Композиция

                Композиция


Действующие лица
   Ксения
   Фридерикс
   Павликова
   Ольга Шахова


Поздняя осень.  Богатая веранда дачи. Витражи. Круглый дубовый стол.  Тяжелые стулья, обитые гобеленом.
Ксения, женщина в последней женской силе, иногда даже постанывающая от этой плодоносящей силы, как яблоня под грузом яблок, - бездельничает, ожидая кого-то. Она подходит к витражу, смотрит сквозь специальный прозрачный треугольник на калитку, на дорожку сада. Никого.
Но Ксения спокойна. Она подходит к клетке с канарейкой и, вытянув губы, издает целующий звук. Затем победно оглядывает себя в зеркале. Монументально сидит на стуле, полузакрыв глаза.
Ждет.
И вздрагивает от частых, взбегающих на крыльцо шагов. Раздается беззаботное "тук-тук", тут же распахивается дверь, появляется Фридерикс, длинноносый блондин в сером плащике и кепке.

Фридерикс. Здрасьте.
Ксения. Опаздываем.
Фридерикс. Заблудился я тут, шлямшись по вашему Монте-Карло.
Ксения. Тут даже дурак не заблудится.
Фридерикс. А я заблудился.
Ксения. Прямая улица от вокзала.  Третья дача налево от магазина. Как тут заблудишься?
Фридерикс. Не представляю.
Ксения. Ну что ж. Садись. Чай будешь?
Фридерикс (снимает плащ, кепку). Кофе.
Ксения. А чай?
Фридерикс. Вы чай, я - кофе.
Ксения. Ты, по-моему, желудочник. Тебе кофе нельзя.
Фридерикс. Я скорее печеночник.  Или, вернее, желчнопузырник. Несите чай, бог с вами.
Ксения. С женщиной никогда не спорь.
Фридерикс. Яволь.
Ксения. Что это ты?
Фридерикс. Ясно, говорю. Понял.
Ксения. Забыла, как тебя зовут.
Фридерикс. Фридерикс.
Ксения. Имя?
Фридерикс. Фамилия.
Ксения. Имя как?
Фридерикс. Нет имени. Фамилия - Фридерикс.
Ксения. Упрям.
Фридерикс. И не говорите. Страшно упрям.
Ксения. Ну ладно. Фридерикс так Фридерикс. Если тебе все равно.
Фридерикс. Все равно. Хоть так Фридерикс, хоть так.
Ксения. Хочешь, я тебя Рексом буду звать?
Фридерикс. А что? Запросто.
Ксения. Или обидишься?
Фридерикс. Не обижусь.
Ксения. Сторожа дачи зовут Рекс. Удобно. И никогда не забудешь.
Фридерикс. Мы уже договорились. Несите чай.
Ксения. Девок сюда не водить.
Фридерикс. Плевал я на девок.
Ксения. И мужчин...
Фридерикс. И на них плевал.
Ксения. Ты что, маньяк?
Фридерикс. В каком смысле?
Ксения. В смысле одиночества.
Фридерикс. Маньяк.
Ксения (в затруднении). Пьешь?
Фридерикс. Пью. Курю. Люблю баб.
Ксения. Ты же сказал, тебе на девок...
Фридерикс. Не будем заниматься семасиологией.  Несите, черт побери, чай!
Ксения. Ну вот, я понимаю. Мужик в доме.

Уходит.
Фридерикс, закрыв глаза, вытянув ноги, начинает музыкальную фразу, сбивается, снова начинает, помогает себе рукой. Входит Ксения с чайником. Какое-то время смотрит на Фридерикса.

Ксения (кричит). Прекрати!

Фридерикс вздрагивает, открывает глаза.

