Война

По радио передали, что было ещё три жертвы.
Мы сидели на окраине города и не могли поверить, что буквально в центре города снова пролилась кровь.
Иногда мне казалось, что я следую за войной. Куда бы не поехала, от куда бы я не сбежала – обязательно будет бойня.
Я не хотела разбираться во всей этой политике, понимать и выяснять кто прав, а кто виноват. Всё решается сверху.  Ты – стадо. Ты идёшь туда – куда следуют остальные.

* * *
Знала я, что война – это так тяжело? Да, знала. В школе каждого малыша, вплоть до выпускного класса заставляют читать литературу про Вторую Мировую. Наверно, что бы каждый понимал, как это ужасно, как сложно прожить в такие времена. Каждый должен был понять, что это нечеловеческая сила воли -  пережить войну и остаться собой. Остаться человеком. И мы не были к этому готовы. Столько литературы было прочитано, но мы не были готовы, что на нашу долю выпадет такое испытание.

                1.
- Когда ты вернёшься с армии, мы обязательно поженимся, - тоска и радость светились в глазах юной невесты.
Сегодня ей сделали предложение по всем правилам: купили кольцо, стали на колени, пообещали, что оплатят свадьбу.
А она такая юная и немного глуповатая уже выбирала платье, мечтала о розовых салфетках на праздничном  столе, уже видела завистливые взгляды всех подруг, слёзы счастья родителей и восхищённый взгляд жениха.
Она крутилась возле зеркала, пальцем накручивая свои волосы, которые превращались в гульку, из которой она уже думала делать свадебную причёску.
Такая молодая, наивная и глупая, такая мечтательная. Уже рисовала в своём воображении свадебное платье и фату.
Она совсем не замечала, что жених начищал свои сапоги, гладил форму и бросал на неё ,то ли укоризненный, то ли грустный взгляд.
Ведь он-то знал, что никакой свадьбы не будет. Он знал, что невеста станет вдовой прежде, чем выйдет замуж.
Он не знал должно ли его раздражать или умилять такая беспечность его избранницы. Нужно ли её ругать за то, что она видит перед глазами невозможную свадьбу, но не видит войну прямо у себя перед носом.
- Если я скажу тебе уезжать из родного дома – ты уезжаешь, - медленно произнёс он, ни минуты надеясь, что она внимает его словам.
- Как ты думаешь, стоит ли звать бывших одноклассниц? Ну, так. Для зависти. Они всегда недолюбливали меня и говорили, что я ничего не добьюсь.
Свадьба – это не достижение. Я иду на войну – я иду на войну ради тебя, ради твоей жизни, ради мира в твоём сердце. И я не уверен, что это достижение. А дурацкая свадьба – это ни черта не достижение. Так ему хотелось сказать, но он решил промолчать. Разве стоит расстраивать эту глупышку.
- Ты понимаешь, что я  могу и не вернуться. Я не солдат – я пушечное мясо.
Она посмотрела на него, как на глупого ребёнка, который только что сказал такую несуразицу, которая понятна только взрослым.
- Конечно, ты вернёшься, - она улыбнулась, - у нас же свадьба весной.

                2.
- Он уже неделю не пишет!
Слёзы текли ручьями, сердце разрывалось, но мать с отцом не могли проронить ни слова.
Что можно сказать дочери, которая избрала своего спутника, а потом на следующий день отправила его на фронт?
Сама виновата?
Да, именно это вертелось у них на языке, но как можно сказать такие слова своему рыдающему ребёнку.
- Уже полгода он там! И что? Он ни разу не приехал домой! Но хотя бы раньше выходил на связь. А теперь? А вдруг он мёртв, как я узнаю!
Мать даже не знала, то ли обрадоваться, что дочь начинает понемногу понимать суть происходящего.
Вся семья не могла на неё смотреть первые два месяца. Разговоров было только что о свадьбе. Невеста, которая совсем не понимала, что жених уже не вернётся. Что не будет никакой свадьбы. И не собираются мать с отцом помогать ей в приготовлениях.
- Когда эта война уже закончится! Я не могу так жить! А как вы можете?! Каждый день я слышу, как за городом стреляют, как бросают гранаты! Как вы это терпите!
Отец с матерью только молча переглянулись. Они не могли сказать, что уже готовы лезть в петлю. Что если война придёт в город, что если их дом отберут, их бизнес, их хозяйство – то они просто полезут в петлю. Нет смысла дальше существовать, если война всё насильно отберёт у тебя.
- Мы  не можем всё бросить. Всё это, всё что ты видишь,- мать жестом показала на дом, на окно, в котором виднелся огромный двор с машинами, бассейном, садом, - это тяжкий труд, который годами мы совершали с твоим отцом. Это то, что держит наш брак. Иногда мне кажется, что не ты всё это время держала нас и нашу семью, а общее дело, которым мы с отцом занимались с самой молодости.
Мать надеялась, что это как-то заденет её. Но без толку. В глазах дочери слёзы, но не потому что она оказалась не самым дорогим в жизни родителей, а потому что её глупая надежда её подводила.
- Я уеду, как только он скажет. Он знает, когда придёт сюда война. Когда она постучится в нашу дверь. Он обещал сказать когда – и я уеду.
- Война не постучится – она ворвётся, - сказал тихо отец.

                3.
Все соседи знали, что они приглашены на свадьбу. Каждый услышал лично приглашение. Каждый был в той или иной степени рад. Кто-то искренне удивлялся, что хоть в соседнем доме начнёт пробиваться росток любви в такое тяжёлое время, кто-то откровенно завидовал чужому счастью, но выдавливал улыбку на приглашение.
Знали все. Каждый сосед и сосед соседа, сосед соседа соседа и так далее, знал, что в конце весны будет свадьба. Каждый собирал гроши на подарок, каждый продумывал, какие же слова сказать молодожёнам, как приободрить тех, кто пережил тот ужас, что пытался помешать их счастью.
И добрый и злой хотел увидеть, как будет проходить церемония, какое будет платье у невесты, а главное – каким вернётся жених после полугодичного отбывания в самых первых рядах бойни.
Не так все интересовались весёлой невестой, которая пыталась тыкнуть носом всех в своё счастье, как женихом.
Кто-то ехидно замечал, что после таких событий человек забудет, что такое счастье. После первой крови пролитой его руками, после первого трупа – человек забудет, как это радоваться чему-то такому приземлённому, как свадьба.
«А когда же жених вернется?» - спрашивали друг у друга соседи. Ехидно пологая, что может и не нужно будет последние деньги отдавать на подарок. Может, и не будет никакой свадьбы.
«Уже едет. Говорят, в столице со своим полком задержится – и сразу домой» - говорили другие.

                4.
По радио передали, что было ещё три жертвы.
Мы сидели на окраине города и не могли поверить, что буквально в центре города снова пролилась кровь.
Мне казалось это настолько ужасным. Мне казалось, что война там, куда приезжаю я.
Целых три жертвы! В центре столицы! И я совершенно не знала, что где-то очень далеко в свадебном платье плачет незнакомая мне невеста.


Рецензии