От первого лица

ЛИДИЯ БЕРЕЗКА - http://www.proza.ru/avtor/llifelidiya - ПЯТОЕ МЕСТО В ТЕМАТИЧЕСКОМ КОНКУРСЕ "О МУЖЧИНАХ И ЖЕНЩИНАХ" МЕЖДУНАРОДНОГО ФОНДА ВЕЛИКИЙ СТРАННИК МОЛОДЫМ

  «В судьбе моей и в памяти любовь осталась первая, любовь моя далекая зовет меня, хранит меня». /Р. Рождественский/

В какой-то день, в какой-то час, мы все блуждаем по пустыне. Надеясь и теряя, не находя чего-то главного и, плача по родным и близким, друзьям, ушедшим несправедливо рано, и по несбыточным мечтам, наконец, перестаем постепенно стараться, и даже пробовать что-то сделать полезное на пути к собственному счастью. И лишь иногда, тайно от чужих глаз, мы пытаемся заглянуть внутрь себя, чтобы ответить на вопрос: «А свою ли я проживаю жизнь»? А ведь были школьные годы. Они чудесные! Мы все взрослели именно там. Именно тогда все было впервые. И никто не избежал из нас наставлений: «У тебя еще будут сотни таких Виталек или сотни Лизок». Но…


ВИТАЛИЙ. От первого лица

Меня разбудил будильник. Он всегда меня пугает. Мой организм устроен так, что я безошибочно сам, без посторонней помощи, могу встать в точно назначенный час. У меня хорошее чувство времени и я не нуждаюсь в ненужных раздражителях. А будильник… Будильник – это, то же самое, что громко стучать или кричать в пустоту... А пустота, как и абсолютная тишина, с некоторых пор – моя фобия. В общем, все как-то неправильно это.

Я повернулся набок и растерялся еще больше. Все вроде было, как всегда, только рядом лежала не ты. Совсем не ТЫ! Но, как я уже обозначил, все было как обычно, вот только рядом не ты. Меня посетило чувство раздвоенности. Сначала неожиданно и очень отчетливо вспомнилось, как когда-то, еще по молодости, я проснулся в чужой постели, после студенческой вечеринки. Но через мгновение, лишь немного встряхнув головой, я вдруг оказался снова в спальне своей квартиры.
   
- Лизонька, - окликнул я, но тут же с ужасом, увидел рядом с собой совершенно чужое лицо, которое смотрело на меня сонно, обыденно и невозмутимо спокойно.

В моей голове одна картинка сменяла другую. Теперь передо мной почему-то возникла сцена совсем из другой истории, словно выдернув затуманенный фрагмент из глухих задворок моей памяти. Это была давняя командировка в небольшой городок. Я не помню, как он назывался. И там, после ужина, кажется у бара, я случайно встретился с девушкой из моей мечты, из моей далекой юности, моей первой и единственной, с которой и молчать-то было никогда не скучно. Мы проговорили с ней весь вечер. Хотя, если вспомнить, с одной стороны – ни о чем, с другой - достаточно интересно и долго.

Так уж повелось еще со школы, что только ей я мог задать в любое время самый интимный для меня вопрос: «О чем ты думаешь»? И она, незамедлительно, как и прежде, отвечала мне искренне и даже продолжала доверительно свои мысли вслух. Это и была ТЫ – моя Лиза. Я еще долго через годы искал тебя, а в самые невыносимо трудные минуты жизни, хотел видеть рядом с собой только тебя... Есть подозрение, что даже бредил вслух.

Потом перед глазами пронеслись еще какие-то лица без имен и без конкретных сюжетов из прошлого. И зачем это все во мне?

Легкий поворот головы, и я вновь в домашней обстановке, в своей постели. Толи я все никак не мог проснуться, толи попал в измененную в моем сознании реальность. Привычным движением руки дотянулся до тумблера настольной лампы на тумбочке у кровати, посмотрел на часы, в запасе на сон, по меньшей мере, был еще час. Но, тем не менее, я поднялся и, надев на босу ногу домашние шлепанцы, на ходу набросил халат и прошаркал из комнаты к выходу. Еще раз у самой двери осмотрелся вокруг. Все стоит на своих местах.

Но мой взгляд вновь и вновь притягивала и пугала еще неостывшая постель... Увы! Достаточно было и короткого взгляда, чтобы убедиться... Да, там лежала девушка со студенческой вечеринки, только через годы, почти через 30 лет, которые именно настолько же ее и изменили. ОНА, как я точно определил для себя ранее, не - ТЫ, моя дорогая Лиза, а всего лишь ОНА.

