Д. В. Веневитинов

Д.В.Веневитинов
(1805-27)-21 год

РОДИНА

Природа наша, точно, мерзость:
Смиренно плоские поля -
В России самая земля
Считает высоту за дерзость, -
Дрянные избы, кабаки,
Брюхатых баб босые ноги,
В лаптях дырявых мужики,
Не проходимые дороги
Да шпицы вечные церквей -
С клистирных трубок снимок верный,
С домов господских вид мизерный
Следов помещичьих затей,
Грязь, мерзость, вонь и тараканы
И надо всем хозяйский кнут -
И вот что многие болваны
“Священной родиной” зовут.
1826 г.


«Жизнь искусства». 1924, № 6 (по неизвестному ныне списку), подпись – Д. В. Веневитинов. Печ. по изд.: Вольная русская поэзия второй половины XVIII - первой половины XIX века. Л., 1970 (Б-ка поэта. БС) (по списку Н. А. Герцен, сделанному в 1870 г с устранением правки Огарева, с испр. По другим спискам ст. 1, 3, 8, 11 и с учетом соображений, высказанных в статье: Лихачев Д. С. Из комментария к тексту стихотворения «Родина» // Лихачев Д. С. Литература — реальность — литература. Л., 1984. С. 29—30).

Вольная русская поэзия XVIII-XIX веков. Вступит. статья, сост., вступ. заметки, подг. текста и примеч. С. А. Рейсера. Л., Сов. писатель, 1988 (Б-ка поэта. Большая сер.) - в разделе "Вторая четверть XIX века"

При первой публикации было приписано Д. В. Веневитинову (1805-1827) и в дальнейшем вошло в Полн собр. соч. Веневитинова (М., 1934). Однако большинством исследователей авторство Веневитинова отрицается. Список, по которому сделана первая публикация (журнал «Жизнь искусства, 1924, №6) хранился якобы в Пушкинском доме, но никаких следов его там не обнаружено; откуда был взят список и куда пропал, неизвестно. Тексты и характеристику других списков — П. А. Ефремова в ЦГАЛИ, из собр. П. П. Шибанова (Гос. библиотека им. Ленина), Н. А. Герцен (ЦГАЛИ) — см. в публ.: Гришунин А. Л., Черных В. А Новые списки стихотворения, известного под названием «Родина» // «Проблемы современной филологии». М., 1965. С. 372—377. Подробный анализ ст-ния и опровержение авторства Веневитинова содержатся в кн. В. В. Виноградова «Проблемы авторства и теория стилей» (М., 1961. С. 89—103).

Рогатые бабы, т. е. замужние женщины в головных уборах — кичках (типа повойника).

...
p/s
- за этот стих можно было разделить судьбу декабристов, т.ч. ничего удивительного, что безымянен, хотя и приписывается Дм.Веневитинову- ( по поэтическим данным и гражданственности  с равным успехом мог подписаться и сам Пушкин)
(Э.К.)
.....


ИЗ ВИКИПЕДИИ
.................
Веневитинов, Дмитрий Владимирович

Дмитрий Веневитинов родился 14 (26) сентября 1805 г. в Москве в приходе ныне утраченной церкви Архидиакона Евпла, что находилась на пересечении Мясницкой улицы и Милютинского переулка. Его отец, отставной прапорщик Семёновского полка Владимир Петрович Веневитинов (1777—1814), происходил из богатой воронежской дворянской семьи. Мать, Анна Николаевна, происходила из княжеского рода Оболенских-Белых. Через неё Дмитрий Веневитинов был в дальнем родстве (четвероюродным братом) с А. С. Пушкиным.

