Фильм Бег

Первая экранизация Михаила Булгакова, для тех, кто не понял - вообще, первая. второй будет Гайдай со своим "Иваном Васильевичем". И уже одним этим фактом фильм бы вошел в историю.
Но там был еще один исторический факт, не менее важный. Фильм знаменует собой поворот в представлении о "белом движении". До этого в нашем кино белых показывали подлецами, негодяями и глупцами. В картине же они показаны нормальными людьми. Людьми, которые страдают, и которые любят Родину. Разными людьми.
Повествование сконцентрировано на нескольких персонажей. Среди них выделяется Роман Хлудов в гениальном исполнении Дворжецкого, для которого это было первое его появление на большом экране. Когда-то талантливый стратег, он убил в себе стратега, и вообще человека бесконечными казнями. Сначала вроде бы во имя Отчизны, а потом - ради чего? Не во имя тех же казней? В фильме герой все равно немного романтичен, в реальности персонаж был палачом и антисемитом. Здесь же он страдающий герой шекспировского масштаба. Одни глаза Дворжецкого, показанные один раз, стоят многого. Да про них и писали много раз.
Вторым главным героем является генерал Чернота с ударением на второй слог. Его сыграл гениально Михаил Ульянов. "Гениально" - расхожее слово в творческой среде, но тут как раз оно очень уместно. Мне кажется персонаж старше актера, которому на тот момент было сорок с небольшим. Это чисто русский тип. Бесбашенный и бесшабашный. Ему ничего не поможет.
Третьим главным героем является приват - доцент, в исполнении Баталова. Здесь он отвечает за судьбы русской интеллигенции, и за любовную линию. В общем, его роль самая слабая. Он выглядит бледным партнером Хлудова и Черноты. Любовная линия не спасает эту роль, да и актриса в роли Серафимы Корзухиной смотрится слабовато. Она так и не выходит из роли Наташи Ростовой, так и взяли ее на роль специально, потому что она была всемирно известной.
В картине можно выделить две части. Первая - бег, вторая - жизнь за границей. Первая часть - это эпик, вторая - драма. И выглядит вторая часть более театральной. Здесь центральным эпизодом является игра Черноты с Корзухиным. Сцена шедевральна,нет слов.
В первой части поражает постановочный масштаб. На кино денег в СССР не жалели. Конечно, фильм лжив той части, где говориться о том, как воевали красные. Проблема в том, что в красном стане было гораздо больше кадровых офицеров и генералов, поэтому они и выиграли, не вчерашний же политкаторжанин Фрунзе неожиданно превратился в военного гения.
В фильме есть одна проблема - это огромный хронометраж. Сейчас не каждый зритель может выдержать такой хронометраж. Все же, чуть больше трех часов.
Снял картину режиссерский дуэт Алова и Наумова. Есть очень много фирменных приемов в кадре этого дуэта. В частности, ребенок в кадре посреди толпы.
В целом, картина выглядит непревзойденным шедевром. Может быть, ей слегка не хватает легкости, может быть, она чуть тяжеловесна. Но все эти огрехи искупаются актерской игрой, режиссерской работой, да и неожиданной  - для советского кино - темой.      


Рецензии
Фильм "Бег" - шедевр, подобный двум другим киношедеврам - "Доктор Живаго" (1965) и "Унесённые ветром" (1939). Все три картины повествуют о трагедии людей, попавших в водоворот истории. И перед съёмками "Бега" вся съёмочная группа смотрела запрещённый в СССР фильм "Доктор Живаго", но, похожий на Хлудова большевистский палач Стрельников - жалкая пародия на героя Пастернака, особенно по сравнению с ГЕНИАЛЬНОЙ игрой Дворжецкого...

Светлана Шакула   21.07.2018 15:20     Заявить о нарушении