Договорняк. Глава 13

     На дворе август. Считалось, что классные команды в это время показывали свою лучшую игру. Отличные поля, наигранный состав, идеальная спортивная форма. Нам предстояла игра дома ещё с одним из претендентов на выход в высшую лигу. В гостях удалось сыграть с ними вничью. И один из двух голов забил я. Случайным его назвать было никак нельзя. Жаль только полёт мяча мне до конца не удалось досмотреть. Я уткнулся в газон, когда мяч коснулся сетки ворот. Но всё равно мне было приятно вспоминать об этом, ведь это бы мой первый гол в турнире первой лиги.
     Команда очень плохо стартовала в розыгрыше и нас тогда явно недооценили.      Но сейчас была совершенно иная ситуация. И мы в группе лидеров, и претендент на ходу, набрал приличное количество очков, которое позволяло ему сделать прыжок наверх. Однако желающих подставить ножку хватало, мы были в их числе. Будучи болельщиком никогда не задумывался о влиянии на футбол различных подводных течений. Об одном из них мне рассказал наш капитан. За командой гостей стоял почти миллионный город, жители которого уже давно желали видеть большой футбол не только по телевизору. Администрациям и региона, и города предстояли выборы, а значит, не учесть пожелания местных болельщиков футбола они никак не могли. Именно с учётом последнего обстоятельства срочно был отремонтирован городской стадион, вместимость которого возросла до тридцати тысяч зрителей. В трансферный период в команде гостей к двум недешёвым легионерам добавился еще и «дорогой» россиянин. После таких финансовых вложений в клуб соперникам было просто некуда отступать. Провал поставленной задачи означал «вынос руководства клуба ногами вперёд». И если только его…
     Сразу вспомнилась фраза «Всё настолько серьёзно, что дальше некуда». Это действительно было так. В наш город ещё не прибывала столь многочисленная и агрессивная группа поддержки. В наших средствах массовой информации это было главной новостью из мира спорта. Сложно было ожидать что-то иное, когда по городу разгуливали большие группы подвыпивших болельщиков в футбольной экипировке команды гостей. Футбольные и околофутбольные новости текли бурной рекой из газет, радио и телевидения. От всего этого информационного урагана сносило крышу. Журналисты называли наших соперников претендентом номер один на выход в высшую лигу. Отличная материальная база, сбалансированный состав, тренер, неоднократно решавший подобные задачи ранее.
     Нас же пресса называла «командой молодых звезд». Зайцева сравнивали с Месси, Соколова с Роналду, а Борзова с Уолкоттом. Журналисты более старшего поколения использовали фамилии Марадоны, Сократеса, Блохина. Комплименты на любой вкус и цвет. Пишущая братия старалась перещеголять друг друга. Каждый зарабатывал свой кусок хлеба, некоторым удавалось написать так красиво, что хватало ещё и на масло. У меня статьи вызывали двойственное чувство. Не мог не признать, что и яд бывает приятным на вкус. Самого меня сравнили с Мендьетой. Увы, память меня подвела, без интернета я не смог вспомнить, кто это такой. Оказалось, что про этого футболиста существовала легенда, согласно которой этот испанец реализовал абсолютно все пенальти, которые ему довелось исполнить. Не все болельщики и специалисты в эту легенду, правда, верили. Но забивал Гаиска с пенальти, как написали, действительно стабильно. Впрочем, испанец также являлся мастером в исполнении штрафных и угловых ударов. Я не знал, как реагировать на то, что меня называли его наследником. Для наследника я был чересчур староват, но не размякнуть было тоже невозможно. Купил же я все выпуски газет с моими фотографиями и фамилией загадочного игрока. Крупный и жирный шрифт под фотографиями не только привлекал внимание, но и льстил моему тщеславию.
     После обеда ко мне подошёл капитан. В руках он держал те же номера газет. Не без ехидства спросил:
- Конечно, прочёл? И в интернет залезал? И ощущения, наверное, как после кокаина?
- Не знаю, наркотики не пробовал. По мне так, как после шампанского Абрау-Дюрсо. На мой взгляд фамилии Зидана или Джеррарда произвели бы на болельщиков большее впечатление. Боюсь, не все знают кто такой Мендьета, а в интернет залезть большинство поленится.
- Всё впереди, только забей ещё несколько красивых голов. Уверен, ты скоро протрезвеешь, а вот что делать с молодежью не знаю. Отрава настолько качественная, что тот, кто будет приводить их мозги в нормальное состояние, рискует стать им врагом.
- Это можно назвать манией, но в мою голову закралась мысль, что эти статьи опубликованы, в первую очередь, для нашей молодежи. И только потом для того, чтобы подогреть интерес болельщиков. Но приоритеты именно в этой очерёдности. На западе давно известен психологический приём обрушивания на молодых игроков медных труб. Пройти через них чаще труднее, нежели через огонь и воду. Предполагаю, что кто-то проспонсировал журналистов. Иначе с чего бы ненаблюдаемая ранее креативность? Красиво, образно, напористо. Невозможно не поверить. Даже из газет, далёких от спорта, стали доноситься голоса, утверждавшие, что с нашей звёздной молодежью нам любые вершины по силам.
- Это удивительно, но, похоже, кто-то разглядел в нас серьёзных соперников и не пожалел денег на психологический залп. Я склонен согласиться с тобой. Звездную болезнь ещё никто не отменял! Купленный судья может обеспечить победу в одном матче, а проплаченные хвалебные статьи могут развалить соперника до конца чемпионата.
- Самым удивительным было то, что мысль о возможности покорения нашей молодежью многих вершин пришла в мою голову и без посторонней помощи.
- Только ты бы предпочёл скрестить пальцы и ни гу-гу. А то ещё сглазят?
- Да. Только дураки не понимают, какие проблемы может породить самоуверенность.
- Возможно, кто-то преследовал ещё одну цель.
- Какую же?
- Наши «звезды» могут захотеть найти себе статусную команду.
- Могут. И что мы будем делать с ребятами?
- Мне кажется, пока ещё не совсем поздно, с ними нужно хотя бы поговорить.
     Мы прошли в номер Соколова и пригласили туда и Зайцева. Борзов уже был там. На журнальном столике лежали всё те же газеты. Медведев признал, что ребята они талантливые, но отметил, что только от них зависит, смогут ли они до конца раскрыть свой талант. И главное подчеркнул, что им ещё нужно трудиться и трудиться на поле. Сколько ещё раз по «семь потов»…. В глазах Соколова промелькнуло некоторое недоверие, а в глазах Зайцева ещё и упрямство. «Говори, говори». Во мне это породило бурю негативных эмоций и только усилием воли удалось сдержаться.
- Обо мне тоже немало написали. Пришлось залезть в интернет «просветиться». Меня сравнили с испанской звездой. Гаиска Мендьета, представляете, в составе сборной Испании был участником чемпионатов Европы и мира. Финалист Лиги чемпионов, финалист Кубка УЕФА, обладатель Кубка Испании, обладатель Суперкубка Испании, обладатель Кубка английский лиги, лучший полузащитник европейского сезона. От такого комплимента я, признаться, был готов без крыльев оторваться от земли. Советуете мне поверить журналистам? Вот только кто он? И кто я? Предполагаю, что кому-то очень захотелось, чтобы у меня «крыша поехала». И не только у меня… Пока мы в эйфорическом настроении будем пребывать, нас конкуренты обойдут. Да… я тоже считаю, что все вы талантливы. Но вы, ведь, не первые такие. Слава богу, у нас талантливый народ в стране. Много, очень много было таких, что блеснули и пропали неизвестно куда. А мы бы хотели, чтобы вы помнили, что футбол – командная игра. И ни одна звезда, какая бы она ни была яркая, не в состоянии обыграть целую команду. Возьмите сборные Аргентины или Бразилии. Сколько в них всегда звёзд собирается. А чемпионства они добиваются только тогда, когда команда становится не собранием звёзд, а ансамблем. Помните, как говаривал Серебровский: «От звёзд мало толку, если некому рояль таскать!»
