Как убить самоубийцу. Глава 3. Как быстро накопить

Или секреты семейного бюджета.

  - Да пойми ты, наконец! Потребительская идеология, ориентирующая человека лишь на постоянное и безграничное приобретение вещей, развивающая неуёмную жажду материального обогащения, неспособна дать ответ на вопрос, в чем же смысл жизни, - спорил я с АнтиПОДом.*
- Что, тебя очень сильно мучает этот вопрос?
- А ты, никогда не задумывался над этим? Хотя откуда, ведь ты же АнтиПОД! Более того, такая идеология дезориентирует человека, ищущего ответ на этот вопрос. – Я продолжал ненужный спор с внутренним собеседником.
  - Зато, как прекрасно чувствовать, что ты богат, что тебя не тревожит вопрос отсутствия денег! – не соглашался со мной АнтиПОД.
 - Ну почему ты не желаешь понять, что дух наживы и стяжательства, чувство пустоты и бессмысленности жизни, вызывают ответную реакцию в форме бунта. Вспомни, как, в 60-х годах широкую известность получил хиппизм — уход молодых людей от повседневной рутины в мир бродяжничества, отказ от всех условностей.   
- Нет, ты меня не убедил! Я отключаюсь!
  - Лучше бы ты и не включался! – в гневе подумал я.

***

«Наша жизнь не коротка,
но мы сами ее делаем такою».

Сенека 

    Утром я проснулся от того, что в спальню проникал умопомрачительный запах яичницы с колбасой. Настенные часы показывали 8 часов. Настроение было прекрасное. 
«Счастье - когда время, в которое ты просыпаешься и высыпаешься, совпадают!» – подумал я радостно.
 «Жена на работе», – мелькнула мысль. – «Значит, Маринка решила накормить папулю любимым блюдом. И за колбаской успела в магазин сбегать. Умница у меня дочка!» – порадовался я.
  Сегодня ровно неделя после того, как эксперимент с быстрым курением задымился, прогорел, и с треском провалился. Мало того, что он стал моей очередной неудачей, так ещё разразился пожаром на балконе. В дополнение ко всему, состоялось невероятное извержение вулкана, в лице разгневанной жены, с неиссякаемой огнедышащей лавиной нелитературных выражений.
  А вы, думали, что никотин не влияет на голос женщины? Тогда попробуйте у себя дома стряхнуть пепел на палас…
Я же не просто стряхнул пепел, я бросил окурок! Представляете разницу?!
Теперь я понимаю, насколько прав был Марк Твен, когда говорил: «Сначала Бог создал мужчину. Потом создал женщину. Потом Богу стало жалко мужчину, и он дал ему табак».

  «Итак, что мы имеем в итоге, - размышлял я. - Имеем пожар на балконе, - это первое. Сгоревшее любимое кресло вместе с ковром, - это второе. Непредвиденные расходы на ремонт, – это третье.
 Результат? Я продолжаю курить, хотя и не так много, как до пожара.
Мной был проигран ещё один бой. Оказывается, что отвыкнуть легко от не курения, но никак не наоборот! А может я просто выжил из ума, желая покончить с курением?
То, что выжил, это радует, огорчает то, что из ума»!

   «Что же ещё можно предпринять, чтобы отказаться от курения?» - не давал мне покоя вопрос.
 Сегодня у меня свободный от дежурства день. На работу только вечером. «Может действительно следует воспользоваться советом жены и сходить на приём к наркологу? Так и сделаю, – принял я окончательное решение. - Всё равно время некуда девать».
 
  Завтракая, я лениво перелистывал одну из рекламных газет, которыми постоянно наполнены почтовые ящики. В глаза бросилось объявление: «Методический курс на компакт-диске «Как бросить курить, сидя в домашнем кресле?» Внизу телефон и адрес сайта http:// insightok.wordpress.com  «Ресурсы здоровья ОК!».
 Я тут же вспомнил опыт «быстрого курения» сидя в кресле на лоджии.
«Что, если ещё раз рискнуть и сесть в кресло? Всё-таки это научная методика, а не придуманная мной? Надо записать», - принял решение я, и стал искать взглядом ручку с листком бумаги.
Но на кухне присутствовали только те атрибуты, которые способствуют приготовлению и потреблению пищи. Ручки и бумаги не было. Недолго думая, я оторвал кусок газеты с объявлением, и сунул его в карман. Наскоро позавтракав яичницей с колбасой, и выпив чашку чая, я выбежал на улицу.

  Поликлиника, где работала Флоренция, располагалась в трёх кварталах от нашего дома.
«А не пройтись ли пешком по свежему воздуху?» Рука по привычке потянулась в карман за пачкой сигарет. Доставая сигареты, я не заметил, как выронил огрызок газеты, на котором был адрес с методическим курсом, предлагающим бросить курить. Подхваченный порывом ветра, листочек понёсся на проезжую часть дороги, и мгновенно затерялся среди каравана машин, несущихся по утренней улице.
   Вытащив сигарету из пачки, и нюхая её, я размышлял над дилеммой: «Закурить или нет?» Во мне боролись два человека. «Закури!», - говорил тот, что сидел во мне уже 15 лет. Он именовался АнтиПОД, и ежедневно требовал свои полторы пачки сигарет.
  «Выброси сигарету и пачку!» - требовал Здравый Смысл, что поселился во мне с тех пор, как я принял решение покончить с курением. 
После моих страстных объятий с холодным унитазом,* при проведении методики «быстрого курения», прошла неделя. За это время я выкурил только пять сигарет. Первую - на четвёртый день. Затем две сигареты - на пятый, и ещё две на шестой.

  Воспоминания о тошноте и дружеских объятиях с унитазом, удержали меня от сигареты. Я сунул её обратно в пачку, а затем, после недолгих раздумий, смял пачку и швырнул её в урну.
  «Почему же я все-таки курю?» - вертелся в голове вопрос.                «В чём причина моей привязанности к табаку? Это в отместку Вероне* на запрет потреблять любимое «Жигулёвское».
 Размышляя, я шагал вдоль киосков с яркими и красочными коробками сигарет, выставленными на витринах. Что интересно, цены на сигаретных пачках были наклеены именно в тех местах, где были написаны жёсткие предупреждения сурового Минздрава.

Отчего же тогда мы начинаем курить?

Если я правильно понимаю, в этом огромную роль играет психологический фактор. Сидит подросток в курящей компании, и вдруг друзья предлагают попробовать. Да ещё на «слабо» поймать могут. Мол, от одной сигареты ничего не случиться, что ты, как маленький. За первой следует вторая, третья. И вот уже готов потенциальный курильщик.
Человек уже втянулся, привык курить при определенных обстоятельствах: в курящей компании, при общении, за чашкой кофе, просто для того, чтобы «убить» время.
А затем психологическая привычка трансформируется в физическую зависимость.  Организм требует свою никотиновую дозу. Потребность в сигарете бывает настолько сильной, словно у наркомана в героине».
   Размышляя, я брёл по тротуару, полностью отрешившись от внешнего мира.

 Как и многие другие курильщики, я не раз говорил себе: «Все, завтра же брошу курить». Но мало кто действительно бросил. Оправданий много: «не смог», «потом брошу», «способ бросить курить не устраивает», «подожду нового». А на практике мы просто не можем расстаться с этой вредной привычкой. Потому что для того, чтобы бросить курить, надо действительно захотеть это сделать! – я пытался убедить себя в который раз.

 От многих мне приходилось слышать, что самым эффективным способом бросить курить является прекращение покупать сигареты. Но для этого нужна сила воли.                Есть и народная медицина, предлагающая нам много рецептов. Одним из них является настой корневища змеевика или эвкалипта с медом и глицерином.
Флоренция мне как-то говорила: «С твоей психологической зависимостью, можно каждый раз, когда возникает желание покурить, есть засушенный сыр или сосать леденец».
И почему я не испытал предложенный метод?

