Главва 5

                Глава 5.
По орг.штатной структуре 220 зрп С-200В ничем не отличался от подобных частей ЗРВ большой дальности. И включал в себя подразделения боевого управления , разведки и связи ( К-9, П-14 , ПРВ-17 , средства связи) , два зенитных ракетных дивизиона , технический дивизион и подразделения тылового обеспечения. На вооружении была всепогодная зенитная ракетная система большой дальности С-200В предназначена для борьбы с современными и перспективными самолетами, воздушными командными пунктами, постановщиками помех и другими, пилотируемыми и беспилотными средствами воздушного нападения , на высотах от 300 м до 40 км, летящих со скоростями до 4300 км/ч, на дальностях до 300 км в условиях интенсивного радиопротиводействия.
Особенностями полковой структуры являлось включения  в состав полка 3-го дивизиона ПВО СВ  и других подразделений спец назначения , укомплектования подразделений по штатам военного времени.


   ПРВ-17          




ЗУР5В28


:   5Н84А «Оборона»
Кроме  показанной техники па снимках ЗРС С-200В имела на своем вооружении
- по шесть ПУ в каждом дивизионе с  ракетам;
- По двенадцать ТЗМ (транспортно-заряжающих машин) с ракетами. Итого по три БК (Боекомплекта) на дивизион;
- кабину К-3 –управлением стартом;
- кабину К-2 – по сути КП дивизиона;
- кабину К-9 по сути КП полка;
 - средства связи;
- Аппаратура опознавания  «свой – чужой»;
- дизель электрические установки на основные единицы техники;
- техника ТДН  ( АКИПС, заправщики окислителем , горючим , воздухом и пр. технологическое оборудование).
А так же автомобильная рота (в основном КрАЗы и Уралы)  Используемые как тягачи  для техники и перевозки л/с и грузов ) 
Ремонтная рота – универсальное подразделение (ремонтировало все  что можно).
. Всю эту технику надо было грамотно обслуживать , следить за параметрами  , своевременно проводить регламентные работы и ТО. Все это делали офицеры подразделений
  К-1 (РПЦ)  5Н62В ,   
        Но руководство осуществлял зам командира по вооружению подполковник Федин Юрий Алексеевич. В его подчинении находилась служба РАВ с опытными и грамотными офицерами- инженерами , ремонтная рота полка , авторота , ЗИПЫ и пр.
       На долю инженерно – технического состава выпала огромная работа по поддержанию техники и вооружения в исправном , рабочем состоянии. Неисправность – это ЧП. И по этим вводным работали  без сна и отдыха.
       Ему подчинялась автомобильная  служба полка во главе с майором Пантюховым В.А. и его помощником капитаном Воробьевым. На них замыкалась склад и авторота.
        Из воспоминаний командира роты капитана Кокшарова Ф.В. 19.01.1957 года рождения  ,выпускника Уссурийского автомобильного училища:
        Служил в в/ч 13731 (Уйта), просился в Сирию, но командир полка не отпустил ( у него свои планы были относительно меня). Так как был участником в сборной округа по военному троеборью ( В период службы был в составе трех военных округов - Дальневосточного, Уральского и Московского ПВО). Благодаря связям в Москве, в обход закулисной борьбы, все-таки попал в Сирию.               
     Состав роты: три офицера - ком. роты - Кокшаров А.В.,  зам. ком. роты - Бауков Александр, зам. полит.- Друк Анатолий  , щесть  прапорщиков.               
       Три    взвода по 25 человек и один  взвод 24 чел.               
         1-й взвод - легковые. автомобили,  транспортная группа               
            2-ой взвод - Уралы 375 с прицепами и бензовозами .    
            3-ий взвод - дизельные Уралы 4320 25шт.               
            4-ый взвод -  Краз 255 - 23шт., МАЗ 543 УРАГАН - 2шт.
            Всего 147 единиц техники насчитывалось в роте.
              Вместе с полком получили новую технику и выполняли задачи по передислокации техники ЗРС С-200В., имущества и л/состава на гос полигон , оттуда в порт Николаев , а по прибытию в Сирию многокилометровый марш в позиционный район. Авторота одно из крупных подразделений полка и основная тягловая сила ЗРК.               
            Были и проблемы- из 100% личного состава при формировании   10% - признано проф. непригодными  , а  60% - признано непригодными по линии КГБ. Пришлось доукомплектовываться почти заново , что конечно усложнило задачу .Ну а в целом авторота   выполнила успешно свои задачи.   
 Малая частичка автороты.
В центре замполит автороты старший лейтенант Анатолий Друк. Крайний слева прапорщик старшина роты . 





