Моченые яблоки ч. 1

Бывая на базарах, вы никогда не обращали внимания, что в рядах, где продают овощи, фрукты, стоят огромные деревянные бочки. Не подумайте, что это вино. Это яблоки, яблоки моченные – антоновка. Желтые, пахнущие бочкой, ни с чем несравнимый вкус и аромат щекочет ноздри еще при входе базара.
    Дарья стояла у прилавка и ловко налаживала весы-уточки и уже из бочки накладывала в тарелки желтые яблоки, приговаривая «яблочки, яблочки». Вскоре и очередь встала. Яблоки покупали хорошо, не успевала накладывать. Вроде радоваться надо, да дума в голове так и стоит, где ночевать? Сегодня, когда ночью разгружалась, спала прямо под бочкой на фуфайке, все бока болят. На другой день – не выдержит.
   Таганрог ей показался большим городом. Воздух соленый такой. Шофер объяснил, что здесь море. Все люди, ехавшие на продажу, остановились в Ростове, а ей места не было. Когда один на один стоят яблоки, плохо берут и цена низкая. Вот шофер ей и предложил – «давай довезу до Таганрога, Дарья, там все продаж, не пожалеешь». Ну и решилась – бойкая она. Ведь бочку разгрузить – это не просто, но она не из таких, сама командовала, грузчиков мигом нашла. Директор добрый был, помог-«Такую диковинку нам ещё не привозили, откуда яблочки? Из Воронежской области? Будем рады, приступайте к работе».
   Вот так прошёл приезд, и торговля пошла, уже другую бочку надо открывать. Сама отбила обруч, и он  так далеко отлетел, что принесла его молоденькая девушка и тихонько спросила – «Вам ночевать негде?»
- Негде, - сказала Дарья.
- Приходите к нам, мы недалеко живем, на Гоголевском.
Дарья обрадовалась, пару яблочек хотела девушке дать, да та ни в какую, килограмм купила и ушла.
   Подошел вечер. Дарья стала искать дом на Гоголевском, к удивлению нашла быстро, он был почти рядом с базаром. «Хорошо-то как»,- подумала она. Постучала в окно, шторка колыхнулась и вскоре из калитки вышла старенькая, седая старушка, только и сказала,- «заходи». Показала ей комнату, кухню,- «Сама вари, старая я».  Дарье всё понравилось, она занесла свои вещи. Хозяйка представилась Петровной, и тут из комнаты выглянула та девочка, что адресок дала.
- Меня Таней зовут.
 «Глаза как бархат», - только успела подумать Дарья.
Дарья проспала до утра как мертвая, и утром, наскоро умывшись, пошла на базар.
  День был солнечный, людей много было. Яблоки хорошо брали, кто пол кило, кто килограмм. Даша не скупая была, если кто  просит уступить, обязательно уступить, и всегда причитывала – «На здоровья».
 Вечером взяла с собой яблочек хозяйку угостить с Таней надо, купила хлеба, колбаски и пошла домой. Её уже поджидали,
- Садись,Дарья, - Петровна наливала суп, - Танюшка сварила.
Даша поставила свой узелок на стол и развязала. Вот  так и сели.
- Ой,- соскочила она,- я вам за постой не отдала. Сколько Петровна?
- Сиди ешь, потом отдашь, рубль с тебя.
-Ни мало?
- Нет, хватит.
И стали молча кушать. «Как-то грустно в доме, - подумала Даша, может что случилось, да в душу лесть нельзя, если сами не скажут».
Вечером мысли какие-то лезли в голову, решила сходить посидеть к Петровне. Постучав, Дарья зашла в комнату, на окошках стояли калачики, и запах был полынью.
- Герань по-модному называют,- сказала Петровна,- садись, а я полежу. Смотрит Даша на Петровну, а та молодая такая, только седая вся, да сморщенная. Что за чудеса? Казалось ей все 80, а она Дарье ровесница, глаза грустные такие.
- Петровна, какая же ты Петровна? Ведь ты молодая? Может хворь какая?
-Нет, Даш, хвори нет.
- Так что же случилось то?
- Случилось…-, и тут она решилась,- Таня то дочь моя…, Случилось беда у нас, а не побоишься моего рассказа?
-Да кто же рассказы боится? Рассказывай.
- Только уговор, если Таня зайдет, я рассказ свой прерву.