- Никто из нас ещё не утверждал, что он звезда.
     Я посмотрел внимательно в глаза Зайцеву: 
- Достаточно будет того, что вы начнёте так думать.
     Я был в два раза старше каждого из них и относился к ним, если не как к сыновьям, то, как к младшим братьям. В свои слова я попытался вложить всё тепло, что я к ним испытывал. Глядя в глаза то одному, то другому, я чётко произнёс:
- Мы ведь не враги вам, и не конкуренты. В нашем-то возрасте! Нам до безумия будет приятно, если рядом с нами засверкает настоящая футбольная звезда. И поэтому мы будем стараться изо всех сил вам помочь. Но сейчас вы должны понять, что любая похвала - это всего лишь аванс. А похвала в СМИ – очень большой аванс.
     И я кивнул в сторону газет.
- Можно привести примеры из чемпионатов всех стран мира, когда сначала рождались футбольные звёздочки, а затем исчезали в небытие. Часть из них сгубили травмы, но подавляющее большинство звёздная болезнь. Много таких футболистов было и в нашей стране. Их фамилии вы можете назвать сами. Только не думайте, что они просто слабаки, а у вас всё под контролем. Есть болезни, которых проще избежать, чем от них излечиться. 
- Если следовать вашей логике, то и звёзд-то в нашем чемпионате не окажется.
     Фраза Соколова говорила о том, что заноза уже сидит. В ней явно просквозило сомнение в правдивости моего утверждения. Нужно было срочно эту занозу вытащить.
- А разве не так? Давайте вместе разберёмся. Разве звёзды играют в первой лиге?
- А если пригласят в Высшую лигу?
     Яд уже начал своё действие. Эх, журналисты…
- Что ж, давайте разбираться. Я понимаю, общие фразы не дают нужного эффекта. Перейдём к конкретным примерам: вспомните крайнего полузащитника, успешно игравшего в чемпионате Германии. Довольно зрелая и яркая игра вызвала симпатии не только немецких специалистов, но и на родине на него стали обращать больше внимания. Он был вызван в сборную. Но, по словам его клубного тренера, после приглашения в главную команду страны этот перспективный футболист стал меньше уделять внимания тренировкам, играть с меньшей самоотдачей. В итоге, полузащитник потерял место в основном составе команды, которое, казалось, было за ним зарезервировано. Вернулся на родину. Не сказать, что он показывал какой-то феерический футбол, но ему удалось завоевать место в основе одной из столичных команд. Травма крестообразных связок привела к отлучению от футбола на девять месяцев. Он смог вернуться на футбольное поле, но не в игру. Клуб выставил игрока на трансфер, и когда-то талантливый и подающий большие надежды футболист оказался никому не нужным. Ходят слухи, что причиной такого решения со стороны клуба стало злоупотребление алкоголем, которое допустил игрок во время сборов. Теперь он тратит, по его словам, свои честно заработанные деньги.
     Вспомните нападающего также столичной команды. В двадцать лет он уже играл в составе своей команды в Лиге чемпионов, где неплохо себя проявил, за что был включен в заявку сборной на «мундиаль». Провел две встречи, но ничем особенным не запомнился. Стал проигрывать конкуренцию в своей команде, и клуб начал отправлять его по арендам. Дважды пробовал свои силы в иностранных чемпионатах. Между этими вояжами поиграл за отечественный клуб, но тоже неудачно. Доказательством служит отсутствие забитых мячей. Частые травмы, а также постоянный лишний вес игрока вынудили последний его клуб расстаться с нападающим. Игрок предлагал свои услуги клубам абсолютно бесплатно, однако даже так никто не решился его приобрести. И похоже его спортивной карьере пришел конец.
- Не только в футболе, но и в жизни не все долго живут.
- Не возражаю, только давай проанализируем причины столь короткой футбольной жизни. Приведу пример ещё одного нападающего. Этого молодого парнишку считали едва ли не главной надеждой не только столичного клуба, но и российского футбола. Именно он забил гол в Лиге чемпионов, когда клуб проиграл все матчи. До поры до времени руководители души не чаяли в юном форварде, однако затем его карьера резко пошла на спад. Сменял команды одну за другой, но нигде так толком и не закрепился. Да и результативность нападающего была крайне низкой. Скатился в первую лигу, но и в ней не «звездит». Причиной такого падения карьеры игрока многие считают большие деньги, которые еще в юном возрасте получал нападающий, выступая за столичный клуб. Деньги убили любовь к самому футболу. Довольно типичная история для нашего футбола.
- Откуда ты всё это знаешь?
- Чем выше ты поднимаешься, тем более публичным человеком становишься. Ничего не скроешь. Спортивная пресса, интернет. Вы можете проверить приведенные мной факты. Все до единого. Этого крайнего полузащитника вы хорошо знаете. Считался одним из главных талантов нашего футбола. Уже в семнадцать лет он стал чемпионом страны, а также дебютировал в Лиге чемпионов. Через год решил попробовать свои силы в немецком чемпионате, однако в основной состав нового клуба он пробиться не смог и вернулся на родину. Сразу стал основным игроком столичного клуба, а затем он своей яркой игрой заслужил вызов в сборную страны. Правда, за нее провел только одну встречу. И тут карьера  футболиста резко пошла на спад. Всему виной эпидемия травм, обрушившихся на молодого игрока, а также, по слухам, его пристрастие к алкоголю. В итоге клуб отказался от услуг игрока. Он пару лет вообще не играл в футбол, а позже объявился в соседнем чемпионате, где провел несколько игр. И покинул расположение своего клуба по никому не известным причинам.
- От травм никто не застрахован.
- Никто. Но если ты не тренируешься, как следует, то вероятность получить травму возрастает в несколько раз. Факт, хорошо известный даже вам. Думаю, я вас уже утомил. Приведу последний пример. Где сейчас молодые игроки нашей сборной,  выигравшей чемпионат Европы несколько лет назад? Из той команды по пальцам одной руки можно пересчитать тех, кто более-менее на виду. Вот и получается, что одни рано «сдуваются» из-за больших денег, другие из-за «звездной болезни», а некоторые по причинам, во многом не связанным со спортом. Очень жаль, но все они не смогли до конца раскрыть свой потенциал.
     В этот раз никто не возражал. Я очень надеялся, что приведённые мной примеры заставят их задуматься.
     Капитан решил подвести черту:
- Поймите, звезда должна сиять на футбольном поле, а не на скамейке запасных! И уж тем более не в барах и ресторанах!
     Он помолчал минуту и добавил:
- Я вам скажу больше, я поиграл не один сезон в Премьер-лиге, но назвать себя звездой не могу. Даже на уровне нашей лиги. У звезды должны быть реальные значимые достижения. Увы, но лучшим футболистом страны, ни в одной номинации, мне так и не удалось стать.
