это снимает и для чего? В виде героя – камикадзе?
Массовая пропаганда «героизма» заставляет некоторых забыть про обычную жизнь со всеми ее преимуществами. Когда СМИ были не так развиты, как сегодня, мало кто хотел стать «кем-то ещё». Все понимали общечеловеческие ценности: семья, дети, дом, достаток, любовь. Инстаграмм, селфи и социальные сети появились потом. На сегодняшний день даже недалекие люди имеют возможность проявить себя, «стать героем». Конечно, такой героизм обычно оставляет желать лучшего.

Возвращаясь к истории, рассмотрим общину. Нельзя назвать это пережитком прошлого. Некоторые живут в общинах и рады этому. Община сильна своей социальной защитой, коллективизмом. Это «охота стаей». При этом, конечно, если Вы, скажем, не очень сильны, то и на лучшие куски добычи Вам нечего рассчитывать. Видимый социализм оказывается не очень-то социальным – он выбрасывает слабых на окраину жизни. «Акелла промахнулся! Он уже не тот! Гоните его из стаи!» Многие соглашаются жить в общине потому, что без неё они вообще не смогли бы существовать. А в группе они могут рассчитывать на «социальный минимум».
По моему мнению, капитализм пришел на смену социализму. С развитием средств связи (книги, газеты, телефон, видеокартины) всё большая часть общества стала узнавать, как действительно живут те, кому достаются «лучшие куски добычи». Стали возникать вопросы, почему кому-то достаются крохи с общего стола, а кто-то берет больше, чем ему необходимо. Конечно, были слухи о «хорошем вожде, который обо всех позаботится» и поэтому он должен иметь всё. Их наверняка распускали приближенные к вождю, естественно, небескорыстно. Как может вождь позаботиться о каждом, когда он общается только с небольшой группой приближенных, а о большинстве населения знать не знает? Правая рука не знает, что делает левая. Потом рука руку моет. Превышения полномочий на каждом шагу. На местах антисанитария, безграмотность и грабежи, потому что охраны порядка почти нет. Я не имею в виду в данном случае какой-то определенный отрезок времени или страну. В мировой истории огромное количество примеров от Древнего Египта до наших дней. Не только Франция Людовика и знаменитое «после нас - хоть потоп». Прошли несколько революций. Но со сменой лидеров ситуация не менялась. Оставалась та же модель общины, где распределением добычи занимался снова вождь и приближенные. Новые лица, но не структура общества.
Здесь на первый план выходят достижения мыслителей: демократия, как власть народа. Равенство граждан. Было сказано, что каждый гражданин имеет определенные права. Общество оказалось представлено не в виде общины, стада, стаи или роя, а в виде каждого индивидуального гражданина, входящего в общество.
Со временем все больше проявляется «роль личности в истории», переход от общественного к индивидуальному. Частная собственность. Самозанятость (своё дело). Электричество в каждый дом. «Народный» автомобиль – не потому, что он один для всех, а потому, что достижения науки становятся доступны каждому гражданину. От коммунальных квартир и общежитий – к небольшим, но отдельным, личным квартирам. Собственный шкаф и телевизор. Отдельные комнаты всем членам семьи. Персональный компьютер. Личный телефон. Ваша почта, а не один почтовый ящик на всех.

Как Вы видите, развитие науки, экономики пододвигают общественность к индивидуализму. То есть идея единоличия развивалась исторически, естественным путем.
А из идеи индивидуализма – прямое следствие – идея Избранности. «Я, наверное, особенный». При этом, как ни странно, каждый человек стал ближе к обществу. К примеру, делает краснодеревщик эксклюзивные стулья, всего несколько штук в год – а они кому-то нужны в обществе. Он не лентяй, у него просто много кропотливой ручной работы. Он занят любимым делом, по своей воле, выполняет работу профессионально. Обеспечивает себя и способен платить налоги. Он не может ещё и шить себе одежду, и выращивать поросят, бурить скважины и так далее. Этим заняты другие люди. Обобществление труда – все трудящиеся работают на благо общества. Не получается в одиночку – объединяйтесь. Никто не запрещает кооперативы как объединения сил и средств во благо общества. В этом великий смысл слов: «Пролетарии всех стран – объединяйтесь!»

Подводя итоги. Идея Избранности, «мания величия» складывалась исторически. То, что в фильмах она освещается в основном в военном плане (как один супергерой спасает весь мир),- тоже есть свои причины. Во-первых, экранизация зрелищных поединков. Кассовые сборы. Во-вторых, военная техника тоже не стояла на месте. Раньше для войны нужны были тысячи бойцов, потом тысячи единиц боевой техники. Сегодня может быть достаточно команды из нескольких операторов, которые «даже воздухом не будут дышать на поле боя». Супергерои.


Рецензии