И Петровна начала рассказывать.
- Давно это было. Вышла я замуж по любви. Муж мой Павел хорошим человеком был, любил меня, вскоре и Таня родилась. Жить и радоваться. Павел сам был из деревни Неклиновка, а я из Аксая. Всё бы хорошо, да только письмо пришло из Неклиновки, мать его приболела, ехать надо. Ох, недолюбливала я её , боялась. Одни глаза ей за мной так и глядели, но я старалась угодить ей, мамой называла, мыла посуду, полы, стирала, а благодарности никогда не говорила, все молча глазами поведет, и оторопь берет. Один раз пошла я белье полоскать на речку, а соседка мне говорит,- «бедная девочка, как ты с этой колдуньей живешь?» Может так она её назвала, а может действительно такой была. Только и сын её Павел не любил к ней ездить, хоть и рядом жили, а Танюшку оберегал и старался, если мы едим, её с собой не брать, все отговорки придумывал. Так вот в этом письме свекровь дважды просила привести Таню, а то мол не видела давно. Павел сопротивлялся, хотел поехать сам, дочь не взять, так нет, его я уговорила, нехорошо так, как никак она её бабушка. Скрипя сердце, Павел согласился. Приехав, застали такую картину, свекровь лежала в постели, охала. В доме было грязно, старуха действительно занемогла. Павел держал дочь за руку, никуда не отпускал. Свекровь подняла голову, обдала нас своим ледяным взглядом и усмехнулась, привезли. «Таня, внучка моя подойди ко мне». Таня прижималась к Павлу, а тот крепко держал её за руку,- «зачем она тебе, не пугай её». «Павел, Маша, выйдите на улицу, дайте мне внучку поглядеть.» Голос свекрови был приказом, и мы слепо ему подчинились. Сначала вышла я, Павел еле освободил свою руку от Тани. Она бросилась к нам – «Нет, не останусь, папа, мама!» Но мы как не слышали её, только голос свекрови стоял в ушах – «Оставьте Таню». Мы сами подтолкнули её в комнату и прикрыли дверь.
Павел не выдержал и зашел в комнату, я же вышла на улицу.
- Павел, сынок, подойди ко мне, - попросила его мать. Свекровь показала пальцем: «там под печкой возьми топор и лом, подними матицу. Помирать я буду». Павел стал поднимать матицу, а свекровь гладила по голове Таню и шептала что-то ей в ухо. Она вытащила из-под подушки книгу и отдала её Тане. Громко попросив прощения. Павел поднял матицу и мать испустила дух. А в это время на улице поднялся большой ветер, такого я ещё никогда не видела. Я зашла на веранду,а ветер валил деревья, летел шифер с крыш. Небо стало темным, мне стало страшно, и я заскочила в комнату. Павел стоял около матери, Таня сидела на кровати, свекровь не дышала. Я подошла и закрыла ей глаза. И распорядилась, Павел приди в себя, мать умерла. Иди к соседям, зови. На Таню я не обращала внимания. Соседи пришли, сделали обряд, какой надо. Про Таню все забыли. Кинулись только к вечеру, её не было.
Сосед показал, что сегодня видел девочку, по лестнице поднималась на сеновал.
Таня крепко спала. Коленки и руки были поцарапаны. Где ты была доченька? Таня схватила руку и только сказала: «не пускайте меня никуда, я боюсь».
       Вдруг дверь стукнула. Таня пришла. Петровна прекратила свой рассказ. А девчонка зашла, поздоровалась и уселась на сундук. Даша уже поднялась уходить как она, опережая меня, выскочила на улицу. Петровна махнула мне рукой и повернулась к стенке. Дарья тоже хотела спать, завтра рано вставать и почти задремала, как услышала какой-то стук, как будто дверь открылась, наверное уличная, подумала Даша, надо закрыть. Тихо идя по коридору, она увидела дверь и впрямь та была открыта. На пороге стояла Таня и смотрела на небо. Вдруг Таня прыгнула, и уже смотрю не Таня это – кошка. Дарья остолбенела. Кошка повернулась ко ней своей мордочкой – так это же лицо Тани. Засмеявшись, кошка побежала через двор. Трясущейся рукой, Даша закрыла дверь, да как отперлась о косяк, так и простояла всю ночь, пока дверь не открылась, и не вошла Таня. Она была уставшая, щека поцарапана, волосы затрёпаны. Стоишь?- спросила Таня, стою, сказала Дарья. Ну пошли помоги мне умыться. Дарья поливала Тане на руки, а руки у самой тряслись.
