Трипольская культура

Огромную роль в развитии многих культур и этносов (ариев, этрусков, славян и т.д.). сыграли представители трипольцев. Имевшие, европеоидный облик и гаплогруппу H.

По данным Википедии — свободной энциклопедии. Трипольская культура  (укр. Трипільська культура, иначе культура Кукутени рум. Cultura Cucuteni, укр.  Кукутені культура  или кукутень-трипольская культура англ.  Cucuteni-Trypillian culture) —энеолитическая археологическая культура, распространённая в VI—III тыс. до н. э. (8000 - 2750 лет назад).  в Дунайско-Днепровском междуречье, наибольший её расцвет пришёлся на период между 5500 и 2750 гг. до н. э. На смену трипольцам пришли народы ямной культуры.

Культура носила название «Кукутень» по названию села в Румынии, где были найдены первые артефакты, связанные с этой культурой. В 1884 году румынский исследователь Теодор Бурада во время проведения раскопок нашёл элементы глиняной посуды и терракотовые фигурки неподалёку от села Кукутень. После того, как учёные ознакомились с его находкой, было решено продолжить раскопки, которые начались на этом месте весной 1885 года.

Исследования памятников, позднее отнесённых к трипольской культуре, имели место на Западной Украине в 1870-е годы. Археолог Викентий Хвойка открыл первое трипольское поселение на территории Российской Империи в 1893—94 гг. в Киеве по ул. Кирилловской, 55 (ныне ул. Фрунзе). Он представил свои находки в августе 1899 года на ХІ археологическом съезде в Киеве. В 1896—1897 годах несколько поселений с материалами, подобными киевским находкам, были найдены в окрестностях села Триполье Киевского  повета  (ныне село Триполье  Обуховского района Киевской области). В Галиции в XIX — до 1939 г. её именовали «культурой малеваной (расписной) керамики», «галицкой расписной керамики», «украинской расписной керамики». В советских, российских, украинских, молдавских и др. публикациях для памятников с территории Украины и Молдавии распространено название «Трипольская культура». В последние десятилетия для обозначения археологических памятников на территории Молдовы местные и румынские исследователи используют термин «культура Кукутень».

Со временем стало понятно, что археологическая культура Кукутень на территории Румынии, «расписной керамики» на территории Австро-Венгерской монархии и Трипольская культура на территории Украины относятся к одному и тому же культурному комплексу.

Трипольская культура была распространена в эпоху энеолита на территории правобережной  Украины, в Молдавии, в восточной Румынии (Кукутень), а также в Венгрии.

Трипольская культура — энеолитическая (медно-каменный век). была генетически связана с энеолитическими культурами Балкано-Дунайского региона, среди которых особая роль принадлежала носителям культур Боян, старчево-кришской, линейно-ленточной керамики, Винча, Тисаполгар.

«Трипольская культура возникла благодаря смешению населения неолитических земледельческих культур балкано-карпатского региона: Криш, Линейно-ленточной, Боян, Хаманджия, Петрешть»  Основные отрасли хозяйства   земледелие  и  скотоводство. Л. Л. Зализняк и ряд других исследователей трипольской культуры связывают её с волной мигрантов из неолитической Анатолии.
Изучение останков из пещеры Вертеба (uk:Вертеба) в Тернопольской области, относимых к периоду 3600-2500 гг. до н.э. и связываемых с трипольской культурой, позволило выделить митохондриальную ДНК семи индивидов, которая оказалась принадлежащей к гаплогруппам pre-HV, HV или V (2 образца), H (2 образца), J и T4. Такой набор меток является подтверждением родства населения этой культуры с народами балканского неолита, корни этих линий лежат в Малой Азии. Автохтонная линия в останках трипольцев оказалась преобладающей.

Внешний вид лица трипольцев можно более-менее правдоподобно реконструировать благодаря сохранившимся черепам

По периодизации Т. С. Пассек выделяются 3 этапа развития трипольской культуры:

Ранний этап (Триполье A) — середина V  — вторая половина IV тысячелетия до н. э. Жилища  — землянки и небольшие наземные глинобитные «площадки».

Орудия делались из кремня, камня, рога и кости; медных изделий немного (шилья, рыболовные крючки, украшения); лишь Карбунский клад в Молдавии отличается богатством медных изделий. Он содержал огромное количество украшений: всевозможные бляшки, нашивные пластины, спиральные браслеты, бусины от ожерелий и т.п. Антропоморфные фигурки-подвески явно культового характера, медные топоры. Помимо этого более двух сотен украшений из морских раковин, более ста предметов из кости, два с лишним десятка изделий из камня и мрамора (в том числе два топора тонкой работы из сланца и мрамора).

