Когда покидает мама... продолжение

     Когда вернулись на родину в конце 40-х, после войны и ссылки, мама училась в старших классах. Из-за пропущенных в войну лет, когда не было возможности учиться, многие в классе были «перестарки», ближе к двадцати годам, но были и такого возраста, как полагалось, по семнадцать-восемнадцать лет. Мама была среди старших. Самые верные друзья юности, из маминых рассказов, были Тома (Тамара Михайловна) Гусева и Ваня Покульских, в дальнейшем известный в Приаргунье хирург Иван Семёнович.
 
     А мама стала учителем. У меня теперь лежит её медаль «Ветеран труда». Скольких детей она выпустила на дорогу жизни из школы,  дала первые знания и заложила основы гражданской позиции… Последней её ученицей была маленькая правнучка Маргарита.
 
Осень перед тем, как случилась эта болезнь, мама провела у меня в Оренбурге. Я привезла её из Красноярска в середине сентября, когда там уже было пасмурно, дождливо, дул холодный ветер, и из окна было видно, как он со злостью хлещет мокрыми ветками деревьев и носит из угла в угол по двору мусор.
А Оренбург встретил теплом и солнцем. Двор наш хорошо озеленён, с цветами на клумбах в зоне отдыха, в центре, несколько новых обустроенных детских площадок, аллеи для прогулок со скамейками для отдыха. Всё, вместе взятое, маму очень радовало, она подолгу гуляла и всё удивлялась чистоте. Я ходила на работу рядом, в соседний двор. Внучке Марго шёл четвёртый год, она была совершенно самостоятельной и смышленой для своего возраста, в садик мы её не водили, ходили и ездили с ней заниматься в различные студии. Они хозяйничали вдвоём с мамой, при чём за старшую оставалась, скорее, Марго.
И вот от избытка времени, оттого, что все дела уже были переделаны, они и решили, старый да малый, «удариться» в науку. Мама обучала правнучку со всей серьёзностью советской школы, когда наше образование было лучшим в мире. Они изучали буквы и звуки, гласные и согласные, глухие и звонкие, складывали из них слоги, а затем образовывали слова и фразы. Изучали, закрепляли, повторяли, читали вслух по «Букварю» и другим детским книжкам. Букварная наука закончилась меньше, чем за три месяца. Мама научила читать Марго, которой только первого января должно было исполниться четыре года.

    На Новый год мама очень хотела вернуться назад, домой. Я проводила её до Самары, так как прямые поезда у нас ходят только в летний сезон, и надо было ехать с пересадкой. Там, в Самаре, провели половину дня. Уже вечерело, когда я посадила маму на Красноярский поезд, а дома её должен был встретить брат.   Через несколько часов, поздним вечером я отправилась в обратный путь.  И только ночью с 14 на 15 декабря, когда я возвращалась из Самары,  в Оренбурге выпал первый снег, и сразу похолодало. Осень уступила свои права заждавшейся зиме.
 
    Оказалось, что это была прощальная золотая осень моей мамы. Она, как и я, Дева по гороскопу, родилась 28 августа, успела в последние летние дни. И самое любимое время года у неё было окончание лета и начало осени. Мой любимый сезон тоже осень, меня в это время захлёстывают чувства. Вот вспоминаю теперь ту невероятную осень, было сухо, солнечно, тепло, деревья стояли в своих ярких нарядах, не торопясь их сбрасывать…
А мама часто-часто была с грустью и тоской в глазах, может, она чувствовала?! Пока она жила здесь эти три месяца, мы ей сделали обследование в поликлинике, всё было как положено – кровь, кардиограмма, даже сахар крови с её диабетом был около пяти, это хороший… Она собиралась жить долго и радоваться внукам и правнукам.

    Прошла первая неделя Великого Поста, наступил международный женский день, я позвонила маме поздравить её. Голос был обычным, поговорили о всяких пустяках. О чём она думала одинокими длинными ночами в стенах своей комнаты? Перебирала прожитую жизнь по годам и дням..? Я всю свою жизнь жила… не с мамой, я выращена бабушкой, мама всегда была на работе. Потом, совсем юной, я уехала учиться, и всё...-  я только приезжала в гости. Брату повезло больше, он поздний, мама посвятила ему своё материнство, бабушки уже не было. Я где-то в глубине и обиду таила, и завидовала, но это было мимолётным ощущением, я знала, что мама всегда ждёт, любит и переживает.
    У меня никогда не возникала мысль, что наступит день, когда её не станет. Глупо как! Я не чувствовала своего возраста, я не заметила, как мама постарела. А теперь я каждый день боялась телефонного звонка.

    К концу второй недели поста я позвонила, как обычно, в субботу во второй половине дня, на звонок никто не отвечал…  Звонила я несколько раз и подолгу… У меня началась паника. И тут мама позвонила сама, сказала, что увидела несколько пропущенных звонков от меня, - она была в д`уше. У меня отлегло, слава Богу, всё нормально, раз у неё есть силы  самой, без помощи, принять душ.
    А в середине следующей недели раздался звонок от брата: запас маминых сил иссяк, она сразу же не смогла ходить, не принимала пищу, начали периодично ставить обезболивающие…
    Я доехала в Красноярск 21-22 марта, и зайдя в комнату, маму не узнала: предо мной сидела бледная, иссохшая старушка, с маленьким личиком и глубоко ввалившимися глазами, и смотрела на меня взглядом моей горячо любимой бабы Елены… Мама стала похожа на свою мать, хотя с рождения была копией отца.

    Я провела с ней последние её десять дней, она тихо разговаривала со мной, ни разу не пожаловалась, только во сне стонала от боли. Есть не могла совсем, просила воду из морозилки по глоточку или пососать ягод мороженой малины, - ненавижу с этих пор малину. Мы с братом тоже не могли есть, изредка пили чая, а я – кофе, ходили по очереди курить без счёта, а ночью, чтоб не спать, пили по глоточку коньяк и курили, курили…
    Мамы не стало в семь часов вечера второго апреля, как раз, когда брат отлучился по своим рабочим делам, которые совсем забросил.
Последний раз мама разговаривала со мной предыдущим днём,  спросила, где брат.  А с тех пор она всё время спала под воздействием препаратов, которые мы ставили ей сами через четыре часа. И тут она вдруг глубоко, как-то не по-обычному вздохнула… и выдох был последним. Она ушла, не зная, что покидает нас, и как много она для нас значила – мы не говорили ей об этом при жизни, - и какое навалилось гнетущее опустошение…      

    Следующий наступивший день был по-настоящему весенним, вдруг стало солнечно и тепло, как она любила…

                29.02.2016г.


Рецензии