Фирма Мерге, часть вторая

Все права по созданию новой фирмы, мы делегировали нашему главному телевизионному специалисту, Арво. И с этого момента он стал полновластным директором.

Арво получил образование в Ленинградском институте Бонч-Бруевича. Прожив в культурной столице 5 лет, он впитал много технических знаний, серьезно расширил свой кругозор, свободно заговорил на русском языке и обзавелся неплохим чувством юмора.

Забавно, однако, что когда я, однажды стал рассказывать ему об очередной великолепно исполненной роли одного из лучших актеров СССР, Иннокентия Смоктуновского, он проявил поразительное и недопустимое для образованного человека незнание, признавшись мне, что никогда не слышал про такого актера. А ведь творчество этого Мастера уже давно стало достояние мировой культуры...


Мы арендовали пустующее помещение на территории Балтийского судоремонтного завода и вступили с заводом в кооперацию по производству алюминиевых антенн.

Пройдя все стадии, от проекта до первой, правильно изготовленной параболической антенны, мы вышли на рынок, с профессиональными комплектами оборудования. Проявив чудеса смекалки и находчивости,я сумел привезти с двух разных российских заводов около 40 тонн листов мягкого марганцевого алюминия.

И вот уже нашими антеннами заинтересовались финны, они протестировали антенны и остались очень довольны результатами. С этого момента, дело, как говорится, пошло…
Когда перед нами встал вопрос о необходимости проведения рекламной кампании, и Арво предложил расставить наши антенны по коммерческим подвальчикам, разбросанным,по всему городу - я, впервые возразил ему.

Обычно, я не оспаривал методы и способы решения массы технических вопросов, стоявших перед начинающей фирмой, и четко выполнял порученные мне задания.В этот раз, я все же решил выступить с идеями, радикально отличавшимися от идей нашего директора.

Мое предложение состояло в том, чтобы перескочить через эти, мелкие по масштабу, малоэффективные методы рекламы. И пусть такими дурацкими способами рекламируют себя наши конкуренты, которые вслед за нами, появились на эстонском рынке.

В противовес его идеи,я предложил договориться о том же,но с администраторами самых крупных и популярных магазинов, торговавших радиоэлектроникой и отдельно с руководством центрального универмага. Это, по моему мнению, выводило нас с первых шагов на гораздо более выгодную стартовую позицию и придало бы нам более солидный статус.

Кроме того, я предложил воспользоваться нашими старыми связями с эстонским телевидением, где все мы, проработали многие годы и дать детальное интервью, о возможностях приема спутниковых каналов, которые мы были уже готовы предлагать жителям Эстонии.

Как ни странно: почти все, из мною предложенного удалось быстро реализовать. Антенны заняли свои места в магазинах, удалось организовать большое интервью на эстонском телевидение.

Я же, все равно не успокаивался, у меня зрела рекламная идея, которая по своим масштабам должна была многократно превзойти все, что было задумано и выполнено на тот момент времени...

Дело было в том, что с осени 1990 года на центральном телевидение начала раскручиваться новая передача «Поле чудес». Я, каждую пятницу с интересом смотрел шоу, в котором безраздельно властвовал самый харизматичный ведущий главного канала страны, Владислав Листьев. Мне сразу стало понятно, что эта передача надолго станет самой популярной в СССР.

Поскольку передача только-только заняла свое постоянное место в сетке программ центрального телевидения, а коллектив редакции наверняка еще не успел обрасти непробиваемым слоем жира, я посчитал, что при соответствующем расположении звезд на небе, смогу преодолеть все, возможные препоны и прорекламировать наши системы приема спутниковых каналов, во время трансляции очередной передачи. А передача та, сразу обрела многомиллионную зрительскую аудиторию.

Я, несколько раз откладывал разговор с директором на эту тему. Время шло, и каждый раз, смотря очередную запись этого шоу, я все больше проникался желанием исполнить задуманное, во чтобы то не стало.
Однажды, я все же решился поделиться новой идеей с директором. Он, с изрядной долей пессимизма выслушал меня и ничего конкретного мне не ответил. Я не понял в чем дело, но как выяснилось позже, он, вообще не смотрел Московские каналы, поэтому и понятия не имел об этом, новом шоу.

