Глава7

                Глава 7.
                Второй  зрдн  С-200В.
Командиром второго дивизиона был назначен Поляков Виктор Борисович.

Родился 24 января 1952 года в г.Порт-Артуре ,КНР,в семье военнослужащего.
В 1973 году окончил Пушкинское Высшее командное училище радиоэлектроники Войск ПВО. Член КПСС.
С 1973 года проходил службу в 79 гв .зрбр (г.Череповец) на должностях :начальник расчета, начальник отделения, командир батареи, командир дивизиона.
С января 1983 года по июнь 1984 проходил службу в Сирийской Арабской Республике, в должности командира дивизиона 220 зрп ДД.
1984 году поступил и в 1987 году с отличием закончил Военную командную Академию ПВО имени Маршала Советского Союза Жукова Г.К.
С августа 1987 года проходил службу на должностях заместителя командира 204зрбр (г. Кингисепп), командира 967 зрп(г. Тихвин).
В августе 1990 года назначен на должность командира 234 Центра Боевого Применения Зенитных Ракетных Войск, в этой должности проходил службу до октября 1993 года-до расформирования части.
С января 1994 года до апреля 1998 года проходил службу в Управлении 4ОА ПВО(5ОК0РПУСА)
Замполитом дивизиона назначили Каныгина В. К.
Окончил………………………………………..
Женат двое детей
Умер.
Из воспоминаний КД-2 майора Полякова Виктора Борисовича.
Начальный период, формирование дивизиона.
В сентябре 1982 годя я командовал 5 зрдн С-200 в 79 гв. зенитной ракетной бригаде, в городе Череповце Вологодской области. К этому времени я уже два года командовал дивизионом и дивизион был на хорошем счету, сдав итоговую проверку комиссии округа был признан «отличным».
Дивизион нес боевое дежурство, после обеда меня срочно вызвали к командиру бригады(тогда бригадой командовал подполковник Горлов В.В  в последствии генерал-лейтенант, командующий ЗРВ МО ПВО), при этом цель вызова ни кто не сказал. Зная о том, что срочный вызов к начальству не обещает ни чего хорошего, я выехал в штаб бригады, просчитывая, что могло случиться.
Перед входом в штаб встретил командира группы подполковника Баранова Л.Н, и спросил в чем причина вызова, он ответил, что прибыл начальник ЗРВ корпуса полковник Сытник Б.О. и хочет побеседовать с тобой , идем вместе.
В кабинете комбрига были подполковник Горлов В.В. и полковник Сытник Б.О, он человек был своеобразный, с большим чувством юмора и пользовался большим уважением у нас ,молодых офицеров.
Без всяких прелюдий он спросил готов ли я выполнить приказ Партии и правительства, на что я ответил положительно. Он ввел в курс дела - на базе зрп в Переславле–Залесском формируется полк, который будет направлен для выполнения боевой задачи в Сирийскую Арабскую республику, ты назначаешься командиром дивизиона. Жди вызова в Ярославль.
В середине месяца меня вызвали в Ярославль на Военный Совет МО ПВО, который проводил Командующий войсками округа генерал-полковник авиации Константинов А.У.На Военном совете я представился командиру полка Ю.И.Бассу и его заместителям. Из всех заместителей я был знаком только с заместителем по вооружению майором Ю.А.Фединым, с которым я познакомился еще в 1977году и , с которым дружу и по сей день.
В конце сентября пришла команда мне и нескольким офицерам бригады прибыть в Переславль-Залесский. По прибытию в полк, представился командиру полковнику БассуЮ.И., его заместителям и получил задачу формировать 2зрдн. Так началась моя служба в 220зрп.
Работы было много: прибывали офицеры и прапорщики, солдаты и сержанты, надо было изучать людей комплектовать расчеты. Сейчас, с позиции прожитых лет, кажется что все это просто! А тогда это была работа которой я ни когда не занимался.
С желанием и большим напряжением работали мои заместители: замполит майор Каныгин В.Н. и начальник штаба Долгих Ю.А. командиры батарей:  первой -капитан Карченко В.К. и второй - капитан Багрянцев В.М.
В первых числах октября закончили формирование дивизиона:
Командир капитан Поляков В.Б.