     Тень, мимолетно упавшая на лицо нашего капитана, сказала мне о том, что это больная мозоль, но он справился. Грусть, прозвучавшая в последней фразе Михаила, наводила на предположение, что он озвучил свою несбывшуюся мечту.
- Сейчас, к сожалению, очень многое измеряется в деньгах. Думаю, вы согласитесь со мной, что звезда должна получать не один миллион евро. Заграничные примеры об этом нам говорят. Иначе, какая же это звезда?
     Я понимал, что последние фразы могут только отложить развитие звёздной болезни на какой-то срок. Но названная сумма давала надежду, что этот срок не будет короток. А там, как в восточной притче, либо сдохнет ишак, либо умрёт падишах.
- Вы подняли планку очень высоко. До неё большинство наших звезд не дотягивают.
- Значит, это не настоящие звёзды.
- А они у нас были?
- Таких гонораров не было, а звёзды были. Забыли о Яшине? Да и не только он.
     Я решил вернуться к основной теме разговора.
- Нам очень хочется, чтобы вы поняли, что журналистам нужны провокационные заголовки и яркие герои. Иначе никто не будет читать их статьи. Но мы то с вами должны помнить, что любому игроку, даже звезде, нужна его команда. Команда, в которой раскрылся бы его талант. У нас сложился хороший коллектив. Все к вам хорошо относятся. Не факт, что так будет и в другой команде.
     Борзов первым не выдержал моего взгляда и отвёл глаза.
- Но я ещё не собираюсь никуда уходить.
- Очень скоро вас всех могут позвать в другую команду. И, конечно, посулят златые горы. Только хорошенько подумайте, сумеете ли вы в этой новой команде реализовать свой талант. Ведь неизвестно, будут ли вам там помогать или, наоборот, вставлять палки в колёса. Вы перейдете не только в другую команду, но и, весьма вероятно, кому-то дорогу.
     В подсознании мелькнула мысль – говори за себя, в нашей команде тоже могут оказаться люди, которые помогать не будут. Я слишком мало времени пробыл в команде. Я недостаточно хорошо знал своих одноклубников. Но уже сейчас я видел тех, что спали и видели, когда ребята «оступятся», или «свалят» в другую команду. Хорошо, что они не ждали получения ребятами травмы. Но и это тоже не факт. На детекторе лжи я их не проверял.   
     Я - «старик» и поэтому адекватно воспринимал свою скамейку запасных. К тому же в моём контракте был пункт, который меня грел и поддерживал, о предоставлении мне определенного игрового времени. И не просто был, в нём была ещё и прописана серьёзная компенсация, если меня всё же не выпустят на поле. Ничего подобного у них в контрактах не было. Что ждали они и на что надеялись? Об их молодых конкурентах написано уже достаточно много, и отрицать наличие таланта или больших способностей глупо. Это понимали все, даже они сами. Как же тогда им самим попасть на поле? Это я понимал – ещё больше тренироваться и искать в себе ростки своего таланта. Но это был труд, терпеливый труд, и, по большому счёту, без всяких гарантий. А молодёжь никогда не умела ждать и «пахать». Ей всегда был нужен быстрый результат, иначе вера скоро утрачивалась. Я и сам был ещё недавно таким. Похоже, надо было срочно переговорить ещё и со Снегиревым, Старковым и Бояриновым, которых ребята усадили на лавку запасных. Не забыть бы. 
     Мы ещё долго говорили о том, что у нас сложился хороший коллектив и даже смерть Серебровского, которому мы все многим были обязаны, не помешает нам достигнуть многого. И я, и Медведев настаивали, чтобы до конца сезона ребята отыграли в команде, чтобы настроились именно на этот вариант. Мне показалось, что все поняли простую вещь - чем выше мы прыгнем вместе, тем выше будет цена у каждого из нас в отдельности. С этим согласились все.

* * *
     Золотов считал, что претендент лишён права терять очки и потому обречен атаковать. Он решил укрепить оборону и оставил в нападении одного Зайцева в надежде на его неплохую скорость и самобытную технику. Зайцеву была поставлена задача играть максимально активно и на грани провокации. Соколова отодвинули в полузащиту, а Медведев должен был помогать обороне. Я вышел с первых минут. Золотов планировал похоронить энтузиазм гостей в зародыше. Неплохая идея.
     То, что гости настроились на игру с нами, также входящими в группу лидеров, по-боевому, не вызывало никаких сомнений. Уже на 3-й минуте полузащитник гостей нанес мощный удар, после которого мяч просвистел рядом со стойкой ворот. Длинные передачи вперед, в расчете на активность двух опытных нападающих гостей, заставляли периодически вступать в игру нашего вратаря. Несколько раз Володя буквально с головы у нападающих «снимал» мячи. После каждого раза он требовал от Болотова не давать им свободно пробивать, но лишить их такой возможности никак не удавалось. Они были подвижны и находили лазейки в нашей обороне. Ближе к середине первого тайма мощный удар капитана команды гостей в очередной раз напомнил о том, что нам надо играть энергичнее, иначе случится несчастье. Мяч коснулся штанги, слава богу, с наружной стороны. У нас таких моментов не было. Медведев по выработавшейся уже при Серебровском привычке не стал материться, но изыскивал такие слова и выражения, что заставляли ребят больше двигаться, открываться, да и передачи поперёк поля делать пореже, а стараться с продвижением к воротам соперника. Я не мог упрекнуть ребят, что они мало перемещались. Но требования нашего лидера подстегнули игроков прибавить в самоотверженности. Вспышка нашей активности тут же принесла какие-никакие плоды. Сначала Зайцев заработал угловой удар. Затем капитану удалось запустить мяч по сложной траектории в штрафную площадь. Как бы получив эстафетную палочку, Соколов активно поборолся за этот мяч, но в последний момент хитро пропустил его набегавшему Зайцеву. И тот с убойного расстояния сильно пробил. Досадно, что чуть-чуть выше ворот. Но в итоге мы достойно огрызнулись…
     Однако дальнейшие события вынудили с горечью вспомнить об упущенном моменте. Арбитр назначил в наши ворота пенальти. Нелегко признавать, но мы его заслужили. Один из нападающих гостей, очень техничный легионер, так  лихо дёрнулся в нашей штрафной площади, что Болотов не успел отпустить его футболку, за которую держался. К нашему несчастью футболка порвалась пополам, и вся команда гостей стала указывать арбитру на этот факт. Рефери отправил нападающего в раздевалку за новой футболкой. Георгий получил желтую карточку, а команда – пенальти. Настроение команды пошло круто вниз. Ведь в  таких поединках, для победы часто хватает одного гола. Сам пострадавший, на удивление быстро облачившись в новую футболку, вызвался пробивать пенальти. Очевидно, он посчитал, что самое главное им уже сделано. А вот тут его ждала пренеприятнейшая неожиданность. Потому что наш вратарь думал иначе и сумел парировать его удар. И сделал это Володя просто прекрасно! Ни один судья не смог бы придраться к его действиям. Он стоял на линии ворот, как вкопанный, до самого последнего момента. Несомненно, его хладнокровие и сбило с толку соперника. Голеадор «раскачивал» вратаря и ждал прыжка, а его не было. В итоге, нападающий послал мяч в угол ворот, но не достаточно сильно. И Володя его достал. Причём взял намертво. Стрелка нашего настроения качнулась в обратную сторону. Это был реальный дополнительный заряд энергии, полученный всеми игроками команды. За спиной словно выросли крылья, хотелось летать по полю. Это общее желание родило несколько острых атак. Вдвойне было жаль, что опять не удалось забить.
