Военно-монашеские Ордены Средневековья

REX LUPUS DEUS

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Большая часть военно-монашеских (духовно-рыцарских) Орденов Средневековья возникла в ходе контрнаступательных военных операций, предпринятых странами христианского мира в ответ на многовековую мусульманскую агрессию, сократившую, начиная с середины VII в.,  размеры христианской ойкумены (или экумены, т.е. обитаемого мира) более чем вдвое, и ставших впоследствии известными под названием «Крестовых походов». Именно Крестовые походы, это крупнейшее совместное предприятие стран Западной (а временами - также Центральной, Восточной и Южной) Европы, имевшее своей целью отнюдь не агрессию, а восстановление статус-кво, существовавшего перед началом исламской экспансии, явились колыбелью военно-монашеских Орденов.

Исключением были Орден странноприимцев-госпитальеров-иоаннитов, основанный еще задолго до начала Крестовых походов, не позднее 20-х гг. XI в. (а отнюдь не в 1099 г., вопреки пышно отпразднованному современным папским Мальтийским Орденом якобы «900-летнему юбилею» иоаннитов!) и учрежденный в 1075 г. Орден Святого Иакова Альтопасского (Орден рыцарей Тау-Креста), однако именно Крестовые походы оказали решающее воздействие на его превращение из странноприимного братства в военный Орден. Основанный в качестве благочестивого сообщества в целях ухода за паломниками и больными, он превратился в рыцарский Орден, главной задачей которого стала длившаяся на протяжении столетий борьба против воинствующего ислама, нападавшего на христианские государства, образовавшиеся в ходе Крестовых походов.
 
На раннем этапе своей истории эти Ордены являлись скорее неформальными рыцарскими братствами, (подобными аналогичным рыцарским братствам Святой Земли, членство в которых, да и само существование которых носило для большинства входивших в них «братьев» скорее временный, чем постоянный характер - братства Святых Андрея и Петра в Акконе, братство граждан города Пизы, общеитальянское братство Святого Духа, английское братство Святого Эдуарда Исповедника, Акконское странноприимное братство Святого Иоанна и Святого Фомы и др.; из учрежденного в Святой Земле братства Святого апостола Иакова впоследствии возник одноименный рыцарский Орден, действовавший на Иберийском полуострове) оборонявшими небольшие пограничные крепости, или, точнее, укрепленные пограничные заставы, обозначавшиеся арабским словом «рибат».

Однако вскоре братства начали приобретать все больше черт военно-монашеских Орденов, живших по достаточно строгим и обязательным для всех своих членов Статутам (Уставам).

Здесь представляется уместным указать на следующее обстоятельство. Слово «Орден» (по-латыни: Ордо, ordo) означает в переводе на русский язык буквально «порядок», «сословие», «строй» или  «чин». Так, например, выражение «все чин чином» означает: «все в надлежащем порядке». Сразу бросается в глаза не только созвучие, но и смысловое соответствие слова «орден»-«ордо» (от которого происходят аналогичные слова других индоевропейских языков - английское «ордер», немецкое «Орднунг», Ordnung, французское «Ордр», ordre, итальянское «Ордине», ordine, испанское «Орден», orden, португальское «Ордем», ordem, и т.д.) тюркско-монгольскому слову «орда» (или «орта»; так, например, отряд в войске турецких янычар назывался «орта»), исконное значение которого - «ставка правителя (военачальника)», «военный стан», «военный лагерь» или «боевой порядок (строй)». Это одно из древнейших слов, вероятно, позаимствованных в незапамятные времена кочевыми племенами - предками тюркских и монгольских племен - у древних иранских (арийских) кочевников, своих соседей по Великой Степи («Ариана Вэжа», «Арьянам Вайджа», «Арийский Простор»), наряду, например, со столь же древним словом «богатырь»-«батор»-«баатар»-«багадур» (происходящим от древнего арийского слова «баг(а)» - «Бог»); «богатырь» - человек, одаренный Богом силой, отвагой и доблестью; «богатый», «богач» - человек, одаренный Богом большим имуществом. Впрочем, довольно об этом...

