1. Цвет как основная зрительная характеристика
Цвет как основная зрительная характеристика красоты камня
Цвет минерала является одним из наиболее важных оптических (греч. optike – ‘световой, зрительный’) признаков субстанции. Но даже в геммологии наших дней точные определения цвета драгоценных камней вызывают затруднения.
В целом, под цветом понимается оптическое свойство, которое зависит от способности камня пропускать или поглощать свет. Минерал кажется чёрным, если камень полностью поглощает свет. Бесцветный камень пропускает все цвета спектра, а окрашенный камень поглощает лишь их часть. До появления науки о драгоценных камнях – геммологии - люди различали драгоценные камни по цвету: красные камни относили к рубину (карбункулу), зелёные – к изумруду, синие – к сапфиру (лазуриту), а жёлтые – к гиацинту. Цвет из *kvetъ, *kvisti. Родственно kvitu – «блестеть, мерцать» [ЭСРЯ, IV, 1987, 207]. Допускается сближение с *svetъ, хотя О.Н. Трубачев отвергает такое предположение [ЭСРЯ, III, 1987, 576].
По цвету камни делятся на цветные, бесцветные и окрашенные. Цвет окраски зависят от примесей металлов и освещения. Бесцветными являются водяно-прозрачные, чистые минералы (горный хрусталь, алмаз). В чистом виде бесцветен минерал виллемит [Раделов 2011,62]. Окраска камня вызывается минеральными примесями, включениями жидкости и газа, а также радиоактивным излучением.
По Бетехтину А.Г. выделяются минералы–эталоны того или иного цвета. Окраска цветных минералов, минералов-эталонов, отличается наибольшим постоянством. Например, фиолетовый цвет (аметист), синий цвет (азурит), зелёный цвет (малахит) [Бетехтин 1950 -1, 50]. В случаях, когда поглощение света не происходит, минерал оказывается бесцветным. При рассмотрении некоторых минералов можно наблюдать разные цвета в одном кристалле. Такой эффект называется плеохроизм (греч.pleon + chros – ‘больше цвета’) – свойство некоторых двупреломляющих минералов неодинаково поглощать лучи света в разных направлениях, в результате чего в этих направлениях появляется различная окраска [СИС 1955, 544, 545]. Так, в турмалине можно заметить несколько цветов в разных сечениях кристалла. Минералы, в которых красители являются случайными примесями, называются аллохроматическими (из греч. allos (alius) - другой). К аллохроматическим минералам относят рубин и изумруд.
Многозначная лексема «аллохроматический» в отечественной литературе может обозначать окраску, вызванную посторонними включениями (вростками). Минералы, в которых красящие вещества не являются случайными, а входят в постоянный состав, называются идиохроматическими (из греч. idios – ‘свой, собственный’). К идиохроматическим минералам относят малахит и родохрозит. В некоторых случаях появление определённой окраски связано с дефектами внутренней структуры. Речь идёт о так называемых электронных ловушках, F- центрах (нем. farbe- «цвет»). Такое явление характерно для дымчатого кварца: появление цветного свечения - флюоресценция.
Проблема цветообразований с позиции национально-культурного сознания рассматривается в коллективной монографии «Названия цвета в индоевропейских языках», где исследователями разных индоевропейских языков выделяется цветовое пространство (ядерное и периферийное). Излагается гипотеза, что понятие цвета первоначально формировалось в сравнительно-сопоставительном плане, типа: белый как снег, чёрный как сажа и т.д. Позже слова, существующие в языке с другим значением, приобрели оттенок ЛСВ цвета [Наименование цвета…2007].
В Англии основными цветами долго считали красный, желтый и синий. В 1860 году Максвелл обосновал аддитивную систему классификации цветовой гаммы: красный, зеленый, синий. В 1931 году была введена «нормальная цветовая система»: синий, зелёный, жёлтый. Энди Мюллер в 1951 году предложил субстантивную систему: сине-зеленый, пурпурный, желтый, черный, которая имела преимущества в полиграфии и быстро прижилась. Субстантивные красители – группа искусственных органических красителей [СИС 1955, 667]. Понятие «дополнительный цвет» было введено по аналогии понятию «основной цвет».
Вслед за В.П.Кульпиной, при описании цвета камней мы опираемся на понятие концепта. Специалистами выделяется концепт хроматической категории. Хроматический (греч. chromatikos) - цветной, окрашенный [СИС 1955, 88]. В работах лингвистов по цветообозначениям [Рахилина 2004, Наименование цвета 2007, 169-194] и др. показано, что обязательным условием признания цветообозначения базовым является его способность характеризовать природные объекты. За базовым цветом стоит определённый концепт, а не просто часть спектра. Именно концепт, а не физический цвет определяет сочетаемостные возможности базового прилагательного: жёлтый - «увядание», зелёный - « живое/ мёртвое» и т.д.
Хроматической категории противопоставлена ахроматическая категория (бесцветная, неокрашенная) [СИС 1955, 80]. К ахроматическим минералам относятся бесцветные, неокрашенные и моноокрашенные камни.
Благодаря разным концептам, прилагательные цвета обнаруживают различную сочетаемость. Не вызывает сомнения факт, что развитие языков связано как с увеличением количества базовых цветов, так и с архаизацией некоторых из них. При этом базовое значение может подвергаться разным сдвигам и преобразованиям [Василевич 2003, Кульпина 2007, 131, Серов 1990]. Цветовая окраска драгоценных камней шире зафиксированной в Каталоге названий цвета в русском языке [Василевич и др. 2002; 2008;2011].
Основными цветами в русском языке являются: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий и фиолетовый.
Свидетельство о публикации №216030100658