Съедобная древесная стружка

СЪЕДОБНАЯ ДРЕВЕСНАЯ СТРУЖКА

          Можно без конца философствовать о смысле жизни, учить других уму-разуму - ведь со стороны всегда виднее. Смотрит сытый и удачливый человек на горемыку, не имеющего ничего хорошего в жизни, кроме алкоголя, и осуждает его, сравнивая с собой. А забери у такого умника его физическую привлекательность, семью, работу, деньги, друзей и кинь его в нищенские условия, что с ним произойдет? Неужели он дальше будет кичиться собой, глядя в зеркало, когда станет презираемым и гонимым для всех? Или, может быть, он сможет поправить свое финансовое положение в селе, где нету ни работы, ни возможности заработать. С кем ему поговорить, если у него нету семьи? Придет он домой – скука, одиночество. Выйдет в люди – презрение. Выпил сто грамм водки – и жизнь налаживается. Находит он успокоение и увеселение в водке. Безвыходность заставляет

22

  человека «напиться и забыться». Легко судить о людях со стороны, но что персонально каждый осуждающий сделал для улучшения жизни в селе? Перестаньте, в конце концов, поучать. Если не можете ничем помочь – займитесь, молча, своим делом.

          Рождается человек в бедной семье; мать и отец работают с утра до ночи, не хватает времени на воспитание своего ребенка. Выбирай – или сидишь дома и занимаешься со своим "дитем", или голодает вся семья? В школе  такой ребенок учится плохо: он должен помогать родителям по хозяйству, а на уроки просто не остается времени. Подрастает он - а на образование нету денег. Вот и остается ему шататься по селу или ехать на заработки за «длинным рублем». Только кому он там нужен? «Пашет» на стройке; тягает бетон с утра до ночи. Та же безвыходность, те же условия и опять та же выпивка. Повезет тому, кто женится: в семье он находит свою отдушину. Остепенится. Получает смысл в жизни, заботясь о жене и детях. А если не женился – пропал. Спиваются такие ребята, изводят себя «на нет» от такой «скотской жизни». Многие из них заканчивают жизнь трагически. Алкоголь только на некоторое время дает успокоение отчаявшейся душе. Не тяжелый труд преждевременно заводит людей в могилу, а нехватка общественно активной жизни. Где прежние массовые праздничные гулянья, спортивные соревнования, когда собирается все село для увеселительных состязаний?.. Где прежний советский почет? Где возможность отличится на трудовых рубежах и получить уважение в обществе? Пусть дадут возможность человеку почувствовать свою значимость, ценность не только для себя, но и для других! Пусть создадут условия для индивидуального

23

проявления в пользу общества! Пусть дадут возможность ему раскрыть свой талант, показать свои физические возможности, терпение, трудолюбие – наградив его общественным уважением! Пусть дадут, наконец, ему возможность заработать на кусок хлеба! Только тогда такие советчики будут иметь моральное право для поучения. По замыслу природы мы все одинаковые. Наше поведение – это внутренняя реакция нашего мозга на внешние обстоятельства – и не более. «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить». (Мф.7.1).

          Жизнь у нашего героя идет своим чередом. И какой же украинец будет сидеть дома перед телевизором, даже в выходной? Он всегда найдет работу – даже если делать нечего. Украинский народ отличается своим трудолюбием: он любит работу ради работы, и не будет сидеть впустую, без дела.

          Кардан поднялся по лестнице на чердак своего дома. С утра, как всегда, болела голова. Что ж, выходной, не выходной, а надо крутиться. Нашел он стопку припавших от долгого хранения пылью мешков. Вытащил один – хватит. Томным усилием преодолел он путь назад. «Да, обратно перебрал», - выдавил он страдальчески. «Перебрал, перебрал, перебрал...» - отозвалось пульсирующее эхо в голове. Пошел он на пилораму и набил мешок древесной стружкой. Затем подался на свиноферму. Возле склада собрал несколько пригоршней комбикорма и заполнил ими верх мешка, спрятав под ним древесную стружку.
 
          В селе жило много одиноких бабушек. Мужики там рано умирают. Остаются они одни на целом белом свете. Оторвавшись от бесконечных забот, бегут они в

24

магазин за покупками. Повстречает одна из них такую же одинокую, как и сама, и тараторят, и обсуждают сельские новости. Язык пошел гулять без удержу – ну не может человек без общения. Говорили, говорили бы, но, к сожалению, нужно бежать: дома ждут дела. Огород, корова, свиньи, гуси, куры – и зачем столько всего старенькой? Надо! Отголоски пережитого Голодомора 1932-33 на многие десятилетия внушили панический страх перед голодом. Спросишь, было у бабушки:
- А зачем вы храните сухари на печке, они же пропадут, их же мыши поточат?!
- Э – э - э, не знаешь ты, сынок, что такое голод. Вот наступят тяжелые дни, а у меня в запасе есть мешочек сухарей, гляди и перебьюсь, - объяснит она.