 Некоторые считают, что поможет своеобразный ритуал. Нужно взять пустую пачку, положить в нее только что прикуренную сигарету, и оставить на перекрестке. Главное, важно дождаться, чтобы её на ваших глазах переехала машина.
  Эх! Зря выбросил пачку сигарет, а то мог бы проверить, насколько верен этот ритуал.

 Какие же причины побуждают людей начать курить сигареты?» – продолжал размышлять я, идя в поликлинику.

 «Не забивай  голову всякой ерундой. Тебе что других забот мало?» - возник в голове АнтиПОД.

«Не мешай! Дай разобраться в актуальном вопросе!» - отбился я от Анти.
«В соответствии со статистикой, более 70 процентов курящих людей начали курить еще в подростковом возрасте. В этот период организм еще окончательно не сформирован и быстрее привыкает к каким-либо нововведениям. Редкий подросток имеет большую силу воли и, как следствие, не может самостоятельно бросить курить». - Сделанный вывод пришёлся мне по душе.

  «Это верно, вспомни себя», - согласился АнтиПОД.

  Я старался не обращать на него внимания. Мне нравилось философствовать.
«Подростки начинают курить по разным причинам. Многие это делают из любопытства, но большинство – чтобы поддержать свою компанию. Если почти все его друзья курят, подростку трудно удержаться от этого».

  «Правильно, а кто желает прослыть среди сверстников белой вороной?» - вставляет своё мнение Анти.

 «Ты лучше согласись с тем, что многие подростки начинают курить от безделья. Бесплатные спортивные и художественные секции закрылись, а платные требуют отрыва денег из бюджета семьи. Современный подросток предоставлен самому себе. Именно вследствие этих причин, с наступлением темноты на улице, можно увидеть толпы бездельничающих подростков. Они не умеют и не знают, чем занять свой досуг.
В современном мире редкий подросток к 13 годам не знает вкуса алкоголя и табака.
Если родители, один или оба курят, вряд ли их ребенок вырастет некурящим. Как известно, родители являются для своего ребенка примером, и он будет делать то, что делают они».
 
  «Вот в этом ты совершенно прав, Остапыч. Примером этому твой сын Вовка», – довольно добавил АнтиПОД.

«Если я не брошу курить, то и он всю жизнь будет связан сигаретами по рукам и ногам.
  Некоторые подростки воспринимают сигарету как непременный атрибут взрослой жизни. Тут даже футбольная секция не поможет».
 
 «Конечно, ведь закуривая сигарету, ребенок чувствует, что повзрослел», - безапелляционно заявил Анти.

«Не согласен.  Это ошибочное мнение. Взрослый человек как раз в силу своего возраста никогда не будет с помощью чего-то доказывать окружающим, что он взрослый», - отстаивал я своё мнение.

«Но ведь подросткам этого не объяснишь, особенно если со стороны друзей они постоянно слышат разные подначки: «Ты боишься закурить, потому что ты еще маленький!», «Что, курить мама с папой не разрешают?» - не сдавался АнтиПОД.  «Человек, не куривший, например, полдня, уже после первой долгожданной затяжки испытывает, можно сказать, настоящее счастье».

 «Приятные чувства, которые испытывает человек благодаря курению сигареты, расположены лишь на поверхности. В глубине же проблемы находится множество негативных последствий, которые возникают в результате пристрастия к этой вредной привычке», - спорил я, удивляясь, откуда в моей голове появлялись такие умные и веские доводы.

«Зато, стеснительным людям сигарета даёт возможность преодолеть скованность, помогает раскрепоститься!» - твёрдо стоял на своём мой оппонент.

 «Но ведь мало кто из них задумывается, что неуверенность в своих силах не преодолеть сигаретой. Необходимо изменить свое собственное отношение к себе, а не тянуться за очередной сигаретой», - старательно доказывал я, то ли себе, то ли АнтиПОДу.
 
«А ты знаешь, что взрослые люди часто закуривают для того, чтобы снять накопившийся за день стресс», - приводил ответный аргумент АнтиПОД.

«Не согласен. Это не так. Видимый результат наступает в том случае, если человек в это верит. Ему нужен сам ритуал курения».

  АнтиПОД молчал. Видимо его контраргументы были исчерпаны.

 «Точно такой же результат может дать и стакан обычной воды, важно лишь верить, что она поможет справиться с проблемами. Так зачем же травить свой организм вредными канцерогенами, если дело, только лишь в самовнушении».
 
 Все эти размышления бередили мой мозг и не давали покоя.
 
  «А когда я в первый раз закурил?»
Из подсознания всплыла картинка далёкого детства.

***
 
   Тогда наша семья жила у родителей отца за городом.
Попав под хрущёвское сокращение вооружённых сил, отец принял командирское решение – вернуться на родину, в родительский дом. Упаковав небольшой семейный скарб, мы проделали 12-ти суточное путешествие с Дальнего Востока в Украину.
   Родители отца жили в однокомнатном доме под Киевом, в небольшом санаторно-курортном городке. Именно эта комната и была отдана в распоряжение отца, матери, меня и старшего брата Ивана. Сами же старички, бабушка Марина и дед Денис перекочевали на кухню, где стояла двуспальная кровать сделанная руками деда. На кухне располагалась небольшая печка, которая обогревала в холода весь дом. Но самым интересным для нас с Иваном было то, что на печке постоянно сушился табачный лист. Его дед выращивал у себя в саду. Этот лист распространял необычайно приятный аромат.

  Курил дед Денис неимоверно много. До сих пор помню его жёлтые пальцы пропитанные табаком, и усы, цвета сушёного табака. Дед обожал наслаждаться «козьей ножкой». Так называлась самодельная сигарета. В ней самосад скручивался в трубочку из обрывка газеты. Нам с Иваном нравилось наблюдать за дедом, когда он осуществлял таинство создания «козьей ножки». Для него это был целый ритуал, который соблюдался в любых условиях. И, что важно, спешке в данном ритуале места не было!

   Дед Денис удобно располагался на «ослинчике», маленькой скамеечке.
Перед собой, на табуретке, он укладывал кисет с душистым «самосадом», коробку спичек  и газету. Взяв газету, дед разрывал её на две части, и тщательно разглаживал страницы на колене. Затем половинка газеты складывалась пополам и вновь разрывалась на две части.
   Эта процедура длилась до тех пор, пока газета не превращалась в стопку бумаги размером с коробку «Беломора». Из стопки извлекался один листик, который вследствие пальцевых манипуляций превращался в желобок. Этот газетный желобок наполнялся щепоткой «самосада». Полюбовавшись своим произведением, держа его в левой руке, дед аккуратно утрамбовывал табак указательным пальцем правой. Ещё раз внимательно изучал полуфабрикат и начинал слюнявить один край будущей цигарки.
   Затем изделие аккуратненько скручивалось и склеивалось. Один конец «козьей ножки» закручивался. Это была сторона прикуривания. «Козья ножка» была готова к употреблению.
   После этого дед окончательно любовался произведением своего домашнего творчества и вставлял его в зубы. Прикуривая цигарку, Денис Сидорович блаженно закрывал глаза и удовлетворённо затягивался дымом.
«Эх, ничего на свете лучше не-е-ту, чем набить махорочкой га-зе-е-ту!» - бубнил он себе под нос.
 
Картину эту нужно было видеть!  И мы с братом часто наблюдали за дедом. 
Однажды мы решились спросить у деда, почему он курит самосад? Ведь домашний табак более вреден, чем сигареты. На что получили ответ: - Дорогие сигареты отличаются от моего самосада лишь более чистыми и вкусными ядами.