Кухонная керамика имеет примесь шамота, песка, шероховатую поверхность (горшки, миски), орнамент в виде насечек, налепов, столовая украшена  каннелированным  (горшки, кувшиновидные сосуды, чашки, черпаки) и углубленным орнаментом («фруктовницы», грушевидные сосуды, крышки). Много статуэток, изображающих сидящую женщину (Незвиско), меньше — зооморфных фигурок; известны глиняные седалища, модели жилищ, украшения. Обнаружено единичное погребение в жилище (Лука-Врублевецкая).

Средний этап (Триполье B — Триполье C1) — средина IV тысячелетия до н. э. — 3200/3150 гг. до н. э. Ряд поселений на мысах укреплён валами и рвами, увеличилась площадь поселений, иногда жилища располагались по кругу.

Встречаются двухэтажные дома. Известны модели жилищ с двускатной крышей и круглыми окнами.

Обработка кремня совершенствуется, появляются мастерские по изготовлению орудий. Начинается добыча медного сырья (руда и самородная медь), а также выплавка металла на территории между Днестром и Днепром. Увеличивается количество и ассортимент медных изделий (топоры, ножи, кинжалы, тёсла, шилья, украшения). Появляется расписная керамика, кухонная керамика иная — с примесью в массе толчёных ракушек или песка, полосчатым сглаживанием и «жемчужным» орнаментом.

 Меняется форма статуэток — стоячие фигурки с округлой головкой, наряду с женскими, есть и мужские изображения. Найдены погребения в жилищах.

Поздний этап (Триполье C2)  — 3150 — 2650 до н. э. Расширяется территория трипольской культуры за счёт продвижения племён на север и восток. Небольшие поселения располагаются на укреплённых местах, наряду с небольшими наземными жилищами встречаются землянки. Продолжает развиваться добыча и обработка металла. Уменьшается количество расписной керамики, появляется посуда округлой формы с примесью песка и толчёных ракушек с орнаментом по краю венчика (защипы, оттиски, верёвочки, наколы).

Совершенствуется обработка кремня, много шлифованных кремнёвых топориков. Распространены женские статуэтки удлинённых пропорций со схематизированной головкой и слитыми ногами.

Известны грунтовые и курганные могильники. В Поднепровье найдены погребения по обряду кремации. Погребальный инвентарь: кремнёвые серпы, каменные боевые топоры-молоты, медные кинжалы, шилья, ножи, украшения, — браслеты, пронизи, медные, каменные и стеклянные бусы; керамика — шаровидные амфоры, чаши, миски, антропоморфные статуэтки.

Начало и большая часть времени существования трипольской культуры совпадает по времени в климатическом отношении с мягким, тёплыми влажным атлантическим периодом, который оказал содействие активному развитию земледельческого хозяйства. Палеоботанические исследования убедительно показали, что уже на раннем этапе Триполья земледелие представляло собой стойкое, давно сформировавшееся явление и имело надёжный семенной фонд.

Трипольцы выращивали пленчатую пшеницу, пленчатый и голозёрный овёс, просо, горох, ячмень, бобы, виноград, алычу, абрикосы. Для обработки земли применяли подсечную или подсечно-огневую систему земледелия.

Разводили одомашненный крупный и мелкий рогатый скот (на который приходилась половина всех домашних животных), свиней, лошадей, коз и овец. Овцы приобретают решающее значение в южных регионах во время последней фазы существования культуры.

В отличие от региона степной  культуры, трипольцы имели преимущества в одомашнивании лошади. Предваряя на 1,5-2 тыс. лет молочным товарным производством молока и стойловым содержанием животных в зимнюю пору в условиях бескормицы, в суровых условиях снежной зимы. Жеребёнка сразу вскармливали молоком коров, что позволяло не только приручить, но и одомашнить лошадь — получение потомства у изначально приручённых животных, в отличие от табунного выпаса и содержания. Это подтверждается применением в пищу взрослых животных, в отличие от охоты, когда в кухонных остатках встречаются кости молодняка.

