Прынц Фрыц Удалой Глава 5. 1

  Сляпанный без подготовки наскоро "августейший поезд" оказался совсем невелик, и ещё менее помпезен - санки позолотой не блистали, а багаж да подарки и вовсе на дровнях катились. Но зато от ощущения родного края было на душе весело, и настроение это скрыть и не пытался. Пели и сердце, и уста, постоянно кочующий со мной волюнтарист слёту подхватывал мелодию, а на ночёвках перекладывал её для потомков на ноты. На этот раз удалось обогатить человечество исконно русским: "Ехали на тройке с бубенцами" и ещё дюжиной не менее зажигательных шедевров. Ведь по приезду спросится песен, а их есть у меня!

   Но в этот раз удивил Кремль уже нас, прямо в день приезда развернувшимся артаксёрсковым действом. По приказу батюшки-царя в немецкой слободе нашли пастора, который согласился спектакль отрежессировать и недурно у него сюжет про Тимура и Баязета получился. Родился таки и в России театр, правда в Англии в оных уже и женщинам в актёрки идти дозволили.

  Хотя не это явилось первым по значимости событием при посещении Московского царства.Не намного старше Софьи новая её мачеха разрешилась от бремени и одарила плодовитого царя тринадцатым его по счёту ребёнком, а жену мою сводным братом. Изначально мыслилось царевича Фёдора в крёстные отцы младенцу назначить, но Алексей Михайлович решил переиграть - крёстными определили герцогиню Задвинскую, Суринамскую и протчая, протчая - Софью Алексеевну, ну и меня - её скромного супруга. Что мы и совершили - перед Богом поклявшись быть равными с кровными родителями Петруше опекунами.

   Но пока до крестин ещё время оставалось, то по санному пути времени хватило и другому дедушке внука показать, ведь в его же честь младенец Якобом был назван. Дорога оказалась на удивление легка, ибо после Андрусовского мира по велению "Тишайшего" была создана не новая "Рижская почта", а восстановлен "Лыбавский белый путь", проходящий через Задвинье(Латгалию) и Курляндию. Что являлось разумным, ибо незамерзающий порт функционировал круглогодично. На перегонах по русским землям поставлены были царские ямы, а по землям герцогств - кроги частников. Что интересно, в последних факта отсутствия лошадей замечено не было, да и стол оказывался более разнообразным и вкусным, причём не дороже казённого.

   Только большими уговорами удалось выпросить у царя отдать распоряжаться землями дочери боярина Матвеева. В её придАнном - Задвинском герцогстве, требовался умный, тёртый и преданный человек, а таковых всегда мало. Бывал он послом и в Персии, и в Турции, повоевал немало и с ляхами, и со шведами - так что мир посмотрел да мнение о нём составил. Хоть в своё время даже до Риги с войском дошёл, но более воевать с Карлом не хотел, сознавая, что только шведы могут вторым фронтом для поляков оказаться. На некоторое время такая его убеждённость нас с тестем устраивала, но родственнику я не раз говаривал:"Нет вечных друзей, нет вечных врагов", и тот со мной соглашался.

    Наши с ним отношения являлись исключением, правило подтверждающим. Очень уж заценил царь мою наводку по медному месторождению - первую отлитую там пушченку уже доставили в Москву. Правда и тут я свои 5 копеек вставил, испортив радость. Порекомендовав впредь не утяжелять ствол красивствами. Не жаться на олово - её я потребное количество навезу. И унифицировать калибр полевой артиллерии. Читал, что ещё при Наполеоне оптимальной нашли 6-фунтовку, под упряжку так же в 6 коней. Теперь всё мною сказанное сомнению не подвергалось и сразу принималось к исполнению, как слово гуру.

     Своим пажам, подросшим Кондрату да Игнату, Софья сразу по прибытии в столицу дозволила далее на юг путь продолжить - родителей навестить. Да наказала каждому в марте посадить на огороде семена с Америки привезённые - томат, кабачки, кукурузу, подсолнух, а так же косточки абрикоса и персидского фрукта. Отроки уже обучены были обращению с растениями и подошли к задаче не "по казённому" - пусть родные полакомятся, да потом с соседями семенами поделятся. С бульбой да мамалыгой и о голодных годах забудут, а такие начинания приживаются лучше снизу чем сверху.

     Наше же семейство въехало наконец в своё законное Задвинское герцогство на правах властителей. Правда, больше бы подошло определение ареал или территория - земли после войны и чумы опустели, а выживших - католичество исповедовавших сервов, ксёндзы застращали кровожадными схизматиками и подвигли на бегство с земель их предков. Благо, что я про то знал и изначально уломал тестя давать староверам шанс на исход в эти земли, так что свято место пусто пробудет не долго. Папистов самого агрессивного направления - иезуитов, за ушедшей паствой изгнали ещё до нас, освободив в столице здание монастыря и коллегиума(духовной семинарии). А вот православные храмы-божницы, в 12 веке в крае разрушенные, потребовалось восстанавливать. Первую же церковь Бориса и Глеба русские возвели вскоре после освобождения в честь этих святых переименованного города.