Веневитинов вырос в сохранившемся доме в Кривоколенном переулке, где получил классическое домашнее образование, которым руководила мать. Французскому и латинскому языкам, а также классической литературе, учил Веневитинова его гувернёр Дорер — отставной французский офицер, греческому — грек Бейля (Байло), живописи — художник Лаперш. Русскую словесность преподавал профессор Московского университета А. Ф. Мерзляков, а музыку, вероятнее всего, И. И. Геништа. Прекрасно изучил Веневитинов и немецкий язык, по-видимому, под руководством Х. И. Герке — гувернёра его рано умершего брата Петра.

В 1822 году Дмитрий Веневитинов поступил в Московский университет, где увлёкся немецкой философией и романтической поэзией. В университете слушал отдельные лекции, в частности курсы А. Ф. Мерзлякова, И. И. Давыдова, М. Г. Павлова и Лодера. В 1823 году успешно сдал экзамен по университетскому курсу и в 1824 году поступил на службу в Московский архив коллегии иностранных дел («архивные юноши» — так иронически назвал служащих этого архива Пушкин в своём романе «Евгений Онегин»). В августе — сентябре 1824 года вместе с младшим братом Алексеем посетил свои воронежские имения, что ярко отразилось в его письмах.

Веневитинов организовал вместе с князем В. Ф. Одоевским тайное философское «Общество любомудрия», куда входили также И. В. Киреевский, А. И. Кошелев, В. П. Титов, Н. А. Мельгунов и другие. Посещали заседания кружка, не являясь формально его членами, М. П. Погодин и С. П. Шевырев. Кружок занимался изучением немецкой идеалистической философии — трудов Ф. Шеллинга, И. Канта, Фихте, Окена, Ф. Шлегеля и других. Веневитинов принимал деятельное участие в издании журнала «Московский вестник».

В ноябре 1826 г. Веневитинов, по протекции княгини Зинаиды Волконской, перебрался из Москвы в Петербург, поступив на службу в Азиатский департамент Министерства иностранных дел. При въезде в Петербург поэт, вместе с Ф. С. Хомяковым и библиотекарем графа Лаваля О. Воше, провожавшим в Сибирь жену декабриста кн. С. П. Трубецкого, Екатерину Ивановну (урождённую Лаваль), был арестован по подозрению в причастности к заговору декабристов. Он провёл три дня под арестом на одной из гауптвахт Петербурга. Допрашивал Веневитинова дежурный генерал Потапов. По словам биографов, арест и допрос сильно подействовали на Веневитинова. Поселились Веневитинов и Хомяков в доме Ланских. Пребывание вдали от родных и друзей, вдали от родной Москвы угнетало поэта, хотя круг общения в Петербурге и был довольно широк: здесь уже жили В. Ф. Одоевский и А. И. Кошелев. Частым гостем Веневитинова был А. Дельвиг.


Памятник Дмитрию Веневитинову и усадьба Веневитиновых в Новоживотинном

Веневитинов сильно простудился 2 марта, перебегая легко одетым с бала в доме Ланских в свой флигель. Умер 15 (27) марта 1827 г. в Петербурге в окружении друзей, по-видимому, от тяжёлой пневмонии, не дожив до 22 лет. Отпели поэта в церкви Николы Морского. Тело было отправлено в Москву. Похоронили Д. В. Веневитинова 2 апреля 1827 года на кладбище Симонова монастыря в Москве. На похоронах были А. Пушкин и А. Мицкевич.

Веневитинов завещал надеть ему на палец в час кончины перстень из Геркуланума — подарок Зинаиды Волконской. Когда он впал в забытьё, перстень надел на его палец А. С. Хомяков. Вдруг Веневитинов очнулся и спросил: «Разве меня венчают?» И умер. В 1930 -е гг, при сносе Симонова монастыря, тело Д. В. Веневитинова было эксгумировано и перезахоронено на Новодевичьем кладбище, 2 уч. 13 ряд (фото могилы). Прах же матери и брата Д. В. Веневитинова Алексея перезахоронен не был. Могилы были уничтожены. При эксгумации перстень был снят с пальца поэта и сейчас хранится в Литературном музее.