     Справедливость назначения пенальти в наши ворота ни у кого не вызвала сомнений. Спасибо судье, что не удалил Болотова. Не я один, в душе, поблагодарил его за это. Однако вскоре арбитр, почему-то, «постеснялся» назначить пенальти в ворота гостей, когда защитник рукой прервал передачу. После углового удара Соколов не стал пробивать головой по воротам, а сбросил мяч Зайцеву под удар, но до того снаряд не дошёл. Наши болельщики мгновенно отреагировали на явное нарушение правил и принялись требовать пенальти. Только рефери проигнорировал этот эпизод, и тогда стадион по старинке попробовал отправить его на мыло. Имея определенный горький опыт, никто из игроков не стал сильно возмущаться. Какой смысл?
     Постепенно команде удалось нащупать нить своей игры, мы стали действовать и дружнее, и хладнокровнее. В этом коллективу помог и дождь, остудивший наиболее разгоряченные головы. И неожиданно пришло чувство, что сегодня уже никто не сможет помешать нам победить. Перед перерывом зрители увидели именно ту команду, что по праву находилась в лидирующей группе. Постоянное движение всей команды, креативные действия Соколова и Зайцева. Соперник стал всё чаще ошибаться, откровеннее фолить. Когда Андрея грубо сбили с ног, судья не посмел оставить это нарушение без внимания. Весь стадион буквально взорвался от возмущения. Штрафной удар. Ждали ли на стадионе гола? Безусловно, все были полны надежд. И я в их числе. Проблема состояла лишь в том, что это я должен был материализовать общие чаяния. Волновался ли я? Ещё как, но бесчисленное количество успешных попыток на тренировках придавали мне уверенности в собственных силах. Я представил себе, что должен выполнить очередной норма-тивный удар. Средним по силе ударом, «на автопилоте», мне удалось отправить мяч в сетку. Подкрутить в самую девятку. Без ложной скромности, ювелирная работа, шансов у вратаря не было. Бил я как робот, а испытал облегчение после забитого гола как реальный человек. Но на этом несчастья гостей не закончились. В добавленное время они оказались в нокдауне. Зайцев накрутил троих игроков гостей, выманил на себя вратаря, а потом откатил мяч Соколову, которому только и осталось, как просто попасть в пустые ворота. Тренер гостей, не стесняясь, высказал всё, что думал об игроках обороны. Даже уговоры бокового судьи не смогли прервать его поток слов раздражения.
     Я никому не открывал своих мыслей, но мне показалось, что соперник должен если не развалиться после такого окончания первого тайма, то хотя бы смириться с поражением. Я молча слушал Медведева, весь перерыв убеждавшего игроков, что вся борьба ещё впереди, но надеялся на то, что он ошибается. Когда я увидел, как гости выходили после перерыва на футбольное поле, то быстро понял, что ошибся-то я. Они вновь были боеспособным коллективом. Никакого намека на то, что именно эта команда пропустила два гола. Тренеру удалось настроить игроков на продолжение борьбы. Было ощущение, что мы вновь начали первый тайм. Вернулись и высокая скорость, и дисциплина. И индивидуальная, и общекомандная. Никаких невынужденных ошибок, своевременные передачи. И что уж совсем бросалось в глаза, так это агрессия. Игроки бросались в подкаты ногами вперёд в ситуациях, никак не требующих этого, угрожающе размахивали локтями в борьбе за верхние мячи. В воздухе запахло возможными травмами. Это поняли даже зрители, свистя и требуя от судьи желтых карточек за тот или иной неоправданно жесткий игровой эпизод. В конце концов, один из полузащитников гостей получил желтую карточку за грубость, но это никоим образом не изменило ситуацию на поле. Агрессивный прессинг продолжался. И он дал косвенный результат. Гости заставили нас отказаться от комбинационной игры. Игра разбилась на короткие эпизоды. Подуставшего Зайцева сменил Борзов. Исподволь наша игра приобрела примитивный характер, все передачи пошли на Игоря в расчёте на его скоростные качества. Радовало, что в обороне мы продолжали демонстрировать взаимовыручку и боевой дух. Никто не избегал стыков. Казалось, грубость соперника не достигла своей цели. Ход встречи не предвещал серьёзных осложнений, и тем неожиданней был пропущенный нами гол. Лидер нападения гостей повторил свой мощный удар, и в этот раз ему повезло больше. Пролетев 35 метров, мяч от перекладины скользнул в ворота. Вина Володи в пропущенном голе, наверное, была, расстояние позволяло успеть среагировать должным образом. Но после его нескольких «сейвов» этот эпизод остался без комментариев. Гости же попытались пойти на штурм. В ответ Золотов выпустил свежих и опытных полузащитников Жилова и Егорова. Он справедливо посчитал, что у меня и молодого Козлова недостаточно опыта. Да и подустали мы оба, всё-таки темп игры был высокий. Противнику удалось прижать игроков нашей команды к воротам, но очередной очень резвый забег Борзова заставил двух игроков соперника на максимальной скорости возвращаться в оборонительные порядки. Поддержавший его Соколов бежал медленнее Борзова, но потащил к своим воротам не меньшее количество игроков. В нелегкой ситуации Игорю удалось сделать точный пас на Виктора. Удар  Соколова, красиво замкнувшего прострел, пришёлся во вратаря. После этого забега все шестеро были расстроены. Игорь с Виктором загубленным моментом, а игроки противника тем, что уступили в скорости нападающим. Этот набег не пропал даром, он заставил соперника играть более осторожно. Часть игроков гостей ещё долго держалась гораздо ближе к своей штрафной площади, нежели к нашей.
     Трагедия случилась на четвертой добавленной минуте. Сопернику уже нечего было терять, и он пошёл на финальный штурм наших ворот. Их логика была понятна. Разница между проигрышами 1:2 и 1:3 невелика и они пошли ва-банк. Капитану гостей удалось завести своих подуставших одноклубников. Вдобавок ко всему он смог хорошо подать угловой, и мяч заметался в нашей вратарской площадке. Егоров, в борьбе с нападающим гостей, желая выбить мяч на угловой, срезал его в собственные ворота. Володя никак не мог ожидать такого  казуса. А кто бы мог? Ничья. Обидно до слёз, столько отдано сил… сами виноваты, надо было забивать «свои» мячи. Скользкий счёт обернулся боком. Знакомые 2:2. И хотя это была игра с одним из фаворитов чемпионата, было ощущение, что это именно мы потеряли столь важные два очка. Все игроки команды понуро покидали поле, а Золотов оправдывался перед кем-то из своих знакомых: «сделали всё, что могли».

* * *
     На самых последних секундах игры команда ещё не упускала победу. В раздевалке стояло тягостное молчание. Золотов отложил разбор полётов на следующий день и все быстро покинули помещение. Каждый, по-своему, отправился зализывать раны. Когда главный тренер сел напротив меня, я понял, что он хочет что-то сказать мне. Дав всем уйти, он спросил, что для меня важнее, мои личные достижения или общекомандный результат. Я искренне считал, что не тяну одеяло на себя и играю на команду, о чём и сообщил тренеру. Он похлопал меня по плечу «всем бы так!» и отпустил меня. А я испытал странные чувства. Вроде бы похвалил, но разве я давал ему повод сомневаться в преданности интересам команды?