Фридерикс. Что за вопли, милочка? Я работаю.
Ксения. Кто это - милочка? Это я - милочка?
Фридерикс. Другой здесь нет. Вон вы какая. Груша, полная плодов.
 Ксения. Вот  что.  (Ставит  чайник.) Мне тебя рекомендовал Михаил
Вениаминович Милюков. Если что случится с дачей...
Фридерикс. А не выпить ли нам водки по такому случаю?
Ксения. По какому случаю?
Фридерикс. По случаю опасений.  Давайте, несите водку, коньяк или что там у вас.
Ксения (в затруднении). Зачем?
Фридерикс. Вы ведь говорите, что меня рекомендовал Михаил Вениаминович Милюков?
Ксения. Ну.
Фридерикс. А вам этого недостаточно. Следовательно, я буду рекомендовать себя сам. Язык мой, естественно, развяжется, и расскажу я вам всю свою подноготную. Может, мы еще и споем.
Ксения. Что?
Фридерикс. Что-нибудь.  Какой-нибудь хорал. Но вот там - смотрите у меня! Я фальши не люблю.
Ксения. Ты кто по специальности? Ты здоров?
Фридерикс. По специальности я композитор.  А по здоровью - страшный бабник.
Ксения (успокаиваясь). Что ж. Это хорошо.
Фридерикс. Но сейчас я занят. Как-нибудь потом - пожалуйста.
Ксения. Что - потом?
Фридерикс. Я все время вынужден бежать обратно и подтаскивать вас на закорках. Давайте пить чай. Если, конечно, нет чего-нибудь покрепче.
Ксения. На каких еще закорках?!
Фридерикс. Давайте я вам сделаю жженку.
Ксения. Что-о?!
Фридерикс. Ром, вино, сахар, пряности. Можно ананас. Потом поджечь.
Ксения. Зачем?
Фридерикс. Чтоб смотреть друг на друга.  Сквозь пламя. Ну? Тащите продукты.
Ксения. Какие продукты?
Фридерикс. Я в вас, наверное, влюблюсь сегодня. Ром, вино, сахар, ананас. Корицу.
Ксения. Я замужем. У меня муж имеет право на ношение оружия.  Учти.
Фридерикс. Какой блеск! Я обойден на два корпуса. Ответный шар: куда ему до меня? Он ведь не знает ни одного хорала. Кроме ночного храпа. Еще и после обеда спит, а? Спит?
Ксения. Не твое дело.  Ишь! (Встает.) Ладно. Я тебя беру. Триста.
Фридерикс. Бесплатно. Но с питанием.
Ксения. Кто ж тебя кормить будет?
Фридерикс. Раз в неделю забросить продукты. Посмотреть на нормального чувака.
Ксения. Тебе сколько лет?
Фридерикс. Под сорок.
Ксения. Я думала, лет тридцать пять.
Фридерикс. Больше.
Ксения. На словах ты бойкий.
Фридерикс. Я везде бойкий. Даже там, о чем вы так упорно фантазируете. Но сейчас я в цейтноте. Неси спиртное, говорю!
Ксения. Что?!
Фридерикс. Что слышишь. Ну, иди я тебя поцелую. Ну?

Ксения хватает воздух ртом, затем подходит и Фридерикс отвешивает ей смачный поцелуй.

Фридерикс. Чудная. Просто чудная и сочная. Неси ром.

Ксения уходит.
Фридерикс, закрыв глаза и помогая себе рукой, продолжает музыкальную фразу.
Со двора входит Павликова. Она некоторое время смотрит на жестикулирующего Фридерикса, затем уходит в комнату. Возвращается с бутылкой вина "Мускат красного камня", ставит ее на стол. Фридерикс открывает глаза.

Фридерикс (опешив). Это ведь можно напугать до смерти.
Павликова. Ах, не говорите так! Он действительно погиб!

Рыдая, уходит.

Фридерикс (вскакивая, бросается следом. Затем садится. Растерян). Откуда столько баб?

Входит Ксения с ананасом.

Ксения. Годится?
Фридерикс. Вполне.

Ксения ставит ананас на стол, поворачивается...

Фридерикс. А что за медам тут у вас о гибели рассуждает?
Ксения. Какая еще медам? Тебе что, меня недостаточно?
Фридерикс. С избытком. Но вас уже двое.
Ксения. Ты трезв?
Фридерикс. А ты?
Ксения. Иди.