Кроме того, трипольское население активно занималось охотой, рыболовством и собирательством. Охотились при помощи лука и стрел. Использовали на охоте собак. В лесах и рощах, окружавших трипольские посёлки, собирали дикую грушу, яблоки, вишню и кизил. В реках и речных протоках ловили сома и вырезуба, причем отдельные особи, попадавшие на стол трипольцев, достигали в длину двух метров.

Орудия труда и оружие изготавливались из костей животных, кремня и камня, иногда из меди, существуют свидетельства торговли заготовками из кремня.

Высокого уровня достигло гончарное ремесло. Трипольская керамика занимала одно из видных мест в Европе того времени по совершенству выделки и росписи.

Для трипольской культуры характерны высокий уровень развития хозяйства и развитые общественные отношения. Во времена этой культуры произошло значительное увеличение плотности населения в ареале её распространения. Трипольские посёлки чаще всего располагались на пригодных для земледелия пологих склонах, возле воды. Их площадь достигала нескольких десятков, а в некоторых случаях — 200 — 450 гектаров. Они состояли из наземных глинобитных жилищ, разделённых иногда внутренними перегородками или двухэтажных.

Часть помещений, служившая для жилья, отапливалась печами, открытыми очагами, имела круглые окна, часть использовалась под кладовые. В таких домах, вероятно, жила одна или несколько семей. Посёлок использовался около 50 лет, до истощения окружающей его земли (чернозёмы тогда ещё не образовались), потом обязательно сжигался по особому ритуалу, а племя переселялось на новое место. Племенами управляли вожди, существовали также и верховные вожди союзов племён.

Трипольцы, в бассейне Южного Буга, создали протогорода-гиганты размерами 250—400 га с населением до 20 тыс. человек и более (Майданецкое — 270 га, Доброводы — 250 га, Тальянки — 400 га), что сравнимо с Киевом в домонгольскую эпоху, когда он превосходил многие крупные центры средневековой Европы.

Трипольская культура - уникальное явление в истории человечества. Она сыграла беспрецедентную роль в становлении цивилизации на планете Земля. Это уже было не первоначальное общество, а общество с атрибутами цивилизации. Трипольская цивилизация - это, прежде всего, земледельческая экономика. Именно в Триполье состоялась полная и окончательная победа воспроизводящей экономики. Внедрение земледелия во всей Трипольской ойкумене стало фундаментом цивилизации. Высокой культурой земледелия человечество обязано Трипольской культуре. За всю историю ничто не имело такого существенного влияния на жизнь человека, как переход к земледелию.

Начиная с VII тыс. до н.э. здесь проживали люди, которые имели мотыги, серпы и зерна-тёрки и строили не только землянки, а и прямоугольные дома с печами на каминной основе, а также приручали животных. Автохтонные неолитические племена Буго-Днестровского бассейна вошли в основу раннего Триполья.

В период с 5.500 по 4.000 г. до нашей эры на Земле произошла так называемая земледельческая революция - переход от собирания растений к их выращиванию, от охоты на животных к их разведению. И племена трипольской культуры перешли к главной статье своей экономики - сельскохозяйственному производству если не первыми, то, во всяком случае, гораздо раньше, чем жители других регионов планеты.

В каждом трипольском доме стоял ткацкий станок, иногда даже два. Трипольские хозяйки были большими мастерицами в изготовлении рубах, платьев, свиток. Они украшали свои изделия цветным орнаментом с оригинальным, неповторимым узором. Сверху платья трипольские модницы надевали бусы из медных, каменных бусинок, морских и речных ракушек. Они так же знали толк в украшениях из золота и серебра.

У трипольцев сложились своеобразные идеологические представления, связанные с земледельческим характером хозяйства. Они нашли отражение прежде всего в орнаменте сосудов. Сложный и довольно устойчивый орнамент на сосудах имел, несомненно, религиозно-магический смысл, он был связан с представлениями людей об окружающем мире, о вселенной. В орнаменте первобытные земледельцы выражали многое: дождь и ветер, смену дня и ночи, смену времени года. На сосудах они изображали пахоту и посевы, животных и стебли растений. На культовых сосудах обычно изображалась трехъярусная структура мира: сверху помешался образ Великой Матери мира, ниже - чудодейственное превращение зерен в колосья. На ряде священных мисок, предназначенных для ритуальных обрядов, нарисованы космические олени, с которыми связывалось действие небесных космических сил. В эпоху расцвета земледелия на сосудах появляются символические изображения Великой Матери - Вселенной. Богиня огромна, солнце - ее глаза, а небесная твердь изображена в виде бровей. Разнообразие сюжетов поразительно: здесь и переплетение косых потоков дождя, и тугие всходы посевов, охраняемые священными собаками.