     Всю ночь мне снился футбол и этот злосчастный мяч на последних секундах игры. Утром я чувствовал себя препаршиво. Голова была тяжелой, как после большой попойки, ломило всё тело. Такого со мной давно не было. Настроение соответствовало самочувствию. Но ещё перед упущенной победой в моей голове родилась одна мысль, и самое время было её реализовать, пока мой запал не пропал. Победу мы упустили, и наш выходной накрылся медным тазом. Поэтому после утренней тренировки я попросил Медведева следовать за мной, «очень нужно». Он выразил недовольство. Его физическое состояние и настроение было не лучше моего. Я настаивал, и он уступил мне. Когда же понял, куда я его притащил, был немало удивлен. Мы сидели вдвоём в приёмной Максимовича. Увидев меня, хозяин ничуть не удивился. Спокойным, даже несколько будничным голосом, он пригласил нас к себе в кабинет, и, не спросив о наших пристрастиях, дал команду секретарше угостить нас зелёным чаем.
- Чем могу помочь?
- Нужно перезаключить контракты с Соколовым и Борзовым. Да и с Зайцевым переоформить отношения.
     Ни моё, ни Медведева положение не давали права поднимать такого рода вопросы. У нас частный клуб и это прерогатива владельца. Да и просьба такого рода была уместней из уст тренера. На это обстоятельство Максимович и обратил первым делом наше внимание.
- Золотов знает о вашем визите?
- Нет. И нам бы хотелось, чтобы он остался в неведении. Ему потребуется ещё немало времени, чтобы понять настоящую ценность этих игроков. Да и с подобными просьбами он вряд ли будет спешить.
     Я не сразу уразумел, что в моей последней фразе прозвучал невольный намёк на выторговывание Золотовым выгодных условий лично для себя. Возможно, я и не осознал бы этого вовсе, если бы Максимович не стал разглядывать меня словно под микроскопом. Не знаю, удалось ли мне сохранить прежним цвет и выражение лица, но Максимович продолжил. Тон его голоса не изменился.
- Вы предлагаете мне потратиться. Купить то, что уже принадлежит мне.
- Но Вы должны отдавать себе отчёт в том, что Вам принадлежит специфический товар. Он может потерять своё качество. А мы пришли к Вам подсказать, как же сделать так, чтобы качество товара стало ещё выше.
     Борис Романович заразительно рассмеялся.
- Благодетели, значит.
     И тут же мы услышали нотки хозяина:
- По-моему, в день наступления их совершеннолетия с ними заключены многолетние контракты, это было совсем недавно. Мы всегда успеем их продать.
- Дело не в продаже. Они заслужили повышение зарплаты своей игрой и их просто необходимо вовремя поощрить. Поддержать материально.
- Они ведь молоды. Вы не боитесь их испортить?
- Мы не призываем Вас поднимать планку зарплаты до звёздного уровня. Просто надо дать понять ребятам, что Вы следите за их успехами. К тому же у нас есть шанс выйти в высшую лигу. Перезаключение контрактов увеличит их энтузиазм.
     Я жестом призвал на помощь Медведева, и он поддержал меня:
- У команды действительно есть шансы выйти в высшую лигу. Если именно сейчас Вы поощрите ребят, они будут «землю рыть».
- Разве они не будут «её рыть» и без повышения? У них есть альтернатива?
- В принципе, могут и не рыть. Альтернатива всегда есть. Думаю, уже сейчас к Вам направляются «покупатели» этих игроков. Вам они будут говорить, что товар «сыроват», а ребятам, что они недооценены в команде. Удивительно, как до сих пор возле них не появились агенты, «поющие» то же самое. Вы же понимаете, какая это отрава. Не только футболисты после этого зачастую перестают работать. Через какое-то время Вы придёте к выводу, что их лучше продать.
- Тогда какой мне смысл поднимать им зарплату?
- Их нужно оставить до конца сезона в команде. И не просто оставить, но и заставить отработать по максимуму. Если именно сейчас их поощрить и приподнять им зарплату, они будут, если хотите, летать на поле. Займи мы любое достойное место по итогам чемпионата, их трансферная стоимость очень сильно вырастет.
     Такие аргументы Максимович понимал лучше. Он раздумывал минут пять, а затем обратился к Медведеву:
- Найдите каждого из них и пусть сегодня же они подойдут ко мне. А Зайцев пусть подойдёт с отцом. Этот разговор должен остаться между нами.
     Разговор был окончен. Дело сделано.
     Когда мы покинули офис президента клуба, Медведев не удержался от искушения выдохнуть: «Ну, ты даёшь! Во что меня втравил». Я прокрутил в голове эту фразу несколько раз, но так и не понял, похвала это или укор. Произнесена она была таким образом, что трактовать услышанное можно было по-разному. Каких-то дополнений не последовало, а уточнять я не стал.
     Мы расстались, и я поймал себя на мысли о том, что уже начал ждать звонка от Борзова. Информация о контрактах – это конфиденциальная информация. 99% футболистов не скажет всей правды о нём. Я был уверен, что Максимович не забудет хорошенько напомнить ребятам о том, чтобы они держали язык за зубами. И тем не менее, я ждал ответа на вопрос, поделится со мной этой информацией Игорь или нет. Но не слишком ли я многого хотел от молодого парня? 

* * *
     Звонка не последовало. Не подошёл он ко мне и после второй тренировки. Удивительно, но разбора вчерашнего матча Золотов проводить не стал. Тренировка была интенсивной, усталость от которой не сняла даже сауна. Спортивную базу каждый покидал самостоятельно. Я очень надеялся, что Игорь подойдёт ко мне. Мне казалось, что между нами пробежала искра доверия. Но… он не подошёл. Не подошёл, так не подошёл. Наверное, я всё-таки слишком многого ждал от него.
     Я постарался перестать думать об этом. И, как оказалось, правильно сделал. Поздно вечером в моей квартире раздался сигнал домофона. Это был Игорь. На кухне, куда я пригласил его пить чай, он смущенно признался, что его вызывал для беседы владелец команды.
- Максимович отметил моё рвение и предложил мне новый контракт сроком на пять лет. Моя месячная зарплата выросла в два раза. И если мы войдём в тройку я получу полугодовую зарплату в виде премии.
     Из него выплескивалась радость, и он не пытался этого скрыть.
     Я автоматически пошутил:
- В твоих глазах я вижу одни баксы.
     Шутка достаточно плоская, но я никак не ожидал, что это старое выражение так сильно обидит его.
- Ну, зачем ты так? Я подумал, что в конце года мы могли бы осуществить квартирный обмен с доплатой. Очень хочется, чтобы мои родители успели пожить в нормальных человеческих условиях.
- Извини. Ты не слышал эту старую шутку? Извини. Я очень рад за тебя… и, наверное, действительно,  в конце сезона было бы здорово отпраздновать новоселье. Но для этого надо войти в призовую тройку.
- Но ведь это реально! Мы пока четвёртые.
- Вот сейчас в твоих глазах одна квартира! Не пускай в свою голову мысли о квартире. Они могут помешать тебе играть. Давай бороться за победу в каждой игре, в конце сезона посчитаем очки, а потом будем решать личные проблемы.
- Тут ты прав. Я уже целый вечер мечтаю о новой квартире. Это наваждение какое-то!
- Когда ты думаешь и думаешь о квартире - это фантазии. А мечта – это достижимая цель, и ты каждый день должен что-то делать для того, чтобы приблизиться к ней. Каждый день!
- Но ведь от нас требуется только играть. Мы и будем играть!