Через некоторое время он, все же специально просмотрел эту передачу, и неожиданно хорошо отозвавшись об этом шоу, предложил мне попробовать связаться с редакцией и заключить с ними договор. Этим самым он дал мне карт-бланш на реализацию моей, почти утопической идеи.

На следующий же день я начал пытаться звонить в заветную редакцию. Но одно дело идея, а совсем другое дело, ее исполнение. Все мои попытки дозвониться не увенчались успехом. В редакции никто упорно не брал трубку.

Так, безуспешно я потерял несколько дней. -Но однажды меня осенило: я понял, что дозвонившись и услышав в трубке гудки, надо ждать до победного конца, и это сработало. В Москве, впервые взяли трубку, когда гудок в моей трубке прозвучал в 12-й, а возможно и в 15-й раз.

Уже то, что кто-то начал говорить со мной, я посчитал малой, но очень важной победой. Далее, я выяснил, что говорить надо с администратором программы, Алексеем Дроновым. Поймать его было тоже нелегко, но вскоре, наш разговор, все-таки состоялся.

Я сходу предложил ему идею передать им полный комплект оборудования для дальнейшего использования его в качестве супер приза. Алексей обещал подумать над моим предложением, отметив, что подобное предложение он уже получил от другой фирмы. Мы договорились, что я позвоню ему снова, через неделю.
Эта неделя показалась мне длиной в вечность. Но, когда я снова дозвонился, он ни словом не обмолвился о той, другой фирме и сразу согласился с моей рекламной идеей.

Далее, он пригласил меня для подписания контракта, в Москву. Я ликовал, теперь то я уже точно не отступлю и доведу дело до финала…

Мы приготовили все оборудование, запаковали полутораметровую антенну в картон, и вдвоем с Энделем поехали в Москву. В поезде не было человека, который не предложил бы свою версию того, что находится в картонной упаковке. Мне пришлось отшучиваться от настойчивых комментариев и вопросов пассажиров.

Мы приехали в Останкино, там нам сказали, что придется немного подождать. Подождать пришлось каких- то, 3 часа, но это было уже не важно. Мы ведь были уже в одном шаге от полного успеха.

В конце концов, приехал Алексей и дело закрутилось с космической скоростью.

Мы вместе с ним поднялись на лифте редакцию программы ВИД. Там в коридорах и помещениях- повсюду встречались известные каждому, ведущие разных телепрограмм. Мне довелось постоять рядом Игорем Кирилловым, в одной из комнат я увидел популярного ведущего Александра Любимова. В коридоре мне навстречу прошла Ангелина Вовк. В общем голова кругом ходила от многочисленных звезд телевидения, которые встречались в Останкинском телецентре, на каждом углу.

Алексей познакомил меня с генеральным директором программы Светланой Поповой, и я запомнил ее как бизнесмена высочайшего уровня. Мы понимали друг друга с полуслова. Текст договора она уверенно печатала на компьютере из головы, не пользуясь никакими шаблонами. Предложение начинала она, я продолжал затем наоборот: -я начинал, а она заканчивала мысль и так далее. В невероятно быстром темпе договор появился на свет, не вызвав у нас никаких противоречий. Я был восхищен профессионализмом этого человека. Кстати, именно из ее уст я тогда, впервые услышал новое слово «логотип». Сейчас им пользуются все, а в те дни оно реально было новинкой.

Если коротко, то согласно договору, мы обязались предоставить полный комплект оборудования, а программа Поле Чудес обязалась разыграть наш комплект в супер призах. При этом нам гарантировали минимум 3 наезда камеры на антенну с логотипами за время каждой передачи и так до момента, пока кто- ни будь из игроков ее не выиграет.

Поскольку антенны мы производили в кооперации с Балтийским судоремонтным заводом, то на антенну мы приклеили логотип завода. Однако, как потом выяснилось, от высокой температуры в студии наклейка высохла и отвалилась. Я и сам узнал об этом только после просмотра программы в эфире.

Позже, когда директор завода спросил меня:- «Почему нашего логотипа не было в рекламе?», я объяснил ему, что лично приклеивал ее к антенне, но потом она исчезла. Мой ответ его не удовлетворил, он мне просто не поверил. Сейчас, по прошествии времени, я понимаю его недовольство гораздо острее. И все же, все, рассказанное мной,  было чистой правдой...