Творчество
В своей литературной деятельности Веневитинов проявил разносторонние дарования и интересы. Он был не только поэтом, но и прозаиком, писал литературно-программные и критические статьи (известна его полемика с Н. А. Полевым по поводу 1 главы пушкинского «Евгения Онегина»), переводил прозаические произведения немецких авторов, в том числе Гёте и Гофмана (Е. А. Маймин. «Дмитрий Веневитинов и его литературное наследие». 1980).

Веневитиновым было написано всего около 50 стихотворений. Многие из них, особенно поздние, наполнены глубоким философским смыслом, что составляет отличительную черту лирики поэта.

Центральная тема последних стихотворений Веневитинова — судьба поэта. В них заметен культ романтического поэта-избранника, высоко вознесенного над толпой и обыденностью:

…Но в чистой жажде наслажденья
Не каждой арфе слух вверяй
Не много истинных пророков
С печатью тайны на челе,
С дарами выспренних уроков,
С глаголом неба на земле.

Ряд стихотворений Веневитинова 1826—1827 гг., написанных за несколько месяцев до смерти поэта («Завещание», «К моему перстню», «Поэт и друг») можно с полным правом назвать пророческими. В них автор словно предвидел свою раннюю кончину:

…Душа сказала мне давно:
Ты в мире молнией промчишься!
Тебе всё чувствовать дано,
Но жизнью ты не насладишься.

Веневитинов был также известен как одарённый художник, музыкант, музыкальный критик. Когда готовилось посмертное издание, Владимир Одоевский предлагал включить в него не только стихотворения, но и рисунки, и музыкальные произведения: «Мне бы хотелось издать их вместе с сочинениями моего друга, чудно соединявшего в себе все три искусства».

Список сочинений Веневитинова[скрыть]
Проза
«Скульптура, живопись и музыка»,
«Утро, полдень, вечер и ночь»,
«Беседы Платона с Александром»
Поэзия
XXXV («Я чувствую, во мне горит…») 1827
Веточка
Домовой
Евпраксия
Жертвоприношение
Жизнь
Завещание
Знамения перед смертью Цезаря
Италия
К друзьям на Новый год
К друзьям
К изображению Урании
К любителю музыки
К моей богине («Не думы гордые вздымают…») 1827
К моему перстню («Ты был отрыт в могиле пыльной…») 1826
К Пушкину
К С[карятину]
К. И. Герке (В вечерний час уединенья…)
Кинжал
Крылья жизни
Люби питомца вдохновенья…
Любимый цвет
Моя молитва
На Новый 1827 год
Новгород
Освобождение скальда
Песнь грека
Песнь Кольмы
Песня Клары
Послание к Р[ожали]ну (Оставь, о друг мой…)
Послание к Р[ожали]ну (Я молод, друг мой…)
Последние стихи («Люби питомца вдохновенья…») 1827
Поэт и друг («Ты в жизни только расцветаешь…») 1827
Поэт
Сонет (К тебе, о чистый Дух…)
Сонет (Спокойно дни мои…)
Три розы («В глухую степь земной дороги…») 1826
Три участи
Утешение
Четверостишие (Я слышал, камены…)
Четыре отрывка из неоконченного пролога
Элегия («Волшебница! Как сладко пела ты…») 1827
Я чувствую, во мне горит…
Издания[править | править вики-текст]
«Сочинения Д. В. В.» (1829),
«Полное собрание сочинений Д. В. Веневитинова», под редакцией А. В. Пятковского. СПб., 1862
«Стихотворения Веневитинова» (1884)
Веневитинов Д. В. «Полное собрание сочинений» М.-Л., 1934.
Веневитинов Д. В. «Стихотворения. Проза» М., 1980.


Рецензии
Открыл для себя.Спасибо.

Валерий Мальцев   02.03.2016 14:32     Заявить о нарушении