Заместитель командира по политической части майор Каныгин В.Н.
Начальник штаба майор ДолгихЮ.А.
Старшина дивизиона ст.прапорщик Цветков М.А.
Командир 1 батареи( РТБ) заместитель командира по вооружению капитан Карченко В.К.
Начальник 1-го отделения ст.лейтенант Найденов
Офицеры: лейтенант Киселев,лейтенант Погорелов,ст.лейтенант Бурлин,ст.лейтенант Князев.
Начальник 2-го отделения капитан Хрущев.
Офицеры: лейтенант Михайлов и лейтенант Майоров.
Командир батарей(СБ) капитан Багрянцев
Начальник 3-го отделения капитан Дьяков
Офицер 3-го отделения лейтенант Князев.
Командиры взводов: лейтенант Толстопятенко и лейтенант Шмидт.
Начальник ДЭС прапорщик Зиновьев.
Прошу всех извинить, но не помню имена и инициалы всех офицеров и прапорщиков.
Основной костяк офицеров дивизиона был из 79гв. зрбр, а лейтенант Леонид Киселев и командир взвода лейтенант Игорь Шмидт, а так же сержант Сергеичев, рядовые Лахман, Ляш из моего 5-го дивизиона.
Все офицеры были хорошо подготовлены теоритически и быстро набирались опыта в работе ,при этом проявляя упорство и целеустремленность.
Получение техники и боевое слаживание в 234ЦБП ЗРВ.
В первых числах октября мы погрузились в эшелон и выехали на стыковочную базу, где получили технику с заводов проверили ее и подготовили к отправке на полигон.
В начале ноября мы прибыли в 234 Ц БП ЗРВ.
Об этом хотелось бы сказать отдельно.
Боевое слаживания полка проходило в течении 35 суток (5 недель) и включало в себя:
1.развертывание техники на позиции и подготовка ее к боевому применению;
2.боевая стрельба по «барражеру», при этом мы стреляли по мишени Ту-16 .
Виды стрельб по целям типа «барражер»:
-на « приближении»;
-в зоне «режекции» при удалении и при приближении;
-в «догон»;
-стрельба по самолету- постановщику;
Последняя стрельба по наземному источнику помех,но мой дивизион по ней не стрелял, стрелял только Виктор Николаевич..
3.Освоение аппаратуры звуковой индикации (АЗИ),которая позволяла быстро и с высокой вероятностью определить тип цели(ракета,   истребитель ,бомбардировщик, самолет ДРЛО);
4.Отработка свертывания и развертывания антенного поста К-1.Особенно здесь отличились капитан Хрущев и лейтенанты Михайлов и Майоров, они в стужу умудрялись за ночь развернуть и свернуть антенный пост. Позже, уже в 90 годы я встретил Сергея Михайлова в 234 Ц БП ЗРВ, который принял в сентябре 90-го года, где Сережа проходил службу в должности инструктора К-1.
5.Отработка свертывания и развертывания пусковых установок, комбат-2 Вячеслав Багрянцев  и командиры взводом Александр Толстопятенко и Игорь Шмидт, без устали тренировали свои расчеты.
Стоит отметить то, что опыта боевого применения С-200 не было и руководствовались опытом применения С-125 и С-75 в локальных войнах, поэтому много внимания уделяли быстрой смене позиции(если к С-200 можно применить термин «быстрая смена позиции»). Это позволило нам без особых усилий и в установленные сроки развернуть технику на позиции в Сирии.
Передислокация в порт погрузки, переход морем.
В начале декабря 1982 года мы приступили к погрузке техники в эшелон. Для меня это памятно тем, что я был назначен начальником эшелона и на мои плечи навалились обязанности, которые я ни когда не выполнял. Но с помощью подполковника ШидловскогоВ.Н. и майора Федина Ю.А. я с ними справился. Еще запомнилось, что на станцию погрузки Коктас приехали мои однокашники по училищу Володя Балуков и Володя Струнин( они служили в 10 ГНИПе),когда закончилась погрузка и нам дали отправление, они проехали до ст.Сары-Шаган и мы успели выпить и попрощаться.
В последних числах декабря мы, без приключений, доехали до Николаева и ночью стали разгружать технику.
