О разных видах сверхчувственного опыта

Многие люди, как я не раз замечал, не видят разницы между религиозным, мистическим и оккультным опытом. Накопленная информация позволяет мне предположить, что это разные виды опыта, и я попытаюсь их вкратце охарактеризовать.

1.Оккультный опыт.
Это опыт взаимодействия с сущностями эфирного и астрального плана, получаемый в особом состоянии сознания. К оккультному опыту относится опыт "астральной проекции", проще говоря, опыт «выхода из физического тела». В оккультном опыте, нет речи о Боге, единении или общении с Ним. На астральном плане существования человек сталкивается только с разного типа оккультными сущностями, что вовсе небезопасно.

2.Мистический опыт.
Это опыт глубокого погружения в себя, свою субстанциональную основу, которую можно назвать "Богом", "Чистым сознанием", "Абсолютным Я" или другими словами. В буддизме такое погружение называется "нирваной", в индуизме - "нирвикальпа самадхи", в современном дзен-буддизме - "абсолютным самадхи". Погружаясь в себя и достигая состояния транса, человек утрачивает осознание своей личности и, по возвращении к обычному сознанию, плохо помнит, что с ним произошло. При менее глубоком погружении в себя, память об опыте сохраняется, хотя личность в нем и отсутствовала.

3.Религиозный опыт.
Это опыт дуалистических отношений человека с Богом, основанный на молитве. В религиозном опыте человек обращается к Богу, как к личности, как к Другому, Высшему Существу и получает от Него ответ, в той или иной форме. На самой низшей стадии - это опыт просительных молитв. Люди, которые часто обращаются к Богу с просьбами и полагаются на Его помощь, знают, что эта помощь к ним приходит. Речь тут идет о таких просьбах, как удача в мероприятии, нахождение потерянной вещи, получение ценной информации и т.д. Получив помощь, религиозный человек испытывает прилив радостного чувства и вновь обращается к Богу, уже с молитвой благодарности.

Самая высокая ступень религиозного опыта доступна святым людям, подобным Серафиму Саровскому, Амвросию Оптинскому, и другим. Такие люди могут многие часы проводить в уединении, в молитве, общаясь с Богом. Нам, обычным людям, можно только гадать, что они созерцают и чувствуют в своих сердцах. О промежуточных стадиях религиозного опыта мне говорить трудно. Немногие люди любят рассказывать о своих интимных переживаниях, а лично мой религиозный опыт относится к низшей стадии.


Рецензии
Здравствуйте, Евгений.

У Вас получилась очень чёткая классификация сверхчувственного опыта, которая мне понравилась. Хочется только добавить, что религиозный опыт иногда переходит в мистический, а мистический - в религиозный и у буддистов, и у представителей Адвайты Веданты (Рамакришна, Рамана Махарши) и у христиан (Псевдо-Дионисий Ареопагит, Исаак Сирин, Симеон Новый Богослов, мастер Экхарт, Николай Кузанский). Эти два опыта каким-то удивительным образом питают друг друга.

С уважением,

Владислав Плеханов   03.03.2016 14:40     Заявить о нарушении
Спасибо, Владислав, за Ваши рецензии! Действительно, мистический опыт у представителей разных религий, живших в разное время и ничего не знавших друг о друге, фактически один и тот же. Все говорят о том, что Высшая реальность монистична, что все субъективное объективно, а все объективное субъективно, что все двойственности - это порождения человеческого ума. Но, в зависимости от своей религиозной традиции, теологические интерпретации своего опыта разные мистики делают разные. Что касается религиозного опыта великих христианских святых, то я думаю, что он получен не за счет той молитвенной практики, которая нам понятна. Они любили уединяться и, вероятно, в этом уединении умели "отключать свой ум". То есть, они фактически медитировали, хотя и называли это по-другому, отдыхом или созерцанием. Мне так кажется, хотя, возможно, я ошибаюсь.
С уважением.

Евгений Терещенко   03.03.2016 18:14   Заявить о нарушении