1. Цвет как основная зрительная характеристика

    
    Цвет как основная зрительная характеристика красоты камня

     Цвет минерала является одним из наиболее важных оптических  (греч. optike – ‘световой,  зрительный’) признаков субстанции. Но даже в   геммологии наших дней точные определения цвета драгоценных камней вызывают  затруднения.
      В целом, под цветом понимается оптическое свойство,  которое зависит от способности камня пропускать или поглощать свет. Минерал кажется чёрным,  если камень полностью поглощает свет. Бесцветный камень пропускает все цвета спектра,  а окрашенный камень поглощает лишь их часть. До появления науки о драгоценных камнях – геммологии - люди различали драгоценные камни по цвету: красные камни  относили к рубину  (карбункулу), зелёные – к изумруду,   синие – к сапфиру (лазуриту),  а жёлтые – к гиацинту. Цвет из *kvetъ,  *kvisti.  Родственно kvitu – «блестеть,  мерцать» [ЭСРЯ, IV, 1987, 207]. Допускается сближение с  *svetъ,  хотя О.Н. Трубачев отвергает такое предположение [ЭСРЯ, III, 1987, 576]. 
     По цвету камни делятся  на цветные,  бесцветные и окрашенные. Цвет окраски  зависят от примесей металлов и освещения. Бесцветными являются водяно-прозрачные,  чистые минералы (горный хрусталь,  алмаз).  В чистом виде бесцветен минерал виллемит [Раделов 2011,62].  Окраска  камня вызывается  минеральными примесями,  включениями жидкости и газа, а также радиоактивным излучением.   
     По Бетехтину А.Г. выделяются минералы–эталоны того или иного цвета.  Окраска цветных минералов, минералов-эталонов, отличается  наибольшим  постоянством. Например, фиолетовый цвет (аметист),  синий цвет (азурит),  зелёный цвет (малахит) [Бетехтин 1950 -1, 50]. В случаях,  когда поглощение света  не происходит,  минерал оказывается бесцветным.  При рассмотрении некоторых минералов  можно наблюдать разные цвета в одном кристалле. Такой эффект называется плеохроизм (греч.pleon + chros – ‘больше цвета’) – свойство некоторых двупреломляющих минералов неодинаково поглощать  лучи света в разных направлениях,  в результате  чего в этих направлениях появляется различная окраска [СИС 1955, 544, 545]. Так,  в турмалине можно заметить несколько цветов в разных сечениях кристалла. Минералы,  в которых красители являются случайными примесями, называются аллохроматическими (из греч. allos (alius) - другой). К аллохроматическим минералам относят рубин и изумруд.
      Многозначная лексема «аллохроматический» в отечественной литературе может обозначать  окраску,  вызванную посторонними включениями (вростками). Минералы,  в которых красящие вещества не являются случайными,  а  входят в постоянный состав,  называются идиохроматическими (из греч. idios – ‘свой,   собственный’). К идиохроматическим  минералам относят малахит и родохрозит. В некоторых  случаях появление определённой окраски связано с дефектами внутренней структуры. Речь идёт о так называемых электронных ловушках, F- центрах (нем. farbe- «цвет»). Такое явление характерно для дымчатого кварца: появление цветного свечения - флюоресценция.
      Проблема цветообразований с позиции национально-культурного сознания рассматривается в коллективной монографии «Названия цвета в индоевропейских языках», где исследователями  разных индоевропейских языков  выделяется цветовое пространство  (ядерное и периферийное). Излагается гипотеза, что понятие цвета первоначально формировалось в сравнительно-сопоставительном плане, типа: белый как снег, чёрный как сажа и т.д. Позже слова,   существующие в языке с другим значением,  приобрели оттенок  ЛСВ цвета [Наименование цвета…2007].
     В Англии основными цветами долго считали красный,  желтый и синий. В 1860 году Максвелл обосновал аддитивную систему классификации цветовой гаммы: красный, зеленый, синий. В 1931 году  была введена «нормальная цветовая система»: синий,  зелёный, жёлтый.  Энди  Мюллер в 1951 году предложил субстантивную систему: сине-зеленый, пурпурный, желтый, черный, которая  имела преимущества в полиграфии и быстро прижилась. Субстантивные  красители – группа искусственных органических красителей [СИС 1955, 667]. Понятие «дополнительный цвет» было введено по аналогии  понятию «основной цвет».
     Вслед за В.П.Кульпиной, при описании цвета камней мы опираемся на понятие концепта.   Специалистами выделяется  концепт хроматической категории. Хроматический (греч. chromatikos) -  цветной,  окрашенный [СИС 1955, 88]. В работах лингвистов по цветообозначениям [Рахилина 2004,  Наименование цвета  2007, 169-194] и др. показано,  что обязательным условием признания цветообозначения базовым является его способность характеризовать природные объекты. За базовым цветом стоит определённый концепт,  а не просто часть спектра. Именно концепт, а не физический цвет определяет сочетаемостные возможности базового прилагательного:  жёлтый - «увядание»,  зелёный - « живое/ мёртвое» и т.д.
     Хроматической категории противопоставлена ахроматическая  категория (бесцветная,  неокрашенная) [СИС 1955, 80]. К ахроматическим минералам относятся бесцветные, неокрашенные и моноокрашенные камни.
     Благодаря разным концептам,  прилагательные цвета обнаруживают  различную  сочетаемость. Не вызывает сомнения факт,  что развитие языков связано как  с увеличением количества базовых цветов,  так и с архаизацией некоторых из них. При этом базовое значение может подвергаться  разным сдвигам и преобразованиям [Василевич 2003,  Кульпина 2007,  131,  Серов 1990].  Цветовая окраска драгоценных камней шире зафиксированной в Каталоге названий цвета в русском языке [Василевич и др. 2002; 2008;2011].
    Основными цветами в русском языке являются: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий и фиолетовый.


Рецензии