- Ну пошли сядем. Видно на базар тебе лучше не ходить. Знаю, тебе мама рассказала. Теперь я доскажу. Когда бабушка умерла, она оставила мне книгу, магия называется, слышала наверное. Мне было всего восемь лет, а сей час семнадцать, вот и стала я ведьмой в восемь лет. По началу было трудно. Это как на работу ходишь, а потом привыкаешь. Теперь я со стажем. Каждую ночь я должна уходить на Шабош, превращаюсь в кошку и бегу под мост, что за копнами, нас много, я самая молодая. Всего говорят что плохого они сделали и кому, до  первых петухов шум и гам. Одну меня понять не могут. Почему то наоборот мне хочется делать все хорошее, поэтому и получаю частенько. Сегодня вот Надка расцарапала лицо лапой и волос вырвала, ну я тоже в долгу не осталась. В техникуме, где я учусь меня любят, я всем помогаю, я знаю все, хотя уроки никогда не делаю. А еще я умею мысли читать. Хочешь про тебя расскажу?
- Не надо Таня, сама про себя все знаю.
- Ну ты смелая. Знаешь, не ходи на базар, отдохни, а потом я тебе помогу, продадим твои яблоки, ложись поспи.
В этот день Даша проспала до вечера. Петровна разбудила.
- Догадалась я, что ты все видела, вот поэтому я вся и седая, а муж мой как узнал, так почти сразу за свекровью помер. Волнуюсь я, как жить то будет она, добрая моя, детинка. Я уже и свекровь перестала клясть. Таня запретила. Сказала, что бабушка моя была такая же несчастная, и она нас оберегала, а мы её боялись. Есть добрые ведьмы, а есть злые. Среди всех моя девочка добрая. Как быть то Дарья?
 Дарья молчала. Она не знала, что сказать и как делать.
Вечером Дарья долго прислушивалась. Вдруг опять стук. Дверь была открыта. На пороге стояла Таня. Повернулась, рассмеялась и превратилась в кошку.
- Не бойся Дарья,- и побежала через двор. Всю ночь Дарья не спала. Она ждала Таню, та пришла после трех часов и негромко позвала.
- Даш, спишь – нет. Иди полей на руки.
Они опять были грязные, в золе и сажи. Ухо кровоточило.
- Сегодня Натка чуть в костер не столкнула. Выдержала я .
Таня потянулась и сказала давай спать, а то рано на базар идти, и мы разошлись по комнатам. На базар пришли рано. Таня помогала открывать бочку. У Даши были ватные руки, от испуга, дело то приходится иметь с ведьмой, хоть и хорошей.
 Очередь образовалась большая. Дарья накладывала, Таня деньги брала. Вдруг она толкнула посмотреть. На них смотрел молодой человек, приятной наружности. Яблоки он не покупал, просто стоял и смотрел. Завершив продажу, Даша спросила.
- Тань, кто этот парень?
-  Он один из наших. Любит меня, только я его Д не люблю. У меня есть любовь земная. Сережка мой, мы учимся вместе. Только вот вместе нам не быть. Мать без времени в старуху превратила, отец помер. Не хочу, чтобы с Сережкой было плохо.
Утром Дарья стала прощаться со своими хозяевами. Петровна стала словно своя, начала приглашать меня приехать на следующий год. Таня пошла провожать. А Даша пригорюнилась, стала бочки пустые грузить машину искать. Таня только махнула рукой, и колхида остановилась. Куда? Выглянул шофер.
- В воронежскую область. Бочки отвезешь?
- Отвезу. Двести целковых.
Бархатные глаза Тани сузились  и сказали сто. Он согласился. Стали грузить пустые бочки. Директор базара подошел поблагодарилть за хороший товар.   Дарья огляделась, Тани не было. В большой толпе она сразу увидела красивую пару. Таня повернулась, чур, опять кошка. А красавчик хитро смотрел и улыбался. Как не приглядывалась, больше их не увидала. По приезду домой Дарья стала замкнутой и на следующей год не поехала продавать яблоки. Бочки все сгнили. А что порубили на дрова.


Рецензии