С культом плодородия связаны трипольские глиняные статуэтки женского божества. Статуэтки обобщенно передают фигуру обнаженной женщины с подчеркнутыми признаками пола. При этом не имели существенного значения голова и лицо, которые обычно показаны на фигурах схематично, и руки, которые, как правило, обозначены совсем небольшими выступами. Статуэтки, возможно, дополненные еще одеждами, были своеобразными женскими божествами плодородия. Очевидно, не без основания в глину, из которой они сделаны, примешивали зерна пшеницы и муку. Своеобразными памятниками культа являются также глиняные крестообразные жертвенники и модели домов.

Бык, игравший в хозяйстве Триполья значительную роль как животное, доставляющее большое количество мяса, и корова, дававшая молоко, являлись объектом культа, существовавшего в эту эпоху во всем Средиземноморье и Дунайско-Днепровском бассейне, чем и объясняется распространенность изображений этих животных. Фигурки быков и расписные изображения известны во многих трипольских поселениях, а также среди западноевропейской спиральноленточной керамики.
Особенное место в жизни трипольцев занимал Храм. Он был ярко раскрашен, с орнаментом, высокими арками, крестообразным алтарём и жертвенной чашей. Н. Бурдо, которая занималась реконструкцией сакрального комплекса Триполья, пришла к выводу, что в основе трипольского храма лежала идея Возрождения, достигаемая через определённые ритуалы для достижения высшей цели - бессмертия человеческой души.

История развития военного дела для трипольской культуры насчитывает более 2500 лет. На первый взгляд, за эти два с половиной тысячелетия ничего или почти ничего не происходило. Однако более детальное изучение и анализ имеющихся источников свидетельствуют об существенных изменениях в развитии военного дела.

После завершения масштабных расселений трипольские племена разделили между собой правобережную лесостепную полосу. Владение значительными земельными угодьями стало условием существования больших коллективов. Поэтому усилия общества были направленны на удержание этого контроля, в том числе и с применением военной силы.

В условиях "паритета" в комплексе вооружения внутри трипольской общности, основу которого составляло оружие ближнего боя (кинжал, клевец, топор-молот), на первый план выходят военно-организационные мероприятия и развитие фортификаций, а также, возможно, развитие индивидуального профессионализма во владении оружием. Военно-организационные мероприятия прежде всего были направлены на создание значительного военного потенциала за счёт концентрации военных сил в одном месте. Археологическим отражением этой тенденции можно считать трипольские протогорода с населением от 5000 до 10000 - 15000 человек. Само только создание подобного населенного пункта, жители которого имели возможность выставить военный контингент численностью в несколько сотен, а, может быть, и более 1000 воинов, имело стратегические последствия, так как не оставляло шансов на победу менее организованным соседям и делало масштабный конфликт неперспективным для нападающих.

По мнению В. О. Дергачова, трипольские племена на финальном этапе в общественном отношении находились где-то на уровне появления военной демократии, которая в южных регионах была достигнута в конце бронзового, а, возможно, и в начале каменного века. К такому выводу привели многочисленные находки оружия, прежде всего в захоронениях.

Военные конфликты могли происходить как между этнически однородным населением, так и между разноэтническими союзами племен. В энеолите и раннем бронзовом веке на территории Украины произошло, судя по данным археологии, немало военных столкновений и масштабных военных конфликтов, некоторые из них полностью отвечают, по нашему мнению, понятию "война".

Реконструировать один из первых известных нам эпизодов трипольских войн даль возможность археологические раскопки, проведенные московскими археологами Н. В. Рындиной и А. В. Енговатовой около с. Друца в Молдове. На мысу над рекой Чугурець были найдены следы нескольких поселков, которые принадлежали к трипольской культуре и датировались около середины V тыс. до н. е. На одном из них – Друца I (этап BI) провели археологические исследования, раскопали остатки 5 зданий (из 25), которые там когда-то были.