- Все играют. А призовых мест только три! Мало играть, надо каждый день делать это, хоть чуть-чуть, но лучше, чем вчера.
- Но мы же не роботы.
- То-то и оно. Роботы просто выполняют свою работу, а ты можешь подумать, за счёт чего можешь прибавить. Ты же «homo sapiens». Я тебе хочу открыть маленький секрет. Правда, я не знаю, принесло ли это мне какую-то пользу или нет.
- И что это за секрет?
- Помнишь, я выиграл пари у Паши?
- Как можно это забыть!
- Я ведь дважды советовался с тренерами по легкой атлетике. Пришлось заплатить им за консультации. Бесплатно в наше время никто не работает.
- И что они сделали?
- Они посмотрели, как я бегаю, как дышу… сделали подсказ.
- Помогло?
- Вот не знаю. Но хуже точно не стало.
     Он задумался. Очевидно, о том, за счёт чего он может прибавить в игре. Потому что молчал целых пять минут. Это так сильно заняло его, что он перестал обращать внимание на мои перемещения, и очнулся только тогда, когда я включил горячую воду и всполоснул чашки.
- Слушай, ты вроде умный. Как говорят англичане, почему тогда бедный?
     В его тоне не было ни капли ехидства. Он, действительно, недоумевал.
- Во-первых, я не такой уж бедный, свою квартиру я уже выкупил. Во-вторых, мало одного ума, или таланта. Нужен ещё и характер. И, в-третьих, над озвученной тобой проблемой я сейчас и работаю. Вместе с тобой, надеюсь. 
     Во второй раз его раздумья длились намного меньше времени. Но и откровения не последовало. Он просто стал собираться домой. Я уже собирался пережить разочарование от того, что он о чем-то умолчал, но перед тем как открыть дверь, Игорь всё же поделился со мной результатами своих раздумий:
- Знаешь, а ведь я видел около офиса хозяина ещё и Соколова. Тогда я не придал этому значения, а сейчас мне пришла в голову мысль, что ему, наверное, тоже приподняли зарплату.
- Так это же здорово! Лишь бы и он сделал правильные выводы.
- Что это всего лишь аванс?
     Я взъерошил его волосы.
- Разве это последний ваш контракт?
     В его глазах читалась надежда, что нет. Но она казалась ему слишком хрупкой, чтобы озвучивать её.
- Я решил, пока, ничего не говорить родителям. Получу новую зарплату и сделаю им подарки.
     Мне нравился этот парень. Уроки не пропадают зря.

* * *
     Через пару дней похожий разговор у меня состоялся и с Соколовым. Доверие никогда не было для меня пустым звуком, но такой ошеломляющей радости я от него всё-таки не ожидал. Я не стал скрывать её от Виктора, не уточняя, правда, что именно мне её принесло. И продолжал делиться с ним собственным опытом. Хоть и говорят, что учатся только на своих ошибках, но пусть у ребят, хотя бы, кругозор будет шире.
     Мне было крайне приятно, что мне доверились. Они уже прекрасно знали, что контракты футболистов - тайна за семью печатями для окружающих. Длинный язык может очень серьёзно осложнить и саму жизнь, и отношения в коллективе. Но они доверили мне свою тайну, они считали, что я сохраню её в целости и сохранности. Это дорогого стоило. Мне было очень сложно разыгрывать своё неведение. Я не мог отплатить им той же монетой искренности, и это тяготило меня. Но мой жизненный опыт подсказывал мне, пусть они ничего не знают о том, что я приложил к этому руку. У нас складывались хорошие дружеские отношения, и ни к чему в них появляться чувству неравенства… Как ни спешил в тот день Медведев, но я не отпускал его локоть до тех пор, пока он не поклялся мне, что о разговоре с Максимовичем никому не расскажет. Совсем никому. 

* * *
     Следующим нашим соперником был аутсайдер. Последнее место в таблице. Долги по зарплате. Бегущие из команды игроки. Тренер, после первого круга, подавший в отставку. Не команда, а скопище проблем. Вероятность, что команда сможет собраться и оказать достойное сопротивление, минимальна. Золотов дал интервью, что команда обязуется реабилитироваться за упущенную победу и максимально собранно подойти к предстоящей игре.
     В раздевалке он напомнил, что мы уже теряли в этом сезоне очки из-за недооценки соперника и повторять одни и те же ошибки – это и глупость, и непозволительная роскошь. Меня выпустили с самого начала игры. Задача перед нападающими была простая – обеспечить мне фронт работ. Игру мы начали, имея впереди целых трёх нападающих. Поскольку тренер пообещал яркое и результативное зрелище, на стадионе негде было яблоку упасть. Соперник изо всех сил пытался не пустить наших форвардов в свою штрафную площадь. Это привело к тому, что уже на седьмой минуте я получил возможность пробить штрафной удар с двадцати трёх метров. Стенка закрывала от меня ближний угол, но мне удалось аккуратно перекинуть мяч через неё и попасть точнехонько в самую девятку. Защитник в отчаянии пытался выбить головой мяч, но ему это не удалось. Не хватило роста. Зрителям гол понравился и когда, через несколько минут, мне вновь представилась возможность, примерно с той же точки, пробить, весь стадион начал скандировать: «Повторить! Повторить!»  Я и сам был не против это сделать. Но как? Вратарь поставил стенку в точности, как в первый раз. И сам встал в точности, как в первый раз. Очевидно, он слышал о том, что снаряд не падает в одну и ту же точку два раза подряд. Но я не пушка и мяч не снаряд. Мои многочасовые тренировки позволили, почти также, положить мяч в девятку. Зрители на стадионе ревели от восторга. Я же вспомнил Желудкова из «Зенита» и тут же осёк себя. «Ну, паря, ты бы себя ещё с Роналду сравнил! Налицо все признаки звёздной болезни». На моё несчастье прямо на футбольном поле нашёлся психотерапевт. Один из раздосадованных защитников не побоялся получить желтую карточку и в столкновении со мной достаточно откровенно ударил меня по ноге. От сильной боли я подумал, что он мне её сломал. За такое и красной карточки было мало, но судья ограничился только предупреждением. И когда этот игрок вновь приблизился ко мне, я не стал ждать, когда он завершит начатое дело. Недолго думая я решил опередить его и сделал ему «накладку», за что тоже получил желтую карточку. Наш наставник не стал ждать осложнений, и тут же выпустил вместо меня моего однофамильца. Дело-то практически было сделано.
     Со скамейки запасных мне было прекрасно видно, как наш соперник медленно разваливается. И когда Борзов откликнулся на дальнюю передачу Болотова и со своей половины поля стартовал, как профессиональный спринтер, за ним никто не побежал. Игорь аккуратно перебросил мяч через вышедшего из ворот вратаря и получил свою долю аплодисментов. В конце тайма Соколову удался красивый обводящий вратаря удар и мяч, в очередной раз, затрепыхался в сетке. 4:0 уже после первого тайма. Зрители могли быть довольны.
     В перерыве Золотов попросил дожать противника, но без фанатизма. Травмы нам ни к чему. Игра приняла более академичный характер, темп игры спал, и гостям стало проще отбиваться. И только неуёмное желание Зайцева забить свой мяч оживляло игру. Защитники стали играть заметно более грубо, пропускать ещё голы они не хотели. Как не хотели и догонять нашего «Марадону», когда он на скорости их обводил. В итоге Зайцев получил несколько раз по ногам, но забил ещё три гола-красавца. После каждого гола стадион долго скандировал фамилию Зайцева и просил забить ещё. Вроде бы нехорошо бить лежачего, но гости сами виноваты. Могли бы, и вспомнить о самолюбии.
