Есть ли ответ на вопрос о смысле жизни?

«Разум ничего не знает о целях».
Раджниш.

Вопрос, поставленный в заглавие заметки, можно сформулировать иначе: "Есть ли в моей жизни цель, ради которой стоит жить"? "Зачем, вообще, я живу"? Было время, когда этот вопрос мучил меня постоянно. Я давал на него самые разные ответы, выглядевшие очень логичными и правильными. Но что-то в этих ответах меня не удовлетворяло, все они носили общий характер и никак не помогали уничтожить внутреннюю неудовлетворенность своей жизнью. Что бы я ни делал, все занятия казались равно бессмысленными перед лицом неизбежной смерти.

В результате долгих поисков, я пришел к выводу, что пытаюсь ответить на вопрос, на который нет ответа. Я понял, что вопрос: "ЗАЧЕМ я живу?" не разрешим для ума. Он возникает у человека из глубокой внутренней неудовлетворенности жизнью, из отсутствия ясной цели. Но разум, как заметил Раджниш, «ничего не знает о целях», он может лишь подводить обоснование под уже имеющиеся цели, определять средства их достижения.

Человек, который хочет иметь машину, дом, детей, престижную профессию не задается вопросом "зачем я живу?".
Человек, одаренный выдающимся талантом, поэт, композитор и т.д., востребованный, имеющий многочисленных поклонников не задается вопросом "зачем я живу?".
Человек религиозный, посвящающий Богу свои жизненные акты, тоже не задумывается о цели своего существования.

По-видимому, вопрос "зачем я живу?" возникает лишь у людей, которые переросли уровень погони за материальными благами, но чья вера слаба, коренится в голове, а не в сердце. И если у человека не возникло в душе какого-то непреодолимого влечения, ясного сознания своей цели, то и разум не даст удовлетворительного ответа на вопрос о смысле жизни.

Одновременно я понял, что в полной компетенции человека находится вопрос «КАК жить?», на который дают ответ и мировые религии, и теософия, и великие мудрецы прошлого. Сенека, Эпиктет, М.Монтень, Б.Грасиан, Ларошфуко, Паскаль, Вольтер, А.Шопенгауэр и многие другие мало расходятся в понимании этого вопроса, а Р.Декарт даже писал: «Все высказывания мудрецов могут быть сведены к небольшому числу общих правил».

Конечно, люди разные, но каждый может подобрать для себя подходящий образ жизни, правила и принципы, а при наличии потребности, подходящую практику работы над собой. Сделать это несложно. И если человек верно ответит для себя на вопрос «КАК жить?» и будет жить в соответствии со своим ответом, то вопрос "ЗАЧЕМ я живу?" отпадет сам собой.

Можно сказать по-другому. Средства важнее цели. Самая благая цель не осмыслит нашей жизни, если мы стремимся к ней, используя неверные средства. И наоборот, верные средства, то есть, следование предписаниям мировых религий и советам мудрецов прошлого, может осмыслить нашу жизнь, даже если мы ничего не знаем о ее цели. Для чего мы живем, знает только Бог, а как нам нужно жить мы можем знать сами.


Рецензии
Мягким бархатным языком вы рисуете воздушный узор из слов, а за каждой фразой стоит желание покоя и чувства защищенности, как в колыбельной песне или на уроке в старой советской школе: все давно изучено и известно, благополучно, не без изтъянов, по-своему приятных, так как они лишь усиливают ощущение системной железобетонности, надежности окружающего мира.
Все бы хорошо, но мешает сильный ветер. Стоит емуу подуть и от благостных узоров мысли и слов и нерушимых картин мира не остаётся и следа. А сильный ветер дует непереставая, так что самолетный гул в ушах стоит.

Тимофей Ковальков   30.08.2016 10:48     Заявить о нарушении
Спасибо, уважаемый Тимофей, за внимание и творческую рецензию!

Евгений Терещенко   30.08.2016 17:16   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.