   В тот год стояло тёплое лето. В саду наливались соком яблоки и груши, зрели пухлые вишни. Смородиновый кустарник был усыпан ягодой, а виноградная лоза была увешана зелёными гроздьями.
  Отец по утрам на электричке уезжал в Киев, где устроился работать на кабельный завод. Мама уходила в магазин. Её взяли продавцом в отдел тканей. Мы же с братом оставались под присмотром дедушки и бабушки. И хотя в саду было замечательно, но нас манил лес. Иван был старше меня на 5 лет. Осенью он должен был идти в шестой класс, а я в первый. Рядом с нами жил парнишка по имени Колька или, как все его называли Мыкола.  С ним мы быстро сдружились.
Сосед был парень разбитной. Нам с братом он казался намного старше нас, хотя и был ровесником Ивана.

  Однажды, когда дедуля и бабуля были заняты по хозяйству, Мыкола окликнул нас через забор:
 – Эй, хлопцы, айда в лес! Пошукаем грибы!
  Мы давно уже мечтали выбраться в лес, который начинался сразу за домом.
Поэтому на предложение Мыколы мы согласились не раздумывая.
– Возьмите кошик, може сгодится, - поставил задачу сосед.
В сарае мы быстро отыскали старенькую кошёлку, и уже через пять минут были готовы к выходу в лес. Предупреждать родственников о своём походе не стали, так как решили, что вернёмся быстро, да ещё и с грибами. А победителей, как все знают, не судят.

  Как только мы углубились в лес, Мыкола предложил сделать остановку.
– Хлопцы, отпочиваем, перекур! – заявил он.      
Устать мы ещё не успели, а курить - не курим. Однако, команду выполнили без спора.
  Но сосед, как будто прочитал наши мысли: - А шо Вань, вы вже пробовали курить? - задал он нам провокационный вопрос.
  Нет, курить мы не пробовали. Как-то не тянуло. Хотя кроме деда у нас курил и отец. Но, в отличие от своего отца, курил папиросы. Его любимыми был «Беломор-канал». Хотя иногда мог побаловаться и самосадом.
   Мыкола узнав, что мы ещё ни разу не пробовали сигарет, крайне удивился.
- Та вы шо, у нас в классе вже вси хлопцы давно курят! И я теж, - гордо заявил сосед. – Хотите навчу?
 У меня дошкольника такого желания не было. Ванька же, слегка помявшись – согласился.
  - Что будем курить? – деловито спросил Мыкола. Можно подумать, что у него, как в табачной лавке был огромный выбор.
 - А что есть? – спросил Иван.
- Ну, вот, дубовые листья, – ответил сосед. - Сирныки у мэнэ есть, а бумаги в лиси -  навалом. Мыкола пнул ногой кусок пожелтевшего газетного листа, валявшегося в траве рядом.
  Ванька с соседом насобирали ржавых дубовых листьев. Мыкола, растерев их в ладонях, стал делать самокрутку.  У него долго ничего не получалось. Газетный лист раскручивался,  а труха из дубовых листьев высыпалась.
  - Постой, - остановил друга брат, - надо вот так. Иван оторвал от старой газеты клок и проделал все процедуры, которые осуществлял наш дед.
  К моему удивлению, самокрутка, получилась неплохой.
  Взяв, эту отраву в рот, Иван скомандовал Мыколе: - Поджигай!
 Тот мгновенно чиркнул спичкой и поднёс к самокрутке. Кончик газеты вспыхнул и стал быстро гореть. Мыкола задул его.
 – Дай сюды! – Он забрал самокрутку у Ивана и прикурил сам. Затяжка была объёмной, и Мыкола выпустил целое облако дыма.
  - На, зараз ты спробуй! – он протянул самодельную сигарету Ивану.
 Ванька затянулся на всю мощь лёгких и тут же разразился диким кашлем. Мыкола забрал сигаретку «Дубок» и ехидно улыбаясь, спросил: - Ну, шо, сподобалось?
 - Нор..кха..кха…маль…кха…но, - откашливаясь, ответил брат.
  - А теперь ты! – Мыкола протянул цигарку мне.
Я взял самокрутку  и, втянул воздух в себя. Такого мерзкого ощущения я не испытывал никогда. В голове затуманилось, из глаз покатились слёзы, а кашель душил меня за горло. Я присел на землю и привалился к стволу дуба.
- Дай сюды! – скомандовал Мыкола, и забрал самодельную сигарету. – Тоби ще рано!

  Эта картина всплыла в моей памяти, когда я подходил к поликлинике.
«Почему же мы всё-таки начинаем курить?» - продолжал размышления я.
 «Только потому, что хочется быть взрослым?»
 Но у меня такого стремления отнюдь не было.
И впервые настоящие сигареты я закурил лишь после девятого класса, когда учился в Киеве. Да и причина для этого была совсем не ординарная.

   Всё началось с того, что я решил коллекционировать сигаретные пачки. Очень уж красивыми были эти блестящие коробочки, обёрнутые в целлофан.
  Когда у меня накопилось около 30 красочных пачек разного наименования, я задумался: «А что дальше? Ведь уже сейчас пачки заполнили весь верхний ящик письменного стола. Продолжать коллекционировать, заполняя весь письменный стол, или же прекратить? Ведь чем дальше, тем больше придётся выкуривать!»
  Почему у меня появилась мысль о том, что мою коллекцию нужно будет обязательно выкуривать? На этот вопрос я не могу дать себе правильного ответа и сейчас.
А что, разве коллекционер бумажных купюр когда-нибудь должен обязательно расходовать свои банкноты? Или коллекционер марок однажды вынужден  наклеить свои единственные экземпляры на конверты и отправить их в разные концы света?
 
  У одного из моих одноклассников отец много лет собирал коллекцию импортных спиртных напитков в оригинальных бутылках.
У него были вина, ликёры, джин и водка в бутылках в виде виноградной лозы, пирата, женщины с корзинкой на голове, дракона, сабли. Чего я только не увидел, когда впервые попал в квартиру одноклассника. Но ведь этот коллекционер и не помышлял о том, чтобы выпить всю свою коллекцию!  Почему же я пришёл к такому нездоровому решению, решив выкурить всю свою коллекцию?
А почему бы не подарить свою коллекцию какому-нибудь курильщику. Пусть он курит на здоровье мне и во вред себе!
  Хотя это было бы и не очень гуманно, но, пожалуй, лучше, чем расправляться со своей коллекцией самому. Тем более, что и желания курить у меня не было.
  Но, коль уж решение было принято, отступать было не в моих правилах!

  Своей идеей я поделился со своим лучшим другом Санчей.  Конечно же, он не мог оставить меня в моей борьбе одного. Он также включился в это мероприятие, хотя, как и я, не курил.
  Радости нам это занятие не доставляло. Не привлекало нас с Санчей курение.
Но самое главное заключалось в том, что мы с другом занимались в секции борьбы и  понимали, что курение только мешает тренировкам.
 Когда мы уже выкурили пачки 3 или 4 из моей коллекции, о нашей тайне узнал одноклассник Вовка.  Готовясь в парке к очередному экзамену, мы дымили сигаретами. Тут-то нас и застукал одноклассник, который сам уже давненько покуривал тайком от родителей. 

  Узнав о моём «горе», и о наших с Санчей трудностях в борьбе с табаком, Вовка с радостью согласился помочь нам. Он без сопротивления принял в дар гуманитарную помощь от нас, чему мы были несказанно рады.
 
 Но причина, о которой я рассказал, настолько индивидуальна,  что она не может быть присуща другим курильщикам.