Рыцари-монахи (а если говорить обо всех членах Орденов, то воины-монахи) этих орденских братств обладали, с точки зрения эффективности борьбы с мусульманами, целым рядом преимуществ перед светскими рыцарями и светскими воинами-крестоносцами.

Во-первых, воины-монахи постоянно проживали в своих крепостях-монастырях, возведенных на тех территориях, границы которых они были обязаны охранять.

Во-вторых, они приносили обеты нестяжания и безбрачия, поэтому, не имея необходимости заботиться о собственном имуществе, семье и детях (которых не имели), могли всецело посвятить себя (наряду с молитвами) военному делу.

В-третьих (что немаловажно), воины-монахи, в силу самого своего казарменно-монастырского аскетического образа жизни и воспитания, отличались особенно пылкой верой (в наш атеистический век ее называли бы, конечно, «христианским религиозным фанатизмом»!) были идеально подготовлены к борьбе с мусульманами (магометанами) с точки зрения «духовной», или «политико-идеологической».

Впрочем, говоря об «аскетическом» образе жизни, ассоциирующемся в наших сегодняшних представлениях с образом схимника или монаха-затворника, истощенного постоянным постом и молитвами, мы не должны забывать об исконном значении слова «аскеза», означающего по-гречески не что иное, как «военная подготовка» или «воинские упражнения». И здесь мы вплотную приближаемся к разгадке таинственного и даже абсурдного (на первый взгляд!) феномена военно-монашеских Орденов.

Что общего могло быть, на первый взгляд, у монаха, чье дело - молиться за весь грешный мир, с воином, являющимся, казалось бы, убийцей (то есть, заведомым грешником) «по определению», или, так сказать, «по профессии»?

Между тем, молитвенное делание, по слову святого апостола Павла, приравнивается к воинскому. И это далеко не случайно. Ибо Церковь апостольская всегда была и остается Церковью воинствующей. И по единодушному мнению Отцов Церкви все христиане - как молящиеся, так и поборающие на врагов Креста с мечом в руках, относились к одному и тому же типу «воинствующего человека».

Виднейший из древних Отцов Западной Церкви – блаженный (у римо-католиков – Святой) Августин, епископ Гиппонский (Иппонский) - еще в V в. п. Р.Х. сформулировал принцип взаимодополняемости: с одной стороны - тот, кто в тишине монашеской кельи ведет духовным оружием поста и молитвы борьбу с невидимыми бесами (духами зла, «аггелами сатаны»); с другой - тот, кто железным оружием на поле брани защищает молящегося от «видимых бесов» - иноверцев и еретиков.

И тех, и других блаженный Августин считал защитниками Христианского мира от врагов видимых и невидимых. Характерным в данной связи представляется дошедшее до наших дней послание блаженного Августина некоему Вонифатию (Бонифацию) - христианину и римскому воину, усомнившемуся в необходимости и возможности для человека, исповедующего веру в Христа, Который есть Любовь, воевать с другими людьми, хотя бы и не просвещенными светом истинной веры, ранить и убивать их:

«Итак, другие (священники и монахи - В.А.), вознося молитвы, сражаются с невидимым противником. Вы же (воины - В.А.), те, за кого они молятся, сражаетесь с оружием в руках против видимых варваров».

Мы видим, что наряду со сравнением, уравнивающим «бесов» и «варваров» (врагов Христианской Римской империи), демонизирующим всякого противника Христовой Веры, блаженный Августин утверждал, что война и ратный труд столь же священны, сколь и молитва, а молитва - сколь военное действие.

Правоту сказанного вполне подтверждают и анналы церковной истории, из которых явствует существования еще со времен священной христианской древности тесного военно-духовного союза между «чином воинским» и «чином святительским» (употребляя терминологию Царя Иоанна Грозного, используемую им в переписке с князем Андреем Курбским).

