Мира нет. Ты его себе придумал

Отделяя реальное от выдуманного, можно приблизиться к пониманию того, насколько реальны ли мы сами и не является ли сама жизнь нашим собственным сном или причудой Творца. Чтобы определить реальность, необходимо нащупать его параметры. Известно, что реальность можно определить наличием объекта в трехмерном пространстве и постигается с помощью органов чувств: вижу что-то - значит, оно существует; слышу - значит, оно есть и т.д. Оказалось, что за реальность мы воспринимаем и то, что признаем только логически или то, что признается другими, когда мы им безгранично верим. Например, можно никогда не быть в Африке лично, но не сомневаться в ее существовании - видеть африканские репортажи по ТВ, говорить с африканцами и т.д. В Африке можно побывать опосредованно и логически осознавать ее реальностью - здесь к органам чувств добавилось знание и вера.

Мы знаем, что человек не прекращает существовать лишь потому, что мы его не видим, не слышим и не чувствуем; здесь тоже знание определяет невидимое и неслышимое, как реальное. Но стоит толпе утверждать обратное, как, поддаваясь "объективному" мнению большинства, можно уже засомневаться в своих представлениях о реальности. Несмотря на то, что во сне ощущения, чувства, вкус во могут казаться реальными и сам сон - до мелочей правдивым, просыпаясь, мы, опять же с помощью логики, понимаем, что это был всего лишь сон. 

Есть реальность по отношению к миру и реальность по отношению к индивиду. Некто где-то существует, но я о нем совершенно ничего не знаю. Существует ли он в реальности? Для меня - нет, а для мира – да. Мы отделяем реальность от игры воображения с помощью логики, здравого смысла и сознания. Иначе, как с помощью ума мир в сознании не отразится, но он сам по себе является абстракцией, виртуальностью, и нам ничего не остается, как с помощью виртуального пытаться определять реальное. Поэтому индийские гуру утверждают, что реальный мир не существует вообще и является продуктом наших собственных фантазий и снов.

Реальность, объективность мира, его независимость от сознания личности можно определить только логически, возвысившись над этим сознанием и выйдя за его границы. Логика – это продукт индивидуального сознания, а, значит, она может подводить, ошибаться. Разница между реальностью и абстракцией не зависит от параметров времени и пространства; грань между ними настолько мала, что смешивается в сознании, и это дает право утверждать, что реальное равно виртуальному.


Рецензии