     После такой крупной победы часть болельщиков-автомобилистов отъезжала от стадиона, непрерывно нажимая на клаксон. А инспектора ГИБДД  снисходительно закрывали на это глаза. Они понимали, жива команда, которая поднимает всему городу настроение. Команда, игра которой доставляет удовольствие. Как приятно было ощущать себя частичкой этой команды.
     На выходе из раздевалки меня ждала вдова Серебровского с детьми.
- Добрый вечер. Прекрасная игра!
- Добрый вечер. Спасибо, но вам ли не знать, что сегодня у нас был просто слабый соперник.
- Мне показалось, что этого соперника слишком быстро отправили в нокдаун и тут же в нокаут.
     Она с легкой грустью улыбнулась и добавила:
- Зайцев забил потрясающе красивые голы, и мои мальчики захотели сфотографироваться вместе с ним. Это возможно?
- Почему бы и нет?
     Для этих сирот я был готов организовать фотосессию не только с Андреем, но и со всеми игроками команды. Я вернулся в раздевалку и в двух словах изложил Зайцеву его задачу. То ли тень Серебровского, то ли мой авторитет и энтузиазм сыграли свою роль, но Зайцев нафотографировался на целый альбом. Было забавно смотреть, как два маленьких мальчика искренне благодарили мальчика постарше. Серебровская же поблагодарила меня и уговорила детей сфотографироваться и со мной тоже. В целом, весь процесс занял не более пятнадцати минут, но удовольствия от сделанного я получил не меньше, чем от самой игры.
     Красивая победа. Крупная победа. Сухая победа. Хет-трик и дубль в одной игре. Удалось избежать травм. Чего ещё желать? Но встреча с вдовой напомнила мне о нашей беседе. Услышанное невозможно было просто забыть. Мозг жаждал определённости. Неужели кто-то в команде сплавлял игры? После такой победы в это нелегко было поверить. В это невозможно было поверить. Как невозможно было и не поверить Серебровскому, сумевшему разглядеть в стольких мальчишках зёрна таланта. Я решил заполучить записи игр прошлого сезона и неспешно, в комфортных домашних условиях пересмотреть их. Оказалось, заполучить их несложно. Они имелись в компьютере нашего оператора. Моя просьба Виталия не удивила. Он был фанатом футбола и ценил преданность футболу в других. От меня потребовалась только флешка с большим объёмом памяти. Приобрести её я не догадался, и Виталий одолжил мне свою.
     Наш оператор готовил отдельные DVD для всех амплуа игроков с нарезками матчей предстоящих соперников: для нападающих – систему игры в обороне, сильные и слабые стороны, как всей обороны, так и отдельных её игроков; для защитников и вратаря – манеру игры нападающих, излюбленные приёмы, сильные и слабые стороны. Это была титаническая работа, работа патриота клуба. Диски Виталий раздавал всем игрокам. Это была информация, которая могла с большой долей вероятности пригодиться в игре. И только для меня он  ничего не готовил.
- Серебровский относительно вас никаких указаний не давал. И Золотов тоже.
- Вот я и подумал, раз гора не идёт к Магомету, то Магомет идёт к горе. Я полгода в команде и мне давно пора получше разобраться, хотя бы, в игре собственной команды.
- По-моему, вы органично влились в состав команды. А уж ваши голы, просто шедевры. Они – мой золотой обменный фонд!
- Это как?
- Я же не в состоянии записать игры всех команд, вот и обмениваюсь информацией со своими коллегами из других команд. Думаю, догадываетесь, что больше всего пользуется спросом.
- Так ты мои секреты значит выдаешь?
     Моя шутка смутила оператора.
- Ну, в общем-то, да, но вы же понимаете, что шила в мешке не утаишь… Они и сами вас снимают…
- Тогда скажем по-другому, ты, значит, делаешь мне хорошую рекламу. Но заплатить тебе за неё я не могу.
- Вы меня дважды смутили. Просто не знаю, когда вы серьёзно говорите, а когда шутите.
     Но было видно, что у него отлегло от сердца.
- Сделай мне нарезку об игре вратарей, и я тебе всё прощу!
     Я вновь закончил фразу с повышением тона, но второй раз оператор «не купился». Он рассмеялся и пообещал выполнить мою просьбу как можно быстрее.      

* * *
     Вдова Серебровского невольно напомнила мне о его подозрениях. Я пришёл к себе домой и на листочке своей записной книжки написал весь состав команды. А затем стал неспешно размышлять.
     Вратари – Дубинин и Лобов. Володя не мог быть предателем, его игра говорила об этом. У него были ошибки, но то, как он бился на футбольном поле, защищая свои ворота, не давало никаких оснований в нём сомневаться. Он был последним в команде, кого я заподозрил бы в двойной игре. Иван также не мог быть предателем. Здесь всё обстояло гораздо проще. Он очень мало играл за основу и просто был не в состоянии влиять на результат.
     Защитники – Болотов, Немов, мой однофамилец Евгений, Денисов, Глухов, Грачёв, Демидов, Лебедев, Пятанов. Глухов и Грачёв в команде недавно, пришли чуть раньше меня. В прошлом сезоне их просто не было в команде. Пятанов пришёл позже всех, вместе с Золотовым. К старым грехам он тоже не имел никакого отношения. Остались Демидов и Лебедев, но они не были игроками основы, больше выходили на замену. Шансов «слить» нужную игру у них было мало. Поэтому я склонялся к тому, что предатель должен быть из игроков именно основы. Болотов был стержнем обороны. Успехи команды строились на том фундаменте, что построил Серебровский с помощью именно Георгия. В клубе он получал одну из самых больших зарплат. Какой ему был смысл рисковать своим положением? После Володи, он второй в команде, кто стал делать передачи мне, включать меня в игру. Я не всегда мог обработать его мячи, но это уже была моя проблема. Он-то хотел как лучше. Немов – высокий, крепкий защитник, медленно, но верно прибавлявший в мастерстве под руководством Болотова. Я неплохо к нему относился и пусть Егор простит меня, но его умственное развитие не позволило бы ему «так чисто сливать игры». Для этого требовались не его мозги. По этой же причине я отмёл и Иванова. Мой однофамилец ошибался очень часто, но его ошибки были прогнозируемы. Они все были результатом недостатка мастерства, теоретических знаний и скудости таланта. Я предполагал, что недалёк тот день, когда Евгений достигнет своего потолка и основательно засядет на лавку. Как скоро это произойдёт, зависело только от трудолюбия более молодых футболистов. Денисов ошибался часто, но неуклонно рос в мастерстве. И его потенциал мне был неизвестен. К тому он вызывал во мне симпатию. Но я понимал, что это не аргумент, по большому счёту, мне симпатична вся команда.
     Полузащитники – Медведев, Воронежский, Гусев, Нечаев, Козлов, Поляков, Жилов. В капитане я был уверен как в самом себе. Без него просто ни команды, ни коллектива в ней не было бы. Воронежский был эмоционально неустойчив. Будь он предателем, давно бы выдал себя. У Паши не хватило бы характера так тонко и продолжительно вести игру. Жилов пришёл в клуб одновременно с Золотовым, и его кандидатуру можно было отбросить. Про остальных четверых я мало что мог сказать. Играли старательно, звёзд с неба не хватали. Но я пробыл в команде уже половину сезона и никаких подозрений в их адрес у меня не возникло. И тогда я понял, что так я предателя не найду. Мне необходимо было напрочь отбросить все свои симпатии и рассмотреть их всех «под микроскопом».
