Циклисты Тулуза-Лотрека

Ц И К Л И С Т Ы     Т У Л У З А  -  Л О Т Р Е К А.   

Творчество  знаменитого  французского  художника  Анри  де  Тулуза – Лотрека  пронизано  болью  и  отчаяньем. Будучи  больным  от  рождения  и  ставший  физически  неполноценным, он, принадлежавший  к  знатному  аристократическому  роду,  был  вынужден  проводить  всю  свою  короткую  жизнь  среди  представителей  самых  низших  слоёв  парижского  общества – артистов  цирка  и  кабаре, женщин  лёгкого  поведения  и  клошаров. Зато  рисовать  он  любил  с  детства. Мастерски  выполненные  наброски  лошадей  и  собак  привлекали  внимание  многих. Позднее, после  обучения  в  художественной  школе  и  открытия собственной  мастерской  на  Монмартре  предметами  его  афиш, рекламных  плакатов, декораций, литографий, картин  и  стали  персонажи, с  которыми  он  постоянно  встречался. Острая  наблюдательность  Анри  позволяла  подмечать  характерные  детали  изображаемого, передавая  зрителю  дух  того  времени, а  едкая  ирония  порой  скрывала  трагизм  и  неблагополучие  развращённого  общества.   
Но  есть  в  этой  череде  меняющихся  образов  и  силуэтов  работы, реально  отражающие  ход  истории, возникновение  нового, до  этого  невиданного, правда, их  мало. Художник  стал  свидетелем  появления  в  столице  Франции  первых  велосипедистов, а  вслед  за  этим, небывалого  расцвета  велосипедного  спорта. Удивительно, но  велосипед  тогда  обрёл  огромную  популярность, как  среди  мужчин, так  и  среди  женщин. Любители  нового  средства  передвижения  называли  себя  просто  циклистами. А  в  газетах  тех  лет  можно  было  прочитать  даже  такое, например, объявление: « Дама – циклистка, 45  лет, хочет  познакомиться  с  мужчиной, имеющим  велосипед.» Несомненно, художник, передвигавшийся  по  городу  на  своих  коротких  ногах  с  тростью,  с  завистью  смотрел  на  быстро  мчавшихся  велосипедистов, однако, он  сумел  точно  передать  их  движение  на  немногочисленных  и  малоизвестных  афишах. Одна  из  них  посвящена  циклисту  на  велосипеде  ( как позже  удалось  установить  и  даже  отыскать  такую  модель  у  коллекционеров – фирма  Кливленд, пневматические  шины, деревянный  руль, кожаное  седло, 1896/1898  г.г. )  На  другой – представлена  группа  соревнующихся  велосипедистов, мчащихся  во  весь  опор. Эта  афиша -  реклама  для  английской  велосипедной  компании  Симпсон, создавшей  цепную  передачу. Друзья  Лотрека  включили  его  в  представительство  французского  отдела  Симпсон  и  даже  сопровождали  его  в  Англию  для встречи  французской  команды, участвовавшей  в  гонке.   
Жизнь  Тулуз – Лотрека  была  короткой, промелькнувшей  подобно    умчавшимся  на  велосипедах  спортсменам, но  работы  художника  остались  на  века, пополнив  мировую  сокровищницу  графики  и  живописи. 

                Вячеслав  Прытков.


Рецензии