Сейчас уже многое стерлось в памяти, но запомнилось то, что мне довели о присвоении воинского звания «майор»досрочно, что мы успешно обмыли сначала с офицерами дивизиона, затем с командирами дивизионов.
Во второй декаде января нас посадили в вагоны и привезли в порт, там выдали паспорт из которого я узнал, что я «специалист сельского хозяйства».При подъеме на борт «Украины» паспорт забрали и больше я его никогда не видел.
На теплоходе были прекрасные условия как для солдат и сержантов, так и для офицеров, кормили очень хорошо, чем порадовали весь личный состав. Я разместился в каюте с В.Н. Шидловским -каюта была прекрасная. Шли без особых приключений, единственное когда проходили пролив Босфор вес личный состав с палуб убрали и на палубах были только офицеры!
Разгрузка в Тартусе, марш в Думейр, приведение техники в боевое положение.
По приходу в Тартус нас пригласили в каюту командира, там был командир ,заместители и генерал-полковник Бочков. Спокойно, без надрыва и горячки поставили задачи-3 дивизиону заступить на боевое дежурство, а нам разгружаться и, по готовности колон уходить на позицию.
Мне, как самому молодому, выпала честь вести колонну из тяжелой техники две К-1 с прицепами, ПУ,ДЭС, всего ,кажется 28 машин. Вышли утром ,часов в11.Интересно была организованна охрана колонны. Впереди и позади колонны шел ГАЗ-66, в котором были сирийские автоматчики ,а вдоль колонны с одной и другой стороны туда - обратно ездили два мотоциклиста. На контрольных пунктах нас встречали представители ГВС, они доводили особенности движения. После полудня прибыли в Хомс, перекусили, отдохнули и двинулись дальше! Когда стемнело, втянулись в горный массив, там на протяжении всей горной дороги стояли сирийские автоматчики метров через 50 друг от друга!
Ночью, без особых приключений, прибыли в городок ,поели и легли отдыхать.
Утром прошло совещание у командира, где поставили задачу приступить к развертыванию техники. Хочу отметить атмосферу в которой пришлось работать. Спокойно, без лишней опеки и понукания: «быстрее, быстрее» каждый делал свою работу и выполнял свои обязанности. Иногда приезжал на позицию зам.по вооружению Ю.А. Федин посмотрит , спросит в чем нужна помощь и уедет. В создании такой обстановки заслуга командира полка Ю.И.Басса. Он сумел оградить нас от излишней опеки всевозможных «помощников». Работали спокойно. Я не хочу говорить во сколько раз перекрыли нормативы, просто дивизиону дали спокойно работать, хотя попытки вмешиваться проверяющих и были.
После проведения юстировки на ПУ я прибыл на К-9 и лично доложил командиру, что дивизион готов заступить на боевое дежурсто.
Организация боевого дежурства
В первых числах февраля, а может и ранее заступили на боевое дежурство.
Дивизион был поделен на три смены во главе первой- командир, второй-начальник штаба, третьей – зам. по вооружению командир 1батареи. На позиции по 2БК, один на ПУ,второй на ТЗМ.Срок открытия огня 2 и 5 минут.Вот так и дежурили по 12 часов, правда после перемирия в апреле-мае стали дежурить днем 11 часов, а ночью 13 и разрешили допустить , в качестве стреляющих- НО-1, у меня это был старший лейтенант Михаил Найденов, а нас, командиров дивизионов , стали привлекать к дежурству на К-9 в качестве дежурных заместителей командира полка.
Приезд ГК В ПВО Главного Маршала авиации А.И.Колдунова
В середине апреля полк посетили два Главкома - Главнокомандующий Войсками ПВО Главный маршал авиации Колдунов А.И. и Главнокомандующий Военно-воздушными Силами Главный маршал авиации Кутахов П.С.
Я не знаю как планировалось первоначально, но выход из капонира К-9 и выход из капонира моего дивизиона были расположены напротив и Главкомы ,выйдя с КП полка ,направились в мою сторону –я стоял у входа в свой капонир под маскировочной сетью.
Мне ни когда не приходилось ранее встречать начальников такого высокого ранга, можно представить мое волнение!