                Служба ракетно-артиллериийского вооружения (РАВ).
             Служба РАВ  зрп разрабатывала документы текущего,  перспективного планирования
мероприятия по поддержанию РАВ зрп в постоянной боевой готовности ,перспективный план эксплуатации и ремонта РАВ годовой план эксплуатации и ремонта РАВ.
месячный план эксплуатации и ремонта РАВ .
план-задание ремроте по ремонту вооружения зрп  и техническое обслуживание РАВ
             План-задание ремонтному подразделению  и отделению регламента и ремонта (технического обслуживания) зенитно-ракетного полка (дивизиона) на техническое обслуживание и проведение регламентных работ служба РАВ разрабатывала на основании складывающей ситуации  и наработки техники в сложных климатических условиях.
              Всем этим занимался майор Владимир Гущин. В его подчинении находились опытные офицеры –инженеры , которые отвечали каждый за свой участок работы.
                Помощником его был старший инженер службы РАВ майор Виктор Москвитин   ( на снимке третий слева ) , который отвечал за всю радиолокационную разведку и оповещение и получение информации кроме своих средств от других источников (ЦКП , 22 и 55 зрбр САР , 5-й эскадры ВМФ СССР ). Нес боевое дежурство офицером разведки. На его попечении находились РЛС 5Н84А «Оборона» и ПРВ-17 во главе с начальником отделения разведки ст лейтенантом Николаем Мисюком, ПРВ-!7 комадо-ал ст лейтенант Владимир Камельков , 5Н84А руководил Гранков В.В. и Виктор Алексеев , на НВО начальником был капитан Анохин , а инженером лейтенант Козырев, П19 командовали прапорщики Бабин и ………………………..
                За радиотехнические батареи отвечал ст инженер  майор Цветков , за стартовые – капитан  Николай Морозов , а за ТДН майор. Сергей Мигунов. Энергетиком был майор Юрий Волгов , а помощниками ст лейтенанты Борисов и Баранов.
                В наличии в полку были все ЗиПы. И дважды из Москвы приезжали метрологи , которые проводили серьезную работу. Заявки на запчасти доставляли быстро  самолетом , так что с этим проблем не было. Сгорел ПРВ -17, через месяц стоял новый.


