Здравствуйте

Здравствуйте

Лестничная клетка.
Встречаются двое соседей.

Первый. Здравствуйте!

Проходит дальше.

Второй. Здрасьте... (Останавливается, смотрит вслед.) Э, простите!
Первый. Да?
Второй. Вы со мной поздоровались?
Первый. С вами.
Второй. А почему?
Первый. Странный вопрос. Взял и поздоровался.
Второй. А почему раньше не здоровались?
Первый. Когда - раньше?
Второй. Вчера, позавчера, год назад, пять лет назад? Мы ведь на одной площадке живем, чуть ли не каждый день встречаемся. Почему именно сегодня вы решили меня озадачить?
Первый. Как это - озадачить? Просто я подумал: сколько можно? Живем рядом, не первый год, у вас мальчик, у меня - девочка...
Второй. Вы что, шутите?
Первый. Какие шутки? Они играют вместе, иногда и подерутся...
Второй. Кто?
Первый. Наши дети.
Второй. Ну и пусть играют. На то они и дети. А вы-то зачем поздоровались?
Первый. Хорошо. Больше здороваться не буду. Все? Я могу идти?
Второй. Конечно... ваше дело... (Первый идет дальше) Но все-таки!
Первый. Что еще?
Второй. Как же мы... дальше будем?
Первый. Что - дальше?
Второй. Дальше как будем встречаться? Раньше все было в порядке - не замечаешь и не замечаешь. А теперь? Теперь, допустим, вы со мной поздоровались, а я не успею ответить, пробегу мимо - у вас настроение на весь день поганое, и у меня не лучше. Буду думать, что оскорбил человека. Нет, так нельзя.
Первый. Ну, хорошо. Будем здороваться.
Второй. А о чем нам говорить? Начнем стоять друг перед другом с приклеенными улыбками, изобретать тему для разговора. Или, еще хуже, вот как сегодня, о детях. Вы станете жаловаться, что мой сын вашу девочку обижает, я начну поддакивать, что он с пеленок бандитом растет, и думать при этом, что мой-то сын никого первый не обидит, а если и обижает, то правильно делает. И до того мы друг друга возненавидим за эти разговоры, что захочется обменяться, уехать куда-нибудь в Вышний Волочек от такого соседа! А я здесь родился, между прочим, на соседней улице, и просто не выживу в этом Вышнем Волочке или где там еще, куда меня из-за вас судьба занесет! Теперь вы понимаете, что натворили своим "здра-авствуйте"?
Первый. Да что вы...  даже странно... Если у вас плохое настроение сегодня, то...
Второй. Не плохое! Обычное. Все было хорошо, определенно. А вот теперь как-то надо выпутываться... Я не чувствую недостатка в знакомых, понимаете? Их даже слишком много! Избыток! Я ведь родился на соседней улице. Меня здесь каждый алкоголик знает. Дня не пройдет, чтобы кто-то зелененькую в долг не попросил. Так я уже радуюсь, когда не возвращают. Тогда можно в следующий раз не давать. Ужасное состояние. Просто ужасное... Вы что, и с моей женой здороваетесь?
Первый. С... женой? С вашей? Н-ну... как сказать...
Второй. Такая, невысокого роста, полная брюнетка?
Первый. Д-да... пожалуй...
Второй. А почему она мне не говорила?.. Впрочем, женщины есть женщины. Они по улицам ходят, как по собственной кухне. Инстинкт стадности у них развит колоссально. Ваша жена, кстати, тоже постоянно со мной здоровается. Но ведь это другое, понимаете? Другое! Кивнул и дальше пошел. И забыл тут же. А вот вы, конечно, поступили неосторо-ожно! Опрометчиво. Хотите вы того или нет, но здороваться нам придется. И вот представьте такую ситуацию: вдруг мы, не дай бог, конечно, подружимся? ну так - как бы? О футболе пару слов, о журнале "Новый мир", еще о какой-нибудь ерунде. Дальше - больше, вы нас на праздники пригласите, ну, бывают ситуации, когда никого видеть не хочется? А там какой-то взаимный интерес, и вот дети уже бегают из квартиры в квартиру, как родственники, жены торты какие-то или прочую мерзость совместно пекут, и вот стоим мы на балконе, лет через десять и курим, так, знаете, молчим оба, солнце заходит, и тут-то одновременно вспоминаем сегодняшний разговор! И до того нам делается тошно, гадко! И вся жизнь, прожитая через лестничную клетку, кажется обгаженной! Вся! А не только эти вот совместные встречи! Вот что ужасно. Да так ужасно, что и выразить невозможно. И не знаешь, кого винить: то ли собственную вонючую интеллигентность, такую пакостную привычку к самоанализу, то ли вашу бесхребетность - ведь сказали бы вы сразу: пшел ты к черту! а не рассиживались здесь со мной и все было бы по-другому! До свиданья!

Второй идет дальше, по лестнице.

Первый. Ну, вы... Постойте!

Второй останавливается.

Первый. Ну уж, если так, то я вам должен сказать! И скажу!
Второй. Слушаю.
Первый. Слушайте! И внимательно слушайте! В вашей квартире каждый вечер кто-то орет! Это невозможно!
Второй. Глупости.
Первый. Нет, орет! После десяти!
Второй. А я говорю - глупости. Никто не орет.
Первый. Повторить?
Второй. Не надо. Если вы абсолютно глухи к вокалу...
Первый. К вокалу! К вокалу...
Второй. Что же, я в своей квартире не могу иногда что-то спеть?
Первый. Можете, конечно, но... Надо же... потише, что ли.
Второй. Хорошо. Договорились. Буду петь в ванной.
Первый. Да нет, можете и... там, где поете, и вообще... конечно, мне не надо было этого говорить, но... как-то вырвалось.
Второй. Вырвалось. (Пауза.) За десять минут вы умудрились забраться в мою жизнь, в то... сокровенное, открытое пение по вечерам! которым я, может быть, самовыражаюсь! которое должны слышать только родные мне люди! Горе! Горе мне!

Уходит налево, застреливается.

Первый. Зачем я это сказал? Зачем?

Бьет себя по голове, рыдая, уходит направо и также застреливается.


Рецензии