Но только вот, что мне теперь со всем этим делать? Сейчас я вернусь, крепко зажмурюсь и постараюсь уснуть, а когда проснусь, ТЫ, как и всегда, как все годы, которые мы должны были быть вместе с тобой, встретишь меня своей улыбкой. Вернее будет сказать, ты начинаешь улыбаться, еще задолго до того, пока проснешься, и прежде я это часто наблюдал, наполняясь нежностью и теплом, растекавшемся по всему телу. Пожалуй, и сейчас тоже, вот только посмотрю в твою сторону, и я точно это почувствую. Это уже давно вошло в меня, как вторая привычка, как чувство голода перед обедом, или как моя профессия, в которой я почти родился.

Нет, нет, не так! Я все перепутал: сначала - перед самым пробуждением, я почувствую твои короткие и нежные поцелуи на своей спине, а когда повернусь – увижу твою улыбку. Без тебя и без нее я не могу жить.

А если бы однажды ты просто ушла - ушла от меня, я бы вовсе не стал страдать и плакать. Я бы просто умер. И, уж если это однажды все же случилось, я все равно тебя найду! И на другое – не рассчитывай даже! Потому что ушла не ты, а я. И теперь МНЕ исправлять эту ошибку. Ведь я точно знаю, если ты долго не можешь забыть человека, значит, он в душе тебя еще не отпускает.


ЕЛИЗАВЕТА. От первого лица

Я внутренним чувством поняла, что скоро утро и, что сон постепенно улетучивается. В этот предрассветный час просто радовалась наступлению нового дня. И уже в голове проносился суетной чередой целый поток повседневных мелочей, которые необходимо сделать. Вот так, каждый день – все надо и все срочно. Кому надо? Почему срочно? Но мое первое и самое главное дело, конечно же - это ты.

Глаза еще сомкнуты, но я уже тянусь рукой, легко преодолев препятствие в виде подушки, уголка одеяла... Вот подаюсь всем телом вперед, отыскивая тебя, глупо  улыбаясь, и чуть приоткрыв губы, готовые почувствовать вкус и запах родного тела. А может сначала запах, а потом вкус? Неважно! Мое лицо расплывается в широкой улыбке. Но... В эту самую минуту меня посетила неожиданная мысль, - а если бы я однажды проснулась и вдруг поняла, что тебя нет рядом, потому что тебя нет со мной ВООБЩЕ. Или может, чего доброго, вместо тебя кто-то совсем другой... Что было бы тогда? Тогда, конечно, я по-прежнему, пусть и с трудом, но дышала бы, и даже могла бы двигаться, но точно - не жила.
И это все потому, что тебя нет рядом.


ОТ ТРЕТЬЕГО ЛИЦА

Виталия и Елизавету надолго развели события, которые затронули в какой-то степени каждого из нас, но по-своему. Время такое было. А, если учесть, что Виталий, боевой офицер, по сути – человек государственный, и в непростые для страны годы служба целиком поглощала все его время, то и на личную жизнь, его просто не хватало. Итак, они надолго потерялись и уже привыкли жить и обходиться друг без друга, а встретились совсем случайно, на перекрестке, когда он остановил машину на красный свет, а она собиралась переходить дорогу.

Лиза прекрасно выглядела в хорошо выдержанном стиле. На ней было черное облегающее платье из мягкого трикотажа, белые полупрозрачные чулки и элегантные сапожки на каблуке с высокими голенищами, хорошо подчеркивающие ее стройные ноги. Поверх было надето легкое кашемировое пальто, как и платье, черного цвета. Крупный белый цветок, подколотый к воротнику пальто, удачно завершал ансамбль. Ее волнение выдавало лишь частое движение рукой, когда она поправляла непослушные пряди волос, то и дело выбивавшиеся из прически следуя за легким ветерком. Виталий помнил этот жест.
 
Уже через каких-нибудь полчаса они сидели в маленьком уютном кафе. Но разговор не складывался. Оба заметно волновались.

- Я ждала тебя, а потом долго искала. - Лиза замялась, что-то вспоминая, потом спросила, - а ты помнишь, как МЫ тогда еще долго оставались ВМЕСТЕ, наперекор ВСЕМ? - Она смотрела на него, а он просто слушал ее, видимо желая, чтобы она ответила сама. И она продолжала свой монолог:

- Но, однажды, когда мы стояли друг против друга… Помнишь за моим домом? Тогда, совсем еще юные, мы держались за руки и видели из всего, что нас окружало, только глаза напротив. Я тогда все поняла сразу: ТЫ принял решение! – Лиза внимательно посмотрела на Виталия, - ты помнишь ТОТ день? – Но он по-прежнему молчал. Тогда она чуть заметно покачала головой, полагая, что это только ее цепкая память растревожила ее. - Ты, конечно, еще говорил, что это совсем ненадолго, и мы не заметим, как пролетит время и, что каждый день мы будем писать друг другу письма... - Она на секунду затихла. - Ты что-то еще обещал, но я уже точно знала, что ты уезжаешь. ТЫ ПРИНЯЛ РЕШЕНИЕ!