И невозможно ее переубедить, что сейчас другие времена, не будет никакого «голодомора». Попросишь ее отдохнуть, развлечься, посмотреть телевизор, но нет, - невозможно переубедить. Надо же до чего Сталин довел страну, бывшую когда-то житницей Европы – чуть голодом всех не извел. Долго еще, видать, в наших умах будет жить страх, вселенный Голодомором. Со временем наша боязнь умереть от голода значительно утихла. Мы уже не сушим сухари. Зато покупаем мешками соль, сахар, муку, крупы про запас, на всякий случай. Мы не голодаем, но сделали из еды культ, и наши столы ломятся от множества блюд, когда мы встречаем гостей. Ведь нигде в Мире вы не найдете такой страны, где целый народ подвергся уничтожению искусственным голодом. Страх перед голодной смертью в некоторых случаях вынуждал людей поедать «себе подобных».

         Нельзя долго задерживаться за беседой: нет возможности.

25

 Разбежались бабки-тараторки по домам. Работа не ждет: картошку полоть надо, корова мычит – надо подоить, свинья верещит – надо покормить. Шум, гам – обычная домашняя обстановка. Подоила корову, накормила свиней, гусей, кур – тишина. Ходят курочки сытые и довольные по двору: ко-ко-ко, ко-ко-ко. Все, управилась, пора бежать на огород - и так день за днем.            
Вдруг раздался стук в калитку.
- Хозяйка, хозяйка, комбикорм надо, - послышался
манящий голос Кардана.

Через несколько минут открылась калитка, и на улицу вышла старенькая. Годы побили ее лицо, усеяли его морщинами, забрав прежнюю свежесть. Тяжелый труд сгорбил ее прежде стройную осанку.
- А сколько же ты за него хочешь? – спросила она недоверчиво.
- Литр водки и забирайте. Даром отдаю. Если возьмете, завтра еще принесу.
- А может тебе мешок вернуть? Давай в мой пересыплем?
- Не надо, забирайте с мешком. Если у вас их не хватает, я вам завтра парочку принесу - бесплатно.
«Нужно брать», - решила бабушка. Никуда не денешься: хозяйство нужно кормить.
Бартер состоялся. Кардан, удовлетворенный сделкой, умчался прочь с банкой самогона, а бабушка пошла запаривать комбикорм свиньям на вечер. Взяла она пригоршню и зацепила стружку руками. Она копает глубже. Нет, ей не кажется, это действительно стружка. Еще глубже – обратно стружка. Перевернула она мешок на землю, вытрусила его содержимое – все стружка. «Ах, ты, мерзавец! Ах, ты, негодяй! Ах, ты, бандит!» - полились бабушкины проклятия на Кардана.

26

Наконец, после долгих сетований она успокоилась, села на пороге своего дома и, вздохнув, произнесла: «Вот, гад!»

          На следующее утро она пошла в магазин за покупками. Рассказала про проделку Кардана всем своим подружкам. «Как ты могла довериться такому бандюге? И сколько он только народа в селе обманул. Гони его в шею, если еще раз увидишь. Не допускай и близко ко двору», - советовали они ей.

Кардан в это время проснулся с обычным состоянием боли в голове. «А разве по-другому бывает, - подумал он. – Значит вчера был удачный день. Не мешало бы и сегодня так гульнуть». Снял он со стопки на чердаке еще один пустой мешок и подался на пилораму. Набивши его стружкой, он вернулся домой. Захватил под мышку свой последний мешок с комбикормом, погрузил оба мешка на велосипед и повез их к намеченной цели. Раздался стук в калитку.

- Комбикорм надо?!
Через несколько мгновений открылась дверь и вышла старушка на улицу. Тут на Кардана посыпались ругательства. Оказывается, эта бабушка услышала утром возле магазина о его вчерашней проделке.

- Убирайся, чтобы и духу твоего здесь не было! - махнула она рукой прочь.
- Я не виноват, - начал Кардан. – Меня самого обманули. Дали пропить мешок комбикорма, а подсунули деревянную стружку. Откуда же я знал. Я только что ей завез свой собственный мешок комбикорма. Так что там все уже улажено.
- Ты, думаешь, меня так просто провести?
Бабушка вынесла из двора пустой мешок с ведром.
-Пересыпай ведро за ведром в другой мешок, а я буду

27

наблюдать. Ты смотри. Один комбикорм. Никакой стружки. Сейчас принесу водку.
Бабушка пошла в дом, а Кардан в это время достал спрятанный мешок со стружкой, а мешок с комбикормом положил на его место. Бабушка вышла с литром водки. Сделка состоялась. Через мгновение он вернулся назад, забрал мешок с комбикормом, погрузил его на велосипед и поехал домой.
 
           Вечером все соседи слышали проклятия, сыпавшиеся на Кардана, им не было конца и края. Изнемогшая, наконец, бабушка от беспрерывного ругательства, пнула мешок ногой и прошептала: «Вот, гад!»

28


Рецензии
Очень тепло описали старушек! Я очень люблю деревню, бывала в гостях у знакомых в Ровенской области. Народ добрый и отзывчивый в селах. А природа чудесная, запах сена пьянит и чарует. Вечером темно, только месяц и звезды гуляют по небу...
*
Ну, и гад! - этот Кардан, так издеваться над бедными бабушками.
С теплом
и*))

Валентина Егорова   18.03.2016 01:02     Заявить о нарушении
Валентина, в конце книги его ждет такое же возмездие.

Белоусов Андрей Викторович   18.03.2016 09:37   Заявить о нарушении