Тщательно фиксируя каждую найденную вещь, ученые обратили внимание на необычно большое количество кремневых наконечников от стрел и дротиков— более 100! Большинство из них (97) — были обнаружены под стенами домов. Это привело археологов к выводу о том, что в древности здесь имело место нападение, скорее всего — со стороны соседей — трипольцев, которые производили именно такие наконечники к стрелам и дротиков. Опубликован план раскопанного жилья изобиловал условными обозначениями наконечников — около 60. Около 50 из них были рассеяны по периметру обгорелых остатков большого (когда-то двухэтажного) дома с крыльцом, складывалось впечатление, что они застряли в стенах или крыше жилища. Это, безусловно, стрелы нападающих, которые вели достаточно интенсивный прицельный обстрел, не выпуская защитников на крыльцо. На площади между ним и соседним домом, а также около стены последнего выявлено только 9 наконечников,  напротив крыльца большого дома.

Это, на наш взгляд, следы ответных выстрелов, но уже не таких точных. Дом сгорел. Погиб ли при этом кто-то или нет — никаких жертв под руинами выявлено не было. Однако при таком нападении погибшие должны были быть, и если их похоронили — значит, жители поселения все-таки сумели отбить нападение. Тем не менее село сгорело, и его не отстроили. В километре на юго-запад археологи обнаружили еще одно поселение — возможно, именно туда переселились жертвы нападения из поселения Друца - I.

В 1987 г. К. В. Зиньковский и В. Г. Петренко опубликовали результаты изучения черепов, погребенных в могильниках Усатово и Маяки (этап CII). Не всех, а только тех, на которых были найдены следы красной минеральной краски — охры. Они убедительно доказали, что в ряде случаев кости не просто посыпали толченной охрой — этот обряд был достаточно распространенным в те давние времена, а покрывали определенным рисунком голову покойника. В ряде случаев — это узкие полосы охры, которые идут от затылка к подбородку.
Кроме того, на древних черепах ученые заметили следы ударов, возможно, травм. Чтобы прояснить данную ситуацию, они обратились к медэкспертам. Результаты были потрясающими: смертность от боевых травм среди мужского населения (то есть воинов) была скорее правилом, нежели исключением.

Поселения Маяки, захоронения 5, кость 2: "...нанесен сильный удар в лоб с оттяжкой обухом топора-молота...Кроме того, нанесено еще шесть ударов, каждый из которых мог быть причиной смерти...".

Аналогичные определения получили и для ряда других захоронений. Были воины, выжившие после получения подобных травм, чтобы потом погибнуть в другой схватке, так же от удара боевым топором — как покойник с Усатово, похороненный в могиле 5 кургана II/5. Он выздоровел после того, как получил удар по левой части головы топором-молотом, но не пережил позднее нанесенного удара клевцом.

Ответ на вопрос, кто же воевал с усатовцами, можно получить, найдя народ, любимым оружием которого были топоры-молоты, изготовленные из камня. В раскопках усатовских могил и поселений образцы этого оружия неизвестны, следовательно, одноплеменники отпадают. Не были распространенными в конце IV - начале III тыс. до н.э. эти топоры и в степях на восток от Бессарабии. Зато немало их найдено при раскопках к западу от Дуная — в поселении Езеро в Болгарии, при исследовании культур Баден, Чернавода. Наверное, оттуда и происходит враг усатовцов.

Наиболее вероятным противником трипольцев считаются среднестоговцы. Первая культура, приручившая лошадь. За 15 веков степняки так и не сумели покорить трипольцев, не смотря на своё гипотетическое военное преимущество. И единственное объективное объяснение этому — за все время существования среднестоговой культуры не складывались такие экологические, экономические, военно-технические или политические условия, которые могли бы привести к агрессии степняков против населения лесостепи (трипольцев).

В последствии экспансию на земли степняков, преодолев Днепр, совершили трипольцы.

Подводя итоги, можно твердо сказать, что возможная агрессия со стороны степного населения не могли быть ни единственным, ни главным стимулом для сооружений трипольских протогородов в конце V - начале IV тыс. до н. э.

В энеолите, в V - IV тыс. до н.э., на территории Украины приобретает распространение специализированное вооружение, возникают древнейшие укрепления. Трипольская культура своему распространению от Карпат до Днепра в значительной степени обязана преимуществу вооружения и развитию военного дела. В энеолите формируются первые комплексы специализированного вооружения как наиболее характерные для земледельческих культур балкано-карпатского происхождения.

Заимствуются лучшие европейские образцы вооружения, прежде всего металлическое оружие — топоры-молоты, клевцы, кинжалы. Уровень развития местных технологий металлообработки позволял создавать образцы по европейским прототипам.

