Таловские чаши

Наслушавшись об этом загадочном месте, Татьяна, её дочь Вероника с подругой Леной решили поехать и увидеть всё своими глазами.
Дорога от Новосибирска до Томска  была отличной, доехали быстро. Там разузнали о том, как добраться до посёлка Басандайка.
Была уже вторая половина дня,  когда они доехали на автомобиле до тупикового полустанка. Дальше дороги не было, никакой. Машину оставили возле насыпи, перешли через железную дорогу и пошли к дачному посёлку, надеясь расспросить дорогу подробнее. Шли по посёлку и удивлялись тому, что не встретили ни одной живой души. Пробовали стучать в ворота, кричали:
- Хозяева!
 Наконец услышали звук работающей газонокосилки, устремились на звук, стали звать. Вышла женщина, выслушала и удивилась:
- Поздновато вы собрались. Обычно туда идут в первой половине дня и группами.  Дорога не близкая, идти больше часа.
- Ничего, - возразила Татьяна,  до заката ещё далеко.
- Ну, смотрите. Идите по тропинке через кусты, выйдете на поле. Полем – до тайги километра три.
А там – единственная  вырубленная тропа, по ней и выйдете на поляну. Дальше тропы нет.
Двинулись через кустарники. Тропинка была совсем узкая, её пересекали многочисленные другие тропинки. Ветки шиповника и ежевики цеплялись за одежду.
Шли минут двадцать, конца не видно было. Стали думать, а вдруг сбились,  сошли на другую тропинку.
И тут увидели двух женщин, приближающихся навстречу. Поздоровались, удивились, потому что обе были на одно лицо, только разного возраста.
- Правильно идёте, - ответили на вопрос,  не свернули ли, -  скоро выйдете в поле.
 Солнце клонилось к горизонту, стояла тишина,  даже не слышно было птичьего пения.
И вот оно – поле. Пошли быстрее. Впереди показалось двое мужчин. Приблизились. И опять путешественники невольно поразились – мужчины оказались тоже на одно лицо, похоже, были близнецами.
Мужчины тоже удивились, увидев трех женщин,  в такое время, идущих в тайгу. Поздоровались. Путешественницы  сказали куда идут, спросили,  далеко ли, чтобы что-то сказать.
Мужчины переглянулись:
-  Скоро выйдете на опушку, там начинается  тропа.
- Мистика какая-то, - подумала Татьяна, - какие-то странные пары попадаются навстречу.
Но вот и опушка. Впереди - чаща с узкой тропой.
Тропу  пересекали в разных направлениях выступающие из земли корни.  Наверху смыкались кроны высоких деревьев. Было сумрачно и неуютно.
 Шли, спотыкаясь, какое-то смутное ощущение охватило всех. Татьяна вида не подавала, но  у неё возникло чувство тревоги и даже страха.
Но вот они вышли на поляну размером в 300 квадратных метров.  Вот оно, место с названием Таловские чаши, геологический  памятник природы.
На поляне располагались четыре крупных и пять мелких известковых образований. Самое крупное шириной два метра, длиной три с половиной и глубиной два метра. Над землёй возвышается на один метр, толщина стенок – полметра.  Их назвали чашами. В каждой чаше из устьев вытекает вода, из одной из них  течёт по жёлобу ещё на десять метров и не по долинке, а по возвышению. Вода в чашах не замерзает даже в сильные морозы. В составе стенок кроме известковых отложений, есть редкий метал бернессит (всего два таких места, где он  обнаружен  на территории России).
В народе вода из этих чаш считается целебной. Место уединённое, вокруг  тайга.
Умылись, попили воды,  сели отдохнуть. Стояла полная тишина. Солнца уже не видно было за высокой стеной деревьев, но небо   светилось розово и нежно.
И вдруг из тёмной чащи тайги  послышались звуки, как будто кто-то переговаривался, иногда вздыхал громко.
Первой вскочила Вероника и со словами:
- Мама, пойдём отсюда! – бросилась к тропе.
Молча  мчались по тропе, последней – Татьяна. Она чувствовала за спиной опасность, как бы заслоняла собой бегущих впереди девочек.
Когда выбежали в поле, перевели дух, отдышались. Лена спросила:
- Что это было, тётя Таня?
- Не знаю, мне говорили, что дальше нет никакого жилья. Тайга на многие километры.
 Они спешили, неприятное чувство опасности не проходило.
Когда шли уже по кустам, стало темнеть. Вышли к полустанку, когда как раз пришла электричка.  Немногочисленные пассажиры устремились к посёлку.
Татьяна обратилась к двум мужчинам, которые собирались зайти в электричку.
- Скажите, откуда в тайге за Таловскими чашами могут быть люди? – спросила она.
- Людей там быть не может, особенно в такое время. Это место медвежье, они там хозяева, - ответил один из них.
Татьяна и девочки переглянулись, спустились с насыпи к машине и поехали в Томск. И только там, в машине, почувствовали себя надёжно и успокоились.
Прошло время.   Однажды они снова побывали в этом загадочном месте. Только уже вместе с мужем Татьяны. Пришли утром. Вся поляна была в росе, пели птицы, жужжали насекомые. Попили «живую» воду, посидели, чувствуя умиротворение от окружающей красоты. Удивляясь, кто и когда соорудил  здесь, в дремучей тайге, эти удивительные чаши. И, не испытывая никакого страха, не спеша тронулись в обратный путь.


Рецензии