Я пробежал насколько шагов, потом перешел на строевой шаг и стал докладывать Главкому ПВО, он шел первым и я его конечно узнал, несмотря на то , что все были в штатском-высокий поджарый, хотя, конечно, и в годах. Он меня не дослушал, по-отечески пожал руку и сказал: «Ну, командир, показывай свое хозяйство!». Мы зашли в К-2 , маршал
Колдунов сел на ЦВМ и спросил меня, какое у меня образование, я ответил, что закончил Пушкинское училище радиоэлектроники ПВО, что его сильно удивило и он сказал сопровождающему -надо парню учиться. Я тогда не придал значения этому, а через год 6.06.1984 я был отправлен в Советский Союз для учебы в ВКА В ПВО им.Жукова.
После посещения Главкомов нас, всех трех командиров дивизионов, отпустили в Дамаск. Впервые, с момента прибытия, я побывал за пределами позиции.
Повседневная жизнь.
Жизнь любого воинского коллектива подчинена распорядку дня.
Утром подъем, зарядка, туалет, завтрак, после завтрака развод и смена дежурных сил.
Занятия по боевой подготовке, что включало и работу по авиации противника, правда, стартовые расчеты тренировались только ночью. Потом обед, после обеда отдых, потом, когда
жара спадала, занятия по физической подготовке. Потом ужин и смена дежурных сил. Так же проводились партийные и комсомольские собрания.

По выходным и праздничным дням проводились спортивные праздники с максимальным охватом всего личного состава. Очень редко вывозили солдат и сержантов в Дамаск, это было поощрением и все этого ждали с нетерпением.
По выходным показывали в клубе кино, помню, что впервые там посмотрел фильм «Вокзал для двоих».
Федин ,Ноаоселов и Поляков на отдыхе после посещения Главкома.
По пятницам приходила почта, которую все очень ждали, это была единственная связь с Родиной!
По выходным командир организовывал баню-это была отдушина в однообразной повседневной жизни, правда всегда рядом стоял Уазик, на котором ,при необходимости, ехали на рабочее место.
Там все было подчинено быстрейшему прибытию на рабочее место, даже маршруты кросса прокладывались с учетом этого.
Так и жили, несли боевое дежурство, совершенствовали боевое мастерство, стойко переносили все тяготы и лишения, а их хватало!
Из воспоминаний Толстопятенко А.А. 220ЗРП , 2ЗРДН , Стартовая батарея, Ком. 1взвода
После окончания Энгельсского ВЗРКУ в 1981г. Я был направлен для дальнейшего прохождения службы в в/ч 62952 г. Череповец на должность командира взвода. За год службы в ЗРБР я многому научился и самое главное, стал одним из лучших командиров
стартовых взводов. В начале сентября 1982г. Дивизион в котором я служил находился на
боевом дежурстве, а я нес службу в составе сокращенного боевого расчета офицером старта ( в те времена офицер старта нес службу в течении недели на позиции) И вот, в один из дней, после проведения КФ мат. части меня вызвали к телефону. Звонил НШ бригады гв. п-к Левин, который приказал мне срочно прибыть в кабинет комбрига.

Я ответил, что нахожусь на боевом дежурстве, но он добавил , что моя замена уже в пути и машина за мной вышла… Сразу начал соображать, что же я « натворил», что меня вызывают к комбригу прямо с боевого дежурства? Пришла машина, а с ней и офицер для моей замены. На мой вопрос; Что случилось? Он ответил: Сам узнаешь.. В бригаду прибыла какая-то комиссия во главе с генералом, езжай не задерживайся. По прибытии в военный городок, подходя к штабу, я увидел нескольких офицеров стоявших возле «курилки» и о чем-то тихо разговаривающих. Когда я спросил,- Что случилось? Мне ответили,- Вызовут узнаешь. Потом нас поочередно вызывали в кабинет комбрига, предупредив перед этим о неразглашении информации ,которую мы узнаем.
