Эфемерность счастья

Вначале несколько цитат, с моими заметками:

***
Когда одна дверь счастья закрывается, открывается другая, но мы часто не замечаем ее, уставившись взглядом в закрытую дверь. – Х.Келлер

Самое главное в жизни - определить, что открывшаяся дверь ведет к счастью, и успеть в неё войти - автор
***
Счастлив тот человек, внутри которого весь мир, — ему не может чего-либо не хватать. — Соломон

Я бы убрал здесь слово "весь"  - автор
***
В определенном смысле то, что мы называем счастьем, случается в результате удовлетворения длительное время сдерживаемых потребностей. — Зигмунд Фрейд

Каковы удовлетворяемые потребности - таково и счастье, в результате их удовлетворения. И чем длительнее путь к их удовлетворению, тем большее может быть разочарование - - автор
***
Счастье — это когда тебя понимают, большое счастье — это когда тебя любят, настоящее счастье — это когда любишь ты. – Конфуций

Настоящее счастье - это когда любовь и понимание взаимны  - автор
***
Самое мудрое высказывание о счастье – будет, пожалуй, звучать так: «Счастье — субъективное состояние человека, находящегося в полной гармонии с внешним и внутренним миром».

Гармония с внешним и внутренним миром - не только субъективное, но и объективное состояние счастья человека  - автор

 

Счастье – это когда ты «у Бога за пазухой». Но, только позже ты осознаешь, что ты там был – может оттого счастье так эфемерно – оно есть и в то же время ты его не ощущаешь, оно приходит неожиданно и так же неожиданно проходит. Нас, шестиклашек повели в первый поход с ночевкой – остановились на ночевку на берегу озера, на живописном склоне с еще не пожухшей травой. Пологий склон  заканчивался вверху сосновым бором, придававшим сумеречному, прозрачному, осеннему воздуху смолянистый запах. От этого запаха и от усталости за день слегка кружилась голова – о, это было счастливое кружение! Ужин с костра, незабываемые впечатления от спальных мешков, сон в которых казался таким необычным и божественным.

Студеное осеннее утро, мы, бегущие к озеру умываться еще не успевшей остыть, но уже прохладной  водой, ребячий гомон, восторги и радость – все это так и струилось по нашим жилам под напряжением сто тысяч вольт! Не было даже подтрунивания и уж тем более насмешек – и это было понятно. Нас всех взяла «за пазуху Природа» - она была нашим Богом, в этом походе – даже отчаянные драчуны позабыли начисто о своих привычках и замашках. Самое обидное, что ты не замечаешь этой «пазухи Бога», не успеваешь к ней приготовиться, чтобы вволю ей насладиться или растянуть её подольше. Она так же неожиданна и эфемерна, как цветок подснежника, перед которым невольно склоняешь колено, как полет сказочно красивой бабочки, который завораживает и восхищает.

Этим богом может быть и человек – перед началом летних лагерей разведчиков всей дивизии, мой командир взвода «Костя-Одессит» - так справедливо его все звали во взводе разведки – всегда отдавал мне своего штатного «Макарова», с двумя обоймами боевых патронов, со словами: «Бери, Федосов – привыкай, только не потеряй!» И я его таскал по девственно дремучим лесам у финской границе, где у нас проходили летние сборы. Ничего особенного я в этом не находил, потому что в каждой палатке у нас стояли танковые «Калашниковы» с откидными прикладами, а в карманах частенько валялись патроны. На ночь я бережно клал кобуру с пистолетом под подушку, а днем с необычным чувством защищенности мог отлучаться в любую сторону дремучего, девственного леса. Это чувство защищенности тем, что так приятно и надежно оттягивало ремень, во мне живо и поныне.

Так вот в один из вечеров, возвратившись с танковых стрельб, раньше обычного, я не долго думая отправился пешком навестить своего товарища по "учебке", служившего в другом полку. Путь был недолгий – пять километров я преодолел быстро и так же быстро мы отметили нашу встречу в каптерке (комната, где хранится обмундирование). Я и до сих пор помню вкус этой «Кубанской» она так мягко входила в мое молодое бравое тело. Увидев, что с меня достаточно, настолько достаточно, что я могу и не дойти обратно в свой лагерь, мой товарищ отправил меня на пустовавшую койку второго яруса. Утром я и прибыл, но уже на дежурной машине, которую прислали за мной, к себе в лагерь. Начальник лагеря, посмотрев на меня и на стоящего рядом, моего взводного, почти ничего не сказал мне, но очень много наговорил «Косте-Одесситу» - это я слышал, стоя у палатки.

Как бы вы поступили на его месте, уважаемый читатель? Я уже предвижу ваши «предложения», только вот взводный мой – был Бог, и не только для меня, но и для всех нас. Он мог, невзирая на все чины, звания и субординацию, вытребовать отпуск бойцу, который этого заслужил, а мог и заявиться среди заполярной ночи и забрав с собой несколько бойцов. Отправиться на дежурной машине искать "самовольщика". Что-то было в нем неуловимо греческое – Одессу, ведь, основали именно они, - детдомовец, с отличием закончивший Суворовское училище, с отличием закончивший Военное училище, будучи чемпионом округа по самбо – разве мог он не быть Богом для своих солдат.

