Много ли человеку нужно?

МНОГО ЛИ ЧЕЛОВЕКУ НУЖНО?
Притча
В рассказе-сказке Льва Толстого "Много ли человеку земли нужно" повествуется о человеческой жадности сельского мужика Пахома, приведшей его не к наживе, а к гибели.  Мечтал иметь много земли, а в итоге выкопал ему работник могилу, "ровно насколько он от ног до головы захватил - три аршина". Прекрасный сюжет для притчи, но один лишь недостаток -  Пахома, как пишет великий писатель, черт попутал: " Ладно, думает, поспорим с тобой; я тебе земли много дам. Землей тебя и возьму".
Моя же притча не сказка, а быль и в ней человек без всяких бесов сам доводит себя до могилы. Жил на юге один мужик, работал шофером в совхозе. Доход небольшой, но на жизнь хватало, тем более, что имел он с женой и дочкой-подростком небольшое хозяйство на земле. Один раз приходит домой злой после езды по бездорожью и говорит жене: "скверно живем мы, трудимся, трудимся, а денег как не было, так и нет". Прослышал я, что на северном Сахалине водитель зарабатывает за день, сколько я за месяц. Стал уговаривать жену поехать на остров хотя бы на год: "купим в городе квартиру и машину, да и на путешествия еще останется". Но супруга наотрез отказалась и мужа уговаривала: "лучше, мол, синица в руке, чем журавль в небе".
Не уговорила.  Расстались по-хорошему. Муж обещал ежемесячно высылать с острова деньги и ровно через год вернуться. Слухи, что на Сахалине платят в несколько раз больше денег, чем на материке подтвердились и спустя месяц жена получила перевод на значительную сумму.  Однако затем ни писем, ни денег. Что-то случилось с моим мужем, подумала женщина. Неужели его убили на острове, а ведь предупреждала его, что  северный Сахалин кишит бывшими зэками, да и островитяне, как рассказывали, готовы за бутылку спирта убить человека.
Я был знаком с этим человеком и спешу успокоить его супругу, что никто его из бывших зэков не убивал, а местные жители - гиляки или, как их презрительно называли японцы нивхи (собаки) - совершенно безвредный народ. Еще А.П.Чехов, побывав на Сахалине,  писал "что этот народ не воинственный, не любящий ссор и драк, и мирно уживающийся со своими соседями".  Ее муж, погнавшийся за большим рублем, от тоски спивался до такой степени, что на него жалко было смотреть. Как он с полузакрытыми, наморщенными глазами умудрялся водить машину, одному богу известно. Тоскливо жил человек. Его маршрут пролегал по одному и тому же бездорожному пути через единственный на всю округу магазин, где он и проматывал все свои деньги.  Он не раз  заявлял. мол, все баста, уезжаю к тебе ни фени на материк домой, хватался за кошелек, чтобы билет купить, а там пусто. Когда мы встретились, Сахалин его уже так засосал, что он напрочь забыл, что есть у него жена и дочь, что были у него планы накопить много денег и сделать жизнь семьи счастливой. Он исхудал, уже не умывался, от  чего исходил от него тяжелый, терпкий запах. Короче, мужик не жил, а что называется вымирал. Жалко было его, но чувствовалось, что обратного хода для него нет, а на сахалинской земле он так и не приживется. Когда мы расставались, мужчина вдруг вспомнил о семье и слезно просил передать жене и дочке, чтобы не поминали его лихом. 


Рецензии