Циклисты Тулуза-Лотрека
Творчество знаменитого французского художника Анри де Тулуза – Лотрека пронизано болью и отчаяньем. Будучи больным от рождения и ставший физически неполноценным, он, принадлежавший к знатному аристократическому роду, был вынужден проводить всю свою короткую жизнь среди представителей самых низших слоёв парижского общества – артистов цирка и кабаре, женщин лёгкого поведения и клошаров. Зато рисовать он любил с детства. Мастерски выполненные наброски лошадей и собак привлекали внимание многих. Позднее, после обучения в художественной школе и открытия собственной мастерской на Монмартре предметами его афиш, рекламных плакатов, декораций, литографий, картин и стали персонажи, с которыми он постоянно встречался. Острая наблюдательность Анри позволяла подмечать характерные детали изображаемого, передавая зрителю дух того времени, а едкая ирония порой скрывала трагизм и неблагополучие развращённого общества.
Но есть в этой череде меняющихся образов и силуэтов работы, реально отражающие ход истории, возникновение нового, до этого невиданного, правда, их мало. Художник стал свидетелем появления в столице Франции первых велосипедистов, а вслед за этим, небывалого расцвета велосипедного спорта. Удивительно, но велосипед тогда обрёл огромную популярность, как среди мужчин, так и среди женщин. Любители нового средства передвижения называли себя просто циклистами. А в газетах тех лет можно было прочитать даже такое, например, объявление: « Дама – циклистка, 45 лет, хочет познакомиться с мужчиной, имеющим велосипед.» Несомненно, художник, передвигавшийся по городу на своих коротких ногах с тростью, с завистью смотрел на быстро мчавшихся велосипедистов, однако, он сумел точно передать их движение на немногочисленных и малоизвестных афишах. Одна из них посвящена циклисту на велосипеде ( как позже удалось установить и даже отыскать такую модель у коллекционеров – фирма Кливленд, пневматические шины, деревянный руль, кожаное седло, 1896/1898 г.г. ) На другой – представлена группа соревнующихся велосипедистов, мчащихся во весь опор. Эта афиша - реклама для английской велосипедной компании Симпсон, создавшей цепную передачу. Друзья Лотрека включили его в представительство французского отдела Симпсон и даже сопровождали его в Англию для встречи французской команды, участвовавшей в гонке.
Жизнь Тулуз – Лотрека была короткой, промелькнувшей подобно умчавшимся на велосипедах спортсменам, но работы художника остались на века, пополнив мировую сокровищницу графики и живописи.
Вячеслав Прытков.
Свидетельство о публикации №216030101313