  Какие ещё причины можно назвать?
«Покурить за компанию»?
   Это предложение многих втянуло в компанию курильщиков. А затем из категории компанейщины, перешло в категорию постоянства, и стало необходимостью.  В памяти всплыли картинки службы в армии, когда многие из тех, кто никогда не курили, «за компанию» стали настоящими курильщиками.
 Но я за период службы так и не стал ничьим «компаньоном». 
  Вспомнился такой случай.

   В первый месяц службы, сразу после принятия военной присяги, в воинской части объявили «День донора». Было воскресенье. На улице стоял декабрь, но солнышко светило по-весеннему тепло. Кое-где даже появились проталины на асфальте.
  Для сдачи крови, мы строем и повзводно приходили в медсанчасть и ожидали своей очереди, расположившись на лавочках в курилке. Естественно, чтобы сократить и скрасить время, травили анекдоты и соответственно рьяно курили дешёвые сигареты.       А что ещё делать, находясь в курилке?
  Отчаянные курильщики подкалывали некурящих ребят, отпуская в их сторону разные сальные шуточки. Ко мне не приставали, знали, что если перегнуть палку, то я могу «дать каждому по мягкому месту!»             
По физической подготовке среди солдат я был в числе лучших. Все видели, как по вечерам, в свободное время, я баловался гирями, жонглируя ими, как бы играючи. Любил размяться, толкая или выжимая штангу.
 Свои достижения я не афишировал. Кроме лучшего друга Борьки, никто не знал, что у меня за плечами три года занятий в секции тяжёлой атлетики. А буквально перед самым призывом в армию, я получил третий взрослый разряд.
   
   Так вот, сидим в курилке. Среди курильщиков, некурящих только трое – я, Игорь Сирко и Валька Котик.
Игорь был настолько аморфным парнем, что все шутки в его адрес отскакивали от него, как молоток от рельса. Поэтому его и не цепляли, так как было бесполезно. 
А вот Котик,  отличие от меня, был высоким, очень уж худым, и постоянно бледным. Это его очень тревожило и беспокоило. Зная об этом, взводные прилипалы часто пользовались удобным случаем.
В столовой мы с Валькой сидели всегда рядом, и я каждое утро отдавал ему свою «масляную шайбу». Так мы звали кружочек масла весом 20 грамм. Я ещё до армии объелся маслом, потребляя его со всем, чем только можно. Даже бросал в стакан с чаем. Поэтому в армии чувствовал к нему отторжение. А Валику надо было приходить в спортивную форму, набирать нужный вес.

  И тут командир отделения ефрейтор Ефименко, самый старший из нас, но далеко не самый умный, решил зацепить Вальку:
  - А что Котик, слабо закурить сигаретку? – и протягивает ему пачку «Шипки». – Не боись, мамка не увидит!
  Валька взглянул в глаза ефрейтору. До пачки было далеко, не дотянуться. Поэтому он встал, подошёл к Ефименко, и взял из его рук пачку. Затем раздумывая, курить или нет, медленно вытянул сигарету. По его поведению было видно, что парень делает это впервые. Ему явно не хотелось посрамиться перед солдатами взвода.
  - Харэ подкалывать парня! – не выдержал я. – Ему только сигареты курить!
  Но Валька, в этот миг, перебарывая свою нерешительность, уже прикуривал сигарету у соседа.
– Всё нормально. Надо же когда-то начинать. – Сказав это, он глубоко затянулся и поперхнулся дымом.
  Я хотел отобрать дымящуюся сигарету, но Котик запротестовал. Откашлявшись, докурил сигарету до конца под подбадривающие возгласы присутствующих.

  В это время, из медсанчасти вышла первая группа солдат взвода, которые сдали кровь. Все как один были в накинутых на плечи шинелях, так как прижимали к груди руки согнутые в локтях. Разместившись на лавках, и помогая друг другу, курильщики потянулись за сигаретами.
  Заместитель командира взвода сержант Диденко зачитал список новой группы, среди которых был Валька Котик. Вставая и гася сигареты, ребята потянулись в медсанчасть.
 
   Вновь прибывшие делились впечатлениями о сдаче крови. Для большинства из нас эта процедура была незнакомой. Я с интересом слушал рассказы, как всё происходит, задавал уточняющие вопросы. Как и большинство из нас, я принадлежал к категории тех, кто сдавал кровь впервые.
  Все внимательно слушали рассказ одного из солдат, прошедшего процедуру. Поэтому не обращали внимания на сидевшего в стороне от всех Вовки Сахно. Спохватились только тогда, когда увидели его лежащим на снегу.

  Вот что он рассказывал нам, придя в чувства.
«Выйдя на свежий воздух, почувствовал, что слегка закружилась голова. Ничего, всё нормально, - решил я и, вытянув пачку «Примы», закурил. Но после нескольких затяжек, головокружение только усилилось. Тело охватила слабость, веки стали тяжелеть, закрылись глаза. Затем полный провал памяти».

  Подхватив его под руки и за ноги, мы понесли его в медсанчасть. Там Вовку быстро привели в чувства, сунув под нос ватку с нашатырём.
  Фельдшер строго отчитал не только его, но и всех присутствующих:
  - Что вы за люди? Без «соски» даже кровь сдать не можете? Неужели не понимаете, что после сдачи крови, организм ослабевает? Чтобы восстановить силы требуется время. А не это уйдёт не один день. Категорически запрещаю вам курить в течение суток, как минимум, – негодовал медбрат. - А лучше и вовсе бросить курить! Хотя, что я вас отчитываю, словно детей? Каждый, кто не любит себя, может курить.

  Но это ещё не всё. Валька Котик, потерял сознание, когда лежал на кровати, сдавая кровь. Об этом никто не знал. Он рассказал только мне, взяв с меня слово, что я никому не расскажу, что с ним случилось.
 - Жаль, что не послушал тебя в курилке. Но курить теперь меня не заставят даже под угрозой расстрела!

   Шагая к поликлинике, я вспомнил и о том, что сосед по лестничной площадке Михаил Григорьевич закурил после того, как в автокатастрофе погиб его сын.
Это было сильное потрясение, которое и заставило соседа найти успокоение в сигаретах. Вот ещё одна причина, по которой начинают курить.
 Сейчас я часто встречаюсь с ним на лестничной площадке у открытого окна. Это наше «место для курения».  На подоконнике стоит металлическая банка от кофе «Nescafe», которую мы заполняем пеплом и окурками. Компания «Nescafe» - ведущий производитель банок для окурков!

  Михаил Григорьевич – «пачкун». Так он сам себя называет. Это потому, что в день выкуривает по пачке сигарет. Я же по его словам «полуторка». Сами понимаете, что в моём дневном рационе полторы пачки сигарет.

  Так в размышлениях,  незаметно для себя, я добрался в поликлинику.
К моему удивлению, в регистратуре сообщили, что записи к наркологу на сегодня уже нет. Все талончики розданы!
– Долго спите, молодой человек. Надо приходить раньше.
  Что делать, идти к жене?
Кабинет врача-диетолога находился на третьем этаже.
У лифта стояла очередь старушек и инвалидов. Без долгих раздумий я направился к лестнице. 
  Подъём по ступенькам оказался не простым. Сердце колотилось в груди, дыхание было тяжёлым. Пришлось даже сделать остановку, чтобы немного отдышаться и прийти в себя.
    Флоренция, узнав о цели моего прихода, обрадовалась и стала успокаивать:
- Спокойно, сейчас всё решим! – и направилась в кабинет нарколога на второй этаж.         Я остался ждать её возвращения на третьем этаже. Не захотелось повторять подъём.
   Присев на стул в коридоре, я ждал возвращения жены.