Сейчас она вновь внимательно смотрела на его измененное временем лицо, отыскивая в некогда дорогих чертах то самое родное, что надеялась сохранить на всю жизнь, прожив как один день, только с одним человеком. Потом она опустила глаза и совсем тихо проговорила:

- Мы расстались. А знаешь, для меня это было подобно маленькой смерти...

- Но, я тоже искал тебя, - перебил ее Виталий. - Поколесил  по стране, и даже дальше, да так, что до конца жизни уж, наверное, хватит. И, кстати, ты помнишь, мы ведь как-то, где-то даже пересекались?

- Да, помню... Только это мало было похоже на встречу близких людей. – Она на секунду задумалась. - Поколесил, говоришь? А и, правда, подумаешь, какой-нибудь один, другой десяток лет…

- То был – долг чести.

- Я понимаю. – Она согласно кивнула. - Я просто о себе, так, по-женски.

Он трепетно взял руку Лизы в свою, и почувствовал легкую волну тепла во всем теле. Но, при этом, на его лице не дрогнул ни один мускул.

- Ты знаешь, за эти годы случилось много всего и хорошего, и не очень, а что-то стерлось из памяти вовсе. - Виталий немного оживился. - А вот сейчас ты рядом со мной, - и все как будто вчера с нами было...

- Для тебя, нормально сказать -  «долг чести» и имидж восстановлен! Да? – Она многое и сразу могла бы простить, забыть, услышав в эту самую минуту нужные слова. Но он промолчал. Тогда она вновь заговорила. - А обещать вернуться и просто не вернуться, как с "долгом чести"?

- Ну, понимаешь, - Виталий начал издалека, - жизнь каждого человека - это взлеты, падения... У одних – путь прямой, у других - окольные тропы, которые пройти, как выяснилось позже, тоже было неизбежным шагом.

- Так значит, пройдена «точка невозврата», или может, просто - «точка»?

- Нет, нет! Я не хотел бы, ставить точку.

Лиза в отчаянии замотала головой:

 - О, господи, сколько раз на моем пути небо плакало, - она опустила глаза, - и тогда я полюбила дождь. Долгими и холодными были зимы, и я полюбила снег. - Ее руки лежали на столе, неспокойными движениями она нервно перебирала пальцы.  Стараясь хоть немного успокоить ее, Виталий прикрыл их своей большой ладонью. А она не замечая этого, словно пыталась выговориться и возможно лучше понять себя. - Безрадостно и без тебя я встретила ни одну весну… И больше ее не жду! – Видя в глазах Виталия вопрос, она ответила, - да, не жду. А лето... Из лета в лето я мечтала об осени, чтобы затеряться в бесконечных струях дождя, пряча свои слезы...

Она совсем сникла, не зная, как поступить в следующую минуту. Ей было неловко за свое безответное откровение.

- Понимаю: глобальное потепление отменяется! – По-своему понял ее слова Виталий.

- Ничего, - согласилась с ним Лиза. - Это не страшно. Я уже давно очень-очень люблю зиму. А от белого снега на душе становится светлее и чище. - Она безотрывно смотрела в его глаза. - Но, если бы только в любое время ты приехал, прилетел, позвонил по телефону, словом просто без предупреждения пришел и сказал: «Я за тобой»! – Я  бы не раздумывала ни минуты и в чем есть, пошла бы за тобой куда угодно. Слышишь? Куда угодно!
 
- Лиза, я здесь.

Она громко перевела дыхание. А Виталий досадовал и надеялся, что  выговорившись, она, наконец, оттает и снова начнет улыбаться как прежде. Но, из всего сказанного ею, было понятно, что она не смогла, не то чтобы не простить ЕГО, а всего того, что ей пришлось пережить БЕЗ НЕГО. Не раз и не два за долгие годы Лиза представляла их встречу, и столько желаний и нежности накопилось в ней.

- Ответь мне, пожалуйста, а если бы меня не было на том перекрестке, что было бы тогда? Виталий быстро встал и крепко обнял ее за плечи:

- Мы бы все равно встретились. И это был бы просто другой перекресток. И наши пути, рано или поздно, обязательно сошлись бы. Ты только прости меня.

- Рано или поздно… - Ну, вот и все. Мне пора.

- А разве мы не вместе идем домой?


Рецензии