Конечно, времена теперь иные. И если ранняя Церковь считала себя воинством Христовым (лат.: militia Christi), народом Божьим, поголовно мобилизованным на брань (борьбу) с врагами видимыми и невидимыми, то многие современные христиане предпочитают определять себя и свою веру в «терапевтических» терминах, видеть себя не воином, призванным на многотрудную службу, а пациентом в госпитале или лазарете.

Разумеется, ни одна армия не обходится без походного госпиталя или лазарета (доказательством чему служит существование духовно-рыцарских Орденов госпитальеров и лазаритов, чьи члены неустанно наносили раны неверным и врачевали раны христиан; да и Тевтонский Орден Приснодевы Марии тоже возник в качестве госпитальерского братства), но никакой госпиталь или лазарет не может подменить собой всю армию, первейшая задача которой, все-таки - не исцеление больных и раненых, а битва с врагом и победа над ним. Поэтому все истинные христиане, души которых горят небесной приверженностью ко Христу, всегда осознавали себя находящимися не в Церкви-«лазарете» (пребывание в котором могло быть лишь временным, пока не зарубцуются раны, нанесенные демоном, грехом или плотью), а в Церкви - боевом стане, в Церкви любви и войны.
      
Именно охваченные этим духом ревности о Господе Христе воинские контингенты военно-монашеских Орденов составили костяк профессиональных армий королевств, графств и княжеств, основанных крестоносцами в Сирии и Палестине (Святой Земле, или Земле Воплощения), Пруссии и Ливонии, а также испанских королевств (Кастилии, Леона, Арагона, Майорки и Наварры) и Португалии. Аналогичные рыцарские Ордены, учрежденные с целью защиты от мусульманской агрессии, существовали и в иных государствах средневековой Европы - Орден Святого Маврикия, Орден Святого Георгия и Дракона (Орден Дракона), Орден крестоносцев со звездой и многие другие.    

Здесь конец и Господу нашему слава!

ПРИМЕЧАНИЕ

На цветной таблице, помещенной нами, в качестве иллюстрации, в заголовке настоящей миниатюры, изображены (слева направо и сверху вниз) гербы:

1) Герб Ордена Святого Иакова Альтопасского (Ордена рыцарей Тау-Креста);

2) Герб Ордена Святого Гроба (Ордена сепульхриеров, Ордена Гроба Господня);

3) Герб Ордена госпитальеров-странноприимцев-иоаннитов (указанная в подписи дата учреждения этого Ордена - 1099 год - не соответствует действительности, как мы указывали в нашей миниатюры);

4) Герб Ордена бедных соратников Христа и Храма Соломонова (Ордена тамплиеров, ордена Храма);

5) Герб Ордена лазаритов (Ордена Святого Лазаря);

6) Герб Авишского Ордена Святого Бенедикта (Ордена Сан-Бенту ди Авиш)

7) Герб Ордена Калатравы (Ордена Сальватьерры);

8) Герб Ордена Святого Иакова и Меча (Ордена Сантьяго);

9) Герб Ордена Алькантары (Ордена Святого Юлиана);

10)Герб Ордена Пресвятой Богородицы Монжуа;

11)Герб Верховного Магистра (Гохмейстера) Тевтонского (Немецкого) Ордена Пресвятой Девы Марии (герб самого Тевтонского Ордена представлял собой черный крест на белом поле);

12)Герб Ордена рыцарей Святого Фомы;

13)Герб Альфамского Ордена Святого Георгия (Ордена Сан-Хорхе де Альфама);

14)Герб Ордена Ливонских братьев-меченосцев (Ордена Меча, Ордена бедной братии Христа в Ливонии);

15)Герб Добринского (Добжиньского) Ордена (Ордена Добринских братьев);

16)Герб Ордена (пражских) крестоносцев со звездой;

17)Герб Ордена воинства Иисуса Христа;

18)Герб Ордена Пресвятой Девы Монтесской (Ордена Монтесы);

20)Герб Ордена (рыцарей) Христа;

21)Герб Ордена Святого Георгия и Дракона (Ордена Дракона).


Рецензии