***
   - Петруха, ты ли это? Глазам своим не верю! – рядом со мной раздался  знакомый голос, который вывел меня из раздумий. Передо мной стоял Яшка Хромченко.
 С ним я учился на одном курсе в железнодорожном техникуме.
   Внешне он практически не изменился. Вот только усы и бородка придавали ему интеллигентности.
 Быстрый и энергичный, вечно болтающий без остановки, он постоянно куда-то спешил. За это и получил в группе прозвище «Шустрик».  Если в техникуме происходили какие-то чрезвычайные происшествия, можно было быть уверенным на 100 процентов - без Яшки не обошлось.
   - Ты шо это у дверей диетолога маячишь? Никак решил лишний вес сбросить? – затараторил Яшка.      
Я встал, и он, обняв меня за плечи, таинственно произнёс: - Рассказывай, что случилось. Пойдём, подышим свеженьким воздухом. Поведаешь по старой дружбе о своих проблемочках.
Фраза "Пойдём подышим свежим воздухом" обычно означает, что с собой нужно брать ещё и сигареты. Поэтому, я наотрез отказался.
 - Нет, не могу. Я вот к жене пришёл. Это её кабинет, – оправдывался я. - А относительно проблем, так они в том, что решил бросить курить. Но никак не получается.
- Это дельце нужное! Я вот не курил и не тянет.
Знаешь новенький анекдотик о курильщиках? Послушай:
«Подсчитав бюджет на следующий год, жена говорит мужу:
- Нам нужно основательно ограничить свой образ жизни. Поэтому ты должен перестать выпивать рюмочку перед обедом, а я со своей стороны постараюсь отучить тебя от курения».
  Яшкин анекдот меня совсем не развеселил. В голове вертелась мысль о том, что с визитом к наркологу я пролетел мимо станции, словно быстрый «Хёндэй».
   
  - Кстати, ты знаешь, сколько можно сэкономить, если бросишь курить? Давай завтра встретимся и обсудим капитальненько эту темочку. Посидим, вспомним былое, - предложил Шустрик. - Ты, кстати, по профилю работаешь, на железке?
- Нет, завтра не могу, у меня дежурство. Я работаю поездным диспетчером. Давай лучше сегодня, через час. Я как раз освобожусь.
- Нет, дружочек, сегодня не могу я. У меня тут рабочие встречи с докторишками. Нужно заключить пару-тройку договорчиков страхования. Я ведь финансовый консультант в страховой фирмочке. Приходится гонять, как волку. А волка, как сам знаешь, ноженьки, вернее лапки кормят. Так что давай встретимся послезавтра, - переиграл моё предложение Яшка.
 - Ну, что ж, послезавтра, так послезавтра, - согласился я. 
Мы обговорили место и время встречи, и Шустрик направился вглубь по коридору на встречу с докторишками.
 
   Спустя минуту появилась и моя супруга.
  - Всё хорошо, мой дорогой. Завтра с утра Василий Иванович тебя примет. Приходи сразу в его кабинет № 24 в половине восьмого, - радостно щебетала моя Флоренция. – В регистратуру заходить не надо.
 - Что ты такое говоришь? Какая «половина восьмого»? Я сменюсь только вечером, - закипел я. – Ты что забыла, что у меня дежурство?
 - Петенька, дорогой, что ты разволновался? Ну да, я забыла. А с тобой не бывает? Что-нибудь придумаем! Вот только Василий Иванович завтра вечером улетает в Москву на симпозиум наркологов. Вернётся только через три дня, - вслух размышляла Флоренция.
- Пойду, скажу, что ты работаешь, и договорюсь на встречу после его возвращения.  Жена застучала каблучками по лестнице, спускаясь на второй этаж.

  Что за незадача? В руки не идёт удача! Теперь весь день насмарку. Я вслед за женой направился к выходу из поликлиники.
  По дороге домой, мозг сверлила мысль о том, какими путями ещё можно избавиться от курения? Теперь вся надежда на бывшего однокурсника Яшку. Может и впрямь у него есть серьёзный вариант, о котором он готов мне поведать.

***

   Наша встреча с Шустриком была назначена  в кафе «Зелёный огонёк». Здесь любили собираться таксисты, чтобы наспех перекусить и вновь убыть на поиски клиентов. Поэтому зал всегда был полон посетителями. Повертевшись в поисках свободных мест и ничего не найдя, я развернулся, чтобы выйти на улицу.
  В это время меня окликнули из зала.  В самом углу у окна сидел Яшка и махал мне рукой. Рядом с ними было свободное место, которое он держал для меня. На столе стояла ополовиненная кружка пива. Но судя по лицу Шустрика, для него она была уже не первой. Напротив двое молодых ребят быстро расправлялись с обедом.
  - Давай располагайся, сейчас пивцо принесут. А я пока договорю с молодёжью.
    Яков вытащил из нагрудного кармана две визитные карточки и вручил их соседям по столику.
– Нечего раздумывать, чем раньше вы начнёте накапливать, тем быстрее соберёте необходименькую сумму. А дополнительно ещё и будете находиться под финансовой защитой компании от несчастненького случая. Тьфу, тьфу, тьфу! - Яшка трижды постучал по столешнице. - Решайтесь! И не тормозите. Знаете, как говорят водители? «В мире нет вечных двигателей, зато полно вечных тормозов!» Так что, по газам, ребятишки! – Шустрик продолжал убеждать о чём-то неведомом мне двух молодых парней. Ясно, только, что речь шла о деньгах.  Ребята взяли визитки, и, попрощавшись, быстро ушли.

    В это время официантка принесла две кружки пива, раков, солёные орешки и чипсы.
 - Ну, рассказывай, дружочек ситный, почему такой угрюмый.  Да улыбнись ты! Для начала отгадай загадочку: «Две спины, одна голова, шесть ног. Что это такое?»
Яшка взял кружку с пивом, сладко отпил глоток и ехидно улыбался, пока я думал над загадкой.
  - Яшка, не знаю, сдаюсь.
- Это ты, Петрушечка на стуле сидишь, - заржал Яшка.
Мне тоже стало смешно. Ведь и впрямь, так и есть: «Две спины, одна голова, шесть ног». Я решил, что в долгу не останусь.
- Ну ладно, теперь ты отгадывай загадку:
«Едут в купе Буратино, Мальвина, честный таможенник и мент поганый. Играют в карты, в банке куча денег, поезд въезжает в тоннель. После выезда из тоннеля деньги исчезли. Кто украл деньги?»
 