     Нападающие – Борзов, Соколов, Зайцев, Быков, Бояринов, Снегирёв. Первых троих можно смело отбросить, в основе они только-только заиграли, да и были молоды и неопытны. А вот последние трое имели мотив для предательства. Им в спину дышала более талантливая молодежь, и чувствовали они себя в команде неуверенно. Но они были игроками атаки. Они могли сыграть нерезультативно, но этого было мало для поражения. К тому же в прошлом сезоне безголевых игр было считанное количество. С моей стороны наивно было надеяться, что простой анализ игроков принесет положительные плоды. Не успев разгореться, во мне потухла слабая надежда, что анализ игроков поможет если не выявить самого предателя, то, хотя бы, определиться с подозреваемым. Перебрав всех игроков команды, я пришёл к выводу, что сделать это будет совсем непросто. Если тренер почувствовал фальшь, но не смог распознать предателя, значит, не так он прост, этот иуда.
     Охватившее меня желание узнать, кто же в команде «справлял» игры и желанием-то назвать было нельзя. Это был какой-то сильнейший зуд. Можно было заниматься разными делами, но забыть о нём невозможно. Предатель был рядом, но ни умом, ни сердцем я не мог его определить! Этот свербёж привёл к тому, что я отказался от мысли готовить ужин самому. В супермаркете набрал уже готовых блюд на сутки и полуфабрикатов на неделю. Не забыл про фрукты и сладости. У меня не было склонности к полноте, и я мог позволить себе кушать всё на свете. Я был крайне благодарен своим родителям за этот подарок. Разложив блюда на компьютерном столе и поудобнее устроившись в кресле, я запустил свой ноутбук. Покупая его в своё время, я благоразумно пришёл к выводу, что буду иметь возможность передвигаться по квартире,   брать с собой в поездки. Очень часто меня радовала возможность пользоваться им и в лежачем положении. Как-никак, мне предстояло проанализировать целый футбольный сезон моей команды. Очевидно, что просматривать победные матчи не было смысла. Таких игр было в прошлом сезоне больше всего и это здорово облегчило мою задачу. Просмотреть все поражения не составило большого труда. Их было немного. И тем не менее, закончил эту работу я глубокой ночью. Результат был нулевой. Никаких признаков «сплава» я не обнаружил. Первая часть моей поисковой работы закончился полным фиаско. Таких ляпов, как в городе на Волге, когда защитник бежал в противоположную сторону от мяча, не было. Конечно, ошибки игроков были, но вот умысла я не увидел. Ошибались разные игроки. Команда недавно собрана, большинство игроков молодо, а потому малоопытно и излишне эмоционально. Тактические, да и технические ошибки были просто неизбежны. Почему же у Серебровского родились подозрения? Долго размышлять над этим вопросом я не смог, так как усталость сморила меня.
     На следующий день, это был заслуженный день отдыха, я буквально заставил себя умыться, побриться и позавтракать. Так велико было желание сразу же после пробуждения продолжить свою поисковую работу. Настала очередь игр с ничейным результатом. Возможно, кого-то из заказчиков устраивали и ничьи. У букмекеров за них, нередко самые большие выплаты. А возможно,  что-то просто пошло не так, и довести дело до поражения не получилось. Просидев три часа в напряжении, я решил прерваться и пробежал трусцой давным-давно установленную норму. Это встряхнуло меня, вернуло моему зрению свежести. Я принял душ, перекусил и вновь вернулся к работе. Весь день ушёл на просмотр матчей, но я вновь ничего не обнаружил. Опять были ошибки игроков, но вновь я не увидел в них злого умысла. От продолжительного сидения, лежания перед экраном ноутбука у меня заболела спина, покраснели глаза, а толку никакого. У Серебровского не было уверенности, только подозрения. Может быть, он ошибся?
     И в тот момент, когда я был готов отказаться от дальнейших поисков чёрной кошки в тёмной комнате, тем более что её там могло и не быть, я услышал мелодию звонка от Мирославы.
- Привет. Ты не заболел?
     Я не виделся с девушкой двое суток и столько же не звонил. «Договорное болото» засосало. Нехорошо получилось, поэтому я решил сразу открыть ей всю правду.
- Привет. Заболел… подозрительностью. Уже двое суток пытаюсь излечиться.
- Есть успехи?
- Да. Практически здоров.
- А почему я слышу сомнения?
     Действительно почему? Это ведь я добавил слово «практически», оставив себе путь к отступлению. Может быть,  мне нужен помощник с непредвзятым взглядом?
- Знаешь, ты могла бы мне здорово помочь и разрешить мои сомнения.
- И когда я должна спасать тебя от посещения психиатра?
- Составишь мне компанию завтра?
- А в чем будет заключаться моя помощь?
- Ты будешь всего лишь смотреть футбол. Возможно, до тошноты.
- И какая передо мной будет поставлена задача?
- Искать игроков, участвовавших в сдаче игр.
- Да… Ты это серьёзно? Такие игры были?
- У Серебровского были сильные подозрения. Только я пообещал, что никто не узнает об этом.
- Тогда действительно стоит проверить его подозрения. А что мне за это будет?
     Разговор был максимально серьёзен и тем неожиданен был для меня переход. Всё-таки я, наверное, уже староват для этой молодой девушки. Я растерялся. И хотя мог бы предложить очень широкий спектр услуг, но ограничился минимумом.
- Я обеспечу тебе ужин и напитки по твоему усмотрению. И бесплатную доставку домой.
     Продолжительное молчание дало мне понять, что я не оправдал её надежд. Ни искромётностью юмора, ни богатством меню. Но спасательный круг мне всё же был брошен.
- Согласна. Жареная картошка, копченая колбаска и слабоалкогольное пиво.
- Это мне по силам. Я заеду за тобой.
     Мысли о предстоящей встрече с Мирославой вернули мне веру в свои силы. Вдвоём мы могли свернуть горы, не то, что подтвердить или опровергнуть предположение Серебровского. Другое дело, что мысли о девушке стали вытеснять из головы саму проблему. В конце концов, если в команде имелись предатели, а только так о них и можно говорить, они рано или поздно проявят себя. Всем известно, сколько верёвочке не виться, а конец будет.


Рецензии
Сергей, повторюсь: очень профессионально и интересно. Давно не читал хороших повестей на спортивную тему, а тут еще и детектив! Симпатичный главный герой, захватывающий сюжет, даже любовная линия - все есть. Я бы только считал это повестью, а не романом. "Роману свойственны масштабность изображения описываемых событий, многоплановость сюжета, широкие временные рамки, в которые входит хронология повествования. Сюжет романа строится на одной основной и нескольких дополнительных сюжетных линиях. Они тесно связаны между собой и представляют единое композиционное целое произведения". Подробнее: http://thedifference.ru/chem-otlichaetsya-povest-ot-romana/
Кстати говоря, и читателей будет больше. Романы редко читают именно из-за объема.

Михаил Бортников   21.08.2016 11:18     Заявить о нарушении
Cпасибо за совет.... Прочтете до конца и если ваше мнение не изменится, то соглашусь с вами относительно повести.... Просто задумывал как роман...

Сергей Фо   21.08.2016 17:04   Заявить о нарушении