Оказавшись со мной наедине, он опять отдал мне кобуру с пистолетом, и пристально посмотрев мне в глаза, только и сказал: «Не пей, Федосов! Вот кончишь служить – я, тебе, сам бутылку поставлю!» Когда мурманский поезд увозил меня после службы, домой, из полюбившегося мне, своими озерами и первозданными лесами, края, где я служил «за пазухой моего Бога» - меня вызвали в соседний вагон к сопровождающему команду демобилизованных – уставший майор, безо всякого пафоса и без торжественности, отдал мне коробочку, буднично добавив: «Тебе велели передать». Я открыл коробочку – там были новенькие знаки воинской доблести и свернутые несколько раз зелененькие 3 рубля и мелочью 62 копейки – именно столько тогда стоила бутылка водки. И пусть мне кто-нибудь докажет, что я не был счастлив, служа с этим командиром, и что он не был для меня тем самым Богом, и что я, с моими товарищами, не был у него «за пазухой»! И пусть мне кто-нибудь начнет рассказывать о поступке - я и так отлично знаю что это такое!

Очень трудно понять, воочию увидеть своё счастье, приготовиться к нему, заглянуть ему в глаза, сказать: «Поторопись!» или «Не уходи – подожди!» Трудно даже определить – где оно: то ли впереди и манит тебя, то ли крадется за тобой, а может внутри тебя. Соприкасаясь с нами на поле нашего времени и нашей жизни, оно словно приглашает к продолжению, но, словно лукавая женщина, растворяется даже, когда нам кажется, что мы держим его в руках. Можно, ощутив счастливые мгновения жизни, попытаться задержать их, раз за разом навевая на себя этот счастливый флер, можно попытаться, как это мастерски делал Илья Ильич Обломов, предаваться счастливым грезам и планам, не желая вспугнуть их делом. Только, ведь, не будет ли это, всего, лиш, иллюзией счастья – счастья не настоящего, а искусственного.

Некоторые предпочитают искать счастье в дороге, пути, борьбе, не особенно даже задумываясь об истинности целей. Как популярны были произвольные темы сочинений, вроде: «Счастье трудных дорог» - но не приносят ли они, в конечном итоге, разочарований и потерь, которые могут начисто перевесить все эти счастливые мгновения борьбы. Можно ли оказаться заведомо счастливым, достигнув желанной цели – даже может показаться, что чем выше цель, достигнутая в борьбе и преодолениях, тем выше испытанное счастье по достижении её. Но, здесь коварно встают на нашем пути такие понятия, как «победа», «достижение», «свершение», «преодоление» и пр. Все они словно шавки из подворотни заставляют нас вздрагивать и опускаться на грешную землю, словно говоря: «Ты не за пазухой у Бога – слишком много рядом завистников, соперников – нет здесь той защищенности и нечаянной радости».

Некоторым, все же, удается долго быть счастливым, и даже намеренно и расчетливо. Выручают некоторые правила: кроме десяти заповедей и непритязательности в жизненных условиях – не зря же говорят: «Многие знания – многие печали» - то же самое можно сказать, не только о знаниях, но и богатстве, авторитете, власти и многом другом, к чему так нерасчетливо стремятся некоторые, стремящиеся отхватить кусок счастья побольше и покрасивее. Улыбается, часто жизнь над такими «стремящимися», затем испытывает, чтобы наказать или посмеяться - какое уж, тут счастье! Остаться в «детскости», смотреть на мир распахнутыми глазами – тоже сомнительный выход.

Мне, все же, видится оптимальным прежний выход, к которому я уже прибегал прежде, в своих работах. Счастье не может быть вне любви, а любовь, в свою очередь, без новизны – такой новизны, которую можно ощутить, как заповедность, даже, если хотите – девственность. Это очень трудно – отыскать для себя, или в себе «нового бога», за пазухой у которого, можно почувствовать себя вновь счастливыми, словно ребенок на груди у матери. И, ведь, здесь важна не только защищенность! Можно красивой и молодой секретарше быть защищенной властью начальника, но это не будет Счастьем – тут нет «пазухи Бога». Ну какой он бог – женатый, толстый и лысый, а ты, у него - очередная, для баловства - для баловства не за пазухой держат, оберегая и ценя! И какая это пазуха, если кругом шепот, насмешки и зависть. Счастливым можно быть только, когда тебя взаимно и искренне любят и любят все – но и это будет всего, лишь, пазуха! Так что ищите своего Бога, и пусть вам в этом повезет, не только в поиске, но и в Его желании взять Вас за пазуху. Удач!!!


                ***********


Рецензии