Приглашает войти в дом.  Через некоторое время выходят на веранду. Фридерикс обескуражен. Ксения уходит. Фридерикс снова закрывает глаза, поднимает руку...  Быстро открывает глаза. Никого. Тогда он, успокоившийся, продолжает музицировать.
Со двора входит Ольга Шахова. Смотрит на Фридерикса. Уходит в комнату, возвращается с бутылкой рома. Ставит ее на стол. Ждет.
Фридерикс открывает глаза и падает со стула.

Ольга Шахова. Почти безостановочно - идут и идут! И нет им конца краю! Посмотришь - демократы, а глаза протрешь - дети сатаны!

Перекрестившись, уходит в дом.

Фридерикс (встает, тянется за плащиком, за кепочкой). Ну уж... Такую дачу пусть охраняет Хома Брут.

Входит Ксения. Несет сахар и пряности.

Ксения. Ты куда?
Фридерикс (подозрительно). Откуда ананас?
Ксения. Был. Ты что?
Фридерикс. Разве может быть ананас в русском доме по первому требованию? Кто в доме?
Ксения. Ты что?
Фридерикс. В дом вошли две тетки с грудями и задницами.
Ксения. Ты точно маньяк.
Фридерикс. Ты сама как?..  бесхитростна... Ты думаешь - заманила? Да?.. Заманила... А и черт с вами.

Неожиданно успокаивается, садится.

Фридерикс. Что бы ни было - плевать. Давай делать жженку.
Ксения. Делай.
Фридерикс (неожиданно подскакивает). Стоп! А это кто принес по-твоему?
Показывает на ром и "Мускат красного камня".
Ксения. Это что? (Берет бутылки, разглядывает их.) Этот ром мой. А "Мускат" я не знаю. Видно, ты с собой принес.
Фридерикс. Ладно.  Допустим. Допустим, "Мускат" я принес с собой. Но как ты объясняешь ром?
Ксения. Что?
Фридерикс. Как ты объясняешь?.. Только скорее, потому что я вынужден думать о тебе все хуже и хуже. Чем больше пауза - тем больше подозрений.
Ксения. Каких еще подозрений?!
Фридерикс. Не уклоняйся. Объясни ром. Потом пойдем дальше.
Ксения. Я приносила ром.
Фридерикс. Ага! Ты приносила ром. Так. Что ты сказала при этом?
Ксения. При чем?
Фридерикс. Так.  Если б не мое природное любопытство, я уже давно бы бежал на железнодорожную платформу... Можно я до тебя дотронусь?
Ксения. Попробуй.

Фридерикс осторожно касается ее плеча.

Ксения (игриво). Можно пониже.
Фридерикс (неожиданно хватает ее за горло).  Говори, кто у тебя в доме!
Ксения. Ах! Ах!
Фридерикс. Зови на помощь! Пусть они выскакивают обе!
Ксения. На помощь! Убивают! На помощь!

Действительно, из комнат выбегают Ольга Шахова и Павликова.

Фридерикс (успокаивается, торжествующе). А! То-то! (Садится). Даже и объяснений не прошу.
Ольга Шахова. Отчего же. Мы можем вам их предоставить.
Фридерикс. А я не хочу слышать. Потому что объяснений тут не требуется. Будь вы помоложе, я решил бы, что вы тренируетесь перед третьим туром. А сейчас вы мне любопытны чисто гастрономически.
Ксения. Видите, какой паршивец? Я в него прям-таки влюбилась.
Павликова. Ну уж, скажешь тоже - влюбилась. Ну уж.
Ольга Шахова. Давайте объясним ему все обстоятельства?
Ксения. Так он же не хочет.
Павликова. И точно - не хочет.
Ольга Шахова. Не хочет? (Фридериксу.) Не хочешь, что ли?
Фридерикс. Даже имен не различаю. Только по формам.
Ольга Шахова. Мне он тоже нравится.
Павликова. Что ж, выходит, я осталась одна? Мне одной жить с мыслью о гибели? В то время как вы станете жить в настоящем, я затеряюсь в этой истории? Она высосет меня, останется одна кожура, сухая шкурка...
Фридерикс. Стоп! Я не любитель шарад. Кратко свои претензии к судьбе. Можно соврать, но чтобы связно. Иначе мы эту бочку никогда не наполним.
Ксения. Она несчастна - тебе этого мало? Пусть одна из нас будет несчастна. Это красиво.
Фридерикс. Тогда назовите мне жанр происходящего. Что это: русская надрывная мелодрама, французский квадрат или обычная порнуха. Только быстро.
Ольга Шахова. Ты сам нерусский...
Фридерикс. Стоп-стоп-стоп! Вас, милочка, я слушать не хочу. (Ксении). Пожалуйста. Только без демагогии.
Ксения. А разве недостаточно того, что мы собрались?
Фридерикс. И - что?
Ксения. Ничего.  Когда ты живешь, ты тоже требуешь объяснить тебе жанр происходящего?
Фридерикс. Совершенно не твоя реплика! Выйди! Я с этими позанимаюсь.