Когда я вошел в кабинет, там были: Генерал-майор(не помню его фамилию), Комбриг гв. п-к Горлов, НШ бригады гв. п-к Левин, Нач.ПО бригады гв.п/п-к Рябцев и ком. 2ЗРДН гв.к-н Поляков. Генерал расспросил меня о том, какое училище я закончил , семейном положении, условиях проживания.. Потом спросил,- Как переносишь жару? Я ответил,- Нормально, я родился на юге.. После этого он сказал: Хорошо. Вот что лейтенант, надо сьездить повоевать не много в страну с жарким климатом, что скажешь? Я не думая ни минуты четко ответил: Куда Родина прикажет, туда пойду. Молодец, -сказал генерал,
Это твой командир дивизиона, указал на гв.к-на Полякова .В свое время ты все узнаешь, а теперь иди и молчи…О нашем разговоре не должен знать никто!.. Я ответил: Есть! и вышел. Когда я выходил из штаба, офицеры стоявшие в стороне, глянув на меня улыбаясь спросили: Ну что, узнал?.. После этой беседы, меня перестали ставить в наряды и на дежурство, но свои обязанности командира стартового взвода я продолжал исполнять исправно. Прошла неделя, другая, третья.. Служба шла своим чередом. Я уже начал думать, что обо мне забыли.. И вот 14октября 1982г.утром, после развода, меня вызвали в штаб бригады. Когда я прибежал к штабу, там уже стояли Гв. к-н Поляков В.Б. и несколько офицеров.Из штаба вышел НШ бригады п-к Левин , построил нас в одну шеренгу, и негромко зачитал приказ, о том, что нам предписано 14.октября1982г. сдать дела и должности и в 22.00 убыть в г. Переславль-Залесский для дальнейшего прохождения службы.. Вот тут и закружилась голова,- как все успеть? Но всех успокоил командир Поляков Виктор Борисович: Сдайте только оружие и идите к женам. В 20.00 построение для отправки, форма одежды полевая.. Время пролетело моментально. Жена Ирина конечно очень волновалась, немного всплакнула, что ждет нас впереди.. Детей у нас тогда еще не было, поэтому мы решили, что дожидаться моего возвращения она будет у родителей в Энгельсе. Вечером нас посадили в автобус и отвезли на вокзал прямо к поезду. Перед посадкой в вогон, Комбриг п-к Горлов лично пожал каждому из нас руку, пожелал  достойно выполнить свой воинский долг и вернуться живыми и здоровыми. Так начиналась наша спец.командировка в дружественную нам Сирийскую Арабскую Республику. По прибытии в Переславль-Залесский полк , представились командиру полка п-ку Басс Ю.И. Нас определили в один дивизион. Всех нас разместили в казарме и началось формирование полка. Прибывали солдаты, офицеры…Потом получение техники. Технику получали в разных местах, потом эшелонами гнали в Сары-Шаган на полигон. Меня, молодого лейтенанта, отправили старшим команды для
получения ТЗМ (транспорто-заряжающая машина) для всего полка на базу снабжения в г. Подольск. У меня в команде было 30 чел. Перед отправкой меня инструктировал НШ плка м-р Лотник и дал номер тел. Начальника ЗРВ Московского Округа ПВО , - в случае возникновения проблем на базе, докладывать лично ему..
Технику на базе мне сдавал зам.командира -полковник, Потом ночной марш в Переславль-Залесский и сходу погрузка эшелон. По прибытии в Сары-Шаган разгрузка, формирование колонны, марш. И вот мы в палаточном городке на 1й площадке..Более месяца шла боевая подготовка, стрельбы, занятия. Спать приходилось не более 4х часов в сутки, но на это никто не обращал внимания- мы готовились воевать. И результатом этих занятий стала слаженная работа расчетов, которые уверенно перекрывали положенные нормативы. Личный состав показывал хорошие знания матчасти. Моральный дух всего личного состава был очень высок. Все контрольные упражнения и стрельбы были выполнены успешно. А затем снова марш, погрузка в эшелон, который быстро домчал нас до г.Николаев. Техника была перекрашена в пустынный вариант и погружена на корабли. Весь личный состав переодет в гражданскую форму одежды и в один из дней начала января 1983г., под видом туристов на круизном лайнере « Украина» убыл к месту выполнения боевой задачи. Во время плавания мы жили в хороших каютах, питались в ресторанах. Через пять дней прибыли в сирийский порт Тартус. Тут по радиотрансляции и прозвучала команда: «Туристам группы майора Полякова срочно собраться на верхней палубе!» И все тут же пришло в движение,- прямо как в кино… Все делалось быстро, слаженно, четко, без суеты.. Построение на верхней палубе, получение личного оружия, быстрое переодевание в сирийскую форму одежды, построение на пирсе..А в это время у стенки швартуются корабли с нашей техникой. Из кораблей типа Ро-Ро прямо на пирс выходят боевые машины «Оса»АК, подвешивают боекомплект и становятся на дежурство по охрана порта. Разгрузка техники, формирование колонны и … прощай теплоход.