  Теперь уже я улыбался, попивая пиво и глядя, как Яшка морщит лоб, пытаясь разгадать загадку.
 - Это какая-то ваша железнодорожная афёра. Ну, признайся, - взмолился Шустрик.
 - Никакая это не афёра, а реальная жизнь.  Думай, Шустрик, думай.
- Ладно, сдаюсь. Говори ответ и будет ничья.
- Деньги украл мент поганый, так как первых троих в природе не существует.
Яшка вновь заржал, как мерин. Да так громко, что с соседних столиков на нас стали озираться посетители.
- Ладненько, давай выпьем за встречу старых однокурсничков. Ведь алкоголь в малых дозах безвреден в любом количестве.
  Мы брякнули кружками, чокаясь, и отхлебнули холодного пива.
Закусив орешками, Яшка  спросил: - Ты сказал, что решил бросить покуривать. Или я шо то не правильно уразумел?
  Яшка двумя пальцами вытащил из тарелки варёного рака и, разломив его, продолжил.
– Ешь раков. Рак - лучшее средство против курильщиков! И снова залился своим убойным смехом.
 - Ну и шуточки у тебя, Яшка.
  - Ладно, без обиды. Вот мы говорили, что ты хочешь бросить покуривать. Это - чудненько.
Я вот что хочу тебе сказать. Все мы к чему-то стремимся в этой жизни.
Я вот желаю написать романчик о финансовом консультанте и его любви к страхованию. Но пока только написал методическое пособие по страхованию. На переплете я изобразил машинки из аттракциончика “Американские горки”, и когда я провожу встречи с клиентами, меня часто спрашивают: “Почему на обложке пособия изображены аттракционы?”
  Я отвечаю, что по двум причинкам.
  Во-первых, просто случилось так, что я полюбил “Американские горочки” — это мое хобби. Однако, во-вторых, обучение кататься на этой машинке очень похоже на обучение гипнозу — секретик состоит в том, чтобы точно знать, когда держать и когда бросить. Например, дочурке моих соседей только 16 годиков, но она, так же увлечена катанием на этих машинках, как и я. И она знает, какое это чудесное состояние, когда ты сумел бросить. Она знает, что секретик заключается в знании, что иногда удобно и безопасно крепко держаться. Например, когда едешь сверху вниз, и на крутом поворотике. Но знаешь, я заметил, что есть немало людишек, которые, катаясь на “Американских горочках”, никогда не отпускают рученьки. И когда катание окончено, у них ладошеньки стерты, пальчики пожелтели, локоточки сведены, мышцы спины растянуты, болит шеюшка, кружится головушка и часто хочется кашлять.  Они не смогли бросить. Доченька соседей уже знает, что часто, чтобы получать удовольствие от катания на “Американских горочках”, нужно просто бросить. Например, когда машинка поднимается вверх, и ты слышишь лязг механизмика, можно откинуться назад, наслаждаться видом и бросить. Или ког¬да машинка уже возле самого верха и можно наслаждаться видом зелёненького парка. Тогда тоже можно бросить, зная, что, как твоя интуиция, психологи её называют бессознательной психикой, так и твоя сознательная психика, однажды вместе скажут, как хорошо, что ты бросил.
 
 «Причём тут Яшкино пособие с аттракционами?» – не мог понять мой опьяневший мозг. -  «И что нужно обязательно бросить? Курить, что ли?»

  - Ты, Петруха, кажись человечек семейный. Семейка большая? Конечно же, сигареточки изрядно потрошат семейный бюджет. Или я не прав?
   Отвечая на вопросы Яшки, я всё ожидал, что он обязательно выдаст мне классический вариант по борьбе с курением. Мы уже потягивали по второй кружке пива, а мой однокурсник ни «гу-гу» о курении. Он всё ходил вокруг бюджета семьи. Каков месячный доход семьи, как он распределяется, на какие нужды идёт и получается ли откладывать на чёрный день?
   - Петруня, не удивляйся, что я тебе так много задаю вопросиков о денежках. Это моя работёнка. Я же финансовый консультант страховой компании.
Яшка назвал компанию, которая называлась не то «СТАС», не то «ВТАЗ».
- Мы занимаемся страхованием жизни.
«Ну, вот тебе бабушка и Юрьев день» - подумал я. – Недаром, он о раке упомянул!  Только причём тут накопления? Чтобы было на что хоронить?
- Есть долгосрочные программы. Они дают возможность накопить нужную суммочку, а то и мешочек, лет за 20-25. К выходу на заслуженный пенсиончик, будешь богатеньким Буратиночкой.  Да ещё, в довесочек к накоплению, весь период находишься под защитой, если вдруг что-нибудь непредвиденное случиться.
   Вот скажи, у тебя в семье были несчастные случаи? – спросил Шустрик.
  Я сразу вспомнил о методе* «быстрого курения» и такого же быстрого возгорания лоджии. О чём и поведал Якову.
 - Нет, нет, - остановил меня он. – Это не наша сфера. Мы страхуем жизнь. Вот если бы ты отравился угарным газиком… Или получил ожоги различной степени… Или выпал из окна и сломал рученьку и ноженьку… В этих случаях, ты 100-процентный получатель денежек от нашей компании.
  Нет, конечно, лучше будь здоровенький, тьфу, тьфу, тьфу! – Яшка, как и при разговоре с таксистами постучал пальцем по столу. – Но денежки на пенсиончик - накопи!
  - Ну, ладно, - согласился я с пожеланием быть здоровым, – вот только при чём здесь моё курение?
 - Что ты, Петенька, самая прямая связь, как ты не понимаешь? Давай ещё пивнём, и я тебе разложу всё по полочкам. Как у нас говорят: «Семь раз отпей, один – отъежь!» Пей давай, пей и раками закусывай. – Он протянул мне крупного рака.
  Я взял его, повертел в руках и положи в тарелку. Возникали неприятные ассоциации с другим раком, который будет съедать меня.
 
  - Так вот, мой дружочек, считаем внимательно! – Яшка достал из кармана ручку с блокнотом, а из другого вытащил калькулятор.
- Сколько сигареточек в день ты выкуриваешь?
- Ну, где-то 30-35, - ответил я.
- Какие сигареточки ты куришь? - задал Яшка второй вопрос.
- «Приму», – дал ответ я.
- И завершающий вопросик, уважаемый Петенька. Сколько стоит пачка «Примы»?
 Я ответил и на этот вопрос финансового консультанта Яшки.
  Шустрик начал щелкать по кнопкам калькулятора и записывать данные в блокнот.
  Пока он вёл свою бухгалтерию, я наслаждался пивом с чипсами и орешками.
  - Итак, - Яшка отложил в сторону ручку и блокнот, допил кружку пива и, подозвав официантку, заказал ещё пару кружек. – Что мы имеем сейчас, и что можем иметь к выходу на пенсиончик?
  Простенький расчётик показывает, что за год ты превращаешь в дымок около 4 тысяч*. Безвозвратно, дружочек мой любезный! Если ты вместо курения, вложишь эти денежки раз в год в свою страховочку, то к выходу на заслуженный отдых накопишь 100 тысяч.    А наша компашка прибавит тебе ещё 35  тысчонок.
Итого 135 тысяч, которые, вместо дыма превращаются в загородный домище.
 И ты, Петенька, покупаешь себе домище за городом и живёшь припеваючи. Нянчишь внуков, выращиваешь редисочку и огурчики, яблочки и грушечки. Попиваешь собственную наливочку. Ты счастливенький и здоровенький! Как тебе такая картиночка, дружище мой?
И, поверь, всё потому, что вовремя бросил курить, а денежки… Нет ты не глупенький деревянный Буратино, чтобы закапывать свои кровные на поле чудес!
Ты здравомыслящий чел, который думает о своём будущем. А значит, несёт свои кровненькие к нам в страховую компанию!   
  Ну, и как тебе перспективочка? По душе? Давай обмоем эту идею и претворим её в жизнь! – Яшка потянулся за кружкой.
  - Запомни, дружочек, что себе в миску накрошишь, то и в ложке у себя найдешь!

 Я уже плохо воспринимал окружающую обстановку. Было легко и хорошо на душе.
Я пил любимое пиво и никто не ограничивал меня в количестве кружек. Из всего сказанного Шустриком я чётко усвоил лишь то, что через 25 лет я буду иметь 135 тысяч! Всё остальное было второстепенно.
 - Завтра ты вносишь 4 тысячи, и мы заключаем долгосрочный договор страхования жизни, - решительно заявил финансовый консультант Яков Шустрик.
«Как кстати его фамилия?» - пытался вспомнить я, пожимая его руку. «Ну да ладно, это не важно. Важно то, что это новый метод отказа от курения, который принесёт мне 135 тысяч!» - радовался я.

  Как я попал домой – помню смутно. В памяти остались только вулканические извержения Вероны и ночные забеги в туалет. Пиво просилось на свободу.