Усовершенствуются также способы ведения боевых действий, производятся военно-организационные мероприятия, направленные на получение стратегического превосходства над противником. Развивается воинская культура, вырабатываются определенные внешние отличия воинов, украшения и амулеты, что находит отражение в иконографии и находках соответствующих артефактов.

Менее важным, вероятно, могли быть конфликты с окружением трипольской культуры. Носители неолитических культур сосредоточились в регионах, которыми не интересовались трипольцы или которые оставались вне границ их досягаемости. Распространены в исследованиях прошлых лет представление о постоянном давление со стороны степного населения на оседлых земледельцев лесостепной полосы, очевидно, не соответствуют действительности. На протяжении медного века носители большинства соседних с трипольской культур постепенно перенимают технологии изготовления и применения новых видов оружия.

В начале раннего бронзового века на территории Украины уже не осталось общностей, которые бы не располагали полным комплексом специализированного вооружения (топор, топор-молот, кинжал). Разница была только в количестве качественного и эффективного на то время металлического оружия. Следует заметить, есть все основания рассматривать уже энеолит на территории Украины как эпоху металлического оружия, а не средний или поздний бронзовый век.

Владение специализированным оружием и его эффективное применение требовало формирования навыков, тренировок. Со временем это могло привести к появлению профессионалов в области военного дела. По мнению некоторых, это могло произойти уже на закате трипольской культуры.

В истории Украины Трипольская культура была первой протоцивилизацией, на вооружении которой, кроме охотничьего оружия, характерной для предыдущих этапов истории, появилось и совершенствовалось уже настоящее боевое оружие (иначе "специализированное вооружение"). Материалом для изготовления трипольского оружия, как и в каменном веке, были не только кремень, камень, кость, но и первый в истории человечества металл — медь, а на финальных этапах — бронза.

Металл и камень применяли параллельно. Первые образцы специализированного оружия, боевые топоры-молоты и клевцы, изготовляли как из твердых пород камня, так и из металла.

Для территории Украины процесс появления и распространения металлического, медного оружия связан с Балкано-Карпатской металлургического провинцией (БКМП). Исследования металлических изделий трипольской культуры, которые провели Е. М. Черных и Н. В. Рындина, позволили связать трипольский очаг металлообработки (между 5400 - 3200 гг. до н.э.) с западным ареалом БКМП (очагами Караново -VI - Гумельница). Технология обработки металла в энеолите - раннем медном веке была ориентирована на использование ковки и сваривания. На раннем этапе развития трипольского очага формы больших орудий — тесел-долот, топоров-молотов, пробойников — типичны для центральных производственных мастерских БКМП. На позднем этапе появляются крестообразные топора-тесла, плоские тесла-долота, ножи, кинжалы, изготовленные методом отливки с использованием сложных разъемных форм.

Современные исследователи располагают многочисленными предметами трипольского вооружения, найденного во время раскопок среди руин трипольских сооружений или рядом со скелетами в захоронениях в грунтовых могилах или под курганной насыпью.

Практически одновременно начинает формироваться прослойка людей, для которых владение специализированным оружием и связанное с его практическим применением военное дело становится профессиональным занятием. Владение (и противостояние применению при почти полном отсутствии защитных доспехов) такими видами специализированного оружия, как металлический кинжал, клевец, топор-молот, требует знания определенных приемов рукопашного боя и соответствующих тренировок.

Воинами у трипольцев считались все мужчины, достигшие определенного возраста, а поэтому любой костюм взрослого мужчины был своеобразной униформой трипольской культуры. Естественно, об одинаковости или каких-либо единых стандартах и речи быть не может, но в целом трипольцы носили довольно похожую одежду из кожи и шерсти животных. Характерным для мужского костюма Триполья были перевязи. На современных редких реконструкциях, которые, безусловно, не могут быть 100% достоверными в виду отсутствия любых графических источников соответствующего периода и того факта, что материалы, из которого, вероятно, носили одежду трипольцы, за 4 тысячелетия уже давно сгнили в недрах земли и археологи могут довольствоваться только каменными и медными деталями оружия, чаще всего изображаются мужчины раннего этапа трипольской культуры, с воткнутым за пояс оружием

.Также, данные исследования показали, что духовное развитие племён трипольской археологической культуры было на высоком уровне. Трипольская культура являлась переходом от первобытного общества к цивилизации.

Более поздние Сибирские аналоги:  Андроновская культура 4200 - 2900 лет назад, керамика плоскодонная,  европеоиды, пратюрки, гаплогруппа R1a,.


Рецензии