     Дабы дать не покинувшим землю подданным пропитание, тут же объявил в крае лесозаготовки по весьма достойным закупочным расценкам. И у крестьян деньга за зиму заведётся, и я в среднем течении Двины возможность от моря кормиться использую. Для постройки "настоящих" кораблей верфь конечно ставить нельзя, но вот спрятать на соединённом с рекой озерке производство галер получается легко. Даже перегон "готовой продукции" по пограничной реке возможно замаскировать под сплав хлебной баржи. Ведь плоскодонное это корыто или под водой мощный киль скрыт, с берега не разглядеть, а снять "сарайную" крышу да борта нарастить можно втихаря на любой из шести приморских верфей "папы".

   О чём с ним так же всё детально согласовали мы при встрече. Он так же преисполнен был желанием мести шведам за годы заключения и многомиллионное разорение его земель. Появление ныне серьезного дополнительного экономического ресурса, а так же сильного военно-стратегического союзника делало его мечту реальной, и поспешать готовиться не торопясь к неизбежной войне следовало уже теперь.

   "Папа" Якоб подал хорошую идею замаскировать судоверфь, которая как ни хоронись всё равно шведскими агентами не замеченной не останется, как временную, созданную для постройки понтонов при сооружении наплавного моста через реку. А таковой столице Задвинского герцогства необходим.
    Если с финансированием вопросов не возникнет, то специалистов "дружественному государству" он подошлёт. Как и зодчих, для возведения родового замка. Не комфорта и выпендрёжа ради, а возвеличивания древнего рыцарского рода Кетллеров! Ведь городу возвращали, ранее панством заменённый на уродливого грифона, его древний герб - Деву Марию с младенцем на руках и коленопреклонного перед ними рыцаря. И для столь символической композиции надлежало создать достойное здание.

   Так же пообещал "папа" в моё НЕИЗБЕЖНОЕ(при таком характере) отсутствие, помогать "смотрящему" Матвееву в ведении хозяйства. Ведь война не только разорение краю принесла, но и уберегла от неизбежных непопулярных мер. С дворянской элитой тут бодаться потребности не имелось, ибо опасаясь расплаты за пособничество противнику пришлось ей из своих родовых гнёзд упорхнуть. Формально ведь протекторат продолжил оставаться московским, а 2/3 земель Латгалии принадлежали литовским магнатам: Сапегам, Ходкевичам, Чапским, ополонившимся графам Плятерам и Борхам, баронам Гильзенам и Корхам.

  Новых же баронов-"равных соседей", наученный горьким опытом Якоб заводить не решился, вводя в суверенном Задвинье порядки иные - госкапитализм! И в заморских территориях шведский Карл ХI с 1671 года "Полицейский устав" ввёл. А затем редукцию(возвращение земель в казну) с метрополии и на колонию перенесёт. При таком "букете мер" неизбежен приток в Задвинское герцогство экономических "беженцев", как беглых крепостных, так и их хозяев. Но своей казне этими мерами шведская Лифляндия выдаст ежегодно по полмиллиона непосредственно на содержание войск. Хотя, тут шаги у всех одинаковы, их и нам их пройти необходимо - кадастр, а затем вакенбух - персональное перечисление крестьянам их повинностей, в зависимости от возможностей. Пора и нам заводить ЗАЧАТКИ ШВЕДСКОГО СОЦИАЛИЗМА!

   Это хождение по очень тонкому льду, ибо чуть увеличив гнёт рискуешь без людей остаться - сбегут, а облегчив - на что государству существовать? При панах подати взымались "с дыма", рассчитываемого очень хитро. Например, поселение староверов в 13 душ определялось в 1,5 дыма и основного налога - "чинуша" с них взымалось 37 даллеров, 9 шестаков да 6 грошей. Да "гиберна" - налога на постой войска 1 даллер, 9 шестаков и 6 грошей (но в военное время эта сумма удваивалась). Разумеется, наличествовала барщина и подати по мелочи : хлебная, ячменная, льняная, подводная, дорожная и т.д. Да несмотря на вероисповедание с дыма на содержание ксенза полагалось отсыпать по пуре жита и ячменя. И это всё в крае, где земля камениста и к плодородию не весьма годна.

   По случайно найденному в чудом сохранившихся архивах польскому Генеральному регистру подымного налогооблажения, на имеющиеся 16 тысяч квадратных километров, имелось 946 дымов(включая Динабург). Даже если по 20 душ "положить на дым", выходило на километр чуть больше человека.


Рецензии