***

 
 Утром меня разбудил звонок мобильного. Звонил Яшка.
- Ну, что Петруня, сегодня встречаемся?
 - Не-е-е, сегодня пить не буду, мне вечером на смену, - отказался я.
- А мы и не будем пить, - согласился Яшка, – только оформим документики, и всех делишек. Там и времени нужно 15 минуточек. Ты главное денежки возьми.
 - Какие денежки? – не понял я.
 - Ты, что, дружочек, всё забыл? Ты же бросаешь курить, а эти денежки откладываешь себе к пенсиончику. Вспомнил?
   Я только тут вспомнил все подробности нашей вчерашней встречи и беседы с Шустриком.
  - Яш, мне ещё надо с женой обсудить этот вопрос, да и деньги не малые. Их же надо сразу внести? – засомневался я.
- Не боись, женушка сама будет рада. Это же круто – четыре в одном!
Первое – ты бросаешь  курить.
Второе – ты сохраняешь здоровьице.
Третье – ты накапливаешь денежки.
Четвёртое – получаешь бонус от компании в 35 тысчонок.
Какая здравомыслящая жёнушка от такого предложения откажется?
Если что не так – звони мне, я подъеду и сам объясню все моментики. Ты понял? – Не унимался Яшка. - Самый страшный зверь, Петруня,– это жаба, она уже задушила больше половины населения земного шара. Так будь мужчинкой, задуши её сам!
  - Ладно, я поговорю с женой, – согласился я.

  Но жена уже сама стояла в дверях спальни и подозрительно смотрела на меня.
 В вопросах финансов Флоренция была профи. Она самостоятельно решала все наши семейные денежные вопросы. Её любимой поговоркой была фраза: «С деньгами не так хорошо, как без них плохо». А поэтому, чтобы нам не было плохо, обязанности семейного финансового директора она взяла на себя.
 И скажу вам честно, ничуть не тяготилась этой ношей.
А что оставалась делать? Спорить и доказывать было бесполезно. Наблюдать извержения Везувия? Нет, уж, увольте! Все члены семьи безропотно согласились с данным вариантом. Как говорит сын Вовка: «А мы и ухом не моргнули».
 
 Вот и сейчас, почуяв тему денег, Флоренция наступала на меня:
- Что это ещё за тайный сговор за моей спиной? С кем это ты разговаривал только что?
  Где-то я читал, что социологи установили - женатые мужчины живут дольше, а холостые – интереснее! Хотя, на мой взгляд, в плане продолжительности жизни, я не конкурент холостякам.

  Конечно же, я без утайки всё рассказал жене. О вчерашней встрече. О предложении Шустрика. Особенно чётко разложил ей особенность накопления денег к выходу на пенсию.
  - Ты пойми, - настаивал я, - здесь четырёхкратная выгода!
И я растолковал супруге то, что понял сам из объяснений моего бывшего однокурсника Якова.
 - Здесь даже пятикратная выгода. Ведь это ещё и экономия! – я пытался убедить не только супругу, но и самого себя.
  - Постой, постой, не спеши, вот с этого момента давай конкретнее и не спеша. Сейчас я только возьму бумагу и ручку.
  Флоренция побежала в детскую комнату за ручкой и бумагой. Я успел встать и набросить на себя халат.
  - Давай-ка вместе посчитаем, - предложила жена. - Если всё так, как говорит твой однокурсник Шибздик, то через 25 лет мы имеем, вернее, сможем иметь 135 тысяч.
- Да не Шибздик, а Шустрик, - поправил я её.
- Какая разница, Шибздик, Шустрик, Мямлик или Хрустик? Хрен редьки не слаще, - остановила мои поправки Флоренция. – Давай прикинем дополнительную экономию, о которой ты только что упомянул.
 - Твоё курение – это ослабленный иммунитет – раз. Ослабленный иммунитет - это ОРЗ, грипп, которыми ты ежегодно болеешь весной и осенью. Это два. Твои болезни – это расходы на лекарства! Флоренция окунулась в свою медицинскую стихию.
- И это три! - язвительно вставил я свои «пять копеек». Хотя и понимал, что жена, в какой-то степени права.
- Да, да, не язви – это именно три. И это «три» равняется…                Флоренция стала усиленно обрабатывать цифры на листке бумаги.
– Лекарства, больничный, оплата анализов, обследование. – Жена на секунду остановилась и вновь продолжила, -  минус премиальные на работе, лечение в санатории,  стоимость путёвки, - бормотала Флоренция, ведя подсчёты.
  - Голубчик ты мой сизокрылый, ты только послушай, какая цифирь получилась! – улыбалась Флоренция.
- Деньги – это не самое главное, что у нас есть, особенно, если их нет, – озвучил я пришедшую в голову мысль. - Ты на работу не опоздаешь, - глядя на часы, спросил я.
 - Нет, у меня сегодня приём с двух часов. 
Ты желаешь услышать, сколько мы сэкономим на том, что ты бросишь курить?
Я не беру в расчёт затраты на си-га-ре-ты, – растянула слово супруга. – Округлённо мы выйдем на сумму в 8 тысяч за год. А за двадцать пять лет это составит 200 тысяч. Петрушенька, да это же клад, который затаился в сигаретных пачках! Вернее в отказе от сигарет! Ты чувствуешь?! А если мы ещё и приплюсуем сюда предполагаемые 135 тысяч? Ты понимаешь, что будет? Да мы на пенсии заживём, как Ахметов или Абрамчук!
 
    Когда ты бросишь курить? Я думаю, ты сделаешь это в пятницу. Хотя любой день хорош для этого, однако большинство моих пациентов, кому я симпатична, кажется, занимаются новым в пятницу, в день, когда все обычно занимаюсь своим собственным личностным ростом.
   Может быть, ты сделаешь это в понедельник или во вторник, но я думаю, ты сделаешь это в пятницу. Некоторые пациенты делают это в середине недели, в среду или в четверг, но я думаю, ты сделаешь это в пятницу. Возможно даже, ты сделаете это в субботу или воскресенье, но я думаю, это будет в пятницу, - тараторила без умолку Флоренция.

     Жена явно загорелась идеей накопления, которую предложил Яшка.
- Так, решено, сколько надо внести, чтобы заключить договор страхования?
 - Яков сказал, что нужно 4 тысячи на год. Только где мы их сейчас возьмём? – заартачился я.
Уж как-то сомнительно было, что к выходу на пенсию, мы сможем получить такую сумму. Да и те 200 тысяч, которые насчитала Флоренция – это мираж.  Разве реально накопить то, чего нельзя отложить в банку, матрац, чулок?
Где гарантия того, что отказавшись от курения, я стану здоров, как братья Клички?
Что, выбросив в мусорное ведро пачки сигарет, я мгновенно и навсегда перестану чихать и кашлять, сопливить и болеть?
  Об этом думал я, но вслух не проронил ни слова. Я знал, что если жена, что-либо вбила себе в голову, то выбить это не смог бы и железный молот.

  - Так, в копилке у нас сейчас есть две с половиной тысячи, которые я отложила тебе на новую осеннюю куртку, - вела подсчёт супруга. – Тысяча осталась от моей зарплаты.
А пятьсот – возьмём в долг у мамы. - Carpe diem. - Лови момент.

  Закончив планирование, Флоренция бросилась названивать маме, и через 10 минут упорхнула за деньгами. 
- Lucri bonus est odor ex re qualibet. -  «Запах прибыли приятен, от чего бы он ни исходил». Так в свою эпоху говаривал  Ювенал
   
   После обеда, перед заступлением на дежурство, я встретился с Яковом.
Принёс деньги и документы для подписания договора страхования. В этот раз мы зашли в кафе в подземном переходе. Там было много свободных мест и мало народа. Так что мы расположились за одним из столиков и нам никто не мешал.
Перед встречей я сделал копии документов, которые были необходимы для страхования.
  Яшка заполнил какую-то стандартную форму на меня и с данными на Флоренцию.  Оформил бланк квитанции для оплаты денег через банк.
Я расписался в бумагах, не читая их.
- Денежки в течение трёх дней поступят на счёт нашей компании. За это время у нас оформят на тебя бланк договорчика. Ты пока, за это времечко,  ознакомься с рекламками нашей компании, - вещал Шустрик.
Он достал из портфеля пачку различных цветных брошюрок.
– Здесь о страховании жизни. Тебе будет интересненько. Копии твоих документов и заявление я отдам в компанию. Теперь нужно оплатить страховочку. Ты денежки принёс?
Я утвердительно кивнул и полез в карман за деньгами.
- Ты, конечно, можешь самостоятельно пойти в банчик и оплатить. Но знаешь, там очереди. Я готов идти тебе навстречу и оплатить сам. А потом вместе с договорчиком страхования отдам тебе корешочек квитанции? Ну как, пойдёшь сам? Или доверишь мне? 