.................................................

Далее произошло нечто особенное. Успех рекламной кампании превзошел все наши ожидания. Так, когда я через несколько дней позвонил Алексею и спросил его о том, как все прошло, он сказал, что утопает в звонках и вопросах телезрителей. В запале эмоций он даже высказал мне, что он уже и сам не рад такой лавине откликов. Алексей пообещал мне переадресовывать все эти звонки прямо на нас.

В итоге передав их редакции 4 комплекта оборудования мы получили рекламную кампанию в самой популярной программе в течение целого года… Сейчас, минуты рекламного времени на первом канале, стоят несравнимо больше…

На всю жизнь я запомнил знакомство с Владиславом Листьевым. Он, очень дружелюбно встретил меня в своем кабинете. Мы поговорили с ним на разные темы. Влад вспомнил, что он часто отдыхал в Пярну и даже припомнил некоторые эстонские слова. Это был спортивного вида человек с огромной эрудицией, он владел несколькими иностранными языками. Как и другие, ведущие программы Взгляд, Влад пришел на Центральное телевидение из иновещания, где набрался опыта ведущего радиопередач, в том числе и в прямом эфире. Кроме всего прочего, он обладал отличной памятью и замечательным чувством юмора.

Мы не раз встречались с ним и в следующие мои приезды в Москву.
И каждый раз он, с неизменно приятной улыбкой, встречал меня в Останкино. Мы общались как хорошие знакомые…

В личной беседе, Алексей признался мне, что Влад любит крепко погулять. Особенностью этих загулов было то, что он имел привычку: в течение одного вечера периодически перемещаться из ресторана в ресторан.
При этом объектом его необъяснимых притязаний, почему то становились люди в военной форме. Алексею стоило многих нервов утрясать эти мелкие, но достаточно неприятные конфликты, создаваемые Владом, буквально на ровном месте. Ну что же,все мы не без греха. Не может же человек быть идеальным, во всем…

Работа в студии требует от ведущего быстрой реакции на происходящее, а в некоторых случаях, прямо скажем и способности очень достоверно и эмоционально блефовать. Такое было время, хотя думаю и сейчас действуют эти же, неписанные законы.

В один из приездов я получил от Влада пригласительный билет на запись очередной передачи, и через некоторое время, мы с моим 10 летним сыном поехали в Москву, на запись очередной передачи. Алексей проводил нас до студии. Войдя вместе с нами в студию и увидев среди гостей до боли знакомые лица, он вздохнул и тихо сказал мне, что многих из этих гостей студии он видит здесь, регулярно, и этот факт вызывает у всех работников студии большое раздражение и неприязнь…Я же, был немного разочарован реальным видом деревянных скамеек из неотесанных досок, стоявших в студии. Да и барабан, что называется, дышал на ладан, я всерьез боялся, что он может развалиться, прямо во время передачи. В общем, все декорации в студии на первый взгляд выглядели достаточно убого.

Однако, после некоторых несложных манипуляций по укрытию материей этих скамеек, установки в студии рекламных щитов и мелких декоративных украшений, на экране телевизионной камеры, все начинало блестеть и сверкать, а невзрачные, мелкие детали сразу исчезали из поля зрения. На первый план телевизионных экранов выходили нарядно одетые гости студии… В общем, картинка на экране преобразовывалась до неузнаваемости. В этом, себя в полную силу проявляет магия телевидения.

Мы с сыном сидели на деревянных скамейках и терпеливо ждали, наконец Влад вошел в студию, и все гости передачи моментально умолкли. Он провел краткий инструктаж, и запись передачи началась. Влад вышел снова, начал вступительную речь и случайно оговорился. Пришлось начинать все сначала и так не один раз, пока все не прошло абсолютно гладко. Я понял, что этот человек-настоящий перфекционист.

За кулисами студии сидели 4 девушки с калькуляторами в руках, задачей которых был подсчет очков, заработанных игроками. Самым смешным было то обстоятельство, что каждый раз, обращаясь к ним за текущими результатами, он, с малозаметными огоньками юмора в глазах, упорно называл их компьютерной группой, хотя ни у кого из них в руках не было ни одного компьютера. Я хорошо понимал, что он блефует ради поддержки высокого статуса своей передачи.

