Genius loci-1. Хабаровск

Я родился в Хабаровске. Уехал я из любимого города, лучше которого тогда для меня не было места на земле, в десятилетнем возрасте. Новая встреча с Хабаровском произошла лишь через 43 года. Случилось это благодаря дирекции "Глинских чтений", направившей меня в составе делегации ученых и методистов на конференцию по духовно-нравственному воспитанию, которую проводил краевой институт повышения квалификации учителей. В декабре 2003-го мы прилетели из относительно теплой, хотя и слякотной Москвы, в ледяной и ветреный Хабаровск - температура за бортом в аэропорту  минус двадцать пять, снег выдуло до земли. Ощущение, как перед выходом в открытый космос. Все дни, в которые проходила наша конференция, я чувствовал себя чужим в этом неприветливом и дико холодном городе. Но вот наступает день перед нашим отъездом. Московские дамы - члены нашей делегации затеяли поход на местный рынок - за красной икрой. Я, конечно, увязался за ними (москвички - они знают толк в жизни!).Накупив икры, которая, действительно, оказалась необыкновенно крупной, дешевой и очень вкусной, мы тронулись назад, в гостиницу. Для этого нам надо было пройти немного вверх по улице Льва Толстого до центральной улицы Карла Маркса, по которой ходили нужные автобусы. Мне ничего не говорило название улицы, ничего не дрогнуло внутри. Идем по ней, уже темно; разговариваем, довольные удачным походом. Вдруг боковое зрение отмечет что-то очень знакомое. Четырехэтажная "сталинка"из красного кирпича, высокий цоколь, проход в просторный двор... Останавливаюсь, вглядываюсь - я здесь жил, когда мне было 6-7 лет!  Попросил спутниц подождать, зашел во двор, постоял. И тут нахлынуло все, я ощутил себя дома, в родном городе, как будто никуда и не уезжал...

Вторая встреча с хабаровским "духом места" произошла  в конце мая 2007 года. Я тогда возглавлял как самый "молодой" делегацию "Глинских чтений", в которую вместе со мною входило трое вояжеров (остальным двум членам делегации было уже за 70 - молодежь дрогнула и не захотела лететь на дикий и Дальний Восток). Мы провели "Чтения" в Хабаровской семинарии и Тихоокеанском университете, а потом стали развозить подарочные комплекты духовно-просветительских изданий по библиотекам и вузам Хабаровска. Последний пункт - библиотека Хабаровского педагогического университета. Вручаю комплект. В ответ - тоже подарок: история университета за 70 лет. Сажусь в ожидающий нас микроавтобус, ищу по содержанию "Филологический факультет" (его окончили и мама, и папа), открываю нужную страницу - в разделе  размещена только одна фотография. На ней - коллектив выпускников факультета 1951 года с моим юным папой (он умер в 2006 году, за год до моей второй поездки в Хабаровск)...


Рецензии
Неужели там так холодно - не знала об этом.

Татьяна Борисовна Смирнова   17.05.2023 10:55     Заявить о нарушении
Средняя температура января в Хабаровске −19,2 °C, Средняя температура июля +21,4 °C, Среднегодовая температура — +2,7 °C, Абсолютный минимум −41,1 °C был зарегистрирован 14 января 2011
Cреднемесячная температура воздуха в Хабаровске в мае составляет 12.1 °C и колеблется от -0.3°C до 30.0°C
Cреднемесячная температура воздуха в Хабаровске в апреле составляет 5.4 °C и колеблется от -10.9°C до 25.8°C.
Лето там хорошее, но очень короткое. Как Вы думаете, почему платили людям надбавки на Дальнем Востоке, и почему они уезжают так активно оттуда (сейчас все льготы и надбавки сняли)

Борис Бобылев   17.05.2023 14:59   Заявить о нарушении
Плюс еще сырость и постоянный ветер. В сыром климате и жара и холод переносятся вдвойне тяжелее...

Борис Бобылев   17.05.2023 15:01   Заявить о нарушении
Вы меня расстроили, Борис! Спасибо за информацию. Перепишу для справки и буду смотреть на нее. Туда уехал наш родственник. Выучил китайский, но пока был ковид и язык, наверное, стал забывать)))
Но все это суета и томление духа, а главное -
это быть со Христом ныне и присно.
Божьей помощи и Божиих благословений на каждый час.
С уважением, Татьяна

Татьяна Борисовна Смирнова   18.05.2023 22:16   Заявить о нарушении