Совершив тяжелый многокилометровый марш, мы прибыли на подготовленные инженерными подразделениями позиции в районе г. Думейр и сразу приступили к развертыванию ЗРК в боевое положение. Падали от усталости, но дивизион развернулся и заступил на боевое дежурство перекрыв все положенные нормативы в несколько раз.. Расчеты работали как слаженный, хорошо отрегулированный механизм.. Вспоминая то не легкое время, я горжусь тем, что мне довелось служить и быть частью этого воинского коллектива. Каждый солдат и офицер нашего 220 ЗРП – « золотой фонд Войск ПВО страны» О том как мы служили в Сирии написано много статей, по ЦТ показывали телепередачу о положении в Сирии того времени, где упоминается о наших двух полках, и многое другое. В неимоверно трудных климатических и моральных условиях весь личный состав самоотверженно выполнял боевую задачу. Сроки готовности к пуску ракет были: 2мин и 4мин. Стартовые расчеты проводили тренировки только в ночное время в полной темноте с использованием специальных приборов ночного освещения. Уровень мастерства наших стартовых расчетов был очень высок. Мы приложили не мало усилий к подготовке сирийских боевых расчетов. Это способствовало тому, что в октябре 1984г. Личный состав Сирийского полка успешно выдержал проверку на допуск к самостоятельному несению боевого дежурства и эксплуатации мат.части. Между нашими и сирийскими воинами установились очень хорошие, дружеские отношения. После передачи техники сирийцам, мы тронулись в обратный путь –ДОМОЙ! По обочинам дороги по которой нас везли на автобусах, стояли солдаты и местные жители с цветами и на прощание махали нам руками.
Было очень приятно от осознания того, что мы с честью выполнили поставленную задачу и в сердцах сирийцев остается о нас добрая память. Домой нас вез уже другой лайнер-« Константин Симонов».
По прибытии в СССР, наш полк был расформирован. Солдаты выслужившие свой срок уволены в запас , а офицеры и прапорщики отправлены по местам прежнего прохождения службы…
За образцовое выполнение задания Правительства, мужество и героизм, многие военнослужащие нашего полка награждены правительственными наградами СССР и САР. А потом, о нас просто забыли, прикрываясь секретностью.. Пролетели годы, пришло время и мне уходить в запас..Тут-то я и понял, что все обещания Военных советов Армий и Округов отправлявших нас в спец.командировку остались только на словах. Хотя я сам помню как нам зачитывали директиву о том, что на период спец.командировки выслуга лет у нас исчислялась один к трем. Но видно её так «ЗАСЕКРЕТИЛИ» что найти в архивах не возможно. Потому и нет у нас никакой льготной выслуги, и никакие мы не интернационалисты. В личных делах у всех нас в указанный период написано «Проходил службу в Московском Округе ПВО».
А Сирийский орден и Правительственную награду- медаль «За боевые заслуги» я за что получил? Странно получается: боевые награды есть, а на войне мы и не были…
Прошло уже более тридцати лет с момента возвращения наших полков на Родину. У меня в семье родились, выросли и стали офицерами двое сыновей. Подрастают внуки. Они с гордостью рассматривают награды на моем парадном кителе , а я смотрю на это и не знаю как им обьяснить –Почему с нами так не справедливо обошлось наше Правительство?


Рецензии
Привет Александр Егоров,
извини, пожалуйста. У меня есть один спрашивает
Сколько солдаты, прапоров, офицеров получали все же тогда в Сирии окладов в месяце в это время.
Я знаю солдат получал в середине 1980ых годов ~ 50 или 55 лир/фунт. Сколько стоил там несколько продукты?
Был бы очень рад если бы вы мне смог помочь в этом.

Спасибо

Верто Василь   08.07.2019 21:55     Заявить о нарушении