Ксения неожиданно покорно удаляется.

Павликова. У меня фамилия - Павликова.
Фридерикс. Чешка?
Ольга Шахова. Славянка.
Фридерикс. Выйди вслед за хозяйкой! И без разговоров!

Ольга Шахова возмущена. Однако удаляется.

Павликова. Ах, не говорите так! Он действительно погиб!
Фридерикс. Что ж, начнем снова с той же реплики. Кто это - он? И
почему он погиб действительно? Разве можно погибнуть недействительно? Павликова. Можно.  По слухам.
Фридерикс. Ну, это я промахнулся. Недооценил. А кто - он? Мне страшно любопытно, как сюда вползет какой-нибудь мужлан.
Павликова. Почему обязательно - мужлан?
Фридерикс. Потому что вся ваша группа такова. Ваши мужики брюхастые, длиннорукие и узколобые.
Павликова. Что же нам делать? Такая наша судьба.
Фридерикс. И вам захотелось ее обскакать, так?
Павликова. Так.
Фридерикс. А кто погиб-то? Зачем такие завывания?
Павликова. Ах, не говорите так! Ведь он погиб!
Фридерикс. Кто, я спрашиваю?! Отвечать!
Павликова. Павликов.
Фридерикс. Что за Павликов?
Павликова. Мой муж. Я говорила фамилию.
Фридерикс. Точно. Я подумал, что вы меня дурите.  Что  случилось-
то? Как погиб - в перестрелке?
Павликова. Как герой.
Фридерикс. Давно?
Павликова. Вчера. Или позавчера. Не помню.
Фридерикс. "Помню только большое горе, захлестнувшее меня волной". Так, что ли?
Павликова. Так.
Фридерикс. Я догадывался, конечно, что безвкусие не может существовать и даже побеждать вкус само по себе. Оно все из хаоса в хаос, не имеет ни идеологии, ни армии. Безвкусием балуются иезуиты.  Такие, как вы. Так?
Павликова. Ну, допустим.
Фридерикс. Не пойму только вашего интереса.
Павликова. Что тут понимать? Все понятно.
Фридерикс. А я не понимаю. Объясните.
Павликова. А вы не поймете.
Фридерикс. Попытаюсь.
Павликова. Вам ведь надо все  уложить  (дирижирует  пальчиком)  и
расщепить. И зафиксировать. И в следующий раз исполнить точно по нотам.
Фридерикс. Точно.  И каждый раз ловить кайф, и все больше и больше.
Павликова. Чушь собачья. Как можно ловить кайф от зверя в клетке? Кайф можно ловить от рыбы в горной реке или от горного козла.
Фридерикс. Ага. Значит, я в роли козла?
Павликова. Ну, примерно...
Фридерикс. А какой же козел фиксирует музыку? Зачем вам такой козел? Вы бы лучше выбрали вонючего козла, дикого. Из помойки.
Павликова. Разве вонючий козел сумеет оценить наши ходы?
Фридерикс. Вы что, людей убиваете?
Павликова. Да!!!

Выскакивают Ксения и Ольга Шахова.
Через пять минут от Фридерикса остается один указательный палец.


Рецензии