 Я взглянул на часы, через час мне нужно было уже приступить к работе, поэтому я согласился на предложение Шустрика и протянул ему деньги.
  - Ну, вот и добренько. Как будет готов договорчик, я тебе звякну и мы встретимся. Обмоем страховочку и твоё вступление в ряды клиентов нашей замечательной компании.
  Яшка спрятал деньги в карман.
– Ну, будь здоровенький.  - Яков пожал мне ладонь. - Я побежал в банчик, сразу же оплачу страхование.
   Мы расстались. Я направился в сторону метро, чтобы добраться до вокзала, а Шустрик поднялся наверх, чтобы идти в банк.

***
 
  …Прошло три дня после нашей встречи с Шустриком. Звонка не было. На четвёртый день Флоренция настояла, чтобы я сам позвонил Яшке.
Как не странно, но его телефон не отвечал.
«На данный момент абонент не может принять ваш звонок. Отошлите СМС - сообщение или перезвоните позже», - звучала уже начавшая раздражать меня фраза, как только я набирал Яшкин номер.
  И если все три дня я с трудом воздерживался от курения, то на четвёртый выкурил две пачки сигарет.

  На седьмой день, будучи свободным от дежурства, я решил отыскать Шустрика на работе. Помню, что он говорил об офисе компании, где-то в центре.
Но центр был нашпигован страховыми компаниями, как электричка «Жмеринка-Киев» в выходные дни.               
По телефонному справочнику я вначале отцепил все лишние вагоны, и оставил только те, которые перевозили пассажиров в прекрасное далёко, на станцию с именем «Страхование жизни».
    Затем среди них выбрал созвучную той, клиентом которой я стал.
«А может и не стал?» - долбил мой мозг АнтиПОД, как вагон, пущенный с горки. От этого в голове стоял непрестанный гул, а тело содрогалось вновь и вновь.  И этим вагонам, казалось, не было конца.
 
  Да ещё любимая Верона наезжала по несколько раз в день, как ревизоры в электричках: - «Где ваш билетик, где ваш билетик?!» Вернее не билетик, а Яшка по прозвищу Шибздик - Шустрик? – «Где твой Яшка, где твой Шибздик?»
  - Он такой же мой, как и твой! – негодовал я и курил одну сигарету за другой.
  План экономии на сигаретах летел под откос, как поезд подорванный партизанами Великой Отечественной войны. 
    В страховой компании, мне совсем не порадовались и вот почему.

   За время прошедшее с тех пор, как мы тёпло попрощались с Шустриком, я был восемнадцатый клиент, который разыскивал финансового консультанта по имени Яков. Среди горячо желающих встречи с ним на одной колее, стояли врачи, таксисты, учителя, два агента по недвижимости и даже один доктор каких-то там наук.
    Как оказалось, этот современный Остап Бендер собирал деньги с клиентов, но в банк финансы не поступали. Они наполняли карманы жулика, который когда-то учился вместе со мной в техникуме.
  Сумма набиралась за сотню тысяч. Но самое печальное во всей этой истории то, что найти Яшку было очень сложно. Если не сказать, что невозможно.
Работая в страховой компании, Яшка жил на съёмной квартире. Прописан он был в Бердичеве, в общежитии какой-то фабрики. Так значилось в паспорте.
А в Киеве он арендовал комнату у старенькой и глухой бабушки, которая толком ничего не могла пояснить.
«Съехал мой касатик-квартирант, съехал. А куда не ведомо. А такой интеллигентный и порядочный был. Где я ещё найду такого?» - тосковала бабуля.
   Вопрос, где найти такого «порядочного», кроме бабули и клиентов страховой компании, был очень актуален и для органов МВД.  На основании заявлений, поступивших от пострадавших, они занялись поиском пропавшего интеллигента.

  Самым негативным результатом во всей этой истории явилось то, что разыскивая страховую компанию, я подвернул ногу и, падая, ударился головой о ступеньки.
   К счастью, обошлось без перелома. Но вывих я себе обеспечил и получил лёгкое сотрясение головного мозга.
Так что жена возила меня к себе в поликлинику для оказания медицинской помощи. Сейчас на три дня мне выписали больничный лист, и я отхожу от очередной битвы с сигаретами.

  Сегодня дочка принесла мне распечатку из интернета. Очень она напоминает случившееся со мной.

    «В бразильскую деревню приехал бизнесмен и объявил, что покупает местных обезьян по 10 песо за штуку. Обезьян вокруг море, жители рады - все сдают обезьян в розницу и оптом по 10 песо.
Обезьян стало меньше, тогда бизнесмен сказал, что повышает цену до 20. Жители напряглись, изловили последних обезьян, принесли и сдали по 20. Самых последних забрал за 25, а потом объявил, что хочет еще! - и уже по 50! Но сам уехал и оставил управляющего.
Управляющий говорит: - «Давайте так, я сдаю вам втихую этих обезьян назад по 35, а когда босс приедет, вы их ему по 50 впарите...»
Народ рад халяве такой. Назанимал кучу бабла, и скупил всех обезьян обратно по 35.
На следующий день управляющий исчез вслед за боссом, а народ остался без денег, но при обезьянах».

  Вот так и я остался без денег, но при своих обезьянах.
Вернее - интересах.
А ещё вернее - сигаретах.         
А вдобавок с сотрясением мозга и вывихом ноги.
Правда, вывих в поликлинике мне ввихнули назад.

   Вчера вечером мы с женой сели подвести итоги нашей «экономии» на сигаретах.
А если быть точным, то посчитали убытки.
   Результат оказался плачевным. Мои травмы, оплата обследований у врачей, лекарства, переезды на такси, усиленный режим курения потянули ещё на 4 тысячи.
Я уж не говорю о моральном ущербе всех членов семьи.
    И что самое неожиданное, так это то, что вопреки всем моим ожиданиям, мне всё меньше и меньше хочется курить…
Даже не смотря на то, что счёт в битве с табаком был не в мою пользу.

 Какой главный вывод из этой истории?
Fide, sed cui fidas, vide. -  Будь бдительным! Доверяй, но смотри, кому доверяешь.

Потеряв бдительность, я проиграл ещё одну битву.
Счёт стал 3 : 0 в пользу сигарет.
Хотя, как говаривал какой-то выдающийся полководец: - «Главное ввязаться в битву», а время принесёт свой положительный результат!


Примечания.

АнтиПОД.*  Анти Пётр Остапович Доценко - внутренний голос героя, постоянно находящийся с ним в споре, и уводящий героя от достижения поставленной задачи.

Объятия с холодным унитазом.* События, описанные в главе «Словно быстрый «Хёндэй»…»

Верона.* Имя, которым герой зовёт свою жену во время семейных ссор. События, описанные в главе «Лиха беда начало»

Метод* «быстрого курения». События, описанные в главе «Словно быстрый «Хёндэй»…»

Тысяч*.  Тысяч гривен. Все денежные суммы выражены в украинских гривнах.


Рецензии