Записки старого актера

С кумиром своего детства он познакомился на съемочной площадке.

Виталий Леонидович Титов в 70-90-х годах активно снимался в кино. Известен зрителям как актер второго плана по фильмам "Ищи ветра…", "Рожденная революцией", "Против течения", "Личная жизнь королевы", "Легенда о Тиле"…

 
Сегодня он вспоминает о некоторых эпизодах незабываемых съемок, где ему посчастливилось играть с Павлом Кадочниковым, Анатолием Папановым, Владимиром Высоцким, Борисом Андреевым и другими корифеями советского экрана.

"Ищи ветра…"
Павла Петровича Кадочникова я узнал с 1947 года, когда на экранах города триумфально прошел фильм с его участием "Подвиг разведчика", на который мы, босоногая ребятня, нахально, без билета, "прорывались" мимо строгих контролеров в звуковой кинотеатр "Магнит". Через тридцать лет мне довелось сниматься в фильме "Ищи ветра…", где я подружился с кумиром  моего детства.
По сюжету ленты действие происходило в южноуральских степях, но ее постановщик  Владимир Любомудров "снимал" Урал в сельских степях, хотя и у нас подобных ландшафтов имелось в изобилии. А все из-за лошадей, можно сказать, центральных персонажей картины. На Урале нет конезаводов, поэтому, перенеся съемки на юг, создатели фильма задействовали скакунов сразу трех донских конезаводов.
Эта лента - один из первых вестернов о драматических коллизиях гражданской войны, где трагически пересеклись мировоззрения старого и нового миров. Мне отводилась роль матерого и циничного белоказака Овечкина. В нашей картине было много трюков и острых моментов, которые выполнялись группой каскадеров под руководством режиссера Любомудрова, в прошлом блестящего каскадера, работающего с лошадьми.
Фильм снимали под Зерноградом: нашлись нужная натура и лучшие породы верховых лошадей, которые великолепно справлялись со своими "ролями". Кстати, за время съемок этого колоритного приключенческого фильма ни одна лошадь не получила и царапины.
Патроны, естественно, мы использовали холостые, но широко применяли инъекции безобидного снотворного для определенных целей. Незадолго до наступления действия лекарства начинались тщательно подготовленные съемки.  Получалось, что жеребята и лошади во время бега вполне правдоподобно, демонстрируя необходимое по замыслу изнеможение сил, валились с копыт, а остальное - дело техники…
Кровь, пролитая на экране, разумеется, была искусственной. Расстрел лошадей поставили так: дожидались момента, когда скакуны разлягутся на отдых в степи. Пиротехник готовил  специальное взрывчатое устройство, и по команде режиссера врубал свою "погремушку", от грохота которой вскакивали испуганные животные. Затем этот эпизод, отснятый рапидом - скоростной кино-съемкой, прокручивали назад в замедленном темпе… Получался поразительный эффект: артист Александр Пороховщиков из пулемета уничтожал табун лошадей, плавно оседающий на землю.
А сниматься в фильме, без преувеличения, было сложно и опасно: стремительные скачки верхом на конях, тачанках сопрягались с определенным риском. Режиссер задумал еще один эффектный сногсшибательный кадр: тачанка на полном скаку обрушивается с высокого обрыва в Маныч… Конечно, при таком падении лошади обречены. Каскадеры вызвались исполнить этот трюк, но, поразмыслив, отказались из-за неизбежного увечья животных. Мы все, кто присутствовал на съемочной площадке, облегченно захлопали в ладоши.
Около двух месяцев продолжались съемки, где я познакомился с интересными людьми и подружился с коллегами - Львом Прыгуновым,  Михаилом Кононовым, Константином Григорьевым, Александром Пороховщиковым, кстати, нашим земляком, который  и сосватал меня на съемки фильма…
Самым святым для меня стала дружба с великим русским актером, уникальным человеком Павлом Петровичем Кадочниковым. Нас тогда объединила и любовь к рисованию. Кадочников выполнял мастерские этюды, используя фломастеры, прекрасно играл и пел, аккомпанируя себе на редкостных гуслях… Дома у меня хранится фотография, подаренная кумиром детства и мэтром экрана, которой особенно дорожу: "Музыканту и артисту Виталию - на память о совместной работе"…

Забытое "предисловие к битве"

Летом 1981 года я зашел на киностудию "Мосфильма" в актерский отдел. Здесь меня ожидал удар: в Магнитке, в моем родном городе, снимается фильм о грозных событиях Великой Отечественной войны. Я опоздал, "прозевал" шанс сняться в этой ленте, так как съемочная группа уже улетела на натурные съемки.
В июле 1941 года из западных областей СССР началась массовая эвакуация предприятий на Урал, Сибирь, где они должны были здесь, в тылу, освоить выпуск оборонной продукции. Режиссер Николай Стамбула решил рассказать о тех, кто в глубоком тылу ковал Победу.
Я примчался в Магнитку, когда роли были расписаны и штат укомплектован, а съемки шли полным ходом на ММК. Режиссер смог предложить мне только крохотный эпизод  с майором НКВД, который на экране занял всего несколько секунд.
В драме, получившей название "Предисловие к битве",  снимались Александр Збруев, Борис Андреев, Николай Сморчков, Юрий Гусев и другие.
…Мне не довелось быть лично знакомым с Борисом Федоровичем Андреевым, но на мимолетных встречах с мастером кино я его запомнил таким, каким он был на экране - простецким, обаятельным, с "хитринкой", несовместимым с сегодняшним понятием "кинозвезда". Лента стала последней картиной любимца многих поколений, популярного актера, вошедшего в золотой фонд советского искусства кино.
К величайшему сожалению, на Магнитке не сохранилось ни одной копии фильма, воспевшего бессмертный подвиг тыла.


Рецензии
Да, "Ищи ветра" - замечательная вещь! Вспоминаю и мороз по коже бежит. В детстве много смотрели подобного кино, но этот запомнился особенно, необычной своей атмосферой. После этого - Пороховщикова считали вторым злодеем на экране. Первым, разумеется, Белявский был после Фокса. Интересно это и сейчас смотреть. Спасибо за экскурс в историю кино! С уважением!

Ольга Азарова 3   10.01.2017 15:55     Заявить о нарушении
Добрый день! В статье написано, что фильм "Ищи ветра" снимался в "сельских степях". Конечно же, имеется ввиду - в Сальских степях, но не каждому читателю это понятно. Некоторые сцены были сняты в конезаводе им. Будённого Сальского района.
Моё детство проходило именно там. Детьми мы бегали смотреть фильм в наш сельский клуб. На стене в зрительном зале висела огромная картина, написанная по сюжету фильма.
В 90-е годы клуб сгорел, а вместе с ним и часть истории моей родной земли...

Татьяна Мисюрева   04.05.2019 16:43   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.