                Технический дивизион С-200.
Технический дивизион (ТДН) формировался на базе 1257 зрп и организационно входил в состав 220 зрп , хотя ракеты готовил для двух полков 220 и 231.
ТДН одним из первых погрузил технику  и изделия па суда и первым рейсом убыл в САР , для того , чтобы до прибытия огневых дивизионов для них готовы бы были по три БК ракет
            Пополнение ракетами обеспечивалось техническим дивизионом, где осуществлялись:
— сборка маршевых ступеней ракет с пристыковкой аэродинамических поверхностей и установкой боевых частей и взрывателей;
—  установка на них стабилизаторов;
— стыковка маршевых ступеней с ускорителями;
— проверка аппаратуры ЗУР;
— заправка ракеты сжатым воздухом и компонентами топлива.
 Задолго до начала практического применения ЗРК в локальных войнах стало ясно, что высокая плотность налетов тактической авиации противника потребует ускоренной подготовки ЗУР для пополнения боекомплекта, так что часть ракет технического дивизиона нужно привести в максимальную степень готовности еще до начала боевых действий. Большинство из перечисленных операций можно было осуществить заранее при наличии достаточных по объему хранилищ. Но вот заправку окислителем нужно было проводить уже в боевых условиях — ракета не могла долго стоять с азотной кислотой в баке. Помимо коррозионного воздействия на конструкцию ЗУР, кислота была просто опасна для людей. Заправку проводили расчеты, облаченные в прорезиненные комплекты химзащиты и противогазы.
Собранную и заправленную ЗУР везли в зенитный ракетный дивизион на транспортно-заряжающей машине (ТЗМ) — автопоезде из седельного тягача с полуприцепом в будничной боевой службе проявляли громоздкость и неповоротливость. Даже при наличии заранее выставленных отбойников и других приспособлений для быстрой перегрузки ракеты на пусковую установку требовалось немало ловкости и сноровки как от водителя, так и от личного состава стартовой батареи.
Техническую позицию занял в Зеленой Гуте  под Дамаском ( лучше места не придумаешь) по мифологии в этих садах Адам согрешил с Евой.
Развернули поток и начали свою работу: расконсервацию ,сборку , проверку на АКИПС , заправку воздухом и компонентами топлива. Накапливали для последующей отправки на огевые дивизионы. Работали в авральном режиме ,но одновременно спокойно , «без шума и пыли».
Командиром ТДН был профессионал своего дела подполковник Ковальский       ,замполитом майор Ефимов В.Д. , НШ – майор Козак А.С. , зам по вооружению
На снимке на позиции ТДН :
Командир тех дивизиона Ковальский   , майор Новоселов В.В. , генерал Колесов  , подполковник Тетерев И,И. и хирург Лазарь В.Ф.
Весна 1983 года.
 Организационно ТДН состоял из:
- управления и отделения связи;
-1-го отделения ( Проверки на АКИПС);
-2-го отделения(разконсервации и сборки ЗУР);
- 3-го отделения (заправки компонентами топлиап и воздухом) ;
- Взвода подвоза ракет.
Активно работали при подготовке ЗУР и отправке их в огневые дивизионы командование дивизиона , капитан Веревкин М.И. ст лейтенанты Ковалев Н.В. и Савельев С.А. , прапорщики Левин В.В. , Дмитриев С.В. , Ванин Е.В.
Да что там говорить весь личный состав ТДН трудился не покладая рук, с полной отдачей. Но закончился этот этап ,спала напряженность и люди стали понемногу расслабляться.
После выдачи ракет на дивизионы 220 и 231  полков боевая деятельность ТДН резко уменьшилась
Дивизион занимался боевой подготовкой , несением караульной и внутренней службы , совершенствованием инженерного оборудования позиции и хозяйственными работами. 
 Построили баню с хорошей парилкой и бассейном , которыми пользовались не только тдн но и перепадало и нам из полка, в качестве поощрения.
Политработники полка после жаркой и пыльной пустыни в ТДН в перерыве на  семинаре.
Выше всех стоит Олег Габрусев.
Дивизион находился на окраине Дамаска и частым «гостем» там был начальник группы управления полками – зам главного военного советника генерал Колесов , вот он во многом и не давал расслабляться л/с ТДН всех категорий и званий.
1-ое отделение по графику проверяла параметры ЗУР в зрдн полков , практически большее время проводило на огневых позициях.
Но все-таки были негативные случаи в дивизионе.
Так, силами ОО майором Клюйко и сирийскими особистами , была перекрыта торговля отдельных военнослужащих с местными жителями предметами вещевого имущества и шанцевого инструмента(ломы  , топоры , пилы и пр.) Генерал Колесов и командир полка приказали разобраться в этом деле и строго наказать виновных.
 Дознавателем командир полка назначил меня.  В результате практически все вернули на место.
Был еще один неприятный ,мягко говоря , случай , когда водитель автопоезда (ТЗМ) вез ракету в 231 полк , не справился с управлением и на крутом повороте  опрокинул полуприцеп . Ракета выпала , хорошо ч то все удачно закончилось. Вмешались технические службы полка и все встало на свои места.
Но в целом ТДН С200 со своей задачей справился и выполнил свою интернациональную миссию.
                Ремонтная рота.
Командиром ремонтной роты был назначен офицер 1257 зрп майор Гераськин А.В.
Майор ГераськинА.В. второй слева с офицерами3-го дивизиона.
В роте было два взвода : по ремонту автомобильной техники с аккумуляторным цехом и взвод по ремонту техники ЗРК , стрелкового оружия и другого оборудования. В наличии были необходимые станки , сварочное оборудование и пр.
Был такой случай : в одном из расчетов зенитной батареи при не осторожном обращении с огнем загорелся (ночью) ящик с автоматами АКМ. Сгорели приклады, обгорел металл. Ремрота отремонтировала стали лучше новых.
Второй случай , когда под его руководством вывозили останки сбитых палубных самолетов США на двух Уралах с долины Бекаа (Ливан)
Слева майор Геаськин А.В. , в центре Пантюхов В.А. 2009 год Переславль -Залесский.
В целом рота успешно справилась с задачами. И с честью выполнив свой интернациональный долг вернулась на Родину.
Это можно сказать  о всей инженерно- технической службе.


Рецензии