Оказалось, что за один раз они записывали сразу 3 передачи, и мне стало ясно, как было возможно, то, что ведущий программы и его команда могли отдыхать в отпуске, а в то же самое время, программа продолжала свою жизнь на экране.

Это было время становления программы, когда еще никто не шиковал и по признанию администратора программы, они не всегда были уверены в том, что призов хватит на все программы. Поэтому, они были очень рады нашему успешному партнерству.

Ранее, у себя дома, при просмотре передач, я легко отгадывал многие слова и мой сын решил, что я смогу и там их отгадать. Но оказалось, что когда между зрителями, находящимися в студии, разыграли детский электромобиль, я ничего не смог отгадать, и мой маленький сын остался сильно разочарованным своим неудачником,папой…




После нашего триумфального возвращения из Москвы, к нам в Талинн, для проведения бизнес переговоров, по своей инициативе, приехал менеджер одной, весьма серьезной голландской фирмы.

Эта фирма производила высококачественную электронику для спутниковых систем. Я, в ходе переговоров, предложил ему неожиданно созревший в моей голове супер проект. Проект этот был связан с уже стабильно работавшей, рекламной кампанией наших антенн, на Центральном телевидение.

Моя идея состояла в том, что они обязывались раз в месяц предоставлять нам свою электронику для оснащения наших антенн, далее передаваемых в качестве супер призов на передачу, а взамен они получили бы продвижение своего логотипа в популярной передаче.

Их логотип, я планировал прикрепить к антенне. Кроме того, этот же логотип, по моей задумке, должен был демонстрироваться в титрах передачи, при каждом выходе ее эфир. Договориться обо всем этом с директором программы, было бы не просто, но и не совсем уж невероятно. Уже при нашей первой встрече сказала мне, что в этом проекте она может согласиться на одновременное продвижение не более двух логотипов.

Представляя себе приблизительную стоимость таких больших рекламных кампаний на телевидение,и тем более с невероятно большой зрительской аудиторией, у себя, в Европе- он, с трудом верил в реальность моего предложения. Мы договорились, что я, в качестве доказательства, запишу следующую программу на видео кассету, далее вышлю записанную кассету ему в Голландию, и после подписания соответствующего контракта, наши договоренности, уже могли бы вступить в силу.

Прошла неделя, я выполнил все, что обещал и переслал кассету в Голландию. Однако, этот самый представитель фирмы начал уклоняться от телефонных разговоров со мной, и в конце концов, я вынужден был отказаться от этой, замечательной идеи.

То ли, он окончательно не поверил мне, несмотря на полученную им видео запись. То ли на такое партнерство, им не было получено согласие боссов фирмы. Так или иначе, но проекту не суждено было осуществиться, и мы не дождавшись его ответа, продолжили предоставлять передаче супер призы со своего склада…

Не понимал он и его хозяева, того, что это был счастливый, и очень короткий момент начала строительства капитализма в бывшем СССР, когда баснословные, рыночные цены еще не вступили в силу, и тот, кто шел на риск, и не спал, мог в результате, фантастически выиграть…



                Продолжение следует.


Рецензии
Прекрасно помню времена, когда в каждой программе Листьева видел на заднем плане спутниковую тарелку "Мерге". И каждый раз вспоминал тебя, Юра.
Девяностые годы были хорошей школой выживания (для выживших).
Но не всем повезло сдать тогдашний ЕГЭ по выживанию...

Мальхан   04.03.2016 18:25     Заявить о нарушении
Спасибо Сергей,за то, что помнишь эти события.

Прошло уже много лет и все, что тогда удалось сделать потихоньку теряет свой блеск и остроту восприятия. Хотя эта моя задумка и стала мощнейшей рекламной кампанией, которую мне довелось реализовать. Ничего подобного в моей жизни больше не произошло, ведь аудитория телезрителей останкинского канала в те дни состояла из не менее, чем ста миллионов зрителей...

С уважением, Юрий

Юрий Урм   04.03.2016 23:27   Заявить о нарушении